Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 09:19, реферат
Многие фундаментальные проблемы современного общества не могут быть решены исключительно рыночными механизмами и нуждаются в государственном участии. К этим проблемам относится, прежде всего, развитие социальной сферы, которая из пассивного элемента экономической системы превратилась в один из важнейших источников экономического роста. В частности, уровень образования, квалификации ра
1. Общая характеристика рынка и государства…………………………5
1.1 Понятие «рынка» и «государства»………………………………….6
1.2 Функции и «провалы» рынка……………………………………….11
2. Государство в системе экономических отношений рыночной экономики………………………………………………………………………..17
2.1 Необходимость регулирования и функции государства в рыночной системе……………………………………………………………………………17
2.2 Методы государственного вмешательства в рыночной механизм.........................................................................................................19
2.3 «Провалы» государства………………………………………..….22
3. Особенности и направления государственного регулирования российской экономики………………………………………………………….26
Заключение……………………………………………………………….30
Список литературы…………………………………………
Несовершенство политического процесса. В современном демократическом обществе принятие экономических решений тесно увязано с политическими интересами властных структур. Примером могут служить экономические последствия избирательного цикла: перед выборами государственные органы могут смягчать экономическую политику, например увеличивая социальные льготы, и избегают непопулярных мер. Трудные экономические решения обычно переносятся на начало следующего избирательного цикла. Еще одним примером влияния политического процесса на экономику является лоббирование региональных проблем в ущерб интересам всего общества.
Недостаток мотивации
к эффективному и рациональному
ведению дел в государственной
управленческой или производственной
структуре. В отличие от частного
предпринимателя производитель
государственной структуры
Анализ «провалов» рынка и государства показывает, что в сложном современном обществе неправомерно делать односторонний упор на рынок, или на государство. Внутренние недостатки, обусловленные самой природой рыночной и государственной форм организации экономической деятельности, требуют их сбалансированного сочетания путем развития гибкой и адаптивной (способной приспосабливаться к внешним требованиям) институциональной системы.
В течение последних десятилетий
вопрос о роли государства в экономике
занимает одно из центральных мест
в экономической теории. В мире
постоянно менялось отношение к
государству в развитых странах
— от полного отрицания
Решение вопроса о необходимой
мере участия государства в
3. Особенности и направления
государственного
С начала 90-х гг. XX в. Россия переживает глубокие перемены. Они связаны с переходом на рыночную модель хозяйствования. Процесс экономической трансформации в нашей стране идет неоднозначно и, по всей
видимости, займет длительный период времени.
На первых этапах реформирования
экономики достаточно жестко соблюдался
принцип экономического либерализма
- дать неограниченный простор рыночному
саморегулированию и резко
Поэтому на сегодняшний день в России выделилось ряд областей, где правительством весьма эффективно осуществляется государственное регулирование.
Конкретными областями государственного регулирования является:
а) уровень жизни населения, состояние социальной сферы, трудовых отношений, занятости;
б) структура национального
хозяйства —
в) экономический цикл и макроэкономическое равновесие, поддержка темпов экономического роста;
г) денежное обращение, финансы страны, бюджет и межбюджетные отношения;
д) окружающая среда и экологическое равновесие;
е) научно-инновационный потенциал страны;
ж) система образования и подготовки кадров;
з) сбалансированность внешнеэкономических связей и др.
Конкретные области и
используемые методы государственного
воздействия на экономику на том
или ином историческом этапе определяются
как общими принципами, характерными
для практики большинства государств
мира, так и особенными чертами
экономики соответствующих
- уникальные пространственные масштабы российской экономики;
- особые требования, предъявляемые со стороны экономики в целом к инфраструктурным объектам (к транспорту, всем видам связи и др.), при недостаточной развитости этих объектов и, соответственно, большой потребности в капитальных ресурсах;
- незавершенность процессов формирования многих компонентов специфически рыночной инфраструктуры, особенно в части инфраструктурного оснащения рыночных отношений на периферии;
- огромная дистанция по уровню экономического и социального развития между несколькими регионами (меньшинством), получившими название доноров, и остальной частью (большинством) регионов.
- уникальная сложность природно-климатических условий для хозяйственной деятельности и проживания людей на значительной части территории страны;
- наличие устойчиво сильных исторических традиций, поддерживающих склонность к централизованному управлению процессами в стране.
С учетом незавершенности
в России процессов трансформирования
экономической системы в
Институты — весьма важное
понятие при изучении управленческих
отношений. Согласно определениям классиков
институционализма (Д.Норта и др.)
институты — это «правила игры»
в обществе, это созданные человеком
ограничительные рамки, на базе которых
организуются взаимоотношения между
людьми. Различают институты
Вместе с тем
Возникновение, функционирование, изменение и взаимодействия институтов представляют самостоятельную и сложную научную проблему, которой занимаются институционализм, эволюционная теория и другие направления экономической науки.
Итак, значение институтов состоит
в том, что они определяют характер
и направления экономической
деятельности. Иными словами, институты
задают «правила игры» для экономических
субъектов. Институты могут
Таким образом, в России в
последние годы стали уделять
все большее внимание государственному
регулированию отдельных
Заключение
В течение последних десятилетий
вопрос о роли государства в экономике
занимает одно из центральных мест
в экономической теории. В течение
времени менялось отношение к
государству в развитых странах
— от полного отрицания
Решение вопроса о необходимой
мере участия государства в
Если оставить в стороне
административно-правовые задачи, стоящие
перед государством (формирование рамочных
условий экономической
Производство - общественных
благ. Наряду с обороной и охраной
общественного порядка важное место
среди «общественных благ»
Регулирование - естественных монополий - в сфере энергетики, транспорта, связи, коммунального хозяйства и т. д. Напомним, что естественными монополиями называются такие сферы экономической деятельности, где удельные издержки производства неуклонно понижаются по мере расширения объема предложения товаров и услуг. Иными словами, чем больше производится товаров или услуг тем ниже издержки каждой единицы и соответственно ее цена. Поэтому для общества выгоднее, чтобы в некоторых сферах, например в транспорте или в системе почтовой связи, существовала одна компания-производитель, а не несколько конкурирующих компаний.
Устранение чрезмерного
социального неравенства с
Поддержание макроэкономической стабильности (борьба с инфляцией, поддержание валютного курса, ограничение внутреннего и внешнего долга и т. д.).
Сглаживание экономического
цикла и поддержание
Зачастую государству приходится активнее вмешиваться в экономику, в том числе в производственную сферу, если частный капитал не в состоянии решить те или иные задачи. Но важно, государственное вмешательство не превысило некий «критический порог», за которым наступает ослабление рыночного механизма падает эффективность всей экономики.
Список литературы
Астапов К. Социально- экономическое развитие: итоги и перспективы //Экономист.- 2004.- №9.- С. 16-24.
Астапов К. Переход к модели ускоренного развития экономики. //Экономист.- 2003- №8.-С.3.
Брич А. Путь России к процветанию в постиндустриальном мире //Вопросы Экономики.-2005.-№5.-С.19.
Государственное регулирование рыночной экономики: Учебник. Изд. 3-е, доп. и перераб./ Под общ. ред. В.И. Кушлина. – М.: Изд-во РАГС, 2006. – 616с.
Клепач А. Экономический
рост в России: амбиции и реальные
перспективы//Вопросы
Матеров И.С. Перспективы
и направления социально-
Матеров И.С. Факторы развития «новой экономики» в России// Экономист. – 2003. - №2. – с.4
Перспективы российской экономики// Общество и экономика. – 2004. - №2. – с 31 – 74
Путь модернизации России// Общество и экономика. – 2004. - №5. –с. 37 – 51
Экономика. Учебник. Издание второе, переработанное и дополненное/ Под ред. А.И. Архипова, А.Н. Нестеренко, А.К. Большакова. – М.: ПБОЮЛ М.А. Захаров, 2001. – 784с.
Экономика: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. / Под ред. д-ра экон. Наук проф. А.С. Булатова. – М.:Юристь, 2002. – 896с.
Информация о работе Соотношение провалов рынка и государства и особенности их регулирования