Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июля 2014 в 17:14, контрольная работа
Экономическая теория изучает экономическое поведение людей, т.е. какие действия, которые связаны с производством, распределением, обменом и потреблением материальных и нематериальных благ. Предметом экономической теории является эффективное использование ограниченных ресурсов с целью максимального удовлетворения материальных потребностей людей. Экономическая теория тесно связана с другими науками (философия, история, статистика, математика и т.д.)
Общими же мерами по регулированию (сокращению) дефицита госбюджета являются:
Крайне редко при составлении бюджета складывается противоположное дефициту бюджета состояние - его профицит, т. е. превышение доходов над расходами.
Если в стране в течение ряда лет бюджет дефицитен, то первый шаг по его регулированию - создание бюджетного профицита или выработка возможностей по сокращению многолетнего дефицита.
Следует обратить особое внимание на понятие "первичный профицит". Это понятие используется при оценке возможностей сокращения государственного долга.
Первичный профицит означает, что доходы бюджета за вычетом привлеченных займов должны превышать расходы, уменьшенные на величину обслуживания государственного долга (проценты и погашение основной суммы).
Первичный профицит показывает, что часть доходов бюджета идет на погашение государственного долга (т. е. бюджетные доходы минус займы больше бюджетных расходов минус выплаты по государственному долгу).
Реально это означает следующее:
ДБ - К > РБ - ОГД, где:
В случае бюджетного профицита при составлении бюджета согласно статьи 88 Бюджетного кодекса РФ следует:
Источниками финансирования дефицита федерального бюджета являются:1. Внутренние источники, а именно:
2. Внешние источники следующих видов:
Кредиты Банка России, а также приобретение Банком России долговых обязательств Российской Федерации при их первичном размещении не могут быть источниками финансирования дефицита бюджета. Это означало бы, что дефицит финансируется за счет денежной эмиссии.
Налоги – это обязательные платежи, взимаемые государством с физических и юридических лиц.
С помощью налогов формируются финансовые средства государственного денежного фонда (фиск от лат. fisus – государственная казна). Налоги выступают главным инструментом экономической политики государства. Она заключается в том, что маневрируя налоговыми ставками, льготными и санкциями государство стимулирует развитие технического прогресса, инвестиций.
С помощью налоговой системы государство перераспределяет национальный доход тех или иных групп населения.
Впервые принципы налогообложения были сформулированы А.Смитом и они сводились к следующему:
1. Равномерность, т.е. равномерность
налоговых изъятий, единство требований
государства к
2. Определенность, означающая четкость, ясность, стабильность основных характеристик налоговой системы, их неизменность.
3. Простота и удобство, понимаемые в прямом смысле этих слов.
4. Неотягощенность, т.е. умеренность налогов, относительно невысокий уровень налоговых сумм, оплата которых не ложится тяжким бременем на налогоплательщиков.
Совокупность взимаемых в государстве налогов и других платежей (сборов, пошлин) образуют налоговую систему. Это понятие охватывает также и свод законов, регулирующих порядок и правила налогообложения, а также структуру и функции государственных налоговых органов. Это также налоговая инспекция и налоговая полиция.
Налоги и сборы классифицируются по различным признакам:
1. По способу изъятия различают два вида налогов:
2. По воздействию налоги подразделяются на:
3. По назначению различают:
Основные виды налогов применяемых в России:
1. Подоходный налог с физических лиц взимается в зависимости от денежного дохода граждан, представляет основной налог, которым облагается население.
2. Налог с продаж (налог с оборота) уплачивается с полного объема выручки от продажи товара. Это косвенный налог, ибо выручка не образует чистый доход производителя и продавца товара.
3. Налог на добавленную стоимость (НДС) взимается с добавленной стоимости, представляющей разницу между денежной выручкой от продажи продукции предприятий и суммой издержек на сырье, материалы, полуфабрикаты.
4. Акциз – это косвенный налог, взимаемый с величины стоимости отдельных видов товаров и включаемый в их цену. Это ювелирные изделия, предметы роскоши, вино-водочные и табачные изделия.
5. Налог на прибыль предприятий относится к числу самых распространенных во всем мире доходов изымаемых в виде доли от валовой прибыли предприятия.
Наряду с налогами в государственную казну поступают и другие денежные взносы, которые называются платежами, отчислениями. К числу платежей относятся плата за пользование земельными участками, природными ресурсами, арендная плата, отчисления в пенсионный фонд и другие фонды.
В настоящее время на территории России собирается свыше 50 видов налогов и сборов. Всю совокупность их условно делят на три группы: федеральные; республиканские, краевые и областей, автономных образований; местные.
48. Функции налогов: фискальная, перераспределительная, регулирующая. Кривая Лаффера. Характеристика обязательных элементов налогов.
В настоящее время налоги выполняют три основные функции:
1. Финансовая функция налогов
– главная, основная. Ее сущность
в том, что с помощью налогов
формируются финансовые
2. Регулирующая функция состоит в том, что налоги выступают главным инструментом экономической политики государства. Она заключается в том, что маневрируя налоговыми ставками, льготными и санкциями государство стимулирует развитие технического прогресса, инвестиций.
3. Распределительная функция заключается в том, что налоги выступают в руках государства важнейшим инструментом распределения и перераспределения результатов воспроизводства на микро- так и на макроуровне. Проявляется в том, что с помощью налоговой системы государство перераспределяет национальный доход тех или иных групп населения.
Фискальная политика - целенаправленное манипулирование государственными расходами и налоговыми поступлениями для обеспечения полной занятости, стабильности цен и экономического роста.
Кривая Лаффера
Повышение налоговых ставок до определенного момента будет вести к увеличению собранных налогов. Дальнейший рост налогов подрывает стимулы к производственной деятельности (так как большая часть дохода должна быть перечислена в государственный бюджет), тормозит рост научно-технического прогресса, замедляет экономический рост и ведет к уменьшению поступлений налогов в бюджет.
Данная зависимость выражается в Кривой Лаффера.
На уровне размер налоговых ставок оптимален и обеспечивает наибольшее поступление денежных средств в бюджет.
Налоговые поступления возрастают в периоды экономического подъема и сокращаются в периоды спада.
А трансфертные платежи, напротив, сокращаются в периоды экономического роста и увеличиваются в периоды спада.
Налог считается установленным, если определены субъекты (налогоплательщики) и элементы.
Обязательные элементы налога:
В классической (и неоклассической) модели экономического равновесия рассматривается прежде всего взаимосвязь сбережений и инвестиций на макроуровне. Прирост доходов стимулирует увеличение сбережений; превращение сбережений в инвестиции увеличивает объемы производства и занятости. В итоге вновь возрастают доходы, а вместе с тем и сбережения, и инвестиции. Соответствие между совокупным спросом (AD) и совокупным предложением (AS) обеспечивается через гибкие цены, механизм свободного ценообразования. Согласно классикам, цена не только регулирует распределение ресурсов, но и обеспечивает «развязку» неравновесных (критических) ситуаций.
Согласно классической теории, на каждом рынке имеется одна ключевая переменная (цена Р, процент r, заработная плата ), обеспечивающая равновесность рынка.
Равновесие на рынке товаров (через спрос и предложение инвестиций) определяет норма процента. На денежном рынке в качестве определяющей переменной выступает уровень цен. Соответствие между спросом и предложением на рынке труда регулирует величина реальной заработной платы.
Классики не видели особой проблемы в превращении сбережений домохозяйств в инвестиционные расходы фирм. Государственное вмешательство они считали излишним. Но между отложенными расходами (сбережениями) одних и использованием этих средств другими может возникнуть (и возникает) разрыв. Если часть доходов откладывается в форме сбережений, значит она не потребляется. Но чтобы потребление росло, сбережения не должны лежать без движения; они должны трансформироваться в инвестиции.
Если этого не происходит, то тормозится рост валового продукта, значит, снижаются доходы, ужимается спрос.
Картина взаимодействия между сбережениями и инвестициями не столь проста и однозначна. Сбережения нарушают макроравновесие между совокупным спросом и совокупным предложением. Расчет на механизм конкуренции и гибкие цены при определенных условиях не срабатывает.
В результате, если инвестиции больше сбережений, возникает опасность инфляции. Если же инвестиции отстают от сбережений, то тормозится прирост валового продукта.
Основные, наиболее важные направления деятельности государства проявляются в его функциях. В функциях государства выражается его сущность, та роль, которую государство играет в основных направлениях общественного развития и удовлетворения потребностей граждан, функции нашего государства реализуются в основных направлениях деятельности внутри страны и на международной арене.
К внутренним функциям государства относятся: