Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 18:36, реферат
В цивилизованной рыночной экономике, характеризующейся наличием системы ориентиров, выражающих общегосударственные, общенациональные интересы, и обладающей высоким уровнем организованности, разрушительной силе стихии противостоит государственное регулирование. Оно помогает решить проблемы современного общества, к которым, прежде всего, относится развитие социальной сферы, которая из пассивного элемента экономической системы превратилась в один из важнейших источников экономического роста. В частности, уровень образования, квалификации рабочей силы и состояние научных исследований непосредственно влияют на темпы и качество экономического роста, что подтверждено специальными исследованиями.
Введение...........................................................................................................3
Общая характеристика рыночной экономики.................................................5
1.1. Понятие рыночной экономики................................................................5
1.2. Спрос и предложение как регуляторы рыночной экономики..............6
1.3. Сущность конкуренции в рыночной экономике.................................12
2. Государственное регулирование рыночной экономики.............................16
2.1. Рынок и государство..............................................................................16
2.2. Формы и методы государственного регулирования экономики........19
3. Роль государственного регулирования в современной России.................23
Заключение....................................................................................................29
Список использованной литературы..........................................................31
Во-первых, это колоссальный бюрократический аппарат. Россия унаследовала от Советского Союза громоздкую, нерациональную структуру государственного управления. Вирус бюрократии поразил все эшелоны власти – от низших до высших. И если в некоторых странах бюрократические структуры выполняют созидательные функции, то в России бюрократические традиции сдерживают эффективное проведение экономических преобразований, являются тормозом на пути рыночных реформ. С другой стороны, через бюрократические структуры осуществляется передел собственности, в том числе и в пользу самой бюрократической элиты, имеющей неограниченный доступ к национальным богатствам страны. В России сформировался целый сегмент на рынке финансовых ресурсов, где функционируют кредиты, которыми распоряжается бюрократическая элита. Очевидно, что между степенью бюрократизации государственной власти и степенью её коррумпированности существует определённая зависимость. Даже в самых развитых демократических странах процессам политической и деловой жизни часто сопутствует коррупция. Ни одному государству, как показывает практика, не удалось полностью решить эту проблему. В России коррупция процветала во все времена. Веками всё население России – снизу доверху – ориентировалось в своём стремлении к благосостоянию не на собственность, а на власть. Ещё на заре века Н.В. Гоголь писал, что “бесчестное дело брать взятки сделалось необходимостью и потребностью даже для таких людей, которые не рождены быть бесчестными”. Эти слова, написанные век назад поразительно точно соответствуют нынешней ситуации в России. Нынешние масштабы коррупции достигли абсолютных пределов. В существующих условиях невозможность заработать на жизнь честным трудом толкает многих чиновников на путь нетрудовых доходов. Для многих из них занимаемая должность стала не только источником денежного капитала, но и возможностью участвовать в перераспределении государственной собственности. Ещё одной из острейших проблем современной экономики России стал процесс сращивания власти с мафиозными структурами. По официальным данным Министерства внутренних дел России, из 1123 преступных группировок, выявленных в середине 90-х годов, 374 использовали связи с коррумпированными чиновниками. К началу третьего тысячелетия этот показатель увеличился почти в два раза. В 2000 году в России было совершено около 52 тыс. экономических преступлений. Коррупция в системе государственной службы всё больше приобретает характер эпидемии. Она не позволяет работать в полную силу всем вводящимся реформам, оказывает разрушительное влияние на образ жизни россиян, их правосознание и социальную защищённость [2, с. 128].
Попробуем определить меры, которые бы повысили эффективность государственного регулирования в современной России. Прежде всего, требуется коренная реструктуризация управленческого аппарата. Как правило, в промышленно развитых странах, несмотря на различия в государственном устройстве, функции управления экономическими процессами возложены на исполнительную власть, которую представляют, как правило, министерства. Опыт многих стран мира показывает, что оптимальное количество министерств – 12-15, из них обязательными являются министерства: финансов, иностранных дел, обороны, внутренних дел, здравоохранения, а остальные создаются в зависимости от специфики страны. Так же следует сократить численность работников в этих министерствах. С коррумпированностью следует бороться с помощью жёсткого контроля деятельности каждого чиновника. Этим должно заниматься отдельное министерство, высылающее в каждый регион группу проверяющих, подотчётных президенту или другому ответственному лицу. Так же должна быть введена система высоких штрафов, при грубом нарушений полномочий чиновника следует отстранить от должности и провести судебное разбирательство. Другими словами, следует сделать всё, чтобы чиновникам было выгоднее и безопаснее не брать взяток и не иметь связей с преступными группировками. Эти меры не должны носить долгосрочного характера, а использоваться лишь 5-10 лет (в зависимости от сложности ситуации).
В целом трудно переоценить
роль государства в экономике. Оно
создаёт условия для
Заключение
В течение последних десятилетий вопрос о роли государства в экономике занимает одно из центральных мест в экономической теории. В течение времени менялось отношение к государству в развитых странах. Решение вопроса о необходимой мере участия государства в экономике должно опираться на простое суждение: государству следует знатъ то, что не может делать рынок. Следовательно, государство должно сосредоточивать усилия, прежде всего там, где рынок обнаруживает свои «провалы».
Если оставить в стороне административно-
- Производство общественных благ. Наряду с обороной и охраной общественного порядка важное место среди «общественных благ» занимает транспортный сектор: автомобильные и железные дороги, мосты, каналы и т.д.
- Регулирование естественных монополий в сфере энергетики, транспорта, связи, коммунального хозяйства и т. д. Напомним, что естественными монополиями называются такие сферы экономической деятельности, где удельные издержки производства неуклонно понижаются по мере расширения объема предложения товаров и услуг. Иными словами, чем больше производится товаров или услуг, тем ниже издержки каждой единицы и соответственно ее цена. Поэтому для общества выгоднее, чтобы в некоторых сферах, например в транспорте или в системе почтовой связи, существовала одна компания-производитель, а не несколько конкурирующих компаний.
- Устранение чрезмерного социального неравенства с помощью инструментов социальной политики (установление гарантированного минимума оплаты труда, индексация доходов, налоговое выравнивание доходов, дотации нуждающимся и т. д.).
- Поддержание макроэкономической стабильности (борьба с инфляцией, поддержание валютного курса, ограничение внутреннего и внешнего долга и т.д.).
- Сглаживание экономического цикла и поддержание экономического роста.
Зачастую государству приходится активнее вмешиваться в экономику, в том числе в производственную сферу, если частный капитал не в состоянии решить те или иные задачи. Важно то, что государственное вмешательство не превысило некий «критический порог», за которым наступает ослабление рыночного механизма и падает эффективность всей экономики.
Список использованной литературы
1. Акишин В.В., Шабаев В.А. Конкуренция: современные тенденции, проблемы становления - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2002. – 385 с.
2. Андрианов В. Государственное управление: мировой опыт и российские реалии // Общество и экономика. – 2001. – 456 с.
3. Бернетт Дж., Мориарти С. Маркетинговые коммуникации интегрированный подход. СПб, 2001. – 589 с.
4. Вечканов Г.С. Экономическая теория: Учебник для вузов. 3-е издание, 2012. – 500 с.
5. Видяпин В.И., Добрынин А.И., Журавлёва Г.П. . Экономическая теория, 2002. – 550 с.
6. Воронов А.А. Конкуренция и проблемы ее становления в России // Экономика. Управление. Право. 2000. – 400 с.
7. П.Г. Ермишин – Основы экономической теории, 2008. – 362 с.
8. Мамедов О. Современная экономика. Лекционный курс : Учеб. пособие / Под ред. д.э.н. Мамедова О. – Ростов н/Д: «Феникс», 2002. – 435 с.
9. Нуреев Р. М. Курс микроэкономики. Учебник для вузов.— Н 90 2-е изд., 2001. – 387 c.
10. Тоффлер Б.Э., Словарь маркетинговых терминов, 2000. – 254 с.
11. Шишкин А.Ф., Шишкина Н.В. Экономика: учебник для вузов, 2007. – 678 с.
Информация о работе Соотношение рыночных сил и государственного регулирования