Соотношение провалов рынка и государства и особенности их регулирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 09:19, реферат

Краткое описание

Многие фундаментальные проблемы современного общества не могут быть решены исключительно рыночными механизмами и нуждаются в государственном участии. К этим проблемам относится, прежде всего, развитие социальной сферы, которая из пассивного элемента экономической системы превратилась в один из важнейших источников экономического роста. В частности, уровень образования, квалификации ра

Содержание

1. Общая характеристика рынка и государства…………………………5
1.1 Понятие «рынка» и «государства»………………………………….6
1.2 Функции и «провалы» рынка……………………………………….11
2. Государство в системе экономических отношений рыночной экономики………………………………………………………………………..17
2.1 Необходимость регулирования и функции государства в рыночной системе……………………………………………………………………………17
2.2 Методы государственного вмешательства в рыночной механизм.........................................................................................................19
2.3 «Провалы» государства………………………………………..….22
3. Особенности и направления государственного регулирования российской экономики………………………………………………………….26
Заключение……………………………………………………………….30
Список литературы…………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

реферат.docx

— 50.50 Кб (Скачать файл)

Несовершенство политического  процесса. В современном демократическом  обществе принятие экономических решений  тесно увязано с политическими  интересами властных структур. Примером могут служить экономические  последствия избирательного цикла: перед выборами государственные  органы могут смягчать экономическую  политику, например увеличивая социальные льготы, и избегают непопулярных мер. Трудные экономические решения  обычно переносятся на начало следующего избирательного цикла. Еще одним  примером влияния политического  процесса на экономику является лоббирование региональных проблем в ущерб  интересам всего общества.

Недостаток мотивации  к эффективному и рациональному  ведению дел в государственной  управленческой или производственной структуре. В отличие от частного предпринимателя производитель  государственной структуры испытывает значительно меньшее давление со стороны конкурентов и не сталкивается с затратами разорения. Поэтому  он меньше заинтересован в том, чтобы  минимизировать разницу между затратами  возглавляемой им структуры зарплатой работников и служащих, расходами на сырье, материалы, энергоносители и т. д.) и результатами ее деятельности.

Анализ «провалов» рынка  и государства показывает, что  в сложном современном обществе неправомерно делать односторонний  упор на рынок, или на государство. Внутренние недостатки, обусловленные самой  природой рыночной и государственной  форм организации экономической  деятельности, требуют их сбалансированного  сочетания путем развития гибкой и адаптивной (способной приспосабливаться  к внешним требованиям) институциональной  системы.

В течение последних десятилетий  вопрос о роли государства в экономике  занимает одно из центральных мест в экономической теории. В мире постоянно менялось отношение к  государству в развитых странах  — от полного отрицания вмешательства  государства в повседневную экономическую  жизнь и сведения его роли до положения  «Ночного сторожа» до односторонней  ориентации на государственное регулирование  как способ решения социально-экономических  проблем. Мы также показали, что государству, как и рынку, присущи заутренние недостатки — «провалы».

Решение вопроса о необходимой  мере участия государства в экономике  должно опираться на простое суждение: государству следует знатъ то, что не может делать рынок. Следовательно, государство должно сосредоточивать  усилия, прежде всего там, где рынок  обнаруживает свои «провалы».

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Особенности и направления  государственного регулирования  российской экономики

 

С начала 90-х гг. XX в. Россия переживает глубокие перемены. Они  связаны с переходом на рыночную модель хозяйствования. Процесс экономической  трансформации в нашей стране идет неоднозначно и, по всей

видимости, займет длительный период времени.

На первых этапах реформирования экономики достаточно жестко соблюдался принцип экономического либерализма - дать неограниченный простор рыночному  саморегулированию и резко ограничить государственное вмешательство  в экономические процессы. С точки  зрения высших интересов России такой  путь себя мало оправдал. Это обстоятельство добрый десяток лет проходило  мимо сознания правящей элиты. И только сравнительно недавно стало приходить  понимание, что без помощи государства  невозможно ни сформировать эффективно действующую рыночную систему хозяйствования, ни успешно регулировать ее функционирование.

Поэтому на сегодняшний день в России выделилось ряд областей, где правительством весьма эффективно осуществляется государственное регулирование.

Конкретными областями государственного регулирования является:

а) уровень жизни населения, состояние социальной сферы, трудовых отношений, занятости;

б) структура национального  хозяйства — воспроизводственная, инновационно-технологическая, секторальная, отраслевая, региональная;

в) экономический цикл и  макроэкономическое равновесие, поддержка  темпов экономического роста;

г) денежное обращение, финансы  страны, бюджет и межбюджетные отношения;

д) окружающая среда и  экологическое равновесие;

е) научно-инновационный  потенциал страны;

ж) система образования  и подготовки кадров;

з) сбалансированность внешнеэкономических  связей и др.

Конкретные области и  используемые методы государственного воздействия на экономику на том  или ином историческом этапе определяются как общими принципами, характерными для практики большинства государств мира, так и особенными чертами  экономики соответствующих стран. В этом плане российская экономика  как объект регулирования обладает целым рядом специфических особенностей:

- уникальные пространственные масштабы российской экономики;

- особые требования, предъявляемые со стороны экономики в целом к инфраструктурным объектам (к транспорту, всем видам связи и др.), при недостаточной развитости этих объектов и, соответственно, большой потребности в капитальных ресурсах;

- незавершенность процессов формирования многих компонентов специфически рыночной инфраструктуры, особенно в части инфраструктурного оснащения рыночных отношений на периферии;

- огромная дистанция по уровню экономического и социального развития между несколькими регионами (меньшинством), получившими название доноров, и остальной частью (большинством) регионов.

- уникальная сложность природно-климатических условий для хозяйственной деятельности и проживания людей на значительной части территории страны;

- наличие устойчиво сильных исторических традиций, поддерживающих склонность к централизованному управлению процессами в стране.

С учетом незавершенности  в России процессов трансформирования  экономической системы в современную  систему рыночного типа механизм и методы государственного регулировании  в значительной мере сориентированы на осуществление целого ряда институциональных  преобразований.

Институты — весьма важное понятие при изучении управленческих отношений. Согласно определениям классиков  институционализма (Д.Норта и др.) институты — это «правила игры»  в обществе, это созданные человеком  ограничительные рамки, на базе которых  организуются взаимоотношения между  людьми. Различают институты формальные, существующие в устойчивых формах, такие как органы и организации, законы, иные установленные правила, а также — неформальные, выступающие  как неписаные правила, обычаи, традиции, принципы. Совершенствование или  преобразование институтов с учетом тенденций в мировой экономике  остается серьезнейшим компонентом  дальнейших реформ, организуемых Российским государством. Речь идет о совершенствовании  институтов собственности, дальнейшем развертывании административных реформ, развитии правовых норм, формировании более действенной системы судопроизводства и др.

Вместе с тем институциональные  мероприятия не являются какой-то отдельной  самоцелью, достигаемой в ходе трансформационных  процессов. Они должны осуществляться не ради формы (подражания каким-то «совершенным»  институтам в мире), а для достижения содержательных целей, связанных с  подъемом производительных сил страны, выводом экономики на более высокие  параметры конечной эффективности, повышением уровня благосостояния народа.

Возникновение, функционирование, изменение и взаимодействия институтов представляют самостоятельную и  сложную научную проблему, которой  занимаются институционализм, эволюционная теория и другие направления экономической  науки.

Итак, значение институтов состоит  в том, что они определяют характер и направления экономической  деятельности. Иными словами, институты  задают «правила игры» для экономических  субъектов. Институты могут благоприятствовать экономическому росту, и тогда страна будет быстро развиваться.

Таким образом, в России в  последние годы стали уделять  все большее внимание государственному регулированию отдельных областей посредством реализации различных  национальных проектов, призванных обеспечить нормальное эффективное функционирование экономики в целом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В течение последних десятилетий  вопрос о роли государства в экономике  занимает одно из центральных мест в экономической теории. В течение  времени менялось отношение к  государству в развитых странах  — от полного отрицания вмешательства  государства в повседневную экономическую  жизнь и сведения его роли до положения  «Ночного сторожа» до односторонней  ориентации на государственное регулирование  как способ решения социально-экономических  проблем. Мы также показали, что государству, как и рынку, присущи заутренние недостатки — «провалы».

Решение вопроса о необходимой  мере участия государства в экономике  должно опираться на простое суждение: государству следует знатъ то, что не может делать рынок. Следовательно, государство должно сосредоточивать  усилия, прежде всего там, где рынок  обнаруживает свои «провалы».

Если оставить в стороне  административно-правовые задачи, стоящие  перед государством (формирование рамочных условий экономической деятельности), и сосредоточиться на чисто экономических  функциях, то они состоят в следующем.

Производство - общественных благ. Наряду с обороной и охраной  общественного порядка важное место  среди «общественных благ» занимает транспортный сектор: автомобильные  и железные дороги, мосты, каналы и т.д.

Регулирование - естественных монополий - в сфере энергетики, транспорта, связи, коммунального хозяйства  и т. д. Напомним, что естественными  монополиями называются такие сферы  экономической деятельности, где  удельные издержки производства неуклонно  понижаются по мере расширения объема предложения товаров и услуг. Иными словами, чем больше производится товаров или услуг тем ниже издержки каждой единицы и соответственно ее цена. Поэтому для общества выгоднее, чтобы в некоторых сферах, например в транспорте или в системе  почтовой связи, существовала одна компания-производитель, а не несколько конкурирующих компаний.

Устранение чрезмерного  социального неравенства с помощью  инструментов социальной политики (установление гарантированного минимума оплаты труда, индексация доходов, налоговое выравнивание доходов, дотации нуждающимся и  т. д.).

Поддержание макроэкономической стабильности (борьба с инфляцией, поддержание  валютного курса, ограничение внутреннего  и внешнего долга и т. д.).

Сглаживание экономического цикла и поддержание экономического роста.

Зачастую государству  приходится активнее вмешиваться в  экономику, в том числе в производственную сферу, если частный капитал не в  состоянии решить те или иные задачи. Но важно, государственное вмешательство  не превысило некий «критический порог», за которым наступает ослабление рыночного механизма падает эффективность  всей экономики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

Астапов К. Социально- экономическое  развитие: итоги и перспективы //Экономист.- 2004.- №9.- С. 16-24.

Астапов К. Переход к модели ускоренного развития экономики. //Экономист.- 2003- №8.-С.3.

Брич А. Путь России к процветанию  в постиндустриальном мире //Вопросы  Экономики.-2005.-№5.-С.19.

Государственное регулирование  рыночной экономики: Учебник. Изд. 3-е, доп. и перераб./ Под общ. ред. В.И. Кушлина. – М.: Изд-во РАГС, 2006. – 616с.

Клепач А. Экономический  рост в России: амбиции и реальные перспективы//Вопросы экономики.-2004.-№8.-С.4-21.

Матеров И.С. Перспективы  и направления социально-экономических  преобразований при модернизации России// Общество и экономик. – 2001. - № 11-12. –  с. 20 – 28

Матеров И.С. Факторы развития «новой экономики» в России// Экономист. – 2003. - №2. – с.4

Перспективы российской экономики// Общество и экономика. – 2004. - №2. –  с 31 – 74

Путь модернизации России// Общество и экономика. – 2004. - №5. –с. 37 – 51

Экономика. Учебник. Издание  второе, переработанное и дополненное/ Под ред. А.И. Архипова, А.Н. Нестеренко, А.К. Большакова. – М.: ПБОЮЛ М.А. Захаров, 2001. – 784с.

Экономика: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. / Под ред. д-ра экон. Наук проф. А.С. Булатова. – М.:Юристь, 2002. – 896с.


Информация о работе Соотношение провалов рынка и государства и особенности их регулирования