Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2013 в 15:47, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – провести исследование рабочей силы, изучить состояние и прогноз развития рынка труда в России и в других странах в современных условиях.
С учетом цели работы, можно сформулировать её задачи:
1. Раскрыть теоретические основы формирования рынка труда: понятие рабочей силы, особенности российского рынка труда и рынка зарубежных стран, и его регулирование.
2. Дать характеристику рабочей силы страны.
3. Сравнить показатели российского и зарубежных рынков труда.
Введение……………………………………………………………………………...3
1 Теоретические основы рынка труда страны.………………………….…..6
1.1 Понятие рынка труда страны, его особенности и основные элементы………….…………………………………………………………………..6
1.2 Спрос и предложение рабочей силы……………………………………………9
2 Особенности рынка труда России и других стран.……….………………12
2.1 Население и трудовые ресурсы……………………………….……………….12
2.2 Особенности российского рынка труда и рынка других стран..……….…...17
3. Перспективы развития рынка труда России и других стран…………….26
3.1 Проблемы функционирования рынка труда в экономике современной России……………………………………………………………………………….26
3.2 Перспективы развития рынка труда за рубежом……………………………..30
3.2 Государственное и правовое регулирование рынка труда и его необходимость в России...…………………. ……………………………………..33
Заключение………………………………………………………………………….40
Список использованных источников……………………………………………...44
Очень важно избежать
такого положения, при котором возобновление
экономического роста будет происходить
при высокой и застойной
Для обеспечения экономического роста, сопровождаемого увеличением занятости требуется:
- появление рыночно
ориентированного, защищенного государством
и социально ответственного
- привлечение внутренних и иностранных инвестиций;
- обеспечение условий
для материальной
Реализация этих требований
возможна лишь на основе использования
развитого рыночного
Возможности федерального центра в улучшении территориального размещения производства ограничены. Основное значение для этого имеют перелив капитала, взаимодействие финансового и промышленного капитала, деятельность финансово-промышленных групп и других экономических объединений.
Для обеспечения занятости населения велико значение сферы услуг. Однако до сих пор развивается преимущественно одно посредничество, а не производственные услуги. Происходит это из-за отсутствия действенной системы поддержки малого бизнеса, падения платежеспособного спроса населения, отсутствия необходимых навыков, ограниченности возможностей получения соответствующих профессий.
Значительно снижают
трудовую мотивацию работников уравнительные тенденции,
проявляющиеся как в старых, так и в новых
формах. Этому способствуют компенсационные
надбавки, натурализованная оплата. Резко
возросли различия между оплатой труда
руководящего состава и рядовых работников.
Появилась необходимость гарантировать
выплату заработка, формировать применительно
к новым условиям цену рабочей силы, эквивалентно
оплачивать повышенные затраты труда,
стимулировать рост его качества. Особой
проблемой является целесообразность
увязки заработка различных категорий
работников с рентабельностью производства.
Условием решения этих задач является
не только увеличение ресурсного обеспечения
на основе экономического роста, но и развитие
законодательства, и соответственное
изменение общественного отношения к
данным проблемам [2, c. 119].
Изменение экономической ситуации в РФ, широкое развитие негосударственного сектора экономики, утрата государством функции основного работодателя, признание многообразия форм собственности – всё это потребовало изменения действующего законодательства о труде. Определенные новации в трудовом законодательстве уже были закреплены федеральными законами о порядке разрешения коллективных трудовых споров и о внесении изменений и дополнений в Трудовой Кодекс РФ. Однако это не снимает вопроса о том, что необходимо дальнейшее реформирование всего законодательства о труде. Оно должно быть глубоко продуманным, опирающимся на положения Конституции РФ, отечественный опыт в данном вопросе и максимально учитывать реалии сегодняшней экономической ситуации.
Условия трудовых отношений, возникающих в процессе производства, отражаются на всех сторонах жизни конкретного человека и предполагают особый характер регулирования, вытекающий из приоритета человеческой личности. Анализ конституционных норм позволяет сделать вывод о равной защите прав на трудовую (в рамках трудового договора) и предпринимательскую деятельность. Соответственно, трудовое законодательство должно предусматривать равноправие, взаимный учет прав и интересов сторон трудового договора. Однако, будучи в юридически равном положении с работодателем, работник фактически является более слабой стороной трудовых отношений, во многом зависит от работодателя, что дает ему возможность навязывать работнику свою волю. Реально противостоять этому работники могут, лишь объединившись в профсоюз. Однако и он сам по себе не может обеспечить принцип равноправия, поэтому решающую роль здесь играет государственное законодательное регулирование, содержащее механизмы защиты прав сторон трудового договора при реальном их исполнении.
Формирующееся в условиях
экономической свободы и
Скорее всего, для России
наиболее приемлемой будет европейская
модель трудового законодательства,
отличающаяся гораздо большей степенью
вмешательства государства в
трудовые отношения, поскольку слабость
частных предпринимательских структур в правовом плане не
позволяет передать регулирование большинства
вопросов, связанных с трудовыми отношениями,
на уровень фирмы. Немаловажным является
и психология самих работников, обращающих
все свои требования по привычке государству,
считая, что именно им должны решаться
все вопросы регулирования трудовых отношений.
Вместе с тем особенностью современной
государственной политики России является
децентрализация регулирования трудовых
отношений. Государство, оставаясь фактически
гарантом трудовых прав граждан, практически
утратило функции всеобщего работодателя
и всевластие в трудовых отношениях, что
предполагает более тесное участие работодателей
и профсоюзов в принятии социально-экономических
решений и определении условий труда и
передачу решения многих вопросов на уровень
конкретных сторон.
С учетом изложенного к основным принципам регулирования трудовых отношений можно отнести следующие:
- признание правового
равенства сторон трудовых
- учет интересов работников
и работодателей,
- гуманистический характер
трудовых отношений, признание
приоритета личности перед
- учет особенностей
специфических категорий трудящ
- установление действенных
мер ответственности за
В заключение следует отметить, что само по себе наличие должным образом подготовленного закона не достаточно, чтобы заметно повлиять на общественное сознание [4, c. 31].
Хороший закон может
просто не применяться, и не действовать
эффективно (в современных условиях
массовые нарушения прав работников
связаны часто не с отсутствием законодательных актов, а с
простым неисполнением закона). Условия
реального исполнения законов о труде,
их действенности требуют особого рассмотрения,
однако в целом необходимо отметить, что
гарантированные государством права работников
должны защищаться, прежде всего, путем
обеспечения для гражданина доступа к
подлинному правосудию без многомесячных
и унизительных ожиданий.
Заключение
Рабочая сила в экономической теории — это способность человека к труду, совокупность физических и духовных способностей, которые человек использует в своей деятельности.
Рабочая сила в статистике — это количество людей, готовых работать по найму. В разных странах этот показатель считается по разному.
Обычно он включает число работающих и зарегистрированных безработных. Существуют возрастные и другие ограничения. Например, американская статистика учитывает людей, не моложе 16 лет. Есть определённые методологические вопросы - например, включать ли в этот показатель «самозанятое» население (мелкие предприниматели, фермеры, художники) или только работающих по найму. В большинстве случаев подобная категория населения учитывается в составе другого показателя - «экономически активное население».
Рынок труда является одним из наиболее сложных рынков, которые существуют и функционируют. В отличие от других рынков, специфика этого рынка состоит в том, что здесь объектом контрактов выступает сам человек, его способность к труду.
Рынок труда, как и любой другой рынок, описывается кривыми спроса и предложения, то есть в целом подчиняется законам спроса и предложения. Он представляет собой рынок особого рода, имеющий ряд существенных отличий от других товарных рынков.
Здесь регуляторами являются не только макро- и микроэкономические факторы, но и многие факторы социального и социально-психологического характера.
Поэтому следует, что
рынок труда – элемент
Задачу устранения или смягчения действия факторов, порождающих безработицу, а также смягчения негативных последствий безработицы можно решить, только если политика занятости станет частью социально-экономической политики.
В данной работе дан анализ
как научно-теоретического, так и
практического аспекта
Из-за чрезмерной обширности данной темы невозможно подробно рассмотреть в одной работе все стороны этой проблемы.
Однако, исходя из всего вышесказанного, можно сделать некоторые выводы, обобщая анализ каждого из рассмотренных вопросов.
Итак, теперь можно уже с уверенностью говорить о том, что рынок труда это не только отношения между наемными работниками как субъектами предложения труда и предпринимателями как субъектами спроса, возникающие по поводу купли-продажи этого труда.
Ведь рынок труда испытывает колоссальное влияние со стороны различных субъектов трудовых отношений.
Также нельзя замыкаться на каком-либо отдельном сегменте рынка труда, считая ситуацию на нем общей для рынка труда в целом.
Ведь политика государства на рынке труда в целом только тогда может быть результативной, когда она осуществляется дифференцированно для каждого из его сегментов.
Примером может быть
необходимость коренного
В работе проанализирован рынок труда России, изучены перспективы его развития.
Целенаправленное
В нашей же экономике, с присущим ей достаточно крупным государственным сектором и активным вмешательством в рыночные процессы, говорить о построении эффективной социальной экономики рано.
Этому способствует и несовершенство правовой базы, и налогового законодательства, и коррупция в руководящем составе, и сильный «теневой» сектор.
Следовательно, чтобы начать эффективно решать проблемы на рынке труда, нужно сначала реформировать все сферы экономической, политической и социальной жизни общества.
Политика занятости в развитых европейских странах включает в себя четыре основных элемента:
1) ограничительную фискальную
политику, которая направлена на
поддержку менее прибыльных
2) политику солидарности
в заработной плате, которая
преследует цель достижения
3) стимулирование создания новых рабочих мест, а также центров по подготовке и переобучению кадров;
4) селективную (выборочную)
поддержку в секторах