Социальная поддержка населения и социальное страхование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2014 в 14:19, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является исследование проблем в сфере социальной поддержки населения и методов их решения.
Задачами курсовой работы является:
обоснование понятия социальной защиты;
рассмотрение необходимости социальной поддержки населения;
изучение структуры социальной политики государства;
определение понятия социального страхования;
рассмотрение источников финансирования социальной политики;
рассмотрение реальной социальной помощи населению;
разработка рекомендаций по улучшению социальной поддержки населения.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
Понятие и сущность социальной защиты населения и социального страхования……………………………………………………………………………3
Необходимость социальной защиты населения……………….…..3
Социальная политика государства…………………………………7
Социальное страхование ………………………………………….14
Практические аспекты социальной поддержки населения в РФ…..……..18
Источники финансирования социальной политики…………..…18
Социальная поддержка населения в РФ…………………….……21
Рекомендации по улучшению социальной поддержки населения……….28
Заключение…………………………………………………………………..34
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

соц. поддержка населения и соц. страхование.docx

— 123.83 Кб (Скачать файл)
  1. страхования от несчастных случаев на производстве (производственные травмы, профессиональные заболевания, выплата пенсий иждивенцам погибших на производстве работников) [16; с. 56].

Таким образом, предметом социального страхования являются экономические и правовые отношения субъектов по формированию и использованию финансовых средств, предназначенных для защиты занятого населения от социальных рисков, а также по организации медицинской и реабилитационной помощи. Изучение и прогнозирование возможных социальных рисков осуществляется с использованием следующих показателей:

    • средней продолжительности рисковой ситуации (периода между ее наступлением и переходом к нормальным условиям жизнедеятельности);
    • частоты наступления рисковых ситуаций;
    • степени социальных гарантий при наступлении рисковой ситуации;
    • объема материальных затрат на компенсацию всех страховых случаев [2].

По степени опасности социальные риски классифицируются на низкие, предполагающие добровольное страхование, и высокие, предполагающие обязательное страхование. В социальном страховании сочетаются экономические и социальные элементы защиты, обеспечивающие застрахованному лицу компенсации утраченного трудового дохода или дополнительных, непредвиденных расходов.

На долю существующих видов социального страхования в развитых странах приходится около 60—70% всех затрат на цели социальной защиты, что соответствует 15—25% ВВП, в РФ эти цифры составляют соответственно 4,5 и 7,3% ВВП [7; с. 157].

 

Глава 2. Практические аспекты социальной поддержки населения в РФ.

2.1. Источники  финансирования социальной политики

 

Источниками финансирования социальной защиты населения являются государственные внебюджетные социальные фонды:

    • Фонд социального страхования;
    • Пенсионный фонд;
    • Государственный фонд занятости населения;
    • Фонд обязательного медицинского страхования [13; с. 22].

Фонд социального страхования Российской Федерации — специализированное финансово-кредитное учреждение при Правительстве Российской Федерации. Основная задача Фонда социального страхования — это обеспечение гарантированных государством пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения полутора лет, на погребение, на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей.

Пенсионный фонд Российской Федерации образован постановлением Верховного Совета РСФСР от 22.12.90 г. в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации. Пенсионный фонд России является самостоятельным финансово-кредитным учреждением и находится в ведении Правительства Российской Федерации и ему подотчетен. Средства Пенсионного фонда России формируются за счет:

    • страховых взносов работодателей;
    • страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной предпринимательской деятельностью;
    • страховых взносов иных категорий работающих граждан;
    • ассигнований из федерального бюджета и др.

Тариф страховых взносов в Пенсионный фонд России определяется Федеральным законом Российской Федерации.

Фонд занятости — государственный внебюджетный фонд Российской Федерации, предназначенный для финансирования мероприятий, связанных с разработкой и реализацией государственной политики занятости населения. Фонд занятости не является юридическим лицом и находится в оперативном управлении и распоряжении органов службы занятости [5; с. 98].

Фонд занятости образуется за счет следующих поступлений:

    • обязательных страховых взносов работодателей;
    • обязательных страховых взносов с заработка работающих;
    • ассигнований из федерального бюджета Российской Федерации.

Средства Фонда занятости направляются на мероприятия по профориентации, профессиональной подготовке и переподготовке безработных граждан; организацию общественных работ; выплату пособий по безработице, компенсаций; оказание материальной и иной помощи.

Фонд обязательного медицинского страхования представляет собой  систему фондов обязательного медицинского страхования, состоящую из федерального и территориального Фондов обязательного медицинского страхования в субъектах Федерации. Эти фонды созданы для выполнения Закона Российской Федерации «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» и реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования как составной части государственного социального страхования [4].

Страховой тариф взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых работодателями и иными плательщиками, определяется Федеральным законом Российской Федерации.

Фонды социальной поддержки населения — это один из источников финансовых средств для осуществления деятельности по социальному обслуживанию населения. Это самостоятельные государственные учреждения, созданные с целью формирования финансовых источников социальной поддержки наиболее нуждающихся граждан, оказания адресной социальной защиты малообеспеченным группам населения.

Система Фондов социальной поддержки населения состоит из Республиканского (Федерального) и территориальных фондов.

Министерство труда и социального развития определяет основные направления расходования средств этого фонда. На территории субъектов Российской Федерации Фонды поддержки населения действуют под руководством органов исполнительной власти и органов социальной защиты населения. Право на получение помощи из Фонда социальной поддержки населения предоставлено особо нуждающимся пенсионерам, инвалидам, лицам, имеющим иждивенцев, другим нетрудоспособным гражданам, у которых совокупный среднедушевой доход не превышает установленного на региональном уровне минимума.

Средства Фондов социальной поддержки населения расходуются на дополнительное (сверхбюджетное) финансирование мероприятий по следующим направлениям:

    • предоставление натуральной помощи в виде предметов первой необходимости (продуктов питания, одежды, обуви) бесплатной или по льготным ценам;
    • оказание социальных услуг, в том числе и на дому;
    • организация бесплатного питания;
    • предоставление дотаций на приобретение лекарств, протезно-ортопедических изделий, на оплату коммунальных и бытовых услуг;
    • обеспечение ночного проживания бездомных граждан;
    • создание собственных предприятий;
    • содействие в предоставлении кредитов и прочее [6; с. 80]. 

Правительство Российской Федерации содействует развитию негосударственных систем пенсионного обеспечения. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации «О негосударственных пенсионных фондах» негосударственный пенсионный фонд — социально-финансовая некоммерческая организация, осуществляющая деятельность по формированию активов путем привлечения добровольных целевых денежных взносов юридических и физических лиц, передачу этих средств компании по управлению активами негосударственного пенсионного фонда, осуществлению пожизненных или в течение длительного периода регулярных выплат гражданам в денежной форме, а также других действий по выполнению социальных обязательств перед гражданами.

Негосударственные пенсионные фонды действуют независимо от системы государственного пенсионного обеспечения. Выплата из этих фондов осуществляется наряду с выплатами государственных пенсий. Перечисление работодателями и работниками средств в негосударственные пенсионные фонды не освобождает их от обязанности производить обязательные отчисления в государственный Пенсионный фонд и другие внебюджетные фонды [17; с. 104]. Размер, условия и порядок внесения взносов и осуществления выплат определяются соглашением между негосударственным пенсионным фондом и страхователем.

 

2.2. Социальная  поддержка населения в РФ

 

Система социальной защиты каждой страны имеет свои характерные особенности в связи с конкретными социально-экономическими условиями. В России право на социальную защиту закреплено в Конституции Российской Федерации и представляет собой комплекс взаимосвязанных организационных и законодательных мер [1].

Россия - социальное государство, в котором гораздо более высокий уровень социальных гарантий, чем в странах с сопоставимым уровнем производительности труда и доходами на душу населения. В последние годы расходы бюджетной системы на социальную сферу составляют более половины в общих бюджетных расходах. Только за последние четыре года они выросли в абсолютном выражении в 1,5 раза - а в доле ВВП с 21% до 27%. Ни одна из социальных гарантий не была поколеблена в условиях кризиса 2008 - 2009 годов. Более того, даже в этот период росла зарплата работников бюджетного сектора, увеличивались пенсии и другие социальные выплаты. Но наши граждане отнюдь не удовлетворены существующим положением [8; с. 39].

Социальная политика имеет несколько целей, несколько измерений. Это поддержка слабых, тех, кто по объективным причинам не может зарабатывать себе на жизнь. Это обеспечение работы социальных лифтов, «равного старта» и продвижения каждого человека на основе его способностей и таланта. Эффективность социальной политики измеряется мнением людей - справедливо ли устроено общество, в котором мы живем.

В настоящее время на фоне общего повышения уровня доходов слишком медленно сокращается разрыв между наиболее и наименее обеспеченными группами населения. В нашей стране дифференциация доходов соответствует США и существенно выше, чем в Западной Европе. Определенная степень дифференциации доходов естественна для зрелой рыночной экономики, однако избыточный разрыв воспринимается как несправедливость и служит источником социальной напряженности. Поэтому важнейшая задача - уменьшение материального неравенства. Как за счет более адресной и эффективной социальной политики, так - и в первую очередь - за счет возможности каждому зарабатывать, обеспечить себе достаточный уровень доходов. Также следует отметить, что доходы самых богатых граждан в 16 раз превышают доходы самых бедных. И, к сожалению, за последние годы данный разрыв не сократился.

Обеспеченность граждан России жильем с советского времени выросла на 40% - до 22 на человека. Доля коммуналок упала в четыре раза. Но если сравнивать с европейскими странами, например с США, то, что мы имеем, выглядит очень скромно. Непомерно, непропорционально возросла стоимость жилья. У нас сейчас только четверть граждан имеет возможность построить или приобрести новое жилье. По расчетам экспертов, если откладывать всю зарплату, то на квартиру в 54 в 1989 году можно было накопить за 2,5 года, а сейчас - за 4,5. Именно снижение доступности жилья воспринимается многими нашими гражданами как снижение качества жизни по сравнению с СССР. Отсутствие перспектив в этой области искажает жизненные приоритеты людей [19].

Посредством социальной поддержки населения государство помогает получить жилье ветеранам, офицерам армии, молодым семьям, переселяет людей из ветхого жилья, где нет человеческих условий для жизни. В 2012 году планировалось выделить на жилье для ветеранов дополнительно еще 30 миллиардов рублей.

Еще одной проблемой является то, что ипотека недоступна для большей половины среднего класса, особенно в крупнейших городах, где стоимость жилья завышена. Для решения данной проблемы планируется предпринять следующее.

Первое - снижать стоимость строительства, и не за счет заработной платы и охраны труда рабочих,  а за счет снижения цен на строительные материалы, прекращения раздувания цен из-за коррупционной нагрузки на строительный бизнес. Он сегодня буквально тонет в согласованиях. Наверное, две трети усилий и затрат специалистов строительных фирм приходятся на прохождение разнообразно выстроенных бюрократических барьеров, а не на организацию производства. На региональном уровне нужно обеспечить устранение искусственного монополизма как строителей, так и поставщиков базовых строительных материалов. В ряде регионов есть, например, монополия даже на песчаные и гравийные карьеры. И почему-то эти карьеры принадлежат родственникам и знакомым людей, руководивших в свое время этими регионами [3].

В совокупности государство может снизить цены на современное комфортабельное жилье не менее чем на 20%, а в отдельных регионах - до 30%.

За последние 4 года при поддержке государства около 1,5 миллионов граждан получили жилье, в том числе квартиры получили более 200 тысяч ветеранов Второй Мировой войны.  С помощью материнского капитала более 1 миллиона семей смогли улучшить жилищные условия. Масштабные работы по расселения аварийного жилья и ремонту домов и охватили около 16 миллионов граждан России [15; с. 72].

Второе. Введение в экономический оборот большого количества земельных участков - как в ходе расширения «агломерационного радиуса» крупных городов, строительства местной дорожной и инфраструктурной сети, так и в результате изъятия их у тех государственных учреждений и ведомств, где они лежат мертвым грузом. При этом земля должна предоставляться тем, кто строит социальное, экономичное жилье и социальные объекты - бесплатно (в обмен на ограничение продажной цены жилья). Правительство представит соответствующую программу не позднее осени этого года.

Информация о работе Социальная поддержка населения и социальное страхование