Содержание социальной ориентации смешанной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2012 в 15:04, контрольная работа

Краткое описание

Введение.
Современный этап общественного развития характеризуется качественными сдвигами в экономике, что предъявляет более высокие требования к системе управления. В условиях развития рыночных отношений эффективно управлять организацией или её подразделениями значительно сложнее, чем в централизованной административно-командной системе. Это связано не только с расширением самостоятельности, но и с необходимостью гибкой адаптации к изменениям, когда возникают новые цели и задачи, создаются новые предприятия, изменяются формы собственности, возникают новые хозяйственные связи.Рыночная система — это сложный механизм, который через систему цен и

Содержание

План:
1.Теоритическое задание.
Исходные проблемы социальной ориентации смешанной экономики.
Социальная ориентация и социальная ответственность.
Радикальный характер социальных преобразований в РБ.
Практическое задание.

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная работа милена.docx

— 54.40 Кб (Скачать файл)

-                     расширение государственной поддержки  предпринимательства, малого и  среднего бизнеса, создание условий  для привлечения частного капитала;

-                     превращение национального рынка  в часть мирового хозяйства  на основе дальнейшей интеграции  Беларуси в систему международного  разделения труда, формирования  эффективных межгосударственных  холдингов и других интеграционных образований.

В итоге вырисовываются следующие  контуры формирования модели социально-экономического развития Республики Беларусь.

Во-первых, эта модель должна быть социально ориентированной смешанной  рыночной экономикой, которая гармонично сочетает антитоталитарный механизм социального  рыночного хозяйства и макроэкономическое регулирование.

Во-вторых, она должна предусматривать, с одной стороны, развитие частного сектора экономики, а с другой — существование государственного. При этом преобладание государственного сектора не должно означать каких-либо особых для него льгот, преимуществ  или исключительных прав. Вместе с  тем курс на скорейшее становление  частного сектора не должен означать искусственный и форсированный  раздел государственных предприятий, их немедленную передачу в частные  руки. Главными критериями здесь должны быть экономическая и социальная эффективность.

В-третьих, в ближайшем будущем  экономика Республики Беларусь не может  быть ничем иным, кроме как экономикой, управление которой будет представлять единство государственного регулирования  экономических процессов и рыночного саморегулирования. Причем ослабление и сужение сферы макро регулирования должно происходить только по мере становления и нарастания рыночного саморегулирования в его цивилизованных формах.

В-четвертых, усиление рыночной ориентации и рыночных тенденций в сфере  экономики должно происходить в  сочетании с аналогичным усилением  роли государства в социальной сфере.

Основной упор модернизации должен быть на материальное производство, так как новые направления научно-технического прогресса формируются на материально-технической основе. Эффективным представляется их масштабное внедрение. Внедрение новых технологий и обеспечиваемый ими рост производительности и эффективности позволяют

достичь конкурентоспособности производства отечественных товаров и услуг, которые соответствуют требованиям мировых рынков. Повышение эффективности производства понимается как совершенствование структурной и институциональной основ экономики.  Достигнута   положительная   динамика   производства промышленной продукции и потребительских товаров, а также  денежных  доходов населения, что  способствовало  расширению  потребительского  спроса,  росту объемов платных услуг  и  розничного  товарооборота.  Наблюдалась  тенденция  увеличения экспорта, стабилизации положения на внутреннем  рынке,  улучшения системы социальной защиты населения .

Имеются положительные изменения  в денежно-кредитной сфере и  на  валютном рынке.  Однако  анализ  социально-экономического  развития   страны выявил и ряд отрицательных тенденций, среди которых следует  особо  выделить преимущественно  экстенсивный  путь  развития   экономики   при   сохранении структурных диспропорций в  нерыночном  секторе  экономики  и  неэффективных падению его  эффективности  и  ухудшению   качественных   характеристик   социальных показателей.

Сравнительный  анализ  экономических   показателей   свидетельствует   об

ухудшении  в последнее время положения Беларуси  относительно  состояния экономик ее партнеров по СНГ. Высокий уровень инфляции в существенной  мере повышает налоговую нагрузку на предприятия и не позволяет на  всех  уровнях управления принимать эффективные решения.

 

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ  МОДЕЛИ

РАЗВИТИЯ БЕЛАРУСИ

Прежде чем говорить о белорусской  модели,

как и о другой любой национальной модели, следует рассмотреть этот вопрос в более широкой фундаментальной  плоскости. Речь идет о типах

экономических систем, в рамках которых  реализуются различные модели экономического развития.Данному вопросу в отечественной экономической

науке традиционно уделяется много  внимания. Как известно, под экономической системой понимается совокупность всех экономических процессов (производство, распределение, обмен, потребление),

совершающихся в обществе на основе сложившихся в нем отношений собственности и хозяйственного механизма.

Принципиальные элементы, которые  отличают типы экономических систем, следующие:

• социально-экономические отношения, базирующиеся на государственной (общественной) либо

частной собственности;

• организационно-правовые формы  хозяйствен-

ной деятельности;

• хозяйственный механизм (рыночный или плановый) и соответствующие связи между предприятиями и организациями;

• система стимулов и мотиваций субъектов экономической системы.

Базируясь на этих определяющих критериях,

можно выделить два диаметрально противоположных типа экономических систем – рыночная и командно-административная (плановая), что является

отправной точкой для дальнейшего  рассмотрения.

Конечно, любая экономика вбирает в себя элементы и того и другого типа (традиционный тип экономической системы во внимание принимать

не будем), поэтому симбиоз рыночного и планового механизмов координации реализуется в смешанном типе экономических систем, который присущ большинству современных экономик мира. Вопрос

заключается в другом: с какой исходной позиции, точки отсчета начинается формирование смешанного типа экономической системы и каким путем

это происходит − эволюционно или революционно? Ведь сам смешанный тип экономической системы может быть представлен либеральной моделью

с ориентацией на рыночные механизмы координации без активного директивного вмешательства со стороны государства и социально-ориентированной рыночной моделью с более активной позицией

государства в решении социальных вопросов и большей степенью ответственности перед обществом. Следовательно, либеральная экономическая модель базируется на минимизации государственной собственности и социальной функции, сокращении вмешательства государства в экономические процессы. Эта модель характерна для США, где роль государства сводится к обеспечению субъектов рыночных отношений правилами игры и контролю над их соблюдением и функционированием.

Модель социально-ориентированной рыночной экономики опирается на многообразие форм собственности, включая государственный сектор,

активность государства в регулировании экономики и реализации социальной функции. Эта модель получила распространение в Германии и Cкандинавских странах.

Выделим важнейшие принципы социально-ориентированной рыночной модели − это:

• опора на законность, институт частной собственности и гарантии соблюдения прав для физических

и юридических лиц;

• создание условий для занятости  и реализации

личного потенциала членов общества;

• ответственность государства за выработку и соблюдение правил поведения на рынке, за минимизацию негативных последствий рыночных сил (безработица, кризисы, инфляция, бедность);

• социальная защищенность граждан  с учетом достигнутого уровня экономического развития;

• социальное партнерство между  работодателями,

профсоюзами и государством.

Таким образом, экономическая модель развития базируется на системе данных базовых принципов организации социально-экономического

устройства конкретной страны и механизмов государственного регулирования. Причем национальная модель экономического развития может учитывать исторические и географические, этнические и

демографические, ценностные и религиозные особенности страны, но при сохранении принципов социально-ориентированного развития.

В Беларуси удалось смягчить негативные социальные последствия системного рыночного реформирования, защитить население, не достигнув предельной низкой точки конъюнктурного цикла  по сравнению с другими странами. Но, возможно,текущий валютный кризис 2011 г. в Беларуси своими истоками уходит в недавнее прошлое, в которому словно можно выделить четыре этапа развития(по пятилеткам, начиная с 1991 г.), причем современный, четвертый этап с 2006 г. по настоящее время распадается на два периода: до и после мирового финансово-экономического кризиса 2008 г.

Помимо высоких темпов роста ВВП и инвестиций превозносились как достоинства экономической модели:

1) низкий уровень безработицы и отсутствие социальной напряженности;

2) планомерное развитие народного хозяйства (наличие пятилетних планов и программ);

3) контролируемый уровень инфляции и «стабильность» белорусского рубля до одноразовой девальвации на 20 % в январе 2009 г., которая, по мнению

ряда белорусских экономистов  и банкиров, на тот

момент времени была необязательной;

4) ориентация на инновационный  путь развития.

ОО белорусской модели стали говорить не толь-

ко как об инновационной, но и устойчивой модели социально-экономического развития даже с учетом негативных последствий кризиса 2008 г. Официальные статистические показатели свидетельствуют об устойчивости белорусской модели за2009/2010 гг. Возникает принципиальный вопрос: при всей устойчивости к негативным последствиям мирового финансово-экономического кризиса, в какой степе-

ни стабильной является белорусская  модель и в ка-

ком направлении она будет развиваться с учетом болевых точек современной белорусской экономики?

Во-первых, это высокая зависимость от мировой экономики и международной конъюнктуры (внешне-торговый оборот страны составляет свыше 110% от

ВВП), с одной стороны, и промышленная структура белорусской экономики, в которой преобладает экспортная

продукция с высокой импортной составляющей, – с другой. Такая зависимость характерна для всех стран с малой открытой экономикой, к ним относится и Республика Беларусь, с невысокой емкостью внутреннего рынка и нехваткой ресурсов, которые необходимо на регулярной основе импортировать, чтобы производить экспортную продукцию.

Поэтому отказаться от экспортоориентированной

модели развития Беларусь в ближайшие годы не сможет, а любые колебания на внешнем рынке будут де-

стабилизировать белорусскую экономику, что и под-

твердил экономической кризис 2008 г., когда резко

упал спрос на экспортную белорусскую  продукцию.

Во-вторых, это низкая конкурентоспособность

белорусских товаров на мировом рынке, что обуславливает хронический дефицит торгового баланса страны, который с 2005 г. по 2009 г. вырос в 10 раз и составил 7,3 млрд дол. при росте ВВП за аналогичный период в 2,1 раза.

В-третьих, недостаточное привлечение прямых иностранных инвестиций в реальный сектор экономики: 2008 г. – 2,28; 2009 г. – 4,82; 2010 г. – 5,57 млрд

дол. (586 дол. на душу населения), ведь сама по себе

высокая внешнеторговая квота не отражает реальную степень открытости белорусской экономики без притока прямых иностранных инвестиций и передовых технологий. Все это результат низких кредитных и инвестиционных рейтингов и высоких предпринимательских рисков в Беларуси.

В-четвертых, это резкий рост внешнего долга страны и возрастающая зависимость от внешних заимствований. Внешний долг за 2009 г. составил 7,891 млрд дол. (рост в 2,1 раза). На 1 января 2011 г. он достиг 28,512 млрд дол., или 52,2% ВВП. Валовой внешний долг Беларуси за 2010 г. увеличился на 6 млрд. 452 млн дол., или на 29,2%. Все это ухудшает долгосрочные

перспективы роста белорусской  экономики.

В-пятых, в результате неэффективной экономической политики правительства и монетарной поли-

тики Национального банка в стране наступил валютный кризис. 23 мая 2011 г. произошла девальвация белорусского рубля на 56% относительно американского доллара и стал раскручиваться новый и самый сильный виток инфляции, что привело к резкому падению уровня жизни населения. Все это испытывает белорусскую социально-ориентированную модель на ее экономическую состоятельность.

С учетом мировой практики в данной конкретной ситуации предлагаются следующие традиционные краткосрочные меры решения проблем:

• дальнейшая умеренная девальвация белорусского рубля и активная «борьба» с инфляцией;

• внешние заимствования для выравнивания платежного баланса;

• ускоренная либерализация всех сфер экономической активности;

• реальная приватизация, прежде всего  убыточных

предприятий.

Средне- и долгосрочные меры включают:

• реальное повышение конкурентоспособности;

• структурные преобразования;

• развитие малого бизнеса;

• создание эффективной системы социальной защищенности.

Перспективы белорусской социально-ориентированной модели будут зависеть от баланса между

социальной защищенностью и повышением конкурентоспособности национальной экономики. Для этого потребуется, с одной стороны, качественно новая система социальной защиты и трудовой поли- тики, а с другой − активизация структурных реформ.

Для того чтобы белорусская экономическая модель получила новые импульсы дальнейшего развития, необходимо, во-первых, разработать стратегию привлечения и создания новых технологий для наращивания экспорта. В Беларуси до сих ощущается недостаток новых, привлеченных из-за рубежа, современных технологий, внедрение которых позволило бы существенно увеличить экспортный потенциал.

При этом внешние источники финансирования для технического перевооружения практически не используются, а белорусские предприятия не располагают достаточными собственными средствами. А ведь

изношенность основных фондов в промышленности довольно высока (65–70%), удельный вес новой продукции в общем объеме промышленного производства составляет незначительную величину − только

11–13%. В результате доля высокотехнологичной продукции в экспорте составляет всего 1,6% и, более того, она имела тенденцию к сокращению. К сожалению, государство не проводит целенаправленную

Информация о работе Содержание социальной ориентации смешанной экономики