Социальная защита от безработицы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2012 в 20:45, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы обусловила постановку следующих задач:
определение сущности безработица и статуса безработного в современном российском обществе,
описание существующих видов безработицы и выявление причин их обуславливающих,
выделение социально-экономических последствий безработицы,
рассмотрение механизма социальной защиты населения от безработицы в общем и на примере отдельной социально-демографической группы и т.д.

Содержание

Введение
1. Безработица: общая характеристика
1.1 Сущность и причины безработицы
1.2 Виды безработицы
1.3 Социально-экономические последствия безработицы
1.3.1 Экономические последствия безработицы
1.3.2 Социальные последствия безработицы
2. Механизм социальной защиты от безработицы
2.1 Социальная поддержка безработных граждан
2.1.1 Выплата пособий по безработице
2.1.2 Материальная помощь безработным
2.1.3 Компенсационные выплаты безработным
2.2 Профессиональная ориентация, профессиональное обучение и переквалификация безработного населения
2.3 Содействие развитию предпринимательской деятельности и самозанятости
2.4 Организация общественных работ и временная занятость
2.5 Содействие трудоустройству в другой местности
3. Социальная защита молодежи от безработицы
3.1 Характеристика молодежи, как социально-демографической группы
3.2 Причины низкой конкурентоспособности молодежи на рынке труда
3.3 Комплекс мер социальной защиты молодежи от безработицы
3.3.1 Программа «Молодежная практика»
3.3.2 Организация и проведение ярмарок вакансий
3.3.3 Программа «Первое рабочее место»
3.3.4 Молодежные биржи труда
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Социальные причины безработицы.doc

— 145.00 Кб (Скачать файл)

Одним из центров информационной и  консультационной поддержки предпринимательства  в Красноярском крае является «Бизнес-инкубатор» города Ачинска, который был создан в 1996 году Ачинским центром занятости  и администрацией города. С помощью «Бизнес-инкубатора» многие открыли пусть небольшое, но собственное дело.

 

2.4 Организация общественных  работ и временная занятость

 

Одной из форм трудоустройства безработных  граждан является проведение оплачиваемых общественных работ в организациях, находящихся в государственной и муниципальной собственности, и по договорам - в других организациях в целях обеспечения временной занятости. Эта форма трудоустройства служит не только материальной поддержкой, но нередко помогает найти постоянное место работы.

Под общественными работами согласно ст.24 Закона «О занятости населения  в РФ» понимается трудовая деятельность, имеющая социальную полезную направленность и организуемая в качестве дополнительной социальной поддержки граждан, ищущих работу.

Право на участие в общественных работах имеют граждане, зарегистрированные в органах службы занятости в  целях поиска подходящей работы, безработные  граждане. Преимущественным правом на участие в общественных работах  пользуются безработные граждане, не получающие пособия по безработице, безработные граждане, состоящие на учете в органах службы занятости свыше шести месяцев.

Общественные работы организуются для реализации следующих целей:

удовлетворение потребностей субъектов  территорий и организаций в выполнении работ, носящих временный полезный характер и работ по выполнению федеральных целевых и региональных программ социально-экономического развития;

предоставление гражданам материальной поддержки в виде временного заработка;

приобщение к трудовой деятельности лиц, впервые ищущих работу и не имеющих профессии (специальности), в том числе молодежи, вступающей в трудоспособный возраст;

сохранение мотивации к труду  у лиц, имеющих длительный перерыв  в работе;

трудовая реабилитация лиц, имеющих  длительный (более одного года) перерыв в профессиональной деятельности

В период участия безработных граждан  в общественных работах за ними сохраняется  право на получение пособия по безработице. Преимущественным правом на участие в общественных работах  пользуются безработные граждане, зарегистрированные в органах службы занятости, не получающие по различным причинам пособия по безработице, состоящие на учете в органах службы занятости свыше 6 месяцев, а также работники, высвобождающиеся в результате реорганизации предприятия и т.д.

Финансирование общественных работ  производится за счет средств организаций, в которых проводятся эти работы.

 

2.5 Содействие трудоустройству  в другой местности

 

Для реализации этих задач Минтруда России разработало «Положение о  порядке оказания гражданам содействия в трудоустройстве в другой местности».

До настоящего времени существовала ситуация, в которой желающие работать из-за отсутствия вакансий на местах проживания не могли получить работу.

Указанное Положение дает людям  такую возможность за счет трудоустройства на новом месте жительства. Разработанное Положение определяет порядок работы органов СЗН по оказанию гражданам содействия в трудоустройстве в другой местности и предоставления безработным гражданам компенсаций материальных затрат в связи с их направлением на работу в другую местность по предложению органов СЗН.

Положение определяет круг лиц, которым  будет оказываться содействие в  трудоустройстве:

занятым трудовой деятельностью,

признанным в установленном  порядке безработными,

беженцам и вынужденным переселенцам.

Безработным гражданам может быть предложено трудоустройство в другой местности в следующих случаях:

для трудоустройства на условиях срочного трудового договора (контракта) на срок не более 5 лет или на время выполнения определенной работы (временные, сезонные работы, работы вахтовом методом) при отсутствии предложений подходящей работы по месту жительства;

для трудоустройства на условиях трудового  договора, заключаемого на неопределенный срок (постоянная работа);

в рамках реализации федеральных и региональных программ по переселению граждан из данной местности в другие регионы;

при отсутствии предложений подходящей работы после окончания первоначального (12-месячного) периода безработицы.

Преимущественным правом для направления на работу в другую местность пользуются безработные, уволенные из организаций в связи с их ликвидацией, осуществлением мероприятий по сокращению численности или штата, и безработные, состоящие на учете более 18 месяцев.

ЦЗН оплачивает расходы, связанные с трудоустройством безработных граждан в другой местности. Материальные затраты на переезд безработного, компенсируемые СЗН, включают:

расходы на транспорт,

суточные расходы,

стоимость перевозки личного имущества (до 1000 кг).

Могут быть возмещены и расходы на переезд членов семьи безработного, находящихся на его иждивении.

 

3. Социальная защита  молодежи от безработицы

 

Последствия социально-экономического кризиса в Российской Федерации  наиболее тяжело отразились на условиях жизни и на развитии подрастающего поколения. Резко обострились негативные тенденции, характеризующие положение детей и молодежи в Российской Федерации.

Угрожающий характер приобретает  рост безработицы среди молодежи. Молодые граждане составляют 39 % от общего числа безработных, в ряде регионов - почти 50 %. Отсев из образовательных учреждений общего среднего и среднего профессионального образования составляет в настоящее время до 2 миллионов человек. Невостребованность наиболее профессионально подготовленной части молодых граждан составляет почти 50 %. Государство сегодня не гарантируют обеспечение занятости молодежи, создавая тем самым условия для дестабилизации общества, роста напряженности и криминальных проявлений среди молодежи. Снижение интеллектуального потенциала страны, ухудшение положения молодежи различных возрастных групп и различной степени профессиональной подготовки, потеря значительной частью молодежи понимания значимости труда как важнейшей жизненной ценности грозят дальнейшим углублением негативных тенденций в социальной, социально-экономической, и культурной сферах общества.

Именно неработающая молодежь по сравнению  с другими группами безработного населения предрасположена к  антиобщественному поведению, вхождению  в криминальные структуры. Затруднения  с поиском нового места работы у законопослушных молодых людей сопровождаются снижением самооценки, приводят к проблемам трудовой адаптации, когда работа уже найдена, деформируют мотивацию трудовой деятельности. Именно поэтому общество и государство должны уделять больше сил и средств решению проблем молодежной безработицы.

3.1 Характеристика молодежи, как социально-демографической группы

 

В настоящее время на территории России проживает более 30 млн. человек  в возрасте от 14 до 29 лет. С точки  зрения проблем рынка труда молодежь неоднородна и по возрасту, и по образовательному уровню, и по качественному составу своих целей и потребностей. В связи с этим в социальной группе «молодежь» можно выделить по меньшей мере четыре разные подгруппы, для которых будут характерны специфические проблемы:

14-16-летние лет: это период  становления личности, обучения  и усвоения индивидом ценностей,  норм, образцов поведения, присущих  данному обществу. В этот период  общество должно затратить средства  и силы для того, чтобы у  молодого человека сложился устойчивый стереотип в оценке и ранжировании потребностей как в трудовой , так и в досуговой сфере жизнедеятельности.

16-18-летние: в этом возрасте характерно  стремление адаптироваться к  новым условиям жизни; они готовы  к смене профессии, принимают рыночные отношения как объективные, ищут способы приспособления к ним.

18-23-летние: как правило, имеют  среднее образование и профессию.  Во многих случаях профессия  оказывается невостребованной, и  в этом случае остро встает  вопрос профессионального переобучения, а иногда и профессиональной реабилитации. В этот период необходим целый комплекс мер адаптации молодежи к реальной жизни, обеспечению нормального включения в процесс производства.

старше 23 лет: это период достижения трудовой и социальной стабильности, экономической самостоятельности и профессионального самоопределения.

Знание специфических особенностей молодежи как группы трудовых ресурсов может сыграть существенную роль в решении проблем молодежной занятости, в разработке новых социальных технологий включения различных групп молодежи в рынок труда и их адаптации к его условиям и требованиям.

 

3.2 Причины низкой конкурентоспособности  молодежи на рынке труда

 

Молодежь является достаточно специфичной  группой; именно эта специфичность  – источник большинства проблем молодежи в сфере занятости. Если говорить о тех контингентах молодых людей, которые получили профессиональное образование (среднее специальное или высшее) и вышли на рынок труда в поисках первой в жизни работы, то для них характерно сочетание высокого уровня теоретической подготовки и отсутствия практических навыков и производственного опыта. Последнее обстоятельство делает молодежь малопривлекательной для большинства работодателей. В то же время осознание молодым человеком своей хорошей подготовленности, наличие определенных профессиональных амбиций и честолюбия, стремление к успехам в карьере формируют у молодежи завышенные требования к будущему рабочему месту как с точки зрения характера, условий и содержания труда, так и сточки зрения его оплаты. Помимо этого сравнительно низкая конкурентоспособность молодых людей на рынке труда обусловлена также:

необходимостью предоставления молодым  людям ряда дополнительных льгот, предусмотренных  трудовым законодательством,

трудовая нестабильность молодежи, связанная с:

увольнением в связи с призывом в Вооруженные силы,

уходом на учебу,

длительными отпусками в связи  с рождением и воспитанием  детей и т.п.

Все это создает для предприятий  дополнительные трудности.

Нередко возникает противоречия между  оценкой работодателем молодого начинающего работника и самооценкой последнего, а результатом этого противоречия очень часто становится невозможность трудоустройства.

Иная ситуация складывается на рынке  труда для тех молодых людей, которые получили только общее образование и по тем или иным причинам пытаются трудоустроиться, не имея никакой профессии. Они могут рассчитывать на рабочие места неквалифицированного труда, но уровень их привлекательности для работодателя может быть выше, чем молодого специалиста, так как выполнение большинства видов неквалифицированного труда требует молодости и физической силы.

 

3.3 Комплекс мер социальной  защиты молодежи от безработицы

 

В рамках Федеральной программы  занятости намечен комплекс мер, призванных помочь молодым людям, испытывающим сложности с трудоустройством. Среди них:

широкое информирование и консультирование молодежи (включая учащуюся молодежь) о возможностях службы занятости  в решении проблемы занятости  молодежи;

профессиональное консультирование молодежи в целях ее самоопределения (с использованием методов диагностики);

оказание услуг по психологической  поддержке молодежи с целью повышения  конкурентоспособности на рынке  труда;

профобучение, переобучение, организация  подготовки неработающей молодежи по профессиям, в которых ощущается потребность на региональном рынке труда;

увеличение сроков обучения в учебных  заведениях, занимающихся профессиональной подготовкой с целью коррекции  трудового потенциала выпускников  в соответствии с потребностями  регионального рынка труда;

организация оплачиваемых общественных работ для трудоустройства безработной  молодежи в возрасте от 16 до 29 лет  в сельскохозяйственном секторе, торговле, в различных фондах и общественных организациях;

создание временных рабочих  мест для трудоустройства подростков в летний период и в свободное от учебы время;

квотирование и создание рабочих  мест для молодежи, в том числе  для несовершеннолетних из категории  сирот, лиц, оставшихся без попечения  родителей, лиц, состоящих на учете  в инспекциях по делам несовершеннолетних, детей безработных, из неполных и многодетных семей;

субсидирование занятости безработной  молодежи в возрасте от 16 до 26 лет  в рамках программы «Молодежная  практика»;

поддержка молодежного предпринимательства, выдача субсидий на открытие собственного дела;

организация и проведение ярмарок  вакансий рабочих и учебных мест;

социальная поддержка (в т.ч. выплата  пособия, стипендий, оказание материальной помощи);

обучением навыкам самостоятельного поиска работы через клуб ищущих работу, организация при областных (краевых) центрах занятости и действующих учебных заведениях всех уровней различного рода курсов для обучения молодежи профессиям, способствующих развитию самозанятости.

 

3.3.1 Программа «Молодежная  практика»

В целях осуществления практических мер по решению проблем занятости и создания эффективной системы обучения молодежи непосредственно на рабочих местах с 1 января 1995 г. на территории Российской Федерации была введена в действие программа организации временной занятости безработной молодежи – «Молодежная практика». Целью программы является трудоустройство выпускников учебных заведений, зарегистрированных в качестве безработных более 3 месяцев, в возрасте от 16-26 лет на временные рабочие места, позволяющие приобрести профессиональные знания, умения и навыки для постоянного рабочего места.

Информация о работе Социальная защита от безработицы