Содержание понятий экономическая наука. Предмет, методы и функции экономической науки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июля 2014 в 17:14, контрольная работа

Краткое описание

Экономическая теория изучает экономическое поведение людей, т.е. какие действия, которые связаны с производством, распределением, обменом и потреблением материальных и нематериальных благ. Предметом экономической теории является эффективное использование ограниченных ресурсов с целью максимального удовлетворения материальных потребностей людей. Экономическая теория тесно связана с другими науками (философия, история, статистика, математика и т.д.)

Вложенные файлы: 1 файл

ответы на экз. вопросы по экономике.doc

— 1.01 Мб (Скачать файл)

- является ли данное благо предметом роскоши или первой необходимости. Для первого блага эластичность выше, чем для последнего;

- от консерватизма спроса. При увеличении дохода потребитель не сразу переходит на потребление более дорогих благ.

В силу того, что рост дохода увеличивает возможности совершения покупок, спрос на большинство товаров с увеличением доходов возрастает, т.е. эластичность спроса по доходу является положительной. Если при этом коэффициент эластичности по абсолютному значению крайне мал (0<Е<1), то речь идет о товарах первой необходимости. Если же - достаточно велик (Е>1), то о предметах роскоши.

Для товаров низкого качества, т.е. "относительно худших", эластичность спроса по доходу будет величиной отрицательной (Е<0).

Коэффициент перекрестной эластичности характеризует степень изменения спроса на один товар при изменении цены другого товара на 1%.

В зависимости от характера взаимосвязи анализируемых товаров коэффицент может быть положительным, отрицательным или равен нулю:

  • Если E > 0, то товары являются взаимозаменяющими (например масло и маргарин). Повышение цены на один товар ведет к увеличению спроса на другой, его заменяющий.
  • Если E < 0, то товары считаются взаимодополняющими (например джин и тоник). Повышение цены на один товар ведет к сокращению спроса на другой.
  • Если E = 0, то товары считаются независимыми друг от друга и повышение или понижение цены на один товар не оказывает практически никакого влияния на величину спроса на второй товар.

Основным фактором, определяющим перекрестную эластичность различных товаров, являются потребительские свойства различных благ, их способность замещать или дополнять друг друга в потреблении. Перекрестная эластичность может иметь ассиметричных характер, когда один товар строго зависит от другого. Например: рынок компьютеров и рынок ковриков для мышек. Сокращение цены на компьютеры вызывает рост спроса на рынке ковриков, но если снизится цена на коврики, то это не окажет никакого влияния на величину спроса на ПК.

 

    1. Закон предложения и его кривые на графике. Эластичность предложения, ее главные факторы.

Предложение - это совокупность товаров и услуг, которые находятся на рынке, и которые продавцы готовы продать покупателю по данной цене.

Величина предложения - это количество товаров и услуг, которое продавцы готовы продать в данное время, в данном месте и при данных ценах, но величина предложения не всегда совпадает с объемом производства и объемом продаж на рынке.

Предложение исследуется по трем временным интервалам:

  • Краткосрочный - до 1 года
  • Среднесрочный - от 1 года до 5 лет
  • Долгосрочный - более 5 лет

Объемом предложения называют количество какого-либо товара, который желает продать на рынке отдельный продавец или группа продавцов в единицу времени при определенных экономических условиях

Функция предложения от цены характеризует зависимость объема предложения товара от его денежного эквивалента

Кривая предложения показывает, какое количество продукции готовы продать производители по разным ценам в данный момент времени.

Как и при рассмотрении спроса, не следует смешивать изменения объема предложения и изменения предложения:

  1. Изменение объема предложения наблюдается при изменении цены рассматриваемого товара и неизменных прочих факторов рыночной конъюнктуры и предполагает движение вдоль кривой предложения (стрелка №1)
  2. Изменение предложения, напротив, означает изменение всей функции предложения за счет изменения каких-либо неценовых факторов при неизменной цене на анализируемый товар (стрелка №2)

  • Q - кол-во продукции, которое готов предложить производитель
  • S - предложение

Закон предложения - объем предложения товара увеличивается при росте цены и уменьшается при ее снижении.

Степень изменения объема предложения в зависимости от изменения цены характеризует эластичность предложения по цене. Мерой этого изменения является коэффициент эластичности предложения, рассчитываемый как отношение объема предложения к росту цен.

ΔS - изменение величины предложения; ΔP - изменение рыночной цены на товар;

Факторы определяющие эластичность предложения

Основными факторами, определяющими эластичность предложения являются:

  1. период времени (мгновенной, краткосрочный, долгосрочный)
  • для мгновенного периода предложение неэластично;
  • для краткосрочного периода производитель может в определенных пределах адаптировать к изменяющейся цене;
  • для долгосрочного периода предложение эластично;

2. специфика производства (минимальный  объем затрат на расширение производства);

3. возможности хранения изготовленной  продукции;

4. максимально возможный объем  производства при полной загрузке  мощностей.

Изучение эластичности предложения является необходимым условием исследования относительного изменения предложения в соответствии с относительным изменением рыночной цены.

Если предлагаемое количество товара остается неизменным для перепродажи по любой цене, то имеет место неэластичное предложение. Когда же небольшое изменение цены вызывает сокращение предложения до нуля, а небольшое увеличение цены обуславливает увеличение предложения то данная ситуация характеризует абсолютно эластичное предложение.

Таким образом эластичность предложения изменяется под воздействием технического прогресса, изменения качественного и количественного состава используемых ресурсов, усиления ограниченности ресурсов применяемых при производстве того или иного товара, что ведет к уменьшению значения эластичности предложения.

 

    1. Рыночное равновесие. Механизм рыночного регулирования несбалансированности спроса и предложения.

 Рыночное равновесие - такое состояние экономики, когда количество товара, на который есть устойчивый спрос при определенной цене, равно количеству товара предлагаемого к реализации по востребованной цене.

Часть экономического пространства, в которой находятся интересы продавцов и покупателей, называется экономической областью. В привычной жизни купля-продажа товаров может проходить совершенно по разным ценам, ограниченным верхним пределом цены спроса и нижним пределом цены предложения. Цена такой реальной сделки обуславливается рядом факторов: соотношением сил (монополия или монопсония); нерациональностью поведения из-за отсутствия опыта или плохой информированности участников сделок.

В чем состоят особенности и механизм рыночного регулирования национальной экономики?

1. Рынок имеет в качестве непосредственных  объектов регулирования два макроэкономических явления: макроспрос и макропредложение.

Макроэкономический спрос - это сумма денег, которую члены общества готовы истратить на покупку товаров и услуг, чтобы удовлетворить все потребности. Объем совокупного спроса зависит от следующих факторов:

• уровня цен;

• доходов населения;

• распределения доходов на потребление (текущий спрос) и накопление (спрос, отложенный на будущее);

• налогов (части доходов, отданных государству);

• государственных закупок (спроса государства);

• предложения денег со стороны кредитных учреждений.

Макроэкономическое предложение представляет собой сумму цен товаров и услуг, которые их производители и торговые посредники реализуют всем покупателям. Объем совокупного предложения определяется следующими факторами:

• уровнем рыночных цен;

• имеющимся объемом производства в стране;

• уровнем издержек производства продукции (ее себестоимостью);

• коммерческой выгодой ее выпуска.

2. В начальный период регулирования  хозяйства в национальной экономике  количественно преобладал сектор  микроэкономики (домашние хозяйства и малое предпринимательство). В этот период имели место следующие особенности рыночного регулирования. Во-первых, участники экономической деятельности обладали полной хозяйственной самостоятельностью, а государство не вмешивалось в рыночную экономику. Во-вторых, участники рынка не имели прямых ориентиров (направлений своей деятельности) в отношении вопросов: что надо производить и продавать, для кого это делать и сколько потребуется иметь для продажи товаров? Поэтому рыночные связи продавцов и покупателей складывались стихийно и словно вслепую.

3. Важным элементом стихийного  рыночного регулирования служило  общественное разделение труда. Дело в том, что, с одной стороны, частный товаропроизводитель создавал  и продавал полезные вещи ради собственного интереса- получения личного дохода. Но, с другой стороны, разделение труда поставило его в определенные рамки: он создавал товары не для себя, а для других людей. Поэтому он был заинтересован в рыночном спросе покупателей.

Иначе говоря, он был вынужден работать для удовлетворения какой-то определенной общественной потребности.

4. Главным механизмом рыночного  регулирования являются господствующие  цены товаров, динамика которых  подчиняется известным нам законам  рынка. Именно они указывают направления деятельности участников сделок купли-продажи товаров. Цены ориентируют производителей и продавцов: что, для кого и сколько создавать и продавать товаров определенного вида.

Стало быть, сам рынок имеет внутренний механизм саморегулирования. Это регулирующая роль рыночных цен. Как известно, в микроэкономике частные собственники вынуждены продавать и покупать товары и услуги по господствующим рыночным ценам, подчиняя им свои индивидуальные цены

Рыночные цены выполняют три функции механизма саморегулирования:

а) информационную функцию: цены сигнализируют, как изменяются рыночные цены;

б) стимулирующую функцию: цены побуждают продавать наиболее прибыльные товары;

в) распределительную функцию: цены указывают, в какие отрасли хозяйства выгоднее направлять движение капиталов.

 

    1. Потребительский выбор. Совокупная и предельная полезность товара. Кардиналистская и ординалистская теория предельной полезности. Правило максимизации полезности.

Потребительский выбор - решение потребителя о приобретении или каком-либо способе потребления некоторого блага (товара или услуги). Многие экономисты не разделяют понятий П. в. и предпочтения, поскольку полагают, что фактическое решение потребителя однозначно выявляет и его предпочтение. Иначе говоря, что мы предпочитаем, то реально и выбираем, делая свои приобретения. Однако это неверно, напр., в условиях дефицита тех или иных товаров: потребительский выбор, вынужденный тем, что предпочитаемый товар невозможно купить, не выявляет истинного предпочтения.

Полезность - понятие сугубо индивидуальное: полезное для одного субъекта может быть бесполезно для другого. Полезность зависит от потребительских свойств благ и от самого процесса потребления, от того, кто и как удовлетворяет свои потребности. Сама полезность меняется с увеличением или уменьшением конкретного блага. В первом случае она убывает, во втором - увеличивается.

Различают общую (совокупную) и предельную полезность.

Общая (совокупная) полезность - это удовлетворение, которое получают потребители от потребления конкретного набора благ.

Предельная полезность - это приращение степени удовлетворения (полезности) при потреблении или использовании дополнительной единицы блага за определенный период времени. Предельной полезностью называют полезность, равную приращению, увеличению общей полезности вследствие покупки дополнительной единицы данного блага.

Таким образом, совокупная полезность данного количества одноименного товара равна сумме предельных полезностей всех единиц этого товара.

Прослеживается и такая взаимосвязь совокупной и предельной полезности: предельная полезность есть отношение изменения совокупной полезности к изменению потребляемого количества продукта:

МU = ∆ТU/∆Q.

Закон убывающей предельной полезности может быть представлен с помощью следующей таблицы.

Q

1

2

3

4

5

TU

4

7

9

10

10

MU

4

3

2

1

0

Информация о работе Содержание понятий экономическая наука. Предмет, методы и функции экономической науки