Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2012 в 15:04, контрольная работа
Введение.
Современный этап общественного развития характеризуется качественными сдвигами в экономике, что предъявляет более высокие требования к системе управления. В условиях развития рыночных отношений эффективно управлять организацией или её подразделениями значительно сложнее, чем в централизованной административно-командной системе. Это связано не только с расширением самостоятельности, но и с необходимостью гибкой адаптации к изменениям, когда возникают новые цели и задачи, создаются новые предприятия, изменяются формы собственности, возникают новые хозяйственные связи.Рыночная система — это сложный механизм, который через систему цен и
План:
1.Теоритическое задание.
Исходные проблемы социальной ориентации смешанной экономики.
Социальная ориентация и социальная ответственность.
Радикальный характер социальных преобразований в РБ.
Практическое задание.
-
расширение государственной
-
превращение национального
В итоге вырисовываются следующие контуры формирования модели социально-экономического развития Республики Беларусь.
Во-первых, эта модель должна быть
социально ориентированной
Во-вторых, она должна предусматривать,
с одной стороны, развитие частного
сектора экономики, а с другой
— существование
В-третьих, в ближайшем будущем экономика Республики Беларусь не может быть ничем иным, кроме как экономикой, управление которой будет представлять единство государственного регулирования экономических процессов и рыночного саморегулирования. Причем ослабление и сужение сферы макро регулирования должно происходить только по мере становления и нарастания рыночного саморегулирования в его цивилизованных формах.
В-четвертых, усиление рыночной ориентации
и рыночных тенденций в сфере
экономики должно происходить в
сочетании с аналогичным
Основной упор модернизации должен быть на материальное производство, так как новые направления научно-технического прогресса формируются на материально-технической основе. Эффективным представляется их масштабное внедрение. Внедрение новых технологий и обеспечиваемый ими рост производительности и эффективности позволяют
достичь конкурентоспособности производства отечественных товаров и услуг, которые соответствуют требованиям мировых рынков. Повышение эффективности производства понимается как совершенствование структурной и институциональной основ экономики. Достигнута положительная динамика производства промышленной продукции и потребительских товаров, а также денежных доходов населения, что способствовало расширению потребительского спроса, росту объемов платных услуг и розничного товарооборота. Наблюдалась тенденция увеличения экспорта, стабилизации положения на внутреннем рынке, улучшения системы социальной защиты населения .
Имеются положительные изменения в денежно-кредитной сфере и на валютном рынке. Однако анализ социально-экономического развития страны выявил и ряд отрицательных тенденций, среди которых следует особо выделить преимущественно экстенсивный путь развития экономики при сохранении структурных диспропорций в нерыночном секторе экономики и неэффективных падению его эффективности и ухудшению качественных характеристик социальных показателей.
Сравнительный анализ экономических показателей свидетельствует об
ухудшении в последнее время положения Беларуси относительно состояния экономик ее партнеров по СНГ. Высокий уровень инфляции в существенной мере повышает налоговую нагрузку на предприятия и не позволяет на всех уровнях управления принимать эффективные решения.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
РАЗВИТИЯ БЕЛАРУСИ
Прежде чем говорить о белорусской модели,
как и о другой любой национальной
модели, следует рассмотреть этот
вопрос в более широкой
экономических систем, в рамках которых реализуются различные модели экономического развития.Данному вопросу в отечественной экономической
науке традиционно уделяется много внимания. Как известно, под экономической системой понимается совокупность всех экономических процессов (производство, распределение, обмен, потребление),
совершающихся в обществе на основе сложившихся в нем отношений собственности и хозяйственного механизма.
Принципиальные элементы, которые отличают типы экономических систем, следующие:
• социально-экономические отношения, базирующиеся на государственной (общественной) либо
частной собственности;
• организационно-правовые формы хозяйствен-
ной деятельности;
• хозяйственный механизм (рыночный или плановый) и соответствующие связи между предприятиями и организациями;
• система стимулов и мотиваций субъектов экономической системы.
Базируясь на этих определяющих критериях,
можно выделить два диаметрально противоположных типа экономических систем – рыночная и командно-административная (плановая), что является
отправной точкой для дальнейшего рассмотрения.
Конечно, любая экономика вбирает в себя элементы и того и другого типа (традиционный тип экономической системы во внимание принимать
не будем), поэтому симбиоз рыночного и планового механизмов координации реализуется в смешанном типе экономических систем, который присущ большинству современных экономик мира. Вопрос
заключается в другом: с какой исходной позиции, точки отсчета начинается формирование смешанного типа экономической системы и каким путем
это происходит − эволюционно или революционно? Ведь сам смешанный тип экономической системы может быть представлен либеральной моделью
с ориентацией на рыночные механизмы координации без активного директивного вмешательства со стороны государства и социально-ориентированной рыночной моделью с более активной позицией
государства в решении социальных вопросов и большей степенью ответственности перед обществом. Следовательно, либеральная экономическая модель базируется на минимизации государственной собственности и социальной функции, сокращении вмешательства государства в экономические процессы. Эта модель характерна для США, где роль государства сводится к обеспечению субъектов рыночных отношений правилами игры и контролю над их соблюдением и функционированием.
Модель социально-
активность государства в регулировании экономики и реализации социальной функции. Эта модель получила распространение в Германии и Cкандинавских странах.
Выделим важнейшие принципы социально-ориентированной рыночной модели − это:
• опора на законность, институт частной собственности и гарантии соблюдения прав для физических
и юридических лиц;
• создание условий для занятости и реализации
личного потенциала членов общества;
• ответственность государства за выработку и соблюдение правил поведения на рынке, за минимизацию негативных последствий рыночных сил (безработица, кризисы, инфляция, бедность);
• социальная защищенность граждан с учетом достигнутого уровня экономического развития;
• социальное партнерство между работодателями,
профсоюзами и государством.
Таким образом, экономическая модель развития базируется на системе данных базовых принципов организации социально-экономического
устройства конкретной страны и механизмов государственного регулирования. Причем национальная модель экономического развития может учитывать исторические и географические, этнические и
демографические, ценностные и религиозные особенности страны, но при сохранении принципов социально-ориентированного развития.
В Беларуси удалось смягчить негативные социальные последствия системного рыночного реформирования, защитить население, не достигнув предельной низкой точки конъюнктурного цикла по сравнению с другими странами. Но, возможно,текущий валютный кризис 2011 г. в Беларуси своими истоками уходит в недавнее прошлое, в которому словно можно выделить четыре этапа развития(по пятилеткам, начиная с 1991 г.), причем современный, четвертый этап с 2006 г. по настоящее время распадается на два периода: до и после мирового финансово-экономического кризиса 2008 г.
Помимо высоких темпов роста ВВП и инвестиций превозносились как достоинства экономической модели:
1) низкий уровень безработицы и отсутствие социальной напряженности;
2) планомерное развитие народного хозяйства (наличие пятилетних планов и программ);
3) контролируемый уровень инфляции и «стабильность» белорусского рубля до одноразовой девальвации на 20 % в январе 2009 г., которая, по мнению
ряда белорусских экономистов и банкиров, на тот
момент времени была необязательной;
4) ориентация на инновационный путь развития.
ОО белорусской модели стали говорить не толь-
ко как об инновационной, но и устойчивой модели социально-экономического развития даже с учетом негативных последствий кризиса 2008 г. Официальные статистические показатели свидетельствуют об устойчивости белорусской модели за2009/2010 гг. Возникает принципиальный вопрос: при всей устойчивости к негативным последствиям мирового финансово-экономического кризиса, в какой степе-
ни стабильной является белорусская модель и в ка-
ком направлении она будет развиваться с учетом болевых точек современной белорусской экономики?
Во-первых, это высокая зависимость от мировой экономики и международной конъюнктуры (внешне-торговый оборот страны составляет свыше 110% от
ВВП), с одной стороны, и промышленная структура белорусской экономики, в которой преобладает экспортная
продукция с высокой импортной составляющей, – с другой. Такая зависимость характерна для всех стран с малой открытой экономикой, к ним относится и Республика Беларусь, с невысокой емкостью внутреннего рынка и нехваткой ресурсов, которые необходимо на регулярной основе импортировать, чтобы производить экспортную продукцию.
Поэтому отказаться от экспортоориентированной
модели развития Беларусь в ближайшие годы не сможет, а любые колебания на внешнем рынке будут де-
стабилизировать белорусскую экономику, что и под-
твердил экономической кризис 2008 г., когда резко
упал спрос на экспортную белорусскую продукцию.
Во-вторых, это низкая конкурентоспособность
белорусских товаров на мировом рынке, что обуславливает хронический дефицит торгового баланса страны, который с 2005 г. по 2009 г. вырос в 10 раз и составил 7,3 млрд дол. при росте ВВП за аналогичный период в 2,1 раза.
В-третьих, недостаточное привлечение прямых иностранных инвестиций в реальный сектор экономики: 2008 г. – 2,28; 2009 г. – 4,82; 2010 г. – 5,57 млрд
дол. (586 дол. на душу населения), ведь сама по себе
высокая внешнеторговая квота не отражает реальную степень открытости белорусской экономики без притока прямых иностранных инвестиций и передовых технологий. Все это результат низких кредитных и инвестиционных рейтингов и высоких предпринимательских рисков в Беларуси.
В-четвертых, это резкий рост внешнего долга страны и возрастающая зависимость от внешних заимствований. Внешний долг за 2009 г. составил 7,891 млрд дол. (рост в 2,1 раза). На 1 января 2011 г. он достиг 28,512 млрд дол., или 52,2% ВВП. Валовой внешний долг Беларуси за 2010 г. увеличился на 6 млрд. 452 млн дол., или на 29,2%. Все это ухудшает долгосрочные
перспективы роста белорусской экономики.
В-пятых, в результате неэффективной экономической политики правительства и монетарной поли-
тики Национального банка в стране наступил валютный кризис. 23 мая 2011 г. произошла девальвация белорусского рубля на 56% относительно американского доллара и стал раскручиваться новый и самый сильный виток инфляции, что привело к резкому падению уровня жизни населения. Все это испытывает белорусскую социально-ориентированную модель на ее экономическую состоятельность.
С учетом мировой практики в данной конкретной ситуации предлагаются следующие традиционные краткосрочные меры решения проблем:
• дальнейшая умеренная девальвация белорусского рубля и активная «борьба» с инфляцией;
• внешние заимствования для выравнивания платежного баланса;
• ускоренная либерализация всех сфер экономической активности;
• реальная приватизация, прежде всего убыточных
предприятий.
Средне- и долгосрочные меры включают:
• реальное повышение
• структурные преобразования;
• развитие малого бизнеса;
• создание эффективной системы социальной защищенности.
Перспективы белорусской социально-ориентированной модели будут зависеть от баланса между
социальной защищенностью и повышением конкурентоспособности национальной экономики. Для этого потребуется, с одной стороны, качественно новая система социальной защиты и трудовой поли- тики, а с другой − активизация структурных реформ.
Для того чтобы белорусская экономическая модель получила новые импульсы дальнейшего развития, необходимо, во-первых, разработать стратегию привлечения и создания новых технологий для наращивания экспорта. В Беларуси до сих ощущается недостаток новых, привлеченных из-за рубежа, современных технологий, внедрение которых позволило бы существенно увеличить экспортный потенциал.
При этом внешние источники
изношенность основных фондов в промышленности довольно высока (65–70%), удельный вес новой продукции в общем объеме промышленного производства составляет незначительную величину − только
11–13%. В результате доля высокотехнологичной продукции в экспорте составляет всего 1,6% и, более того, она имела тенденцию к сокращению. К сожалению, государство не проводит целенаправленную
Информация о работе Содержание социальной ориентации смешанной экономики