Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2014 в 16:13, курсовая работа
Актуальность темы исследования. В современных условиях уровень развития экономики, ее конкурентные преимущества определяются накопленным и реализованным человеческим капиталом. Приоритетным источником экономического роста становятся инвестиции в человека, с его уровнем образования и квалификации, состоянием здоровья и социальными связями.
Особенно актуальной проблема формирования и реализации человеческого капитала является для трансформационной экономики России, которая переживает процесс перехода от командно-административной к рыночной системе хозяйствования.
Введение……………………………………………………………………...3
1. Структура человеческого капитала и показатели его оценки………….5
2. Проблемы формирования и реализации человеческого капитала……15
3. Состояние человеческого капитала в России и его влияние на уровень социально экономического развития…………………………………………..21
Заключение…………………………………………………………………33
Список литературы………………………………………………………...35
Спор о стратегии в здравоохранении это не рядовое явление. Для сохранения нынешнего человеческого капитала и приумножения его в будущем нужна серьезная финансовая поддержка, прежде всего, со стороны государства, и эта задача вполне решаема. Нужна лишь политическая воля и желание.
Важным условием для формирования как отдельного индивидуума, так и здорового общества в целом является уровень и качество жизни, размеры душевых доходов различных слоев населения.
За последние годы правительство предприняло ряд мер, чтобы выправить положение в социальной сфере. Существенно возросли реальные денежные доходы. В целом за 2008 год по сравнению с 2007 годом зарплата в России выросла на 21%. Однако высокая инфляция и постоянно растущие цены на продукты питания, лекарства, услуги ЖКХ, электричество, газ, топливо и т.д. свели эти усилия на нет. В 2008 году жизнь в России подорожала на 13,3%. Это рекордная инфляция за последние шесть лет. Поэтому существенно поднять качество жизни не удалось.
Целый ряд негативных материалов, публикуемых в СМИ, вызывают тревогу и беспокойство. Председатель Конституционного суда В. Зорькин в свое время обнародовал тревожные цифры, чтобы обратить внимание общественности и привлечь ее к борьбе с негативными социальными явлениями. Настораживают приведенные им цифры об огромном количестве в стране бомжей, нищих, беспризорных детей, проституток. Выступая на Госсовете в Иркутске, Президент страны В. Медведев назвал еще не менее страшную цифру – 2,5 млн. наркоманов в России. Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков вскоре официально увеличила эту цифру до 5 миллионов наркозависимых. Этот далеко не лучший наш человеческий капитал говорит о многом.
На сегодняшний день нет глубокого анализа того, что представляет собой российское общество. Программа выхода из финансового и социально - экономического кризиса выполнена менее чем на треть. Президент страны вынужден был признать, что «реализация антикризисной программы в России идет медленнее, чем планировалось, и медленнее, чем того требует ситуация в экономике». В такой не простой обстановке многие российские граждане испытывают стресс, находятся в ожидании самого худшего, у них отсутствует уверенность в завтрашнем дне. Рост безработицы, сокращение размеров заработной платы, трудности с выплатой взятых кредитов, наконец, валютная паника, вызванная девальвацией рубля, принудили Центр социальной и судебной психиатрии имени Сербского открыть горячую линию для граждан. Специалисты зафиксировали рост числа обращений к психологам на 10%, а к психотерапевтам - на 20%. Пациенты жалуются на депрессию, неврозы и панические страхи.
Суровая реальная действительность вызывает нередко повышенную негативную реакцию в виде раздражительности и даже внутренней агрессивности. По мнению ученых – психологов «среднестатистический уровень агрессии» у россиян намного выше чем в Швеции, Испании, Америке и Японии. О неблагополучии можно судить и по преступности, по количеству убийств. В советское время на 250 миллионов населения СССР приходилось 24 – 25 тысяч убийств. В последние 15 лет их число увеличилось до 30 – 32 тысяч, причем это уже на 143 миллиона российского населения. Сложившийся образ жизни, морально-этические нормы поведения претерпели за последние 15-20 лет существенные изменения и нередко в худшую сторону.
Нынешняя политика направлена на «уход» государства из экономики. По мере ослабления государства, призванного действовать в интересах общества, увеличивается государственный аппарат и одновременно возрастает его влияние в экономической и социально - политической сферах. Однако в новых условиях аппарат больше «работает» в интересах разного рода корпораций, отдельных групп чиновников и тесно связанных с ними экономических структур. Кстати, начиная с 2008 года временные рамки разрабатываемых государственных программ и планов резко изменились. Раньше Министерства и ведомства готовили их, исходя из реальных временных рамок, скажем на 2005 – 2010 или 2010 – 2015 годы. Отсюда контроль и спрос шел по горячим следам. Теперь разрабатываются планы на более длительный и бесконтрольный период. Так Правительство подготовило свою программу до 2020 года, Минфин обнародовал бюджетную стратегию до 2023 года, развитие железнодорожного транспорта и перевооружение армии произойдут до 2030 года. Министерство юстиции обозначило 2020 – 2030 годы, когда три четверти наших тюрем и колоний будут соответствовать стандартам Совета Европы. Тем самым общественность ориентируют на ожидание «светлого будущего», когда большинства из нас с вами не будет. Это политика сознательного одурманивания масс, стремление избежать ответственности за содеянное.
Человек в нашем обществе как индивидуум, а вместе с ним и целые слои населения – творческие работники, преподаватели школ и вузов, медицинские работники, военнослужащие, пенсионеры многие годы не получали должной помощи и поддержки. В то же время законодательная и исполнительная власти своевременно позаботились об интересах государственных чиновников и своих собственных - зарплата, пенсии, социальное обслуживание и др.
Современное образование и наука определяют развитие страны на многие десятилетия вперед. Поэтому не случайно эти вопросы находятся в центре внимания. Объективно положение дел таково, что общее количество студентов в пореформенной России даже возросло по сравнению с советским периодом. Однако численность научных кадров, которые определяют качество исследований и уровень образовательного процесса в вузах сократилась в 1,5 раза. Что касается их равноценной замены молодыми учеными, то этого, к сожалению, не произошло. Сегодня государственная политика такова, что высшее образование становится все более платным и возможности поступить в вуз, особенно выпускникам сельских школ, уменьшаются из года в год. В 1980–ые годы среди московского студенчества 75 процентов было иногородних, а в 2003 году их осталось только 25 процентов.
Сегодня многие престижные вузы пополняются детьми состоятельных родителей, а более обеспеченная часть нашего общества отправляет своих детей на обучение за рубеж. Результаты всероссийского исследования свидетельствуют о том, что «полностью доступно платное образование для 12,7% молодежи, для 42,1% оно сопряжено с необходимостью отказывать себе во всем, а для 44,8% платное образование не доступно вовсе» [15,17].
В сложное положение попали и высшие учебные заведения. Оказавшись не в простой экономической ситуации, многие государственные вузы вынуждены сокращать преподавательский состав и обслуживающий персонал, укрупнять учебные группы, увеличивать учебную нагрузку. Все это, конечно, сказывается на качестве образовательного процесса. В прессе далеко не случайно заговорили о низком уровне выпускаемых специалистов и о том, что имеет место имитация высшего образования.
Как показывает практика, многие социально-значимые вопросы, затрагивающие жизненные интересы миллионов граждан, часто не находят взаимопонимания и поддержки как в Правительстве, так и в Государственной Думе. К сожалению, наблюдается расхождение между обещаниями и реальной действительностью. Все это приводит к тому, что падает интерес граждан ко многим заявлениям и обещаниям. Социологи зафиксировали два настораживающих базовых процесса в стране: наблюдается рост равнодушия и безразличия в обществе, люди стали дистанцироваться от политики, перестали доверять законодательной и исполнительным органам власти. Тем самым так необходимый стране социальный капитал продолжает падать, а это тревожный звонок для всех ветвей государственной власти.
Таким образом, осуждение состояния человеческого потенциала в России в разное время проходило в разных аспектах. В течение длительного времени она рассматривалась как проблема трудовых ресурсов. В рамках планов и программ социального и экономического развития разрабатывались меры обеспечения заложенных темпов роста экономики трудовыми ресурсами в нужном количестве, необходимой квалификации и размещаемой в соответствии с планами развития промышленности. Для этого периода характерно преобладание производственного подхода, социальные показатели имели тенденцию к улучшению (уровень образования, продолжительность жизни).
В настоящее время государство не выполняет эту функцию в прежнем объеме, но необходимость изучения состояния трудовых ресурсов и прогнозирования его на будущее осталась, поэтому оценки состояния трудовых ресурсов и прогнозирование на перспективу проводятся при разработке программ социального и экономического развития. Мониторинг состояния здоровья населения проводится как основание для разработки социальных программ. Внимание научной общественности к комплексной проблеме состояния потенциала населения усилилось в последние годы в связи с тревожным фактом увеличения разрыва между требованиями, предъявляемыми к населению происходящей революцией в производстве, и фактическим состоянием трудового потенциала.
Обсуждение проблемы идет одновременно в нескольких направлениях: состояние трудового потенциала в России в целом; специфика требований, предъявляемых к человеку «обществом знаний»; теоретические вопросы «человеческого капитала», содержание этого понятия, механизмы реализации потенциала работника в форме «человеческого капитала».
Заключение
Таким образом, проанализировав особенности формирования человеческого капитала в инновационной экономике, задачи исследования решены в полном объеме, что позволило сделать следующие выводы.
Проанализировав структуру человеческого капитала и показатели его оценки можно выделить следующие виды инвестиций в человеческий капитал: расходы на образование, включая официальное образование и обучение по месту работы; расходы на здравоохранение в широком понимании, включая все расходы, воздействующие на длительность жизни, силу, выносливость работников; расходы на информацию; расходы на мобильность. Система показателей оценки человеческого капитала позволяет сделать выводы относительно накопленного человеческого капитала, при наличии данных за достаточный период времени – определить сложившиеся тенденции его развития, а также установить зависимости между различными факторами, влияющими на формирование человеческого капитала, и осуществить прогноз возможных сценариев будущего развития.
Определив проблемы формирования и реализации человеческого капитала, можно заключить, что перевод экономики на инновационный путь развития является сегодня важнейшим приоритетом нашей страны. Его реализация требует формирования в структуре человеческого капитала инновационных свойств, развития способности и готовности людей, трудовых коллективов выполнять такие виды деятельности, результатом которых будет создание и промышленное освоение объектов интеллектуальной собственности. Проблема человеческого потенциала в инновационной экономике возникает как цепочка задач: увеличение человеческого потенциала в двух аспектах, каждой личности и населения в целом; создание условий для превращения потенциала в человеческий капитал; реализация этой цепочки применительно к особым требованиям инновационной экономики. Собственно, особые требования возникают как профессиональные, в остальном же это общие требования постиндустриальной экономики.
Проанализировав состояние человеческого капитала в России и его влияние на уровень социально экономического развития, следует отметить, что структуру человеческого капитала современной России составляют: уровень доходов населения, состояние здравоохранения, продолжительность жизни человека, улучшение качества образования и другие сопутствующие им условия.
Список литературы