Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2012 в 11:41, курсовая работа
Актуальность данного исследования заключается в том, что кооперативная организация – это независимое объединение людей, добровольно сотрудничающих с целью удовлетворения общих экономических, социальных и культурных потребностей и пожеланий посредством создания демократически управляемых предприятий по принципу совместного владения.
Введение 2
1 Ценности и принципы кооперативов 5
2 Пайщики - социальная основа потребительской кооперации 10
3 Социальная защита пайщиков и обслуживаемого населения в потребительской кооперации 24
4 Условия борьбы с бедностью - стратегия и социальная миссия потребительской кооперации 41
5 Социальная ориентация потребительской кооперации как её конкурентное преимущество 46
Заключение 59
Список литературы 64
В Концепции развития потребительской кооперации Российской Федерации до 2015 года определено понятие миссии потребительской кооперации в современных условиях. Это – участие в развитии социальной инфраструктуры на селе, обеспечение стабильного развития потребительского рынка страны за счет удовлетворения потребностей и социальной защиты, повышения занятости населения, вовлекаемого в деятельность и обслуживаемого потребительской кооперацией, укрепление безопасности страны в сфере продовольственного обеспечения [2]. Миссия – имманентное свойство, которое трансформируется в конкретную социально-экономическую деятельность.
Потребительская кооперация области вносит значительный вклад в социально-экономическое развитие региона, преобразование быта, повышение качества и условий жизни сельского населения.
Потребительская кооперация области обслуживает 1916 населенных пунктов, 430 тыс. чел., из которых 86 % проживает на сельских территориях, объединяет 62 тыс. пайщиков. В систему входит 135 юридических лиц, в том числе 2 райпотребсоюза, 30 районных (городских) потребительских обществ, 59 сельских потребительских обществ. Численность работающих в системе потребительской кооперации более 6 тыс. чел.
Основными потребителями социальных инициатив потребительской кооперации являются: работники системы, неработающие пенсионеры, пайщики, сельские жители (рис. 4).
Рис. 4. Основные потребители социальных инициатив потребительской кооперации.
В постоянно меняющихся условиях функционирования потребительская кооперация сохраняет свою социальную направленность, обеспечивает доставку и продажу товаров во многие территориально отдаленные населенные пункты, оказывает всестороннюю поддержку широким слоям сельского населения. В соответствии с требованием времени идет реформирование системы потребительской кооперации, внедряются новые формы обслуживания, открываются новые предприятия, продолжает развиваться сеть предприятий общественного питания. В сельской местности потребительская кооперация создает рабочие места, обеспечивает домашним хозяйствам сбыт продукции, возможность приобретения товаров первой необходимости, несет культуру, информацию. В мелких селах магазины выступают центрами общения населения. И даже если они убыточны, потребительская кооперация не уходит из таких сел. Поскольку такой уход означает свертывание внутреннего рынка региона.
Основные социальные инициативы потребительской кооперации представлены на рис. 5.
Рис. 5. Формы проявления социальных инициатив потребительской кооперации
1. Обслуживание населения дальних и малых населенных пунктов по единым ценам. Свыше 550 магазинов (54,7 % от общего количества) расположены в населенных пунктах с численностью менее 500 чел. Кроме того, в отдаленные села товары доставляются с помощью 15 автолавок. Работа автолавок и торговля в удаленных малонаселенных деревнях для потребительской кооперации убыточна.
2. Оказание различных видов услуг. Системой потребительской кооперации оказываются услуги: парикмахерские, ремонт и пошив одежды и обуви, раскрой тканей, ремонт и техническое обслуживание бытовой техники, ремонт часов, заточка инструментов, ремонт и строительство домов, аптечные и ветеринарные услуги, ритуальные услуги.
3. Создание рабочих мест на селе. В системе потребительской кооперации: 978 розничных торговых предприятий, 106 предприятий общественного питания, 167 производственных цехов. Рабочими местами обеспечено более 6 тыс. чел., в том числе работники массовых профессий: работники прилавка – 3,8 тыс. чел., работники кухни – около 1,0 тыс. чел., рабочие производственных предприятий – более 1,2 тыс. чел., водители – 355 чел., строители – 70 чел.
4. Участие в
программах по снижению
5. Организация
закупок излишков
6. Открытие социальных отделов и магазинов. Потребительская кооперация области открывает в своих магазинах социальные отделы, торгующие товарами первой необходимости с минимальной наценкой.
Для пайщиков организована сеть магазинов: «Народный», «Социальный», в которых представлены социально значимые группы товаров с минимальной торговой наценкой. В 18 районах области кооперативные магазины торгуют определенными группами товаров (масло растительное, мука, крупы, отдельные виды продукции собственного производства) со скидкой в размере до 10 %.
7. Производство и реализация продукции высокого качества. В 2011 году на предприятиях потребительской кооперации произведено высококачественной продукции из натурального сырья, без пищевых добавок ГМО и ГМИ на сумму 557,3 млн руб.
8. Социальная
и экологическая маркировка
9. Социальное инвестирование. В рамках реализации социальных проектов кооперативные организации участвуют в различных муниципальных программах.
10. Социально-ответственное участие в жизни общества. В системе потребительской кооперации для сельских жителей организованы: 252 бесплатных чайных стола, 16 детских игровых площадок, 193 библиотеки, 3 коллектива художественной самодеятельности, 2 спортивные секции. Ежегодно проводятся слеты (семинары-форумы) и спортивные мероприятия для молодежи, работающей в потребительской кооперации.
11. Социальная поддержка пайщиков осуществляется по различным направлениям: создание специализированных торговых точек для продажи пайщикам товаров с минимальной торговой наценкой, бесплатная выдача наборов продуктов, организация проведения юбилеев, продажа товаров в долг и на условиях кредитования, организация бесплатной доставки крупногабаритных товаров на дом, оказание материальной помощи, оформление бесплатной подписки на кооперативную прессу, проведение концертов художественной самодеятельности, бесплатная доставка дров и комбикорма и т.д.
12. Кооперативное образование. Ежегодно в кооперативном техникуме обучается 350 чел. по специальностям: экономика и бухгалтерский учет, правоведение, менеджмент, товароведение, финансы. Обучение осуществляется по Государственным образовательным стандартам среднего профессионального образования. В настоящее время техникум является одним из успешных учебных заведений системы потребительской кооперации России, отличающимся высоким качеством подготовки специалистов, внедрением современных технологий, форм и методов обучения, активным использованием информационных технологий, инноваций в учебном процессе и управлении. На постоянной основе проводятся ярмарки вакансий, конференции, на которые приглашаются руководители действующих предприятий, собираются и реализуются заявки на молодых специалистов, поступившие от работодателей. Выпускники техникума работают в организациях и предприятиях различных отраслей и форм собственности. Кроме того, техникум представляет многоуровневую систему профориентации, подготовки, переподготовки, повышения квалификации работников кооперативных организаций.
13. Социальная поддержка неработающих пенсионеров. Заслуженным работникам потребительской кооперации ежемесячно выплачиваются доплаты к пенсиям. Регулярно организовывается проведение торжественных мероприятий, посвященных празднованию Дня Победы, Дня потребительской кооперации, Дня пожилого человека, Нового года и других праздников. Оказывается материальная помощь, оплачиваются ритуальные услуги.
14. Качество условий труда и жизни работников. Основными показателями качества трудовой жизни кооператоров являются: совершенствование организации труда; партнерские отношения профсоюзов и руководства; развитие и эффективное использование кадров; участие работников в управлении; продвижение, основанное на заслугах; уважение к личности человека; доверие к руководителям; хорошие условия труда; достойный уровень благосостояния работников; поощрение творчества и др. В результате трудовой потенциал получает максимальное развитие, а организация – высокий уровень производительности труда и максимальную прибыль.
16. Социальные гарантии работникам. Предметом особой социальной заботы потребительской кооперации являются ее сотрудники. В организациях системы обеспечены безопасные и максимально комфортные условия труда, созданы условия для профессионального роста и личного развития, обеспечен достойный уровень жизни после выхода на пенсию. Основными составляющими социального пакета для работников потребительской кооперации являются: социальные льготы и гарантии (различные виды материальной помощи, премий и т.п.); материальная помощь; единовременное поощрение за добросовестный труд при увольнении работника в связи с уходом на пенсию, к юбилейным датам и т.п.; вакцинация, профилактика заболеваний; молодежная политика; организация культурно-массовых мероприятий; развитие массового физкультурного движения и спорта, пропаганда здорового образа жизни; полная или частичная компенсация работникам и членам их семей стоимости путевок в санатории, профилактории и другие санаторно-курортные учреждения; полный пакет социальных гарантий, соответствующий государственному законодательству. За 2011 год выплаты социального характера работникам организаций потребительской кооперации составили около 7,0 млн руб.
Это неполный перечень социальных задач, решаемых потребительской кооперацией области. Социальные инициативы не могут восприниматься адекватно без воспитания культуры ответственного потребления. И первый шаг в этом направлении – прозрачность и открытость предпринимательской деятельности, раскрытие цели реализации социальных проектов, включая рекламу, дополнительные маркетинговые решения и установление долгосрочных отношений со всеми заинтересованными сторонами. Это означает, что для успешной реализации социальных инициатив потребительской кооперации необходимы определенные внутренние механизмы и внешние условия выполнения социальных функций.
К внутренним механизмам можно отнести следующие: программно-целевой метод управления, использование современных форм и социальных технологий работы с пайщиками и населением, которые могут дать наибольший эффект; принятие стандартов социальной деятельности; создании новых инфраструктур, на основе которых выстраиваются новые экономические отношения; создание торговых и инвестиционных инфраструктур; аккумуляция ресурсов для их вложения в решение конкретных общественно значимых проблем; создание новых экономических инструментов; соблюдение правовых норм и выполнение экономических обязательств; дальнейшее завоевание доверия пайщиков и сельского населения.
Среди внешнего обеспечения реализации социальных инициатив потребительской кооперации можно выделить: построение надежной информационной и коммуникационной инфраструктуры; определение направлений взаимодействия и участия в совместных проектах организаций потребительской кооперации, органов власти, религиозных конфессий, общественных организаций, фермерских хозяйств; разработка долгосрочной государственной политики поддержки организаций потребительской кооперации; участие в федеральных и региональных социальных программах.
В настоящее время Правительство России готовит программу устойчивого развития сельских территорий. Программа предусматривает развитие социальной, инженерной и жилищно-коммунальной структуры села. В этой связи потребительская кооперация могла бы стать важным элементом обеспечения реализации этой программы. Существенную роль в повышении осведомленности общества о социальной деятельности потребительской кооперации могли бы сыграть средства массовой информации.
Реализация социальной миссии потребительской кооперации включает: борьбу с бедностью, решение проблем занятости людей, создание рабочих мест за счет освоения новых видов производства и услуг, формирование социальной инфраструктуры села, содействие развитию личных подсобных хозяйств населения через закупки сельхозпродукции, оказание помощи пенсионерам, инвалидам и малообеспеченным людям, организацию досуга и воспитание молодежи, превращение сельских магазинов в центры коммуникации, где обеспечивается связь с пайщиками и всем сельским населением.
Пайщик – основа кооперативной организации и хозяин в потребительском обществе, поэтому реализация социальной миссии направлена, в первую очередь, на пайщиков. А поскольку пайщики и их семьи – это почти все сельское население, то можно сделать вывод, что потребкооперация практически защищает интересы всего сельского населения.
Коммерческая деятельность кооперации формирует финансовую основу для реализации ее социальной миссии. Иначе говоря, при отсутствии дохода социальная миссия невыполнима. А развитие социальной сферы приводит к росту финансово-экономического потенциала самой кооперативной организации. То есть социальная и экономическая задачи (цели) организаций потребкооперации взаимообусловлены и взаимосвязаны.
Успешная реализация деятельности организаций предполагает наличие целостной программы экономического и социального развития каждого субъекта потребительской кооперации.
Информация о работе Социально ориентированная потребительская кооперация