Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2013 в 09:57, курсовая работа
Целью исследования является обзор основных направлений реформы отрасли ЖКХ в регионе.
Для достижения поставленной цели в исследовании определены следующие задачи:
теоретические исследования экономического механизма реформирования жилищно–коммунальной отрасли;
анализ концепции реформирования сложившейся системы жилищно–коммунального хозяйства;
анализ современного состояния жилищно–коммунальной отрасли как сложной организационно–экономической системы в Ростовской области;
Введение 3
1. Современное состояние жилищно-коммунального хозяйства 6
1.1. Понятие ЖКХ 6
1.2. Развитие ЖКХ в России 9
2. Основные направления реформы ЖКХ в Ростовской области 14
2.1. Правое и информационное обеспечение реформы ЖКХ 14
2.2. Последствия реформирования ЖКХ в г.Таганроге 20
2.3. Стратегия преобразований в жилищно-коммунальном хозяйстве г. Таганрога 22
2.4. Реформирование системы ЖКХ в Ростовской области 25
2.5. Проблемные вопросы реформирования ЖКХ в регионе 31
3. Методические положения и рекомендации по реформированию жилищно–коммунального хозяйства 35
3.1. Коррекция стратегии реформы ЖКХ 35
3.2. Совершенствование коммунального законодательства 38
Заключение 47
Список литературы 49
Приложения 53
Таким образом, любые реформационные проекты и преобразования жилищно-коммунальной сферы, не учитывающие её социально-экономическую двойственность, не могут рассчитывать на успешную реализацию. Жилищно-коммунальная сфера социальна по сути, поскольку возможна только на основе социальной интеграции и общения, её параметры задаются не только техническими возможностями, но и социальными закономерностями и факторами.
Экономические принципы прибыльности и окупаемости вложений имеют ограниченную сферу действия в коммунальном хозяйстве и вступают в противоречие с социальными потребностями - созданием системы обеспечения жизненно важными ресурсами, обладающей повышенной надежностью; избыточной мощностью; всеобщностью, независимо от территориальной удаленности от источника ресурса.
Обычно жилищно-коммунальная
сфера рассматривается как
В российском обществе коммунальная
сфера не отличалась особой рациональной
функциональностью, ни в стабильные
советские времена эпохи
К началу 90-х годов произошло осознание того, что коммунальное хозяйство России безнадёжно отстало от передовых стран Запада. Необходимость его реформирования стала очевидна, но при этом ошибка была совершена изначально - реформирование ЖКХ признавалось частной проблемой перехода к рынку, решение которой почти автоматически привязывалось к результатам общих рыночных реформ. Предполагалось, что появление реального собственника жилья решит проблему модернизации коммунальной инфраструктуры. В результате слой юридических собственников жилья был создан, но управляемость жилищно-коммунальным хозяйством при этом снизилась ещё больше.
Глубинная причина неудачи предпринятых мер залегает в социальных, а не экономических пластах. Жильё - это благо одновременно экономическое и социальное. Поэтому управление реформированием этого сектора подчиняется одновременно двум разным видам законов - экономическим (рынок жилья и рынок услуг) и социальным. Надежда на «жилищный капитализм» согласно неоклассической доктрине не оправдалась.
В самом деле, реформа ЖКХ казалась предельно простой: объявить частную собственность на жильё практически по факту проживания, обязать собственников платить за коммунальный услуги в полном объёме и выселять неплательщиков в судебном порядке с предоставлением жилого помещения по нормам общежития. Но оказалось, что внедрение полной оплаты противоречило привычному благу - невысокой платы за квартиру и коммунальные услуги.
Учитывая указанные тенденции,
начинать реформу ЖКХ с выбранного
варианта приватизации жилья было ошибкой.
Этот вариант создал собственников
квартир, но не собственников дома как
целостной единицы, неразрывно связанной
со всей инженерной инфраструктурой
функционирующей системы
Модель жилищно-коммунальной реформы, ориентированная на массовую бесплатную приватизацию, привела к крайней дифференциации состава квартирных собственников. Многие из которых оказались не способны не только оплачивать амортизационные отчисления, осуществлять на собственные средства капитальный ремонт, но даже оплачивать коммунальные услуги. Возникла зависимость добросовестных собственников от вынужденного бездействия людей с невысоким достатком.
Переход на рыночные отношения
в жилищно-коммунальной сфере требует
включения в программу
В этой ситуации жилищно-коммунальная
реформа должна быть увязана с
развитием местного самоуправления
как способа инициативного
В связи с этим одной
из основных задач, которые выходят
на первый план в контексте государственной
поддержки развития муниципальных
образований, является реформирование
жилищно-коммунального
2. Основные направления реформы ЖКХ в Ростовской области
2.1. Правое и информационное обеспечение реформы ЖКХ
Жилищно-коммунальная реформа является важной составной частью общеэкономических преобразований в стране и одним из главных направлений деятельности Правительства РФ. Реформа ЖКХ подразумевает под собой модернизацию всего жилищно-коммунального хозяйства страны.
За годы экономических реформ в среднем по России физический износ котельных составляет 55 %, коммунальных сетей водопровода — 65 %, канализации и тепловых сетей — 63 %, электрических сетей — 58 %, водопроводных насосных станций — 65 %, канализационных насосных станций — 57 %, очистных сооружений водопровода — 54 % и канализации — 56 %.
Неэффективное использование
отраслью бюджетных средств, отсутствие
работающих механизмов управления жильем,
государственная и
Стоимость реформы оценивают в 3 триллиона рублей.
Организаторы реформы выделяют основные направления ее реализации:
Основным проводником реформы стала созданная по решению Правительства РФ 21 июля 2007 г.государственная корпорация - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства.
Фонд содействия реформированию
жилищно-коммунального
Фонд содействия реформированию
жилищно-коммунального
В процессе внедрения в систему ЖКХ России рыночных механизмов производится постепенный переход на 100-процентную оплату жилищно-коммунальных услуг, что в среднем по Российской Федерации влечет увеличение расходов населения примерно на 20—25 %. При этом для защиты малоимущих граждан сохраняется система социальной защиты в виде компенсационных выплат.
Основные цели реформирования
жилищно-коммунального
Началом реформы жилищно-коммунального хозяйства можно считать 2001 г., когда распоряжением Правительства РФ было поручено Госстрою России разработать проект Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы и на период до 2013 г. За период реформы была сформирована нормативная правовая база, являющаяся основой регулирования вопросов, связанных с жилищным строительством, жилищно-коммунальным хозяйством, обеспечением прав собственности в жилищной сфере в условиях развивающихся рыночных отношений. Наиболее существенное развитие законодательной базы было обеспечено в 2004 г. в результате принятия 25 федеральных законов, направленных на формирование рынка доступного жилья, в том числе Жилищного кодекса Российской Федерации.
В настоящее время в
рамках реализации приоритетных национальных
проектов все больше внимания уделяется
отдельным составляющим данного
направления государственной
Начало реформы связывают с подписанием Указа Президента РФ от 28 апреля 1997 г. № 425 «О реформе жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации» (с изменениями от 27 мая 1997 г.)2 . Данным Указом была утверждена Концепция реформы жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации.
Однако в 2005 г. стало очевидно, что все мероприятия, направленные на реформирование ЖКХ, не позволили достигнуть целей, поставленных в 1997 г.
Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2005 г. № 865 в новой редакции была утверждена Федеральная целевая программа «Жилище» на 2002 - 2010 гг.3 Данная необходимость возникла в связи с высокой степенью неэффективности многих ранее проводимых мероприятий.
Жилищные реформы, проведенные
в 1991 - 2005 гг., обеспечили коренной поворот
от планово-административных методов
регулирования к рыночным механизмам
при соблюдении принципов обеспечения
социальных гарантий в области жилищных
прав малоимущих граждан и иных категорий
населения. Осуществлялось реформирование
жилищно-коммунального
Качество содержания жилищного фонда и коммунальных услуг находится на неудовлетворительном уровне и не соответствует не только потребностям и ожиданиям населения, но и общему объему финансовых ресурсов, направляемых в этот сектор. Основная причина неэффективности ЖКХ - сохранение нерыночных принципов функционирования в секторе, где могут и должны нормально развиваться рыночные отношения.
Завершение реформы жилищно-
Основное бремя исполнения данной Программы возложено именно на органы местного самоуправления, так как федеральный центр и органы власти субъектов РФ в основном осуществляют финансирование программы, а конкретные действия должны совершаться на муниципальном уровне.
Информация о работе Состояние жилищно-коммунального хозяйства