страхования от несчастных
случаев на производстве (производственные травмы, профессиональные
заболевания, выплата пенсий иждивенцам погибших на производстве
работников) [16; с. 56].
Таким образом, предметом социального
страхования являются экономические
и правовые отношения субъектов по формированию
и использованию финансовых средств, предназначенных
для защиты занятого населения от социальных
рисков, а также по организации медицинской
и реабилитационной помощи. Изучение и
прогнозирование возможных социальных
рисков осуществляется с использованием
следующих показателей:
- средней продолжительности
рисковой ситуации (периода между ее наступлением
и переходом к нормальным условиям жизнедеятельности);
- частоты наступления рисковых
ситуаций;
- степени социальных гарантий
при наступлении рисковой ситуации;
- объема материальных затрат
на компенсацию всех страховых случаев [2].
По степени опасности социальные
риски классифицируются на низкие, предполагающие
добровольное страхование, и высокие,
предполагающие обязательное страхование.
В социальном страховании сочетаются
экономические и социальные элементы
защиты, обеспечивающие застрахованному
лицу компенсации утраченного трудового
дохода или дополнительных, непредвиденных
расходов.
На долю существующих видов
социального страхования в развитых странах
приходится около 60—70% всех затрат на
цели социальной защиты, что соответствует
15—25% ВВП, в РФ эти цифры составляют соответственно
4,5 и 7,3% ВВП [7; с. 157].
Глава 2. Практические аспекты социальной
поддержки населения в РФ.
2.1. Источники
финансирования социальной политики
Источниками финансирования
социальной защиты населения являются
государственные внебюджетные социальные
фонды:
- Фонд социального страхования;
- Пенсионный фонд;
- Государственный фонд занятости
населения;
- Фонд обязательного медицинского
страхования [13; с. 22].
Фонд социального страхования
Российской Федерации — специализированное
финансово-кредитное учреждение при Правительстве
Российской Федерации. Основная задача
Фонда социального страхования — это
обеспечение гарантированных государством
пособий по временной нетрудоспособности,
беременности и родам, при рождении ребенка,
по уходу за ребенком до достижения полутора
лет, на погребение, на санаторно-курортное
лечение и оздоровление работников и членов
их семей.
Пенсионный фонд Российской
Федерации образован постановлением Верховного
Совета РСФСР от 22.12.90 г. в целях государственного
управления финансами пенсионного обеспечения
в Российской Федерации. Пенсионный фонд
России является самостоятельным финансово-кредитным
учреждением и находится в ведении Правительства
Российской Федерации и ему подотчетен.
Средства Пенсионного фонда России формируются
за счет:
- страховых взносов работодателей;
- страховых взносов граждан,
занимающихся индивидуальной предпринимательской
деятельностью;
- страховых взносов иных категорий
работающих граждан;
- ассигнований из федерального
бюджета и др.
Тариф страховых взносов в Пенсионный
фонд России определяется Федеральным
законом Российской Федерации.
Фонд занятости — государственный
внебюджетный фонд Российской Федерации,
предназначенный для финансирования мероприятий,
связанных с разработкой и реализацией
государственной политики занятости населения.
Фонд занятости не является юридическим
лицом и находится в оперативном управлении
и распоряжении органов службы занятости
[5; с. 98].
Фонд занятости образуется
за счет следующих поступлений:
- обязательных страховых взносов
работодателей;
- обязательных страховых взносов
с заработка работающих;
- ассигнований из федерального
бюджета Российской Федерации.
Средства Фонда занятости направляются
на мероприятия по профориентации, профессиональной
подготовке и переподготовке безработных
граждан; организацию общественных работ;
выплату пособий по безработице, компенсаций;
оказание материальной и иной помощи.
Фонд обязательного медицинского
страхования представляет собой систему
фондов обязательного медицинского страхования,
состоящую из федерального и территориального
Фондов обязательного медицинского страхования
в субъектах Федерации. Эти фонды созданы
для выполнения Закона Российской Федерации
«О медицинском страховании граждан в
Российской Федерации» и реализации государственной
политики в области обязательного медицинского
страхования как составной части государственного
социального страхования [4].
Страховой тариф взносов на
обязательное медицинское страхование,
уплачиваемых работодателями и иными
плательщиками, определяется Федеральным
законом Российской Федерации.
Фонды социальной поддержки
населения — это один из источников финансовых
средств для осуществления деятельности
по социальному обслуживанию населения.
Это самостоятельные государственные
учреждения, созданные с целью формирования
финансовых источников социальной поддержки
наиболее нуждающихся граждан, оказания
адресной социальной защиты малообеспеченным
группам населения.
Система Фондов социальной
поддержки населения состоит из Республиканского
(Федерального) и территориальных фондов.
Министерство труда и социального
развития определяет основные направления
расходования средств этого фонда. На
территории субъектов Российской Федерации
Фонды поддержки населения действуют
под руководством органов исполнительной
власти и органов социальной защиты населения.
Право на получение помощи из Фонда социальной
поддержки населения предоставлено особо
нуждающимся пенсионерам, инвалидам, лицам,
имеющим иждивенцев, другим нетрудоспособным
гражданам, у которых совокупный среднедушевой
доход не превышает установленного на
региональном уровне минимума.
Средства Фондов социальной
поддержки населения расходуются на дополнительное
(сверхбюджетное) финансирование мероприятий
по следующим направлениям:
- предоставление натуральной
помощи в виде предметов первой необходимости
(продуктов питания, одежды, обуви) бесплатной
или по льготным ценам;
- оказание социальных услуг,
в том числе и на дому;
- организация бесплатного питания;
- предоставление дотаций на
приобретение лекарств, протезно-ортопедических
изделий, на оплату коммунальных и бытовых
услуг;
- обеспечение ночного проживания
бездомных граждан;
- создание собственных предприятий;
- содействие в предоставлении
кредитов и прочее [6; с. 80].
Правительство Российской Федерации
содействует развитию негосударственных
систем пенсионного обеспечения. В соответствии
с Указом Президента Российской Федерации
«О негосударственных пенсионных фондах» негосударственный
пенсионный фонд — социально-финансовая
некоммерческая организация, осуществляющая
деятельность по формированию активов
путем привлечения добровольных целевых
денежных взносов юридических и физических
лиц, передачу этих средств компании по
управлению активами негосударственного
пенсионного фонда, осуществлению пожизненных
или в течение длительного периода регулярных
выплат гражданам в денежной форме, а также
других действий по выполнению социальных
обязательств перед гражданами.
Негосударственные пенсионные
фонды действуют независимо от системы
государственного пенсионного обеспечения.
Выплата из этих фондов осуществляется
наряду с выплатами государственных пенсий.
Перечисление работодателями и работниками
средств в негосударственные пенсионные
фонды не освобождает их от обязанности
производить обязательные отчисления
в государственный Пенсионный фонд и другие
внебюджетные фонды [17; с. 104]. Размер, условия
и порядок внесения взносов и осуществления
выплат определяются соглашением между
негосударственным пенсионным фондом
и страхователем.
2.2. Социальная
поддержка населения в РФ
Система социальной защиты каждой страны
имеет свои характерные особенности в
связи с конкретными социально-экономическими
условиями. В России право на социальную
защиту закреплено в Конституции Российской
Федерации и представляет собой комплекс
взаимосвязанных организационных и законодательных
мер [1].
Россия - социальное государство, в котором
гораздо более высокий уровень социальных
гарантий, чем в странах с сопоставимым
уровнем производительности труда и доходами
на душу населения. В последние годы расходы
бюджетной системы на социальную сферу
составляют более половины в общих бюджетных
расходах. Только за последние четыре
года они выросли в абсолютном выражении
в 1,5 раза - а в доле ВВП с 21% до 27%. Ни одна
из социальных гарантий не была поколеблена
в условиях кризиса 2008 - 2009 годов. Более
того, даже в этот период росла зарплата
работников бюджетного сектора, увеличивались
пенсии и другие социальные выплаты. Но
наши граждане отнюдь не удовлетворены
существующим положением [8; с. 39].
Социальная политика имеет
несколько целей, несколько измерений.
Это поддержка слабых, тех, кто по объективным
причинам не может зарабатывать себе на
жизнь. Это обеспечение работы социальных
лифтов, «равного старта» и продвижения
каждого человека на основе его способностей
и таланта. Эффективность социальной политики
измеряется мнением людей - справедливо
ли устроено общество, в котором мы живем.
В настоящее время на фоне общего
повышения уровня доходов слишком медленно
сокращается разрыв между наиболее и наименее
обеспеченными группами населения. В нашей
стране дифференциация доходов соответствует
США и существенно выше, чем в Западной
Европе. Определенная степень дифференциации
доходов естественна для зрелой рыночной
экономики, однако избыточный разрыв воспринимается
как несправедливость и служит источником
социальной напряженности. Поэтому важнейшая
задача - уменьшение материального неравенства.
Как за счет более адресной и эффективной
социальной политики, так - и в первую очередь
- за счет возможности каждому зарабатывать,
обеспечить себе достаточный уровень
доходов. Также следует отметить, что доходы
самых богатых граждан в 16 раз превышают
доходы самых бедных. И, к сожалению, за
последние годы данный разрыв не сократился.
Обеспеченность граждан России жильем
с советского времени выросла на 40% - до
22 на человека. Доля
коммуналок упала в четыре раза. Но если
сравнивать с европейскими странами, например
с США, то, что мы имеем, выглядит очень
скромно. Непомерно, непропорционально
возросла стоимость жилья. У нас сейчас
только четверть граждан имеет возможность
построить или приобрести новое жилье.
По расчетам экспертов, если откладывать
всю зарплату, то на квартиру в 54 в 1989 году можно было
накопить за 2,5 года, а сейчас - за 4,5. Именно
снижение доступности жилья воспринимается
многими нашими гражданами как снижение
качества жизни по сравнению с СССР. Отсутствие
перспектив в этой области искажает жизненные
приоритеты людей [19].
Посредством социальной поддержки населения
государство помогает получить жилье
ветеранам, офицерам армии, молодым семьям,
переселяет людей из ветхого жилья, где
нет человеческих условий для жизни. В
2012 году планировалось выделить на жилье
для ветеранов дополнительно еще 30 миллиардов
рублей.
Еще одной проблемой является то, что
ипотека недоступна для большей половины
среднего класса, особенно в крупнейших
городах, где стоимость жилья завышена.
Для решения данной проблемы планируется
предпринять следующее.
Первое - снижать стоимость строительства,
и не за счет заработной платы и охраны
труда рабочих, а за счет снижения цен
на строительные материалы, прекращения
раздувания цен из-за коррупционной нагрузки
на строительный бизнес. Он сегодня буквально
тонет в согласованиях. Наверное, две трети
усилий и затрат специалистов строительных
фирм приходятся на прохождение разнообразно
выстроенных бюрократических барьеров,
а не на организацию производства. На региональном
уровне нужно обеспечить устранение искусственного
монополизма как строителей, так и поставщиков
базовых строительных материалов. В ряде
регионов есть, например, монополия даже
на песчаные и гравийные карьеры. И почему-то
эти карьеры принадлежат родственникам
и знакомым людей, руководивших в свое
время этими регионами [3].
В совокупности государство может снизить
цены на современное комфортабельное
жилье не менее чем на 20%, а в отдельных
регионах - до 30%.
За последние 4 года при поддержке
государства около 1,5 миллионов граждан
получили жилье, в том числе квартиры получили
более 200 тысяч ветеранов Второй Мировой
войны. С помощью материнского капитала
более 1 миллиона семей смогли улучшить
жилищные условия. Масштабные работы по
расселения аварийного жилья и ремонту
домов и охватили около 16 миллионов граждан
России [15; с. 72].
Второе. Введение в экономический оборот
большого количества земельных участков
- как в ходе расширения «агломерационного
радиуса» крупных городов, строительства
местной дорожной и инфраструктурной
сети, так и в результате изъятия их у тех
государственных учреждений и ведомств,
где они лежат мертвым грузом. При этом
земля должна предоставляться тем, кто
строит социальное, экономичное жилье
и социальные объекты - бесплатно (в обмен
на ограничение продажной цены жилья).
Правительство представит соответствующую
программу не позднее осени этого года.