Состояние и перспективы развития ОАО «Самаранефтегаз»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 15:26, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсового проекта является изучение состояния перспектив развития ОАО «Самаранефтегаз» для обоснования экспертного заключения по ее перспективе, предложений по коррекции ее стратегии. Задачи работы заключаются в следующем:
- провести анализ деятельности предприятия;
- разработать инвестиционный проект предприятия;
- сделать отраслевой анализ предприятия.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………. 3
1. Исторический аспект создания и развития ОАО «Самаранефтегаз»……… 5
2. Характеристика ОАО «Самаранефте-газ»…………………………………… 8
2.1. Краткое описание приоритетных направлений деятельности общест-ва... 8
2.2.Структура управления ОАО «Самаранефте-газ»…………………………... 10
2.3. Бухгалтерская отчетность ОАО «Самаранефтегаз»……………………… 12
3. Анализ результатов деятельности предприятия и аспектов исследова-ния.. 16
4. Разработка инвестиционного портфеля предприятия……………………… 29
5.Исследовательская часть курсового проекта - отраслевой анализ…………. 40
5.1 Анализ отраслевой структуры …………………………..………………….. 40
5.2. Анализ барьеров входа - выхода фирм на рынок нефтедобывающей промыш-ленности…………………………………………………………………
47
5.3. Вертикальные отношения в ОАО «НК Рос-нефть»……………...………... 49
Заключение……………………………………………………………………….. 56
Список использованной литературы…………………………………………… 59

Вложенные файлы: 1 файл

Состояние и перспективы развития ОАО Самаранефтегаз.doc

— 812.00 Кб (Скачать файл)

По состоянию на конец 2009 г. Самаранефтегаз имела более 130 лицензий на разведку и разработку запасов углеводородов. В 2009 г. компания вела добычу углеводородов более чем на 110 месторождениях. Крупнейшие месторождения Самаранефтегаза — Западно-Коммунарное, Белозерско-Чубовское, Озеркинское и Южно-Неприковское. Месторождения компании хорошо обеспечены транспортной инфраструктурой: магистральные трубопроводы АК «Транснефть» проходят по территории Самарской области. Нефть, добываемая на месторождениях, поставляется в основном на Самарскую группу НПЗ Роснефти: Куйбышевский, Новокуйбышевский и Сызранский НПЗ. Близость месторождений к крупнейшему в России центру нефтепереработки обеспечивает высокую экономическую эффективность добычи нефти.

В 2009 г. на месторождениях в Самарской области Компанией  было добыто 9,61 млн т нефти и газового конденсата (70,3 млн барр.) и 0,33 млрд.м3 газа. Несмотря на высокую степень истощения вовлеченных в разработку месторождений, регион имеет потенциал расширения ресурсной базы и добычи. Так, в 2009 г. рост составил более 5%.

«Роснефть» – лидер российской нефтяной отрасли и одна из крупнейших публичных нефтегазовых компаний мира. Основными видами деятельности «Роснефти» являются разведка и добыча нефти и газа, производство нефтепродуктов и продукции нефтехимии, а также сбыт произведенной продукции. Компания включена в перечень стратегических предприятий России. Ее основным акционером (75,16% акций) является ОАО «РОСНЕФТЕГАЗ», на 100% принадлежащее государству. В свободном обращении находится около 15% акций Компании.

География деятельности «Роснефти» в секторе разведки и добычи охватывает все основные нефтегазоносные провинции России: Западную Сибирь, Южную и Центральную Россию, Тимано-Печору, Восточную Сибирь, Дальний Восток. Компания реализует также проекты в Казахстане и Алжире. Семь крупных НПЗ «Роснефти» распределены по территории России от побережья Черного моря до Дальнего Востока, а сбытовая сеть Компании охватывает 39 регионов страны.

Основное конкурентное преимущество «Роснефти» – размер и качество ее ресурсной базы. Компания располагает 22,9 млрд. барр. н. э. доказанных запасов, что является одним из лучших показателей среди публичных нефтегазовых компаний мира. При этом по запасам жидких углеводородов «Роснефть» является безусловным лидером. Обеспеченность Компании доказанными запасами углеводородов составляет 26 лет, а бóльшая часть запасов относится к категории традиционных, что дает возможность эффективно наращивать добычу. Компания располагает также 14,1 млрд. барр. н. э. вероятных запасов и 11,1 млрд. барр. н. э. возможных запасов, которые являются источником восполнения доказанных запасов в будущем.

«Роснефть» активно  увеличивает свою ресурсную базу за счет геолого-разведочных работ и новых приобретений, чтобы обеспечить устойчивый рост добычи в долгосрочной перспективе. У Компании один из самых высоких уровней восполнения доказанных запасов углеводородов, который по итогам 2009 г. составил 163%. Основную часть геолого-разведочных работ «Роснефть» осуществляет в наиболее перспективных нефтегазоносных регионах России, таких, как Восточная Сибирь, шельф южных морей России, а также Дальний Восток. Это обеспечивает Компании доступ к более 47 млрд. барр. н. э. прогнозных извлекаемых ресурсов.

 «Роснефть» успешно  реализует стратегию устойчивого роста добычи, в том числе благодаря внедрению самых современных технологий. В 2009 г. Компания добыла 108,9 млн. т нефти (796 млн. барр.). Таким образом, с 2004 г. добыча нефти выросла более чем в 5 раз. Одновременно «Роснефть» демонстрирует высокую эффективность своей деятельности в целом и имеет самый низкий уровень удельных операционных затрат на добычу нефти не только среди российских, но и среди основных международных конкурентов.

«Роснефть» является одним из крупнейших независимых  производителей газа в Российской Федерации. Компания добывает более 12 млрд. м3 товарного природного и попутного газа в год и обладает огромным потенциалом для дальнейшего наращивания добычи благодаря наличию значительного объема запасов. В настоящее время «Роснефть» реализует программу по увеличению уровня использования попутного нефтяного газа до 95%.

Суммарный объем переработки нефти на НПЗ Компании составил по итогам 2009 г. рекордные для российского нефтеперерабатывающего сектора 49,8 млн. т (365 млн. барр.) Заводы «Роснефти» имеют выгодное географическое положение, что позволяет значительно увеличить эффективность поставок производимых нефтепродуктов. В настоящее время «Роснефть» реализует проекты расширения и модернизации своих НПЗ с целью улучшения баланса между объемами добычи и переработки нефти, а также для увеличения выпуска качественной продукции с высокой добавленной стоимостью, соответствующей самым современным экологическим стандартам.

Отличительная черта  «Роснефти» – наличие собственных  экспортных терминалов в Туапсе, Де-Кастри, Находке, Архангельске, которые позволяют существенно повысить эффективность экспорта продукции Компании. «Роснефть» в настоящее время осуществляет комплексные программы расширения и модернизации терминалов с целью обеспечения соответствия их мощностей планируемым объемам экспорта.

Одной из стратегических задач «Роснефти» является увеличение объемов реализации собственной продукции напрямую конечному потребителю. С этой целью Компания развивает розничную сбытовую сеть, которая сегодня насчитывает около 1 700 АЗС. По количеству АЗС «Роснефть» занимает 2-е место среди российских компаний.

Составной частью рыночной экономики является конкуренция. Конкуренция (или соперничество) - основной механизм формирования хозяйственных пропорций, направленный на создание наиболее благоприятных условий сбыта продукции и максимального удовлетворения потребностей потребителей. Она является прогрессивной формой экономического развития производства, а, следовательно, и экономики в целом.

Основными требованиями конкуренции являются:

  • обеспечение соответствующих качественных параметров товара, отвечающих требованиям рынка;
  • экономически обоснованное ценообразование с учетом ценовой эластичности;
  • высокие темпы обновления продукции в связи с появлением и расширением объемов товаров-аналогов и товаров-заменителей;
  • повышение технологического уровня производства или его поддержание на уровне, позволяющем производить конкурентоспособные товары.

Необходимо рассмотреть принадлежность исследуемого предприятия к тому или иному типу товарных рынков.

В таблице 4 приведены сравнительные характеристики четырех основных типов рыночных структур по параметрам структуры рынка [13].

Таблица 4. Характеристика основных рыночных структур

Критерии, определяющие структуру рынка

Совершенная конкуренция

Монополия

Монополистическая конкуренция

Олигополия

Численность продавцов  на рынке

Большая, объем продаж каждого мал

Один продавец на рынке

Большая, объем продаж каждого мал

Несколько, объем продаж каждого достаточно велик

Численность покупателей и дифференциация по объему покупки

Большая, объем покупок каждого мал

Большая, объем покупок  каждого мал

Большая, объем покупок каждого мал

Большая, объем покупок  каждого мал

Влияния продавцов на установление рыночной цены

Не оказывают

Устанавливает продавец

Оказывают влияние

Имеют возможность воздействовать

Стратегическое взаимодействие

Нет

Не предполагается

Нет

Существует

Барьеры входа на рынок

Барьеры входа не существуют

Технологически е или  другие барьеры полностью блокируют вход

Барьеры входа не существуют

Технологические или  другие барьеры входа возможны, но не обязательны

Характеристика товара

Однородный

Нет заменителей товара

Дифференцированные продукты

Могут быть однородны и неоднородны


 

Кратко опишем основные типы рынка.

Совершенная (чистая) конкуренция - это рыночная ситуация, когда многочисленные, независимо действующие производители продают идентичную (стандартизированную) продукцию, причем ни один из них не в состоянии контролировать рыночную цену.

Основные характеристики совершенной (чистой) конкуренции:

1. На рынке большое количество покупателей и продавцов, каждый занимает относительно малую долю рынка данных товаров.

2. Тождественная, стандартизированная продукция, товары однородны с точки зрения потребностей покупателей и, соответственно, продавцов.

3. Свободный доступ к рынкам новых продавцов и возможность такого же свободного выхода из них, вход и выход из отраслей абсолютно свободен.

4. Наличие полной и доступной информации для участников обмена о ценах и их изменениях, о продавцах и покупателях; экономические субъекты должны располагать одинаковым объемом информации о рынке.

Монополистическая конкуренция - это рыночная ситуация, когда многочисленные продавцы продают схожие товары, стремясь придать им реальные или мнимые уникальные качества.

Монополистическая конкуренция - самый распространенный тип рынка, наиболее близкий к совершенной  конкуренции. Возможность для отдельной  фирмы контролировать цену (рыночную власть) здесь незначительная.

Основные характеристики монополистической конкуренции:

  1. Относительно большое число некрупных (мелких) фирм;
  2. Эти фирмы производят разнообразную продукцию, продукт каждой фирмы в чем-то специфичен, потребитель легко может найти товары-заменители и переключить свой спрос на них;
  3. Сохраняются возможности относительно легкого вступления в отрасль новых производителей.
  4. Проникновение на рынок монополистической конкуренции не слишком тяжелое; достаточно предложить товар со свойствами, которые заинтересуют покупателя

Олигополия - это рынок, на котором доминирует несколько крупных фирм, т.е. несколько продавцов противостоят множеству покупателей.

Олигополия характеризует  экономическую ситуацию, при которой  на рынке остается малое количество производителей - продавцов (от трех до десяти фирм). Крупнейшие из оставшихся получают возможность влиять на рыночную цену.

Чистая монополия - это рынок, на котором один продавец противостоит множеству покупателей. Даже полное отсутствие конкурентов внутри страны не исключает их наличия за рубежом.

Монополия предполагает, что одна фирма является единственным производителем какой - либо продукции, не имеющей аналогов. Поэтому покупатели не имеют выбора и вынуждены приобретать данную продукцию у фирмы - монополиста.

Основные черты чистой монополии:

  1. Единственный продавец - производитель;
  2. Товарная дифференциация отсутствует, отсутствие товаров заменителей;
  3. Продавец осуществляет практически полный контроль над ценами;
  4. Очень трудные условия вхождения в отрасль новых предприятий. По сути дела, вход оказывается заблокированным условиями.

Различают несколько  типов монополий:

  • естественная монополия - возникает в отрасли, в которой долгосрочные средние издержки достигают минимума только тогда, когда одна фирма обслуживает весь рынок целиком. В такой отрасли минимальный эффективный масштаб производства близок к количеству или даже превосходит то, на которое рынок предъявляет спрос по любой цене, достаточной для покрытия издержек производства.
  • искусственные монополии - под этим условным названием понимают объединения, создаваемые ради получения монополистической выгоды. Искусственные монополии выступают в виде различных монополистических отношений.

Исходя из выше сказанного, ОАО «НК Роснефть» является олигополией. Так как на данном рынке производства продукции всего несколько продавцов (Лукойл, ТНК-ВР, Сургутнефть, Сибнефть, Татнефть, Славнефть и т.д.). По концентрации продавцов на одном и том же рынке олигополии относятся к плотному, такие отраслевые структуры, которые на рынке представлены 2-8 продавцами.

Предприятие занимается добычей нефти, что является капиталоемкой и трудоемкой отраслью. Необходимы большие инвестиции в данную промышленность. Поэтому существую технологические и другие барьеры входа в рынок.

 

 

5.2. Анализ барьеров входа-выхода фирм на рынок добывающей

промышленности

 

Барьеры входа на рынок  и выхода с рынка являются важнейшими характеристиками структуры рынка.

Барьеры входа на рынок - такие факторы объективного или  субъективного характера, из-за которых новым фирмам трудно, а подчас и невозможно начать свое дело в выбранной отрасли. Благодаря такого рода барьерам, фирмы, уже действующие на рынке, могут не опасаться конкуренции.

К таким же результатам  приводит и наличие барьера выхода из отрасли. Если выход из отрасли  в случае неудачи на рынке сопряжен со значительными издержками.

Информация о работе Состояние и перспективы развития ОАО «Самаранефтегаз»