Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 09:19, реферат
Многие фундаментальные проблемы современного общества не могут быть решены исключительно рыночными механизмами и нуждаются в государственном участии. К этим проблемам относится, прежде всего, развитие социальной сферы, которая из пассивного элемента экономической системы превратилась в один из важнейших источников экономического роста. В частности, уровень образования, квалификации ра
1. Общая характеристика рынка и государства…………………………5
1.1 Понятие «рынка» и «государства»………………………………….6
1.2 Функции и «провалы» рынка……………………………………….11
2. Государство в системе экономических отношений рыночной экономики………………………………………………………………………..17
2.1 Необходимость регулирования и функции государства в рыночной системе……………………………………………………………………………17
2.2 Методы государственного вмешательства в рыночной механизм.........................................................................................................19
2.3 «Провалы» государства………………………………………..….22
3. Особенности и направления государственного регулирования российской экономики………………………………………………………….26
Заключение……………………………………………………………….30
Список литературы…………………………………………
В-четвертых, государство
не руководствуется рыночными
Одна из фундаментальных характеристик рынка - конкуренция. Субъекты рынка стремятся одержать верх над союзниками. Поэтому конкурентная среда внутренне неустойчива и нуждается в защите со стороны государства. Оно должно бороться с монополизацией рынка и добиваться таких условий, чтобы производители действовали в конкурентной среде. Она формируется не только антимонопольным законодательством, но и специальными экономическими мерами, например снижением барьеров для импорта и поощрением вступления на рынок новых участников. Конкурентная среда - необходимое условие успешного экономического развития.
Положительный эффект конкуренции во многом зависит от тех условий, в которых она действует. Обычно выделяют три основные предпосылки, наличие которых необходимо для функционирования механизма конкуренции: во-первых, равенство экономических агентов, действующих агентов на рынке (во многом это зависит от количества фирм и потребителей); во-вторых, характер производимой ими продукции (степень однородности продукта); в – третьих, свобода входа на рынок и выхода с него.
Различают несколько видов конкуренции, или так называемых форм рыночных структур.
Совершенная (чистая) конкуренция
возникает при следующих
существует множество мелких фирм, предлагающих на рынке однородную продукцию, при этом потребителю безразлично, у какой фирмы он приобретает эту продукцию;
доля каждой фирмы в общем объеме рыночного предложения данной продукции настолько мала, что любое её решение о повышение или понижении цены не отражается на цене рыночного равновесия;
вступление новых фирм в отрасль не встречает каких-либо препятствий или ограничений; вход и выход из отрасли абсолютно свободен;
нет ограничений на доступ той или иной фирмы к информации о состоянии рынка, ценах на товары и ресурсы, затратах, качестве товаров, техники производства и т.д.
Конкуренция, которая в
той или иной степени связана
с заметным ограничением свободного
предпринимательства, называется несовершенной.
Для этого вида конкуренции характерно
незначительное количество фирм в каждой
сфере предпринимательской
Между совершенной и несовершенной конкуренцией лежит тот вид её, который весьма часто встречается в практике и является как бы смесью двух отмеченных видов, - это так называемая монополистическая конкуренция.
Она представляет собой тип рынка в условиях которого большое количество мелких фирм предлагают разнородную продукцию. Вход на рынок и выход с него обычно не связан с какими либо трудностями. Существуют различия в качестве, внешнем виде и других характеристиках товаров, производимых разными фирмами, которые делают эти товары в чем-то уникальными, хотя и взаимозаменяемыми.
Противоположностью
В условиях монополии, как правило, выигрывает продавец; монопсония же обеспечивает привилегию для покупателей. Чистая монополия и чистая монопсония – сравнительно редкие явления. Гораздо чаще в ряде отраслей в странах с рыночной экономикой складывается так называемая олигополия. Этот вид конкуренции предполагает существование на рынке нескольких крупных фирм, продукция которых может быть как разнородной, так и однородной. Вступление новых фирм в отрасль, как правило, затруднено. Особенностью олигополии является взаимная зависимость фирм в принятии решений о ценах на свою продукцию.
Совокупность норм хозяйственного
права и мер по поддержанию
конкурентной среды объединяют понятием
«рамочные условия
1.2 Функции и недостатки рынка
Функции рынка определяются стоящими перед ним задачами. Рыночный механизм призван найти ответы на три ключевых вопроса: что, как и для кого производить. К главным функциям рынка относится:
Ценообразующая функция – в результате взаимодействия производителей и потребителей предложения и спроса на товары и услуги на рынке формируется цена. Она отражает полезность товара и издержки на его производство.
Информационная функция
– концентрируемая рынком информация
позволяет каждому участнику
хозяйственной деятельности сверять
собственное положение с
Регулирующая функция – она связана с воздействием рынка на все сферы хозяйственной деятельности, прежде всего на производство. Постоянные колебания цен не только информируют о состоянии дел, но и регулируют хозяйственную деятельность. Растет цена – сигнал к расширению производства; падает цена – сигнал к его сокращению. Информация, предоставляемая рынком, заставляет производителей снижать затраты, улучшать качество продукции.
Посредническая функция
– рынок выступает между
Санирующая функция – рыночный механизм постоянно проводит «естественный отбор» среди участников хозяйственной деятельности. Используя инструмент конкуренции, рынок очищает экономику от неэффективно функционирующих предприятий.
Функции рынка делают его в принципе весьма эффективной системой. Однако это не означает, что рыночные отношения являются полностью совершенными и обеспечивают прогрессивное развитие экономики. Практика показывает, что рынок не всегда справляются с теми задачами, решения которых ждет от них общество. Эти неудачи в экономической теории обозначаются словом «failures», которое в контексте рассуждений о рынке обычно переводится как «провалы».
«Провалы»- рынка. «Провалами
рынка называют такие проявления
действия рыночных механизмов, которые
побуждают субъектов рынка
В экономической теории обычно выделяют следующие «провалы» рынка.
1. Тенденция к установлению
отдельными экономическими
2. Неравномерность
Получение информации, необходимой
для принятия экономических решений
любого уровня - от покупки овощей у
уличного торговца до подписания многомиллионного
контракта на разработку полезных ископаемых
в другой стране, - требует специальных
усилий, затрат. Не все субъекты рынка
могут принять на себя достаточные
траты для того, чтобы обеспечить
обоснованность и объективно своих
действий. Более того, информация бывает
эксклюзивной - доступной только некоторым
субъектам рынка в силу, например,
их социального положения. Наконец,
даже та информация, которая в принципе
доступна всем, распространяется не сразу,
а в течение определенного
времени (правда, с развитием современных
средств связи обработки
Неравномерность распространения информации ведет к тому, некоторые из субъектов рынка, располагающие большей информацией, получают преимущество перед другими и возможность принимать субъективно более выгодные решения. Поэтому результаты экономической деятельности (прибыль) будут распределяться в пользу именно этих субъектов рынка. Таким образом, величина прибыли будет зависеть не только от ресурсных вложений, но и от информации. Благодаря владению информацией субъект рынка получает больше прибыли, чем конкуренты, при равных или даже меньших.
3. Неспособность производить
- общественные блага. Как
Можно разделить «чистые» и «условные» «общественные блага». Для «чистых» благ принцип исключения действительно совсем не имеет силы. Например, возможность пользоваться светом маяка для моряков не изменится, если по каким-то причинам численность кораблей и соответственно «пользователей» маяка увеличится. Доступ иметь «условных» «общественных благ» все же имеет некоторую зависимость от количества пользователей. Например, увеличение числа вызовов милиции может привести к тому, что к кому-то милиция не успеет вовремя приехать. Однако эта зависимость не настолько велика, чтобы отнести «условные» «общественные блага» к обычным товарам и услугам.
Рынок не в состоянии производить «общественные блага», потому что невозможно (а точнее, очень сложно) измерить «полезность», получаемую каждым членом общества при потреблении «общественного блага». Соответственно невозможно установить, сколько должен платить каждый человек за пользование «общественным благом». Например, нельзя определить, какова «полезность» гражданина А, получаемая от «потребления» национальной обороны, и как она отличается от аналогичной «полезности» гражданина В. (Для «условных» «общественных благ» такую полезность иногда можно установить, благодаря чему появляется возможность оказывать платные услуги на рыночных принципах. Соответственно невозможно установить объективный уровень индивидуальной оплаты «общественного блага» и получать прибыль от предоставления «общественных благ» частными лицами или организациями.
4. Неспособность соблюдать
социально приемлемые границы
«равенства» в распределении
доходов. Рынок нейтрален к
социальным требованиям и
5. Особое место среди
«провалов» рынка занимает
Эти неоптимальные или
нежелательные для общества решения
вытекающие из самой природы рынка,
устраняются с помощью
Такие «провалы» рынка, как превышение социально допустимых границ неравенства и неспособность производить общественные блага, компенсируются государственной социальной политикой и работой государственного сектора экономики.
Информация о работе Соотношение провалов рынка и государства и особенности их регулирования