Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 18:36, реферат
В цивилизованной рыночной экономике, характеризующейся наличием системы ориентиров, выражающих общегосударственные, общенациональные интересы, и обладающей высоким уровнем организованности, разрушительной силе стихии противостоит государственное регулирование. Оно помогает решить проблемы современного общества, к которым, прежде всего, относится развитие социальной сферы, которая из пассивного элемента экономической системы превратилась в один из важнейших источников экономического роста. В частности, уровень образования, квалификации рабочей силы и состояние научных исследований непосредственно влияют на темпы и качество экономического роста, что подтверждено специальными исследованиями.
Введение...........................................................................................................3
Общая характеристика рыночной экономики.................................................5
1.1. Понятие рыночной экономики................................................................5
1.2. Спрос и предложение как регуляторы рыночной экономики..............6
1.3. Сущность конкуренции в рыночной экономике.................................12
2. Государственное регулирование рыночной экономики.............................16
2.1. Рынок и государство..............................................................................16
2.2. Формы и методы государственного регулирования экономики........19
3. Роль государственного регулирования в современной России.................23
Заключение....................................................................................................29
Список использованной литературы..........................................................31
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Поволжский государственный технологический университет
Кафедра экономической теории
Реферативная работа
по микроэкономике
на тему «Соотношение рыночных сил и государственного регулирования»
Выполнила: студентка 11 группы
специальности ЭКО-11
Неверова М.Д.
Руководитель: Доцент
Фурин А.Г.
Йошкар-Ола
2012
СОДЕРЖАНИЕ
Введение......................
1.1. Понятие рыночной экономики.....................
1.2. Спрос и предложение как регуляторы рыночной экономики..............6
1.3. Сущность конкуренции в
2. Государственное регулирование
рыночной экономики............
2.1. Рынок и государство...........
2.2. Формы и методы государственного регулирования экономики........19
3. Роль государственного регулирования в современной России.................23
Заключение....................
Список использованной
Введение
На протяжении долгого времени сочетание рынка и государства принимало разнообразные формы. Постепенно сложность социально-экономической системы привела к тесному переплетению рыночных сил и государственного регулирования.
В настоящее время многие проблемы уже не могут быть решены исключительно рыночными механизмами. При отсутствии необходимого и достаточного государственного регулирования в действие неизбежно вступают стихийные регуляторы. Они также «наводят порядок» в экономике, восстанавливают своеобразную равновесность и пропорциональность, но ценой кризисов, глубоких спадов производства и потребления, безработицы, социальных напряжений и взрывов. Там, где не управляет государство, правят мафия, рэкет, олигархи, коррумпированные чиновники.
В цивилизованной рыночной экономике, характеризующейся наличием системы ориентиров, выражающих общегосударственные, общенациональные интересы, и обладающей высоким уровнем организованности, разрушительной силе стихии противостоит государственное регулирование. Оно помогает решить проблемы современного общества, к которым, прежде всего, относится развитие социальной сферы, которая из пассивного элемента экономической системы превратилась в один из важнейших источников экономического роста. В частности, уровень образования, квалификации рабочей силы и состояние научных исследований непосредственно влияют на темпы и качество экономического роста, что подтверждено специальными исследованиями.
Прежнее противопоставление государства и рынка в развитых странах потеряло смысл: и государство, и рынок занимают в социально-экономической системе вполне определенное место, выполняют присущие только им функции и существуют в неразрывном единстве.
Найти оптимальное сочетание рыночной свободы и государственного регулирования очень непросто, однозначных подходов и критериев решения этой проблемы экономической наукой и практикой не найдено.
Рыночная экономика (market economy) характеризуется как система, основанная на частной собственности, свободе выбора и конкуренции, она опирается на личные интересы, ограничивает роль правительства.
В процессе исторического развития человеческого общества создаются предпосылки для укрепления экономической свободы — возможности индивида реализовать свои интересы и способности путем активной деятельности в производстве, распределении, обмене и потреблении экономических благ.
Объективные и субъективные
предпосылки для этого
Личный интерес выступает главным мотивом и главной движущей силой экономики. Для потребителей этим интересом является максимизация полезности, для производителей — максимизация прибыли. Свобода выбора становится основой конкуренции.
Основу рыночной экономики
составляет частная собственность.
Она является гарантией соблюдения
добровольно заключенных
Классическая рыночная экономика исходит, из ограниченной роли государственного вмешательства в экономику. Правительство необходимо лишь как орган, определяющий правила рыночной игры и следящий за выполнением этих правил. [9, с. 43]
Спрос и предложение – это экономические категории товарного производства, возникающие и функционирующие на рынке, в сфере товарного обмена. Выступают как диалектическое единство двух составляющих элементов – спроса, под которым понимается представленная на рынке потребность в товарах, и предложения, рассматриваемого как продукт, который находится на рынке или может быть доставлен на него.
Спрос и предложение
непосредственно связаны с
Спрос означает желание потребителей приобрести определенные товары и услуги за определенную цену. Покупатели будут покупать товары и услуги за определенную цену только в том случае, если они в них нуждаются.
Величина спроса (D) – это количество продукта, которое потребители готовы купить по определенной цене в течение определенного периода времени. Например, можно сказать, что спрос на товар X по цене Y составляет 1000 единиц данного продукта в неделю.
Закон спроса гласит: при прочих равных условиях величина спроса будет больше при низких ценах и меньше при высоких. «При прочих равных условиях» - это очень важная часть формулировки. Можно с некоторой уверенностью утверждать, что спрос на товар будет больше, когда его цена упадет, если допустить, что другие факторы, влияющие на спрос, не изменятся.
Между ценой продукта и величиной спроса существует обратная связь. Ее можно изобразить в виде графика, показывающего величину спроса по горизонтальной оси (Q), а цену спроса по вертикальной оси (P).
Рисунок 1: Кривая спроса (D)
Нисходящее направление кривой спроса означает: люди покупают большее количество продукта при низкой цене, чем при высокой.
Кривая спроса показывает, какое количество продукции потребители готовы приобретать по каждой цене. Кривая идет вниз, потому что потребитель обычно предпочитает приобретать больше, если цена ниже. Например, более низкая цена позволит покупателям, приобретающим товар, покупать еще большее количество и даст возможность потребителям, которые ранее не могли позволить себе покупку, начать приобретать этот товар.
Важно выяснить, от чего зависит изменение спроса. Коренное свойство закона спроса заключается в следующем: при неизменности всех прочих параметров снижение цены ведет к соответствующему возрастанию величины спроса. И, напротив, при прочих равных условиях повышение цены ведет к соответствующему уменьшению величины спроса.
Величина спроса определяется именно тем максимальным количеством данного блага, которое может приобрести данный покупатель за данные период времени при данных условиях. Выделим главные факторы, воздействующие на спрос (выбор) покупателя:
Функцией спроса называется зависимость величины спроса от соответствующих указанным факторам величин:
Qd= f (Р,
На практике сокращают число принимаемых во внимание факторов до необходимого минимума. Фактически это означает, что прочие факторы считаются неизменными, т.е. действует правило ceteris paribus – при прочих равных условиях. В крайнем случае, получается зависимость объема спроса от цены данного товара:
Qd = f (P).
Все функции спроса объединяет одно общее свойство: с ростом цены (при прочих равных условиях, т.е. когда значения всех факторов, перечисленных выше, не меняются) количество товара, которое способен купить потребитель, сокращается (точнее, не растет). Именно эта эмпирически выведенная зависимость и является законом спроса.
Предложение означает желание производителей произвести и продать определенные товары и услуги за определенную цену.
Фирмы будут производить только те товары и услуги, доход от которых будет не только покрывать расходы, но и приносить прибыль. Никто не будет производить товары и услуги только потому, что люди в них нуждаются.
Величина предложения (S) – это количество товара, которое предъявляется к продаже по какой- либо определенной цене в течение определенного времени. Например, мы можем сказать, что величина предложения товара Х по цене Y составляет 100 единиц данного товара (продукта) в неделю.
Закон предложения гласит:
между ценой и величиной
Закон предложения показывает,
что производители хотят
Представим закон предложения в графическом изображении.
Рисунок 2: Кривая предложения (S)
Форма кривой предложения S определяется стремлением фирм к максимальной прибыли. Это допущение помогает понять, почему кривая предложения направлена вверх слева направо, т. е. фирмы готовы предложить больше продукта при более высоких ценах.
Исходя из графика видно, что кривая предложения S – восходящая. Это означает, что между ценой и величиной предложения существует прямая связь.
Кривая предложения S показывает, какой количество товара и по какой цене производители могут продать на рынке. Кривая поднимается вверх, потому что, чем выше цена, тем большее число фирм имеет возможность производить и продавать товар. Более высокая цена дает возможность существующим фирмам расширить объем производства в короткий промежуток времени за счет привлечения дополнительного капитала, рабочей силы или сверхурочных работ, а в длительный промежуток времени – за счет самого производства. Более высокая цена может также привлечь на рынок новые фирмы, у которых высоки издержки производства и продукция которых при низких ценах является рентабельной.
Информация о работе Соотношение рыночных сил и государственного регулирования