Социальное обеспечение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 21:59, курсовая работа

Краткое описание

Целью написания данной работы является более глубокое изучение составляющих социального обеспечения, а точнее вышеуказанных критериев, которым соответствует определение социального обеспечения. При формировании понятия социального обеспечения необходимо учитывать также, что оно является выражением социальной политики государства на данном этапе его развития. Изменение социальных приоритетов неизбежно влечет за собой и изменения в содержании понятия социального обеспечения.

Содержание

Введение
3-5
Глава I Социальное обеспечение: понятие, виды, принципы,
источники. 6 - 10

Глава II Сущность видов социального обеспечения 11-30

2.1. Государственные пенсии (виды, условия предоставления,

способы начисления) 11-19

2.2.Социальные пособия как вид социального обеспечения

(виды, условия представления, способы начисления). 19-26

2.3.Социальные пособия как вид социального обеспечения

(виды, условия представления, способы начисления). 27-28

2.4.Социальные пособия как вид социального обеспечения

(виды, условия представления, способы начисления). 28–30


Глава III. Предложения и рекомендации в плане

реформирования и совершенствования видов социального

обеспечения, их финансовой организации. 31-36

Заключение 37-40

Список литературы 41

Приложение 42-45

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 74.22 Кб (Скачать файл)

 

Также можно перейти от компенсации потерь от льгот транспортными  предприятиями за счет бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов к выплате компенсаций непосредственно гражданам, которым оставлены льготы на проезд на транспорте, денежных средств или проездных документов с оплатой 100, 50 (или менее)% (профессиональным льготникам за счет нанимателя, включая обязательства по предоставлению отдельных льгот в трудовые соглашения; учащимся – за счет организаций образования, пенсионерам за счет ПФР). Но при этом нужно иметь в виду, что для военнослужащих, прокуроров и приравненных к ним данная практика может привести к усилению бремени, ложащегося на федеральный бюджет, поскольку эти категории финансируются из федерального бюджета.

 

 

 

Также можно рассмотреть  еще несколько вариантов стратегии  действий в области совершенствования  финансовой организации социальных выплат:

 

1.Возможно расширение спектра платных социальных услуг и снятия на этой основе части нагрузки с государственного бюджета, а также нестраховой нагрузки с пенсионной системы социального страхования путем перевода части обязательств, выполняемых последними, в системы социальной защиты населения. Для этого требуется, в свою очередь, развитие форм, методов, условий социального обслуживания, укрепление его материально-технической базы, развитие негосударственных, альтернативных форм социального обслуживания. Введение дифференцированных условий и норм социального обслуживания населения – с учетом уровня среднедушевых доходов населения и прожиточного минимума.

 

2.Необходима отработка новых, обоснованных тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные социальные фонды, с использованием современных актуальных методов, обеспечивающих финансовое равновесие страховых организаций, выполнение ими обязательств перед страхователями. Также целесообразно изменить существующие тарифы страховых взносов, например:

 

- за счет перераспределения  между внебюджетными социальными  фондами непрофильных для них  функций (например, передачи фонду  медицинского страхования «заботу»  о временной нетрудоспособности  населения и функцию выплаты соответствующих пособий), с учетом специализации каждого из них, ориентировав каждый фонд в большей мере на защиту населения от адекватных рисков;

 

 

- путем введения дифференцированных  тарифных взносов в фонды социального страхования: повышенный – для предприятий с высоким уровнем профзаболеваний, травматизма и пониженный – для предприятий с относительно более низким уровнем заболеваемости, травматизма и пр.

 

- сжатия, компрессии коэффициентов  замещения пособий по безработице  и снижения регрессивного характера  этих пособий для лиц с длительным  трудовым стажем.

 

Кроме того, возможна постановка вопроса о дифференциации размера  отчислений из централизованной части Государственного фонда занятости населения Российской Федерации субъектам Федерации с учетом уровня безработицы в этих регионах.

 

3. Развитие институтов негосударственного социального страхования (не только пенсионного, но также страхования от безработицы, медицинского). Гарантиями стабильности негосударственных систем социального страхования должна стать новая инвестиционная политика – направление инвестиций в социальную сферу, ее объекты, в том числе и предприятия. Для населения это будет сопровождаться улучшением качества социального обслуживания, повышением его доступности.

 

4. Возможно привлечение средств населения, поступающих в виде денежных выплат, в реальный сектор экономики и социальную сферу в частности. Интерес: наличие постоянного, устойчивого спроса на социальные услуги (например, лекарства, протезы, спецавтотранспорт, социальное обслуживание и др.). Добиться этого можно в процессе приватизации части стационарных учреждений социальной сферы и протезно-ортопедических предприятий, создания на их базе акционерных обществ открытого типа с участием населения, имеющего право на социальные выплаты, создания системы социальных инвестиционных фондов

 

5. Необходимо активизировать участие населения в финансировании программ социальной защиты, усилить его личную ответственность за собственную социальную защиту – не только за сохранение здоровья и трудоспособности, но также за старость, безработицу и пр. – через системы дополнительного страхования по старости, безработице, болезни и т. д. Путем перераспределения размеров страховых взносов между работодателями и работниками в пользу последних, а также открытие банковских лицевых счетов на сумму полагающихся социальных пособий.

 

6. Можно использовать часть средств, затрачиваемых на лицензирование деятельности социальных учреждений и предприятий, на нужды развития самой отрасли.

 

7.Возможно создание местных или общинных касс взаимного социального страхования и кредитования населения (социальных инвестиционных фондов) – по опыту Армении, Молдовы.

 

8. Учитывая наличие «сквозных» видов социальных пособий, выплачиваемых различным, причем весьма многочисленным группам бенефициариев, внедрение социальных отраслевых ваучеров (транспортных, медицинских, жилищно-коммунальных) для оплаты социальных услуг.

 

9.Также возможно предоставление гражданам возможности осуществления самостоятельных необязательных дополнительных взносов в государственные  внебюджетные социальные фонды на именные накопительные счета.

 

 

Заключение.

 

 

В результате проведенного исследования было определено понятие  социального обеспечения, его структура по видам социального обеспечения, выявлены источники их формирования и условия предоставления данных услуг государства по социальной защите населения, а также выявлены некоторые проблемы, существующие на данном этапе в системе социальной поддержки в России  и пути их решения.

 

Подводя итог, можно сказать, что под социальным обеспечением  в настоящее время следует понимать форму выражения социальной политики государства, направленной на государственное обеспечение определенных категорий граждан из средств госбюджета и специальных внебюджетных государственных фондов в случае наступления событий, признаваемых государством на данном этапе своего развития социально значимым, с целью выравнивания социального положения этих граждан по сравнению с остальными.

 

Рассматривая структуру  социального обеспечения, можно  выделить следующие его виды:

 

- государственные пенсии (трудовые и социальные);

 

- пособия;

 

- социальные услуги;

 

- социальные выплаты и  пособия.

 

Финансируются данные виды социального обеспечения из государственного бюджета (бюджетные ассигнования) и  из государственных внебюджетных фондов, а именно: из Пенсионного фонда  Российской Федерации, Фонда социального страхования, Государственного фонда занятости, Фонда обязательного медицинского страхования.

 

Все виды социального обеспечения  направлены на оказание помощи населению при ограничении либо потере трудоспособности, при прекращении трудовой деятельности, в ситуациях требующих внешней помощи, а также по оказанию услуг, смягчающих диспропорции в условиях жизни населения.

 

На современном этапе  экономических реформ государство  в России оказалось неспособным полностью выполнять свои обязательства по финансированию социальной сферы в целом и  системы социальной защиты в частности. Это обуславливает невозможность обеспечения социальных гарантий, выплат и льгот населению в объеме, предусмотренном федеральным законодательством, делает актуальным   поиск путей реформирования существующей системы социальной защиты. Недостаточное ее финансирование сопряжено с «непрозрачностью» схемы прямых и обратных денежных потоков на уровне «бюджет региона – бюджет Российской Федерации», что приводит к дефициту информации о бюджетных возможностях системы социальной защиты и затрудняет ее планирование и развитие.  Кроме этого нельзя забывать об отсутствии четких социальных приоритетов в рассматриваемой сфере.

 

В настоящее время в  России уже действует новое пенсионное законодательство, в соответствии с которым  будущий размер пенсии будет зависеть от величины заработка и накопительных взносов каждого конкретного гражданина Российской Федерации.

 

Дальнейшее реформирование системы социальной поддержки  в  России необходимо связывать

 

с укреплением адресности социальных выплат;

 

более эффективным управлением  системой социального обеспечения;

 

совершенствованием системы  минимальных социальных стандартов в целях более рационального  распределения бюджетных средств  в пользу действительно нуждающихся;

 

совместными усилиями органов  государственного управления всех уровней, обеспечивающих доступность социальных услуг населению.

 

Кроме того, реформирование системы социальной защиты населения  должно вестись, прежде всего, в направлении  более эффективного использования  уже имеющихся средств, что предполагает:

 

совершенствование системы  межбюджетных трансфертов;

 

правительственные гарантии фиксированной доли федеральных  доходов, остающейся в распоряжении муниципалитетов в течение определенного периода времени;

 

сокращение масштабов  дублирования и нерационального  использования социальных средств путем рационализации способов предоставления конкретных видов услуг;

 

освобождение от неиспользуемых и непригодных к использованию  социальных объектов;

 

гарантированное финансирование содержания объектов социальной сферы  по завершении  процесса их передачи в муниципальную собственность.

 

Также реформа системы  социальных пособий должна осуществляться в рамках национальной программы, подготовленной при широком участии представителей всех социальных групп и слоев общества, регионов страны, всенародно обсужденной и получившей поддержку общественности. Целью разработки и реализации программы должно стать создание системы, обеспечивающей:

 

Соответствие предоставляемых  социальных пособий перечню, характеру  и уровню защищаемых ими социальных рисков;

 

Минимальную достаточность  социальных пособий при возмещении ущерба, возникающему вследствие действия различных социальных рисков;

 

Своевременность предоставления и получения социальных пособий,

 

Доступность социальных пособий, сохранение законных прав на их получение независимо от места жительства людей;

 

Недискриминационность, социальная справедливость предоставления социальных пособий, независимо от принадлежности реципиентов к определенным демографическим, этническим, социальным, профессиональным и иным группам  населения; социальная эффективность социальных выплат, обеспечивающая достойный уровень жизни защищаемого населения и, в то же время, предотвращающая возникновение социального иждивенчества  трудоспособного населения.

 

 

Список  литературы

 

 

1.     Гонтмахер  Е., Трубин В. Эволюция системы  социальной поддержки населения. //Проблемы теории и практики управления. –2001г. №6

 

2. Гусов К. Н.  Право  социального обеспечения. – 2001г.

 

.3 Зверева Н. В. Проблема реформирования системы льгот в России //Вестник Московского университета. Сер. 6. Экономика. – 2001г. №2

 

4.     Комарова С. В. Первые итоги реализации пенсионной реформы.  //Финансы. – 2003г. №3

 

5.     Мисихина С. Социальные выплаты и льготы в Российской Федерации: распределение по группам с различным уровнем дохода. //Вопросы экономики. 1999г. №2

 

 

6.     Социальное положение и уровень жизни населения Росси. – 2002г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Нормативно  правовые акты

 

  1. ФЗ от 17.12.2001 № 173-ФЗ  «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»
  2. ФЗ от 24.11.1995 №181-ФЗ      «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
  3. ФЗ от 15.12.2001 №166-ФЗ   «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

 


Информация о работе Социальное обеспечение