Состояние жилищно-коммунального хозяйства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2013 в 09:57, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является обзор основных направлений реформы отрасли ЖКХ в регионе.
Для достижения поставленной цели в исследовании определены следующие задачи:
 теоретические исследования экономического механизма реформирования жилищно–коммунальной отрасли;
 анализ концепции реформирования сложившейся системы жилищно–коммунального хозяйства;
 анализ современного состояния жилищно–коммунальной отрасли как сложной организационно–экономической системы в Ростовской области;

Содержание

Введение 3
1. Современное состояние жилищно-коммунального хозяйства 6
1.1. Понятие ЖКХ 6
1.2. Развитие ЖКХ в России 9
2. Основные направления реформы ЖКХ в Ростовской области 14
2.1. Правое и информационное обеспечение реформы ЖКХ 14
2.2. Последствия реформирования ЖКХ в г.Таганроге 20
2.3. Стратегия преобразований в жилищно-коммунальном хозяйстве г. Таганрога 22
2.4. Реформирование системы ЖКХ в Ростовской области 25
2.5. Проблемные вопросы реформирования ЖКХ в регионе 31
3. Методические положения и рекомендации по реформированию жилищно–коммунального хозяйства 35
3.1. Коррекция стратегии реформы ЖКХ 35
3.2. Совершенствование коммунального законодательства 38
Заключение 47
Список литературы 49
Приложения 53

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ жкх.docx

— 99.19 Кб (Скачать файл)

Таким образом, любые реформационные проекты и преобразования жилищно-коммунальной сферы, не учитывающие её социально-экономическую  двойственность, не могут рассчитывать на успешную реализацию. Жилищно-коммунальная сфера социальна по сути, поскольку  возможна только на основе социальной интеграции и общения, её параметры  задаются не только техническими возможностями, но и социальными закономерностями и факторами.

Экономические принципы прибыльности и окупаемости вложений имеют  ограниченную сферу действия в коммунальном хозяйстве и вступают в противоречие с социальными потребностями - созданием  системы обеспечения жизненно важными  ресурсами, обладающей повышенной надежностью; избыточной мощностью; всеобщностью, независимо от территориальной удаленности  от источника ресурса.

Обычно жилищно-коммунальная сфера рассматривается как многопрофильное  хозяйство муниципального образования. Предоставление коммунальных услуг можно рассматривать как отрасль народного хозяйства, обеспечивающую занятость большого числа работников, как экономически выгодный бизнес, сферу приложения предпринимательских усилий экономически активных субъектов.

В российском обществе коммунальная сфера не отличалась особой рациональной функциональностью, ни в стабильные советские времена эпохи застоя, ни в реформационные 90-е годы, ни в современное время. На сегодняшний  день государственно-частное партнёрство  также чревато усилением опасности  коррупции в результате сговора  чиновников и частных предпринимателей. Профилактика коррупционных действий может заключаться, во-первых, в отказе от попыток искусственной организации  конкуренции в условиях естественной монополии и создании системы  реального, а не псевдорыночного  разделения функций заказчика и  подрядчика услуг, во-вторых, в создании информационно прозрачной системы  функционирования коммунальных услуг.

К началу 90-х годов произошло  осознание того, что коммунальное хозяйство России безнадёжно отстало  от передовых стран Запада. Необходимость  его реформирования стала очевидна, но при этом ошибка была совершена  изначально - реформирование ЖКХ признавалось частной проблемой перехода к  рынку, решение которой почти  автоматически привязывалось к  результатам общих рыночных реформ. Предполагалось, что появление реального  собственника жилья решит проблему модернизации коммунальной инфраструктуры. В результате слой юридических собственников  жилья был создан, но управляемость  жилищно-коммунальным хозяйством при  этом снизилась ещё больше.

Глубинная причина неудачи  предпринятых мер залегает в социальных, а не экономических пластах. Жильё - это благо одновременно экономическое  и социальное. Поэтому управление реформированием этого сектора  подчиняется одновременно двум разным видам законов - экономическим (рынок жилья и рынок услуг) и социальным. Надежда на «жилищный капитализм» согласно неоклассической доктрине не оправдалась.

В самом деле, реформа  ЖКХ казалась предельно простой: объявить частную собственность  на жильё практически по факту  проживания, обязать собственников  платить за коммунальный услуги в  полном объёме и выселять неплательщиков в судебном порядке с предоставлением  жилого помещения по нормам общежития. Но оказалось, что внедрение полной оплаты противоречило привычному благу - невысокой платы за квартиру и  коммунальные услуги.

Учитывая указанные тенденции, начинать реформу ЖКХ с выбранного варианта приватизации жилья было ошибкой. Этот вариант создал собственников  квартир, но не собственников дома как  целостной единицы, неразрывно связанной  со всей инженерной инфраструктурой  функционирующей системы жилищно-коммунального  хозяйства. Особенно сложным объектом собственности является квартира в  многоквартирном доме, что не было учтено горе-реформаторами в предложенном проекте приватизации.

Модель жилищно-коммунальной реформы, ориентированная на массовую бесплатную приватизацию, привела к  крайней дифференциации состава  квартирных собственников. Многие из которых  оказались не способны не только оплачивать амортизационные отчисления, осуществлять на собственные средства капитальный  ремонт, но даже оплачивать коммунальные услуги. Возникла зависимость добросовестных собственников от вынужденного бездействия  людей с невысоким достатком.

Переход на рыночные отношения  в жилищно-коммунальной сфере требует  включения в программу реформирования специальных мер социальной адаптации, которая заключается в изменении  отношения людей к объектам жилищной сферы, оценке объёма и содержания коммунальных услуг, повышению участия населения  в содержании и обслуживании жилья  и трансформации практик в  жилищно-коммунальной сфере. Переход  к 100-процентной  оплате жилищно-коммунальных услуг требует развития института адресной социальной помощи населению. Имеющийся опыт применения субсидий требует уточнения методик отбора её получателей в целях повышения адресности социальной поддержки, целесообразность использования различных, регионально ориентированных моделей адресной социальной помощи и необходимость учёта всех факторов нуждаемости, прежде всего, с учётом российских реалий.

В этой ситуации жилищно-коммунальная реформа должна быть увязана с  развитием местного самоуправления как способа инициативного участия  в коммунальной деятельности и формы  социальной ответственности населения. Задача федеральной и региональной власти и органов местного самоуправления, не исключая мер субсидирования возрастающих тарифов, разработать и запустить  программу стимулирования участия  населения в организации коммунально-хозяйственной  деятельности.

В связи с этим одной  из основных задач, которые выходят  на первый план в контексте государственной  поддержки развития муниципальных  образований, является реформирование жилищно-коммунального хозяйства. Цель реформы - создание условий для стимулирования жилищного строительства, устойчивого  функционирования систем жизнеобеспечения, наведение порядка в обеспечении  населения жильем и коммунальными  услугами.

 

2. Основные направления реформы ЖКХ в Ростовской области

2.1. Правое  и информационное обеспечение  реформы ЖКХ

 

Жилищно-коммунальная реформа является важной составной частью общеэкономических преобразований в стране и одним из главных направлений деятельности Правительства РФ. Реформа ЖКХ подразумевает под собой модернизацию всего жилищно-коммунального хозяйства страны.

За годы экономических  реформ в среднем по России физический износ котельных составляет 55 %, коммунальных сетей водопровода — 65 %, канализации и тепловых сетей — 63 %, электрических сетей — 58 %, водопроводных насосных станций — 65 %, канализационных насосных станций — 57 %, очистных сооружений водопровода — 54 % и канализации — 56 %.

Неэффективное использование  отраслью бюджетных средств, отсутствие работающих механизмов управления жильем, государственная и муниципальная  монополия в области предоставления жилищно-коммунальных услуг, высокий  процент износа жилого фонда послужили  причинами запуска в России реформы  ЖКХ.

Стоимость реформы оценивают  в 3 триллиона рублей.

Организаторы реформы  выделяют основные направления ее реализации:

  • Перевод коммунальной отрасли на рыночные отношения.
  • Привлечение частного бизнеса (и частных инвестиций), стимулирование конкуренции, повышение качества коммунальных услуг, избавление отрасли от образовавшихся монополий.
  • Модернизация всего комплекса жилищно-коммунального хозяйства.
  • Формирование института эффективного собственника.
  • Капитальный ремонт многоквартирных домов.
  • Переселение граждан из аварийного жилья.
  • Внедрение энергоэффективных технологий в отрасли.
  • Сохранение системы социальной защиты и поддержка льготных слоев населения.

Основным проводником  реформы стала созданная по решению  Правительства РФ 21 июля 2007 г.государственная корпорация - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства.

Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства занимается предоставлением регионам средств на капитальный ремонт многоквартирных домов и переселение аварийного жилья на особых условиях, выполнение которых влечет собой формирование института собственника, обновление жилого фонда, привлечение в отрасль частного бизнеса и в конечном итоге реализует реформу жилищно-коммунального хозяйства.

Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства  действует до 1 января 2013 года и подлежит ликвидации.

В процессе внедрения в  систему ЖКХ России рыночных механизмов производится постепенный переход  на 100-процентную оплату жилищно-коммунальных услуг, что в среднем по Российской Федерации влечет увеличение расходов населения примерно на 20—25 %. При этом для защиты малоимущих граждан сохраняется система социальной защиты в виде компенсационных выплат.

Основные цели реформирования жилищно-коммунального хозяйства - повышение эффективности, устойчивости и надежности функционирования жилищно-коммунальных систем жизнеобеспечения населения, привлечение  инвестиций в жилищно-коммунальный комплекс, улучшение качества услуг  с одновременным снижением нерациональных затрат, адресная социальная защита малообеспеченных слоев населения.

Началом реформы жилищно-коммунального  хозяйства можно считать 2001 г., когда распоряжением Правительства РФ было поручено Госстрою России разработать проект Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы и на период до 2013 г. За период реформы была сформирована нормативная правовая база, являющаяся основой регулирования вопросов, связанных с жилищным строительством, жилищно-коммунальным хозяйством, обеспечением прав собственности в жилищной сфере в условиях развивающихся рыночных отношений. Наиболее существенное развитие законодательной базы было обеспечено в 2004 г. в результате принятия 25 федеральных законов, направленных на формирование рынка доступного жилья, в том числе Жилищного кодекса Российской Федерации.

В настоящее время в  рамках реализации приоритетных национальных проектов все больше внимания уделяется  отдельным составляющим данного  направления государственной политики. Частью Федеральной целевой программы  «Жилище» на 2002 - 2010 годы стала подпрограмма «Реформирование и модернизация жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации».

Начало реформы связывают  с подписанием Указа Президента РФ от 28 апреля 1997 г. № 425 «О реформе жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации» (с изменениями от 27 мая 1997 г.)2 . Данным Указом была утверждена Концепция реформы жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации.

Однако в 2005 г. стало очевидно, что все мероприятия, направленные на реформирование ЖКХ, не позволили  достигнуть целей, поставленных в 1997 г.

Постановлением Правительства  РФ от 31 декабря 2005 г. № 865 в новой редакции была утверждена Федеральная целевая программа «Жилище» на 2002 - 2010 гг.3 Данная необходимость возникла в связи с высокой степенью неэффективности многих ранее проводимых мероприятий.

Жилищные реформы, проведенные  в 1991 - 2005 гг., обеспечили коренной поворот  от планово-административных методов  регулирования к рыночным механизмам при соблюдении принципов обеспечения  социальных гарантий в области жилищных прав малоимущих граждан и иных категорий  населения. Осуществлялось реформирование жилищно-коммунального комплекса, направленное на создание эффективного механизма  управления и снижение издержек по предоставлению услуг. Повышение эффективности  работы жилищно-коммунального комплекса  в первую очередь было связано  с постепенным переводом данного  сектора экономики на режим безубыточного  функционирования при переориентации бюджетных субсидий от дотирования  производителей жилищно-коммунальных услуг к адресному субсидированию малоимущих семей. Доля получателей  субсидий на оплату жилого помещения  и коммунальных услуг составила  в 2004 г. более 13% семей, общая сумма  начисленных субсидий составила 35 млрд. руб.

Качество содержания жилищного  фонда и коммунальных услуг находится  на неудовлетворительном уровне и не соответствует не только потребностям и ожиданиям населения, но и общему объему финансовых ресурсов, направляемых в этот сектор. Основная причина  неэффективности ЖКХ - сохранение нерыночных принципов функционирования в секторе, где могут и должны нормально  развиваться рыночные отношения.

Завершение реформы жилищно-коммунального  хозяйства должно обеспечить проведение его технологической и управленческой модернизации с привлечением частного бизнеса и частных инвестиций, формированием реальных собственников  квартир в многоквартирных домах  с передачей им функций принятия решений по управлению общим имуществом многоквартирного дома.

Основное бремя исполнения данной Программы возложено именно на органы местного самоуправления, так как федеральный центр и органы власти субъектов РФ в основном осуществляют финансирование программы, а конкретные действия должны совершаться на муниципальном уровне.

Информация о работе Состояние жилищно-коммунального хозяйства