Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2014 в 16:13, курсовая работа
Актуальность темы исследования. В современных условиях уровень развития экономики, ее конкурентные преимущества определяются накопленным и реализованным человеческим капиталом. Приоритетным источником экономического роста становятся инвестиции в человека, с его уровнем образования и квалификации, состоянием здоровья и социальными связями.
Особенно актуальной проблема формирования и реализации человеческого капитала является для трансформационной экономики России, которая переживает процесс перехода от командно-административной к рыночной системе хозяйствования.
Введение……………………………………………………………………...3
1. Структура человеческого капитала и показатели его оценки………….5
2. Проблемы формирования и реализации человеческого капитала……15
3. Состояние человеческого капитала в России и его влияние на уровень социально экономического развития…………………………………………..21
Заключение…………………………………………………………………33
Список литературы………………………………………………………...35
Несомненно, развитию инновационных свойств человеческого капитала в значительной мере должна содействовать система образования. Однако, как показал опрос, эту задачу образование решает пока далеко не самым эффективным образом.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что перевод экономики на инновационный путь развития является сегодня важнейшим приоритетом нашей страны. Его реализация требует формирования в структуре человеческого капитала инновационных свойств, развития способности и готовности людей, трудовых коллективов выполнять такие виды деятельности, результатом которых будет создание и промышленное освоение объектов интеллектуальной собственности. Решать эту задачи нужно на всех уровнях и в первую очередь в учреждениях профессионального образования, формируя у студентов потребность и стремление к новому качеству, развивая склонность и вкус к научному поиску, экспериментам, закрепляться навыки взаимодействия с производством в интересах экономики своего региона и страны в целом.
3. Состояние человеческого капитала в России и его влияние на уровень социально экономического развития
Принципиально важным вопросом в нынешней ситуации является эффективность использования в стране человеческого капитала. В процессе перестройки миллионы людей, лишившись своих рабочих мест и оказавшихся безработными, вынуждены были заняться не свойственным и малоквалифицированным трудом: челночным бизнесом, мелкой розничной торговлей, производством кустарных и ремесленных товаров, репетиторством и другими видами. Являясь хорошими специалистами в прошлом, трудом которых создавалось богатство страны, и, будучи не востребованными в новых социально – экономических условиях, сегодня многие из них выполняют малопродуктивную работу.
Человеческий капитал в наши дни, к сожалению, зачастую используется не продуктивно и не разумно. Разве может цивилизованная страна позволить себе, чтобы в новогодние праздники миллионы граждан в течение почти двух недель не работали, а занимались выпивками, чревоугодием и бесцельным времяпрепровождением. В 2011 году за первые десять дней января потери экономики составили 840 млрд. рублей, по сравнению с 700 млрд. рублей, что страна недосчиталась в 2010 году. И это происходит в России в тяжелейший период кризисной ситуации [15,14].
Из чего складывается человеческий капитал, как создать для него необходимые условия и как приумножить его? Основными из них являются: уровень доходов населения, состояние здравоохранения, продолжительность жизни человека, улучшение качества образования и другие сопутствующие им условия. Если не принять ряд кардинальных мер в этих направлениях, то России не избежать дальнейшего уменьшения числа трудоспособного населения и особенно квалифицированных рабочих. В этой связи необходима серьезная государственная программа для решения неотложных социальных проблем.
Нынешняя безработица является одной из серьезных болевых точек, она таит в себе серьезные социальные последствия. По официальным данным в стране более пяти миллионов безработных, все они нуждаются в помощи государства. Во избежание нежелательных последствий нужны конкретные и действенные меры. У властей есть возможности для снижения напряженности на рынке труда. Сюда относится опережающая «переподготовка работников, находящихся под риском увольнения, поощрение переезда в другую местность в целях трудоустройства». С этой целью разработана новая экономическая программа под названием «Стратегия 25х25». Суть ее – создать 25 млн. новых современных рабочих мест к 2025 году [15,15].
Защита прав рабочих - это принципиально важное социально – экономическое и политическое положение. Увеличивать продолжительность рабочего дня и усиливать эксплуатацию людей наемного труда в нынешних условиях - это мера социально – безнравственная и направлена она на увеличение прибылей нуворишей. Частный бизнес компрометирует себя жаждой наживы, социальной безответственностью, пренебрежением национальных интересов. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в одной из своих публикаций заметил: «Экономическая система, построенная только на стремлении к наживе, на равнодушии к судьбе человека, на пренебрежении к нравственным нормам, лишена устойчивости и может рухнуть в любой момент, погребая под своими обломками судьбы людей».
К этому предупреждению следует отнестись со всей серьезностью. Ведь ни для кого не секрет, что экономической элите, сформированной в годы хищнической приватизации, присущи такие ценности, как стяжательство и обогащение любой ценой. Им априори не дано «сплотить и вдохновить нацию на решение острейших проблем». Располагая огромными финансовыми капиталами, они не стремятся вкладывать их в развитие отечественной промышленности, а вывозят за границу.
Только за последние три года из России вывезли за рубеж:
- 2009 г. – 105 млрд. долларов,
- 2010 г.- 38,5 млрд. долларов,
- 2011 г. – 84,4 млрд. долларов [15,16].
К сожалению, отток капиталов все более возрастает. Следует ожидать, что в текущем году эти показатели будут перекрыты. Ведь только в январе 2012 года отток капитала составил уже от 10 до 14 млрд. долларов. Наша экономика не получает необходимой подпитки, развивается медленно, но это не тревожит наших промышленных олигархов. Да и Государственная Дума вместе с Правительством спокойно взирают на это. Все это наводит на мысль, что в данном вопросе интересы экономической и политической элиты совпадают. В этой связи возникает вопрос, чьи же интересы они отстаивают? Здесь нельзя не вспомнить шокирующее заявление небезызвестного политика Збигнева Бжезинского, адресованное нашей стране: «Россия может иметь сколько угодно ядерных чемоданчиков и ядерных кнопок, но, поскольку 500 миллиардов долларов российской элиты лежат в наших банках, вы еще разберитесь: это ваша элита или уже наша?».
Человеческий капитал в значительной мере определяется состоянием здравоохранения в стране, возможностью человека своевременно получить квалифицированную медицинскую помощь для поддержания своего здоровья и продления работоспособности. По данным Организации Объединенных Наций государство считается «стареющим», если доля жителей в возрасте 65 лет и старше превышает 7 %. В России этот показатель составляет 12,9%.
Постоянные сигналы идут о быстром старении нации как от зарубежных, так и отечественных специалистов. Общеизвестно, что за последние четверть века Япония превратилась из «стареющей» в «состарившуюся» страну. Средняя продолжительность жизни у мужчин здесь составляет 79 лет, а женщин - 85 лет. Отсюда не случайно за последние полвека численность населения в стране увеличилась с 83 до 127 миллионов человек. Сегодня Япония обходится без гастарбайтеров, их здесь менее 1,5 процентов. Японцы не только дольше всех живут, но и сохраняют свою трудоспособность. 68 процентов мужчин пенсионного возраста и 73 процента женщин в возрасте 69 – 75 лет продолжают ежедневно ездить на работу. В Европе таких работающих долгожителей насчитывается не более пяти процентов.
В итоге людям старше 65 лет, а их в стране двадцать процентов, принадлежит 40 процентов всех личных сбережений. Само же понятие «пенсионер» означает принадлежность к обеспеченной части общества.
Чтобы увеличить трудовые ресурсы в России и уменьшить нагрузку на Пенсионный фонд, Правительство поручило в свое время бывшему министру экономики Е.Ясину подписать протокол межведомственной комиссии о повышении пенсионного возраста в стране до 63 - 65 лет соответственно женщинам и мужчинам. Под этим документом стоит подпись официального представителя Российской Федерации. Премьер - министр Владимир Путин в своих предвыборных выступлениях неоднократно подчеркивал, что в ближайшее время поднимать возрастную пенсионную планку он не намерен. Его позиция импонирует многим. Однако взятые обязательства и нынешнее положение пенсионного фонда таковы, что это все же придется делать. Кстати, на Украине уже принято решение о выходе женщин на пенсию в 60 лет, как и для мужчин.
Повышение возрастной планки для пенсионеров – это лишь одна сторона вопроса. Важнее другое, будет ли увеличена средняя пенсия к средней заработной плате. По сравнению с европейскими странами она у нас очень маленькая.
Средняя пенсия в Советском Союзе составляла 50% к средней заработной плате. Сегодня российский пенсионер получает всего 22% от своего прежнего заработка. И хотя немецкая пословица гласит, что «всякое сравнение хромает», все же заметим - средняя пенсия в Германии составляет 65%, в Италии и Испании более 60%, во Франции и Японии около 50%.
Говоря о качестве человеческого капитала, не меньшее беспокойство вызывает и другая тенденция - сокращение численности детей и подростков. Даже в относительно богатой и благоустроенной Москве за последние два десятилетия в 2011 году впервые рождаемость превысила смертность. В столице родилось более 121 тысячи детей.
По данным Всемирной организации здравоохранения младенческая смертность в России сейчас выше чем в Европейских странах в 4 раза, материнская смертность - в 6 раз, от болезни сердца и сосудов умирают чаще в 7 раз. Грустно, но факт- население России вымирает ускоренными темпами.
Идея о передаче в концессию или под управление частным структурам государственных клиник и целевых программ в области здравоохранения не вызывает доверия. Ее активно лоббирует Российский союз промышленников и предпринимателей в лице известного реформатора А. Шохина. Однако общественность относится очень настороженно к этому, предвидя неизбежно негативные последствия от такого рода реформ. Как показывает предшествующий опыт, частный капитал стремится занять свободные ниши отнюдь не из гуманных соображений и сострадания к людям, а преследует, прежде всего, прагматические соображения, возможность нового обогащения за счет граждан.
Правительство пока не решается на проведение приватизации медицинских учреждений, но в Министерстве здравоохранения и социального развития к этой «идее относятся положительно». Здесь полагают, что частные страховые компании могут стать главным гарантом здравоохранения. Вместе с тем многочисленные специалисты и аналитики констатируют, что частные компании не собираются брать на себя ответственность и риски по охране здоровья населения. А вот «пропустить через себя денежные потоки, выделяемые на здравоохранение», они готовы. В ряде зарубежных стран государство проявляет заботу о здоровье граждан. Норвегия в 2001 году выкупила последнюю частную клинику и на всю страну объявила: наконец - то покончено с частной медициной, государство берет на себя ответственность за здоровье нации. Это курс современных прогрессивных стран. Великобритания, Сингапур, Австралия пошли по этому пути.
В реальной и повседневной жизни положение с медицинским обслуживанием не улучшается. В своей статье «Строительство справедливости. Социальная политика для России» Владимир Путин вынужден был признать, что проделанная работа пока не привела к заметному для народа улучшению качества здравоохранения. Сегодня 65% москвичей недовольны качеством работы больниц и поликлиник. Порядка 30% зданий медицинских учреждений требуют ремонта, около 40% медицинского оборудования необходимо менять. При нынешнем низком уровне государственного финансирования здравоохранения, оно не в состоянии кардинальным образом изменить сложившуюся ситуацию.
По рекомендации Всемирной организации здравоохранения расходы на медицину должны составлять не менее 5% внутреннего валового продукта. В передовых странах мира их доля составляет даже 8-10% ВВП. В России доля расходов на здравоохранение не велика, к тому же она постоянно уменьшается – с 2,9% в 2003 г. до 2,8% в 2004 г. и до 2,5% в 2005 году. Известные и уважаемые в стране специалисты – медики считают жизненно необходимым довести финансирование здравоохранения в Российской Федерации до 6 – 7% ВВП [15,16].
В проекте новой концепции развития здравоохранения до 2020 года предусматривается существенное увеличение государственных расходов на медицину. По мнению министерства, это позволит добиться снижения смертности и довести продолжительность жизни до 75 лет, увеличив численность населения России с нынешних 143 млн. до 145 млн. человек. Владимир Путин ставит еще более сложную задачу, считая возможным за счет решения целого ряда комплексных мер, увеличить численность населения России к 2050 году даже до 154 млн. человек. Конечно, хотелось бы видеть предполагаемый рост, разбитый хотя бы по пятилеткам, чтобы оценить реальность проводимой политики и не ждать далекого будущего. Сегодня же не будем касаться вопросов насколько реальны и выполнимы поставленные задачи.
13 апреля 2011 года на Пироговском съезде медицинских работников известный детский врач Леонид Рошаль подверг резкой критике реформы здравоохранения, проводимые министром Татьяной Голиковой. «Беда, что в Министерстве здравоохранения и социального развития нет ни одного нормального опытного организатора здравоохранения», - заметил он. Эту реплику зал встретил аплодисментами. Правда, присутствовавший на съезде Премьер – министр Владимир Путин оценил его выступление как «полемичное, профессиональное, но в чем – то наивное». В ответ на выступление Л.Рошаля сотрудники Минздрава на ведомственном сайте опубликовали коллективное письмо в защиту своего министра и ведомства. Этим самым они вызвали бурю негодований в интернете. На форумах и в блогах врачи, пациенты и их родственники «пишут о вопиющих недостатках в отрасли, о нищете больниц и врачей, о странном расходовании больших средств, которые государство вкладывает в здравоохранение, о том, что бесконечные бумаги заменяют собой реальные реформы». В Псковской области, население которой вымирает ускоренными темпами, сейчас проводят «модернизацию» здравоохранения. Вместо 24 районных больниц оставили всего 6 межрайонных. Сотрудники больницы в городе Порхове в полной растерянности. Им предстоит принимать пациентов Порховского, Дновского и Дедовичского районов – в годы войны это бывший партизанский край. Не под силу им освоить такую огромную территорию. Врачи протестуют, не хватает персонала и помещений, поэтому медики не в состоянии будут оказывать всем необходимую медицинскую помощь.