МиНИСТЕРСТВО
ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
федеральное
государственное бюджетное образовательное
учреждение
высшего профессионального образования
«БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ им. В.Г.
ШУХОВА»
(БГТУ им. В.Г. Шухова)
Кафедра менеджмента
и внешней экономической деятельности
КУРСОВАЯ
РАБОТА
по дисциплине «Экономика общественного
сектора»
на тему: «Социальная поддержка
населения и социальное страхование»
Выполнила: студентка группы
АБ-31
Титова Вита
Руководитель: Божков Ю. Н.
Белгород 2013
Оглавление
Введение…………………………………………………………………….3
- Понятие и сущность социальной
защиты населения и социального страхования……………………………………………………………………………3
- Необходимость социальной защиты
населения……………….…..3
- Социальная политика государства…………………………………7
- Социальное страхование ………………………………………….14
- Практические аспекты социальной
поддержки населения в РФ…..……..18
- Источники финансирования социальной
политики…………..…18
- Социальная поддержка населения
в РФ…………………….……21
- Рекомендации по улучшению
социальной поддержки населения……….28
Заключение…………………………………………………………………..34
Список литературы
Введение
Тема курсовой работы «Социальная
поддержка населения и социальное страхование»
на сегодняшний день является одной из
наиболее актуальных тем в социальной
политике. Сейчас в России довольно большая
часть населения, уровень доходов у которых
ниже установленного прожиточного минимума.
А ведь от этого страдает и экономика страны
в целом, а значит и каждый гражданин, живущий
в России. Тем более что в нашей стране
предложенная социальная поддержка от
государства не настолько хороша и эффективна,
как хотелась бы ее видеть.
Наиболее масштабной задачей
социально ориентированной экономики
государства является деятельность по
социальной защите всех слоев общества
и по выработке стратегии эффективной
социальной политики. Формой ее реализации
выступает фактический образ действий
государства, воплощенный в социальную
политику, которая охватывает все сферы
экономических отношений в стране.
Целью работы является исследование
проблем в сфере социальной поддержки
населения и методов их решения.
Задачами курсовой работы является:
- обоснование понятия социальной
защиты;
- рассмотрение необходимости
социальной поддержки населения;
- изучение структуры социальной
политики государства;
- определение понятия социального
страхования;
- рассмотрение источников финансирования
социальной политики;
- рассмотрение реальной социальной
помощи населению;
- разработка рекомендаций по
улучшению социальной поддержки населения.
Объектом исследования в работе
являются экономические отношения, возникающие
в процессе обеспечения социальной поддержки
населения.
Предметом исследования является
социальная поддержка населения, социальная
политика государства и социальное
страхование.
Информационной базой работы
является лекционный материал, курсовые
работы подобной темы, федеральные и областные
законодательные правовые акты, а также
научная литература.
Курсовая работа состоит из
введения, трёх глав основной части и заключения.
Глава 1. Понятие
и сущность социальной защиты населения
и социального страхования.
- Необходимость социальной
защиты населения.
Неотъемлемыми факторами любой
нормально функционирующей социальной
системы являются социальная защита и
социально-экономическая поддержка.
Социальная помощь в поддержании
физической жизни людей, удовлетворении
их социальных потребностей существовала
уже в начальный период развития человечества
и осуществлялась на основе обычаев, норм,
традиций, ритуалов. Это помогало людям
приспособиться к неблагоприятным природным
условиям и социальной среде, сохранить
целостность и преемственность культуры
семьи, рода, общности. С развитием цивилизации,
технического прогресса и культуры, распадом
семейно-родственных и общинных связей
государство все более активно принимало
на себя функцию гаранта социальной защищенности
человека.
Формирование и развитие рыночной
экономики привело к выделению социальной
защиты населения в самостоятельный вид
деятельности, которая приобрела новый
смысл: прежде всего как защита от неблагоприятных
воздействий рыночных отношений. Система
социальной защиты вовлечена в систему
рынка и является его неотъемлемым элементом.
Через нее реализуется социальная поддержка
тех, кто объективно не имеет возможности
обеспечить себе достойный уровень жизни.
В условиях рыночных отношений
человек может обеспечить удовлетворение
своих потребностей лишь путем получения
дохода от собственности или в виде заработной
платы за свой труд. Однако в каждом обществе
есть определенная часть населения, которая
не имеет собственности и не в состоянии
трудиться в силу некоторых причин: болезнь,
нетрудоспособность, вследствие старости
или возраста, не позволяющего человеку
вступить в сферу производственных отношений
(дети), последствия экологических, экономических,
национальных, политических и военных
конфликтов, стихийных бедствий, явных
демографических изменений и т. д. Эти
категории населения не выживут без защиты
и социальной помощи государства, когда
главным фактором производства и распределения
является капитал. Развитие цивилизованного
рынка может нормально осуществляться
только вместе с расширением и углублением
социальной защиты.
Государство объективно заинтересовано
в поддержке социально уязвимых слоев
населения по нескольким причинам:
1) государство обязано, согласно
Всеобщей Декларации прав человека, «обеспечить
населению достойный уровень жизни»;
2) всякое государство
заинтересовано в расширенном
воспроизводстве квалифицированной
рабочей силы;
3) социально-экономическая
поддержка неимущих стимулирует
экономическое состояние различных групп
и слоев населения, тем самым, снижая социальное
напряжение в обществе [7; с. 19].
В основном, социальная
поддержка предоставляется социально
уязвимым слоям населения, т.е. тем, кто
обладает доходом ниже прожиточного минимума,
при этом учитываются только официальные
денежные доходы.
В сложившейся практике
социально уязвимыми считаются семьи
с низким денежным доходом на члена семьи
(чаще всего это многодетные семьи), семьи,
потерявшие кормильца, матери воспитывающие
детей в одиночку, инвалиды, престарелые,
пенсионеры, получающие недостаточное
пособие, студенты, живущие на стипендию,
безработные, лица, пострадавшие от стихийных
бедствий, политических и социальных конфликтов,
незаконного преследования. В ряде случаев
к социально уязвимым слоям относят детей.
Все эти люди нуждаются в социальной поддержке
со стороны общества, власти, правительства
[10; с. 24].
Социальная поддержка
может проявляться в самых разнообразных
формах: в виде денежной помощи, предоставления
материальных благ, бесплатного питания,
приюта, крова, оказания медицинской, юридической,
психологической помощи, покровительства,
опекунства, усыновления. Вопрос о том,
кому, в каких видах и формах, в каком объеме
оказывать социальную поддержку, относится
к числу труднейших в социальной экономике.
Итак, социальная защита
по своему функциональному характеру
является достаточно целостной системой,
представляющей собой самостоятельный
социальный институт, имеющий свои специфические
особенности.
Социальная защита населения — это одно из важнейших
направлений социальной политики государства,
заключающееся в установлении и поддержании
общественно необходимого материального
и социального положения всех членов общества.
- Социальная
политика государства.
Социальная политика является
одним из важнейших направлений государственного
регулирования экономики; это часть внутренней
политики государства, направленная на
обеспечение благополучия и всестороннего
развития его граждан и общества в целом.
Значимость социальной политики
определяется ее влиянием на процессы
воспроизводства рабочей силы, повышение
производительности труда, образовательного
и квалификационного уровня трудовых
ресурсов, уровень научно-технического
развития производительных сил, на культурную
и духовную жизнь общества. Социальная
политика, направленная на улучшение условий
труда и быта, развитие физкультуры и спорта,
дает снижение заболеваемости, и, тем самым,
оказывает ощутимое воздействие на сокращение
экономических потерь в производстве.
В результате развития таких систем социальной
сферы, как общественное питание, дошкольное
образование, освобождается часть населения
из сферы домашнего хозяйства, повышается
занятость в общественном производстве.
Наука и научное обеспечение, определяющие
перспективы экономического развития
страны в эпоху НТП, также являются частью
социальной сферы. Их развитие и эффективность
регулируются в рамках социальной политики
[14; с. 28].
Социальная сфера не только
регулирует процессы занятости населения,
но и является непосредственно местом
приложения труда и обеспечивает работой
миллионы людей в стране. Такие отрасли
социального комплекса, как здравоохранение,
образование, торговля, жилищно-коммунальное
хозяйство и другие, обеспечивают рабочими
местами до 20% экономически активного
населения, а в экономически развитых
странах в сфере услуг занято до 70% всех
работающих [8; с. 53].
Значимость социальной сферы
велика не только благодаря ее огромному
влиянию на экономику. Главное ее назначение
— полное удовлетворение материальных,
культурных и духовных потребностей, формирование
всесторонне и гармонично развитых членов
общества. Это и есть стратегическая и
высшая цель развития любого цивилизованного
государства.
Цели социальной политики:
- повышение качества жизни населения;
- обеспечение приоритета социальных
критериев создания и расширения производства,
- укрепление трудовой мотивации;
- обеспечение занятости;
- обеспечение благосостояния
и социальной справедливости;
- полная реализация личных свобод и прав граждан;
- регулирование доходов;
- смягчение социальной напряженности.
Функциями
социальной политики является содействие развитию отношений
справедливости в обществе, создание системы
социальной защиты, создание условий для
роста благосостояния и проведение политики
доходов [12; с. 33].
Институциональная структура социальной политики состоит
из следующих звеньев:
Во-первых, система социального
обеспечения, базирующаяся на принципах
бесплатного предоставления социальных
благ и всеобщей доступности к ним всех
граждан с ориентацией на определение
благ по потребностям. Гарантом социального
обеспечения является государство.
Во-вторых, система социального
страхования, базирующаяся на принципах
обязательности уплаты страховых взносов
и эквивалентной взаимосвязи страховых
платежей и получаемых социальных благ.
В социальном страховании действует принцип
социальной солидарности и социальной
ответственности государства за своих
граждан.
В-третьих, система социальной защиты,
социального обслуживания, которая включает
заботу государства о социально уязвимых
членах общества и социальную благотворительность.
Эта система имеет адресность — малообеспеченные,
социально уязвимые группы населения.
Социальная помощь предоставляются им
на бесплатной основе.
Социальная политика государства разрабатывается
и реализуется на основе социального партнерства,
она должна учитывать возможности государства,
работодателей, интересы граждан, их общественных
формирований. Каждая участвующая в социальном
партнерстве сторона должна участвовать
и в социальной политике, нести ответственность
за ее реализацию. В данном случае неприемлем
принцип консенсуса, но максимальный учет
мнений, возможностей каждой стороны должен
обязательно присутствовать.