Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2013 в 09:57, курсовая работа
Целью исследования является обзор основных направлений реформы отрасли ЖКХ в регионе.
Для достижения поставленной цели в исследовании определены следующие задачи:
теоретические исследования экономического механизма реформирования жилищно–коммунальной отрасли;
анализ концепции реформирования сложившейся системы жилищно–коммунального хозяйства;
анализ современного состояния жилищно–коммунальной отрасли как сложной организационно–экономической системы в Ростовской области;
Введение 3
1. Современное состояние жилищно-коммунального хозяйства 6
1.1. Понятие ЖКХ 6
1.2. Развитие ЖКХ в России 9
2. Основные направления реформы ЖКХ в Ростовской области 14
2.1. Правое и информационное обеспечение реформы ЖКХ 14
2.2. Последствия реформирования ЖКХ в г.Таганроге 20
2.3. Стратегия преобразований в жилищно-коммунальном хозяйстве г. Таганрога 22
2.4. Реформирование системы ЖКХ в Ростовской области 25
2.5. Проблемные вопросы реформирования ЖКХ в регионе 31
3. Методические положения и рекомендации по реформированию жилищно–коммунального хозяйства 35
3.1. Коррекция стратегии реформы ЖКХ 35
3.2. Совершенствование коммунального законодательства 38
Заключение 47
Список литературы 49
Приложения 53
Введение 3
1. Современное
состояние жилищно-
1.1. Понятие ЖКХ 6
1.2. Развитие ЖКХ в России 9
2. Основные направления реформы ЖКХ в Ростовской области 14
2.1. Правое и информационное обеспечение реформы ЖКХ 14
2.2. Последствия
реформирования ЖКХ в г.
2.3. Стратегия
преобразований в жилищно-
2.4. Реформирование
системы ЖКХ в Ростовской
2.5. Проблемные вопросы реформирования ЖКХ в регионе 31
3. Методические
положения и рекомендации по
реформированию жилищно–
3.1. Коррекция стратегии реформы ЖКХ 35
3.2. Совершенствование
коммунального законодательства
Заключение 47
Список литературы 49
Приложения 53
Введение
Реформирование жилищно-
Многочисленные попытки
Необходимость кардинальных преобразований
жилищно-коммунального
Многочисленные проблемы отрасли, наряду с остаточным принципом ее финансирования, жесткие ограничения нового строительства, наряду с требованиями повышения качества предоставляемых услуг, привели к ее деградации и стагнации.
Проблемы предприятий жилищно-
Целью исследования является обзор основных направлений реформы отрасли ЖКХ в регионе.
Для достижения поставленной цели в исследовании определены следующие задачи:
Объектом исследования
Предметом исследования является проблема реформирования системы управления жилищно–коммунальным хозяйством.
Теоретической и методической основой исследования послужили Законы РФ, Указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, а также научные труды и работы отечественных и зарубежных авторов.
В качестве инструментов исследования
будут использованы методы инженерного
анализа, математической статистики, статистического
и информационно–логического
1. Современное состояние жилищно-коммунального хозяйства
1.1. Понятие ЖКХ
Жилищная сфера - одна из важнейших составных частей экономики России. Эта область народного хозяйства включает в себя строительство и реконструкцию жилья, сооружений и элементов инженерной и социальной инфраструктуры, управление жилищным фондом, его содержание и ремонт.
Жилой фонд - совокупность всех жилых помещений независимо от форм собственности, включая жилые дома, специализированные дома (общежития, гостиницы-приюты, дома маневренного фонда, дома-интернаты для инвалидов, ветеранов и другие), квартиры, служебные жилые помещения и иные жилые помещения, пригодные для жилья.
Различаются следующие виды жилищного фонда: государственный, муниципальный, общественный и частный.
Коммунальное хозяйство подразделяется на группы объектов: санитарно-технические (водопроводы, канализация, предприятия по очистке городов); энергетические (электростанции, котельные, тепловые, электрические и газовые сети); транспортные (автобусы, троллейбусы, трамваи); объекты внешнего благоустройства (путепроводы, зеленые насаждения, мостовые, тротуары, водостоки, набережные, уличное освещение и др.).
Ранее управление строительно-жилищным
комплексом на федеральном уровне осуществлялось
единым органом - Государственным комитетом
РФ по строительству и жилищно-
Государственный комитет
Российской Федерации по строительству
и жилищно-коммунальному
Госстрой России в рамках выполнения поставленных перед ним задач:
- обеспечивал реализацию
государственной политики в
- координировал по этим
вопросам деятельность органов
управления субъектов
- осуществлял лицензирование
в области производства
- осуществлял государственный
архитектурно-строительный
Тенденция децентрализации
управления, характерная для прошлых
десятилетий, усиливается развитием
в данной сфере разных форм собственности.
Сейчас специального федерального органа
исполнительной власти, осуществляющего
государственное управление в сфере
строительства и жилищно-
Государственный, муниципальный и частный жилой фонд требуют на верхнем уровне преимущественно нормативных решений, на нижнем (муниципальном) - оперативно-распорядительных, принимаемых в районах и городах жилищными департаментами, управлениями и отделами, дирекциями по эксплуатации жилого фонда и т.п. Более активно стали развиваться договорные отношения.
Низовыми звеньями управления жилищно-коммунальным хозяйством являются: тресты, жилищно-эксплуатационные конторы (ЖЭК), дирекции по эксплуатации зданий (ДЭЗ), ремонтно-эксплуатационные управления (РЭУ), домоуправления.
Характерной чертой для жилищно-коммунальной
сферы является то, что многие вопросы
решаются местными органами. В частности,
к вопросам местного значения относятся:
содержание и использование муниципальных
жилищного фонда и нежилых
помещений; регулирование планировки
и застройки территорий муниципальных
образований; создание условий для
жилищного и социально-
Большая советская энциклопедия
дает следующее определение
Степень развития и объем деятельности коммунального хозяйства непосредственно влияют на уровень благосостояния населения, бытовые условия его жизни, санитарно-гигиенические условия и чистоту водного и воздушного бассейнов, а также на уровень производительности труда.
1.2. Развитие ЖКХ в России
Жилищно-коммунальное хозяйство - сфера перенасыщенная множеством проблем. Дискуссии по проблемам организации эффективной деятельности жилищно-коммунального хозяйства ведутся постоянно, с момента возникновения этого самого хозяйства. Обратимся к истории вопроса. За 15 лет социально-экономических преобразований в России законодателями принято более полутора тысяч законов и нормативно-правовых положений развития сферы ЖКХ. Была выбрана магистральная линия реформ жилищно-коммунального хозяйства - повышение качества предоставления услуг за счёт развития рыночных отношений в отрасли, эффективного регулирования естественных монополий, перехода к стопроцентной оплате населением коммунальных услуг и сокращением бюджетного дотирования содержания жилого фонда. Однако кризисные явления в отрасли продолжаются, а все преобразования оказались непоследовательными и бессистемными. Эффективный механизм функционирования сферы оказания коммунальных услуг не сформировался, несмотря на то, что потенциально сфера услуг ЖКХ представляет собой экономически выгодный бизнес с годовым оборотом в миллиарды рублей.
В реальной жизни приходится
сталкиваться с проблемой отсутствия
прямой заинтересованности участников
рынка коммунальных услуг в его
становлении и развитии. Предприниматели
не испытывают непреодолимого желания
вкладывать средства в развитие бизнеса
по оказанию коммунальных услуг. Государство,
в чьём ведении до сих пор находится
значительный сектор коммунальной сферы,
только декларирует намерения
Из чего складывается последняя
ситуация? Во-первых, отсутствие физической
возможности оплатить счета выступало
объективным мотивирующим фактором.
Во-вторых, задержки заработной платы
в коммерческом, а тем более
в бюджетном секторах экономики
создавали психологическое и
этическое основание оправдать
собственные оппозиционные
Информация о работе Состояние жилищно-коммунального хозяйства