Содержание социальной ориентации смешанной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2012 в 15:04, контрольная работа

Краткое описание

Введение.
Современный этап общественного развития характеризуется качественными сдвигами в экономике, что предъявляет более высокие требования к системе управления. В условиях развития рыночных отношений эффективно управлять организацией или её подразделениями значительно сложнее, чем в централизованной административно-командной системе. Это связано не только с расширением самостоятельности, но и с необходимостью гибкой адаптации к изменениям, когда возникают новые цели и задачи, создаются новые предприятия, изменяются формы собственности, возникают новые хозяйственные связи.Рыночная система — это сложный механизм, который через систему цен и

Содержание

План:
1.Теоритическое задание.
Исходные проблемы социальной ориентации смешанной экономики.
Социальная ориентация и социальная ответственность.
Радикальный характер социальных преобразований в РБ.
Практическое задание.

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная работа милена.docx

— 54.40 Кб (Скачать файл)

Современный мир живет в условиях острых социальных проблем и в  этой связи особенно значима социальная ответственность бизнеса – предприятий  и организаций, связанных с разработкой, изготовлением и поставкой продукции  и услуг, торговлей, финансами, поскольку  они обладают основными финансовыми  и материальными ресурсами, позволяющими вести работу для решения стоящих  перед миром социальных проблем. Понимание лидерами бизнеса своего ключевого значения и ведущей  роли в такой работе привело к  рождению в конце 20-го века понятия  «корпоративной социальной ответственности», которое стало важнейшей частью понятия об устойчивом развитии не только бизнеса, но и человечества в  целом.

В мировой практике существует устоявшееся  понимание, что такое  социальная ответственность. Организации, которые  оперируют в этой области, определяют данное понятие по-разному.

«Бизнес для социальной ответственности»:  социальная ответственность означает достижение коммерческого успеха путями, которые ценят этические принципы и уважают людей, сообщества и  окружающую среду.

«Международный форум бизнесс-лидеров»: социальная ответственность понимается как продвижение практик ответственного бизнеса, которые приносят пользу бизнесу  и обществу и способствуют социальному, экономическому и экологически устойчивому  развитию путем максимизации позитивного  влияния бизнеса на общество и  минимизации негативного.

«Мировой совет бизнеса для  устойчивого развития»: определяет  социальную ответственность как  обязательство бизнеса вносить  вклад в устойчивое экономическое  развитие, трудовые отношения с работниками, их семьями, местным сообществом  и обществом в целом для  улучшения их качества жизни.

Социальная ответственность бизнеса  носит многоуровневый характер.

Базовый уровень предполагает выполнение следующих обязательств: своевременная  оплата налогов, выплата заработной платы, по возможности — предоставление новых рабочих мест (расширение рабочего штата).

Второй уровень предполагает обеспечение  работников адекватными условиями  не только работы, но и жизни: повышение  уровня квалификации работников, профилактическое лечение, строительство жилья, развитие социальной сферы. Такой тип ответственности  условно назван «корпоративной ответственностью».

Третий, высший уровень ответственности, по мнению участников диалога, предполагает благотворительную деятельность.

К внутренней социальной ответственности  бизнеса можно отнести:

Безопасность труда.

Стабильность заработной платы.

Поддержание социально значимой заработной платы.

Дополнительное медицинское и  социальное страхование сотрудников.

Развитие человеческих ресурсов через  обучающие программы и программы  подготовки и повышения квалификации.

Оказание помощи работникам в критических ситуациях.

К внешней социальной ответственности бизнеса можно отнести:

Спонсорство и корпоративная благотворительность.

Содействие охране окружающей среды.

Взаимодействие с местным сообществом и местной властью.

Готовность участвовать в кризисных ситуациях.

Ответственность перед потребителями  товаров и услуг (выпуск качественных товаров).

Мотивы социальной ответственности  бизнеса:

Развитие собственного персонала  позволяет не только избежать текучести  кадров, но и привлекать лучших специалистов на рынке.

Рост производительности труда в компании.

Улучшение имиджа компании, рост репутации.

Реклама товара или услуги.

Освещение деятельности компании в СМИ.

Стабильность и устойчивость развития компании в долгосрочной перспективе.

Возможность привлечения инвестиционного  капитала для социально-ответственных  компаний выше, чем для других компаний.

Сохранение социальной стабильности в обществе в целом.

Налоговые льготы.

Направления деятельности, виды социальных программ.

Управление корпоративными социальными программами состоит из этапов:

- Определение приоритетов социальной политики компании;

- Создание специальной структуры  управления социальными программами;

- Проведение программ обучения  в области социальной ответственности;

- Реализация социальных программ компании;

- Оценка и доведение до сведения  заинтересованных сторон результатов социальных программ компании.

1.3 Радикальный характер социальных преобразований в РБ.

Зарубежный опыт .Изучение мирового опыта имеет безусловное значение и для Республики Беларусь. За последние годы страна значительно продвинулась по пути перехода к рыночным отношениям. Однако имеющиеся элементы рынка не представляют системы, так как нет еще надлежащей институционально-законодательной среды, позволяющей иметь социальную и устойчивую экономику. Поэтому экономике страны предстоит еще глубокая трансформация, в ходе которой должны сформироваться современные институты и связи, характерные для социальной рыночной экономики.

Первым уроком, который можно  извлечь из функционирования западной социальной рыночной экономики для  Беларуси, является опыт формирования отношений между государством и  рынком. В стране за годы реформ еще  не возникло эффективных механизмов взаимодействия и разграничения  функций между рынком и государством.

Второй урок из опыта социальной рыночной системы для переходной экономики Беларуси состоит в  необходимости развития конкуренции. Конкуренция делает потребителя  хозяином на рынке товаров и услуг. Создание условий для конкурентной среды - одно из проявлений усиления роли государства в экономике. Это  усиление не только не входит в противоречие с рыночными принципами, но и прямо  вытекает из них.

Наконец, третий урок социального  рыночного хозяйства - это механизм социального саморегулирования  через институты социального  партнерства. Хотя идея социального  партнерства довольно необычна для  воплощения в жизнь благодаря  глубоко укоренившимся в социальной практике и сознании патерналистским  стереотипам. Формально государственный  патернализм на деле оборачивается  сотрудничеством на уровне хозяйственных  единиц между работниками и администрацией предприятий, то есть несет в себе зародыш партнерских отношений  между работниками и работодателями.

Вместе с тем западноевропейский опыт развития социального рыночного  хозяйства не должен стать предметом  идеологического увлечения. Есть две  крайности, от которых нужно уберечься  в процессе формирования социально  ориентированной рыночной экономики  в Беларуси: во-первых, изобретения  «своей» модели, полагая, что в  мире нет ничего подобного, во-вторых, попыток слепого заимствования  западных моделей экономики.

В основных направлениях социально-экономического развития Республики Беларусь на 1996-2000 годы  и Национальной стратегии  устойчивого развития Республики Беларусь определены концептуальные теоретические основы социальной рыночной экономики.

Социально ориентированная рыночная экономика - это высокоэффективная  открытая экономика с развитым предпринимательством и рыночной инфраструктурой, действенным  государственным регулированием доходов, заинтересовывающим предпринимателей в расширении и совершенствовании  производства, а наемных работников - в высокопроизводительном труде. Она  гарантирует высокий уровень  благосостояния добросовестно работающим членам общества; достойное социальное обеспечение - нетрудоспособным (престарелым, инвалидам, женщинам, находящимся в  отпусках по уходу за детьми); эффективную  охрану жизни, здоровья, прав и свобод - всем гражданам.

Такая экономика базируется на принципах  конституционных гарантий личных прав и свобод граждан, свободы и ответственности  предпринимательства, выбора профессии  и места работы, равенства всех форм собственности, гарантии ее неприкосновенности и использования в интересах  личности и общества, обеспечения  взаимоувязки благосостояния работника  и результатов его труда, социальной защиты нетрудоспособных и других социально  незащищенных слоев населения, социального  партнерства между государством, профсоюзами и союзами нанимателей.

Основную роль субъекта, направляющего  и регулирующего переход к  новому экономическому строю в Республике Беларусь, берет на себя государство. Оно определяет правовое поле, политико-административные условия, экономическую политику, включая  развитие государственной и частной  собственности, создание конкурентных условий, а также инновационную, структурно-инвестиционную, бюджетно-налоговую, денежно-кредитную, ценовую и кадровую политику.

В процессе перехода к социально  ориентированной рыночной экономике  должны произойти изменения не только в соотношении экономических и административных методов управления, но и в самом экономическом механизме, включая и усиление механизма межгосударственного регулирования.

Для эффективного развития страны недостаточно создать необходимые экономические  и технико-технологические условия. Требуется активное участие государства  в качестве партнера в реализации субъектами хозяйствования этих условий, так как общественное благосостояние не может быть достигнуто лишь с  помощью механизмов рыночной системы  с ее изъянами в области распределения  ресурсов при решении социальных и экологических проблем и  безопасного развития страны.

Стратегией трансформации государства  на перспективу должно стать усиление его роли в поддержании экономического и социального благосостояния; сочетание  и гармонизация различных механизмов рыночного, государственного и общественного  регулирования для обеспечения  стабильного развития на основе надежных гарантий в исполнении законов, партнерства, активного участия граждан в  формировании государственной политики через различные общественные группы и государственные институты.

Для реализации этого стратегического  направления следует уточнить круг выполняемых государством функций  по:

-                     обеспечению устойчивого роста  уровня жизни населения, особо  важных экономических и социальных  потребностей общества;

-                     обеспечению гарантий прав и  свобод личности, прав собственника  и субъекта хозяйствования;

-                     созданию условий для устойчивого  социально-экономического развития  и роста эффективности реального  сектора экономики на основе  формирования устойчивой макроэкономической  ситуации;

-                     поддержке инноваций и инвестиционных  проектов, обеспечивающих повышение  уровня конкурентоспособности экономики  республики;

-                     проведению активной внешнеэкономической  политики, направленной на развитие  многовекторных интеграционных  связей со странами ближнего  и дальнего зарубежья;

 

-                     созданию необходимых условий  для оздоровления населения, повышения  уровня его образования и культуры  на основе приоритетного развития  здравоохранения, образования, культуры, спорта и туризма;

-                     поддержке социально незащищенных  групп населения;

-                     охране окружающей среды и  улучшению экологической ситуации;

-                     обеспечению национальной безопасности  страны.

 

Таким образом, социально ориентированная  рыночная экономика должна сочетать: условия для развития конкурентной экономики и элементы экономического регулирования рынка государством; сильную государственную политику, направленную на повышение эффективности  экономики и обеспечение социальной справедливости в обществе; неприкосновенность и поддержку частной собственности, и обеспечение ее сосуществования  с эффективным государственным  сектором экономики. Основными средствами реализации приоритетов и задач социально-экономического развития Республики Беларусь до 2005 г. должны быть:

-                     развитие разных форм собственности  и хозяйствования, обеспечение их  экономической свободы и равноправности;

-                     финансовое оздоровление экономики,  улучшение состояния платежного  баланса и увеличение валютных  резервов, преодоление инфляционных  процессов на основе проведения  гибкой бюджетно-налоговой и денежно-кредитной  политики, постепенного отхода от  затратной модели ценообразования;

-                     активизация структурной перестройки  экономики на основе ускоренного  развития наукоемких, ресурсосберегающих  отраслей и производств, а также  развития сферы услуг;

-                     обеспечение производства конкурентоспособной  и социально значимой продукции  на основе ускорения структурных  преобразований, реструктуризации  предприятий, качественного обновления  основных фондов и государственной  поддержки инновационной и инвестиционной  деятельности;

-                     внедрение эффективного механизма  инвестирования в экономику, включая  увеличение объемов прямых иностранных  инвестиций и кредитов, новую  амортизационную политику, концентрацию  ресурсов на приоритетных направлениях  социально-экономического развития  страны;

-                     ускоренное развитие институтов  внебюджетного финансирования жилищного строительства (системы строй сбережений, строй накоплений, ипотечного кредитования);

Информация о работе Содержание социальной ориентации смешанной экономики