Социальное страхование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2014 в 14:42, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность данной курсовой работы заключается в том, что страхование является одной из древнейших категорий общественных отношений. Зародившись в период разложения первобытнообщинного строя, оно постепенно стало непременным спутником общественного производства. Первоначальный смысл рассматриваемого понятия связан со словом “страх”.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………….....3
1. ГОСУДАРСТВЕННОЕ СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ……………………………..…5
1. Понятие, функции, структура и роль социального страхования……………………..….5
1.2 Характеристика рисков по государственному социальному страхованию……...…….7
1.3 Виды страхового обеспечения, их характеристика………………………………..…….8
1.4 Фонды социального страхования, их виды и взаимосвязь…………………………….10
1.5 Политика государства в области социального страхования………………………..…13
2. СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ ПРИ ВРЕМЕННОЙ НЕТРУДОСПОСОБНОСТИ, ЕГО ОСОБЕННОСТИ………………………………………………………………………….16
2.1 Характеристика рисков временной нетрудоспособности………………………….....16
2.2 Источники страхования на случай временной нетрудоспособности………………...18
3. ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ ОТ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ НА ПРОИЗВОДСТВЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ………………….…21
3.1 Критерии дифференциации страховых взносов по социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний……….…………21
3.2 Виды обеспечения по социальному страхованию от несчастных случаев на производстве……………………………………………………………………………………23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...……………….…26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………...……….31
ПРИЛОЖЕНИЯ

Вложенные файлы: 1 файл

социальное страхование.docx

— 335.31 Кб (Скачать файл)

В соответствии с Положением о ФСС основными задачами ФСС являются:

- обеспечение гарантированных государством пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, а также социального пособия на погребение или возмещение стоимости гарантированного перечня ритуальных услуг, санаторно-курортное обслуживание работников и их детей;

- участие в разработке и реализации государственных программ охраны здоровья работников, мер по совершенствованию социального страхования;

- осуществление мер, обеспечивающих финансовую устойчивость фонда, в том числе создание резерва;

- разработка совместно с Министерством труда и социального развития РФ и Министерством финансов РФ предложений о размерах тарифа страховых взносов на государственное социальное страхование;

- организация работы по подготовке и повышению квалификации специалистов для системы государственного социального страхования, разъяснительной работы среди страхователей и населения по вопросам социального страхования;

- сотрудничество с аналогичными фондами(службами) других государств и международными организациями по вопросам социального страхования.

В России система социального страхования далека от совершенства. Ее главным недостатком считается отсутствие системы дифференциации страховых взносов, что не позволяет задействовать механизм экономической заинтересованности работодателя в снижении страховых рисков и связанных с ними выплат.

Доходы ФСС образуются за счет:

  • страховых взносов предприятий, учреждений, а также иных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности;
  • доходов от инвестирования части временно свободных средств фонда в ликвидные государственные ценные бумаги и банковские вклады в пределах средств, предусмотренных бюджетом фонда на соответствующий год;
  • добровольных взносов физических и юридических лиц;
  • ассигнований из федерального бюджета РФ на покрытие расходов, связанных с предоставлением льгот лицам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы или радиационных аварий на других атомных объектах гражданского или военного назначения и их последствий, а также в других установленных законом случаях;
  • прочих доходов(не принятые к зачету расходы на выплату пособий по временной нетрудоспособности вследствие трудового увечья или профессионального заболевания; недоимки по обязательным платежам и т.п.).

Основную долю доходов ФСС составляют страховые взносы – 92% от общей суммы доходов.

Все выплаты из ФСС можно условно разделить на три группы:

- выплаты по временной  нетрудоспособности;

- санаторно-курортное лечение;

- социальная помощь семьям, имеющим детей.

 

1.5 Политика государства  в области социального страхования

Социальная политика государства может быть представлена как форма сознательного воздействия на социальную сферу жизнедеятельности людей с целью ее изменения. Это наиболее обобщенное представление о социальной политике государства позволяет рассмотреть ее как часть государственного управления, объектом которого является социальная сфера жизни людей. В силу специфики социальной сферы как объекта управления социальная политика также является специфическим воздействием.

Социальная защита как легитимированная деятельность государства приобретает всеобщий характер, а потребности индивидов становятся политической категорией только на промышленной стадии производства, когда производительная сила общества — человек — начинает носить общественный характер. Этот общественный характер производства и человека предопределяет социально-политическую деятельность государства в социальной сфере и государственное управление потребностями человека.

Для того, чтобы государство было в состоянии управлять социальной сферой в рамках своей социально-политической деятельности, оно редуцирует социальную сферу в категории политики. Это означает, что государство выделяет из всей совокупности отношений социальной сферы жизни общества такие отношения, которые начинают носить всеобщий характер и тем самым должны защищаться политически. Обязанность защиты со стороны государства своих граждан вытекает из социальной сути самого государства, которая заключается в установлении политически детерминированной социальной связи между людьми. То есть социальная защита есть особая политическая форма включения индивидов в социальную жизнь с целью снятия экономических препятствий, не позволяющих без посторонней помощи их преодолеть.

Этим актом государство определяет «социальную зону» своего политического влияния, своей защиты данной социальной зоны всеми средствами и способами, находящимися в его распоряжении. Социальная сфера при этом предстает перед нами как конституируемые социальные права и обеспеченные экономическими возможностями социальные гарантии.

Социальные права граждан — это та область социальной сферы жизни людей, которая недоступна никаким силам общества, кроме государства, это тот объект деятельности государства, где его полномочия абсолютны. Социальные права — это реализуемые отношения под эгидой государства, это отношения, в которые вступает индивид свободно, по праву, без каких-либо ограничений и предварительных условий со стороны кого бы то ни было.

Социальные права — это особая форма регулирования отношений в обществе со стороны государства и особая институциональная форма разрешения социального конфликта. Социальные гарантии — это обязательные для государства социальные права, т.е. такие отношения, которые не могут не состояться. Социальные гарантии — это обеспеченные существующими государственными ресурсами декларированные социальные права. Социальные гарантии — это социальные права в действии, реализованные социальные права.

Суть социальной политики государства заключается в поддержании отношений, как между социальными группами, так и внутри них, обеспечении условий для повышения благосостояния, уровня жизни членов общества, создании социальных гарантий в формировании экономических стимулов для участия в общественном производстве. При этом надо отметить, что социальная политика государства, выступающая как составная часть мероприятий, проводимых государством в целях регулирования условий общественного производства в целом, тесно увязана с общеэкономической ситуацией в стране.

Итак, говоря о социальной политике государства, мы подразумеваем прежде всего действия правительства, направленные на распределение и перераспределение доходов различных членов и групп общества. Так можно определить социальную политику в узком смысле слова. В широком смысле социальная политика - это одно из направлений макроэкономического регулирования, призванное обеспечить социальную стабильность общества и создать, насколько это возможно, одинаковые "стартовые условия" для граждан страны.

Особое значение имеет проблема защиты денежных доходов (заработной платы, пенсий, пособий) от инфляции. С этой целью применяется индексация, т.е. увеличение номинальных доходов в зависимости от роста цен. В России индексация денежных доходов распространяется на заработную плату работников бюджетной сферы, а также на пенсии, стипендии и пособия. Для всех остальных категорий занятого населения государство регулирует только размер минимальной заработной платы.

Важным направлением в социальной политике при решении вопросов защиты личных доходов является поддержка беднейших слоев населения. Решающее значение в социальной защите этих слоев населения имеет развитая система денежных и натуральных пособий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ  ПРИ ВРЕМЕННОЙ НЕТРУДОСПОСОБНОСТИ, ЕГО ОСОБЕННОСТИ

2.1 Характеристика  рисков временной нетрудоспособности

Существуют следующие риски наступления временной нетрудоспособности – в результате:

  • заболевания;

  • беременности и родов;

  • материнства;

  • несчастных случаев на производстве и т.д.

Поскольку социальный риск при выделении такой ключевой его характеристики как материальное положение работающих граждан (следует подчеркнуть, что в этом узком и строгом понимании социального риска он распространяется только на работающих граждан), может быть отнесён к экономическим рискам, это предполагает возможность реализации такого подхода к управлению им как страхование. Однако применение страховых механизмов для управления социальными рисками требует более глубокого изучения природы и специфики видов социальных рисков.

В целом, в российской и международной практике классификация социальных рисков к настоящему моменту является достаточно унифицированной.

Таблица 1. Классификация социальных рисков в российской и международной практике. [7]

Классификация социальных рисков в России

Классификация социальных рисков в международной практике

1.необходимость получения медицинской помощи;

2.временная нетрудоспособность;

3.трудовое увечье и профессиональное заболевание;

4.материнство;

5.инвалидность;

6.наступление старости;

7.потеря кормильца;

8.признание безработным;

9.смерть застрахованного лица или нетрудоспособных членов его семьи, находящихся на его иждивении

1.необходимость получения медицинской помощи;

2.временная нетрудоспособность;

3.трудовое увечье и профессиональное заболевание;

4.материнство;

5.инвалидность;

6.наступление старости;

7.признание безработным.


 

Различия в выделении видов социальных рисков в российской и международной практике связаны с выделением в России двух дополнительных рисков: потеря кормильца и смерть застрахованного лица. Появление этих рисков связано с тем, что в российском законодательстве происходит смешение понятий социального страхования и социального обеспечения, и два отмечаемых риска относятся именно к обеспечению.

Вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что необходимость получения медицинской помощи сама по себе не является социальным риском, а иногда сопровождает другие виды социального риска. Поскольку необходимость оказания медицинской помощи не может рассматриваться как вид социального риска, для управления этим риском не могут использоваться подходы, разработанные в рамках социального страхования, и применение страховых механизмов связано с использованием методов и инструментария такого вида страхования как медицинское страхование.

Рис. 1 - Динамика расходов и количества оплаченных дней пособий по временной нетрудоспособности по обязательному социальному страхованию за 2005 - 2011 годы.[18]

Более подробно структура доходов и расходов Фонда Социального страхования приведена в Приложении.

 

2.2 Источники страхования на  случай временной нетрудоспособности

Финансирование расходов по покрытию перечисленных социальных рисков в Российской Федерации осуществляется следующим образом.

Рис.2 -  Структура финансирования социальных рисков в РФ.[8]

Одной из тенденций развития социального страхования в мире является усиление страховых принципов в управлении социальными рисками. Концептуальным направлением построения такой системы является достижение максимально возможной зависимости между уровнем страховых взносов и выплат. Эта зависимость чрезвычайно важна, поскольку страхование является особой финансовой услугой, которая представляет собой передачу первичными носителями риска за определенную плату своей ответственности по несению бремени риска другому субъекту, специализирующемуся на подобных операциях. В данном случае перераспределения дохода не происходит, потому что получение страховой выплаты в случае наступления страхового случая обеспечено страховыми взносами в прошлом.

Тем не менее, в России и в ряде других стран зависимость между страховыми взносами и страховыми выплатами сведена к минимуму. Понимая, что она не может быть стопроцентной в силу того, что в системе наряду с собственно страховыми учитываются и должны учитываться и социальные аспекты, в сегодняшней ситуации необходимо повышать уровень этой зависимости.

Проблема недостаточного уровня реализации страховых принципов в системе социального страхования в России подтверждается динамикой дефицита Фонда социального страхования РФ. Фонд социального страхования с 2007 года характеризовался наличием дефицита до 5,9 %. Это свидетельствует о том, что в той части системы социального страхования, которая относится к социальным рискам, покрываемым в России из Фонда социального страхования РФ, существуют определённые проблемы.

Кроме того, для Фонда социального страхования РФ характерны расхождения между утверждённым и исполненным бюджетами, при этом в 2011-2012 гг. исполнение бюджета было хуже утверждённого плана, что было частично обусловлено воздействием экономического спада на финансовую ситуацию в России.

При существующей тенденции к увеличению доли расходов на покрытие социальных рисков временной нетрудоспособности и материнства в структуре расходов Фонда социального страхования РФ (в 2013 году она составила 69,8 %) можно говорить о том, что эти риски становятся всё более значимыми и требуют поиска новых путей к управлению ими.

Информация о работе Социальное страхование