Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2012 в 11:41, курсовая работа
Актуальность данного исследования заключается в том, что кооперативная организация – это независимое объединение людей, добровольно сотрудничающих с целью удовлетворения общих экономических, социальных и культурных потребностей и пожеланий посредством создания демократически управляемых предприятий по принципу совместного владения.
Введение 2
1 Ценности и принципы кооперативов 5
2 Пайщики - социальная основа потребительской кооперации 10
3 Социальная защита пайщиков и обслуживаемого населения в потребительской кооперации 24
4 Условия борьбы с бедностью - стратегия и социальная миссия потребительской кооперации 41
5 Социальная ориентация потребительской кооперации как её конкурентное преимущество 46
Заключение 59
Список литературы 64
Для анализа, оценки и планирования социальной миссии организаций потребительской кооперации такая программа должна включать, на наш взгляд, систему показателей, обеспечивающих исследования по следующим направлениям:
1. Организационно-уставная (целеполагающая) деятельность;
2. Социально-инвестиционная деятельность;
3. Социальная защита и повышение жизненного уровня пайщиков, работников потребкооперации и населения;
4. Развитие интеллектуального потенциала и повышение образовательного уровня пайщиков и работников потребкооперации;
5. Развитие социальной инфраструктуры села;
6. Уровень обеспечения продовольственной безопасности государства системой потребительской кооперации;
7. Финансово-экономический потенциал развития субъектов потребительской кооперации.
Предлагаемая система охватывает количественные, стоимостные и относительные показатели, которые, по мнению авторов, позволяют дать наиболее полную оценку экономической эффективности социальной миссии организаций системы потребительской кооперации.
Таким образом, необходимо выделить ряд экономико-математических моделей, которые, в конечном счете, обеспечили установление взаимосвязи и взаимозависимости между уровнями социального развития и финансово-экономического потенциала организаций потребкооперации.
Одним из этапов методики расчета экономической эффективности социальной миссии организаций потребительской кооперации является построение моделей, обеспечивающих расчет самого уровня социального развития по отдельным направлениям (группам показателей), и установление зависимости этого уровня от финансово-экономического потенциала организации.
Конечная модель, построенная с помощью метода многофакторного корреляционно-регрессионного анализа, показывает зависимость уровней социального развития и финансово-экономического потенциала и имеет следующий вид:
Ŷх = а0 + а1 Х1 + а2 Х2 + а3 Х3 + а4 Х4 +а5 Х5 + а6 Х6, (1)
где Ŷх – уровень финансово-экономического потенциала развития организации потребительской кооперации; а0 – свободный член; а1, а2, а3, а4, а5, а6 – степень и характер влияния соответствующего направления социального развития на уровень финансово-экономического потенциала; Х1 – уровень организационно-уставной деятельности; Х2 – уровень социально-инвестиционной деятельности; Х3 – уровень социальной защиты и повышения жизненного уровня пайщиков, работников потребкооперации и населения; Х4 – уровень развития интеллектуального потенциала пайщиков и работников потребкооперации; Х5 – уровень развития социальной инфраструктуры села; Х6 – уровень обеспечения продовольственной безопасности государства системой потребительской кооперации.
Уровень социального развития соответствующего направления определяется методом главных компонент.
К примеру, модель для определения уровня социальной защиты и повышения жизненного уровня пайщиков и сельского населения (исходные данные представлены в таблице) имеет следующий вид:
Ŷх = а0 + а1 Х1 + а2 Х2 + а3 Х3 + а4 Х4 +а5 Х5 + а6 Х6 +а7 Х7 + а8 Х8, (2)
где Ŷх – уровень социальной защиты и повышения жизненного уровня пайщиков и сельского населения; а0 – свободный член; а1, а2, а3, а4, а5, а6, а7, а8 – степень и характер влияния соответствующего фактора на уровень социальной защиты и повышения жизненного уровня пайщиков и сельского населения; Х1 – доля потребительской кооперации в обеспечении занятости сельского населения, %; Х2 – темп роста повышения занятости населения через систему потребительской кооперации, %; Х3 – сумма привлеченных заемных средств от одного пайщика, руб.; Х4 – коэффициент соотношения привлеченных заемных средств пайщиков и сельского населения; Х5 – сумма льгот, предоставленных одному пайщику, руб.; Х6 – коэффициент соотношения льгот, предоставленных пайщикам и сельскому населению; Х7 – сумма, полученная одним пайщиком от сданной сельскохозяйственной продукции, руб.; Х8 – коэффициент соотношения сумм, полученных от сданной сельскохозяйственной продукции пайщиками и сельским населением.
Предлагаемая система показателей, их классификация и методика расчета могут быть использованы для анализа, планирования и управления деятельностью организаций системы потребительской кооперации с целью повышения экономической эффективности их социальной миссии.
В условиях социализации национальной экономики назрела необходимость динамичного развития торговли, которое представляет поступательный процесс развития торговых организаций, обеспечивающий эффективную хозяйственную деятельность в сочетании с качественным аспектом их социального развития в заданном целевом направлении и оптимальной реализацией интересов субъектов и объекта социально-трудовых отношений.
Динамичное развитие организаций торговли, в том числе в потребительской кооперации, определяется влиянием различных факторов, изучение которых позволило выявить необходимость единства экономического и социального подходов к динамичному развитию торговли потребительской кооперации и определить приоритетность фактора материального стимулирования труда (рис.6).
Рис. 6. Взаимосвязь факторов динамичного развития торговли потребительской кооперации.
Вместе с этим, к началу 1990 г. отечественная потребительская кооперация представляла достаточно устойчивый сектор экономики с относительно развитой материально-технической базой и квалифицированными кадрами, объединявший свыше 24 млн. пайщиков. Первое десятилетие перехода страны к рыночным отношениям (1991-2000 гг.) оказалось крайне тяжелым для потребительской кооперации. Всеобщий экономический хаос обернулся огромными потерями для потребкооперации России – из-за либерализации цен 1992 г., галопирующей инфляции, призывов к ликвидации кооперативных союзов (1991-1992 гг.), развернувшейся в 1991-1995 гг. широкой кампании коммерциализации и акционирования предприятий, нарушений хозяйственных связей и др. причин объективного и субъективного характера, совокупные объемы хозяйственной деятельности кооперации существенно сократились, многие отраслевые организации фактически лишились собственных оборотных средств, на базе имущества потребительских обществ и их союзов стали спонтанно создаваться принципиально новые организационно-правовые формы деятельности – малые предприятия, общества с ограниченной ответственностью, акционерные общества закрытого типа. Таким образом, возникла реальная угроза утраты системы потребительской кооперации в целом.
Следует отметить, что ситуация 1990-е гг., прежде всего, негативно отразилась на численности пайщиков системы российской потребительской кооперации. По разным причинам (сокращение сельского населения в целом, потеря престижности от членства в потребительских обществах, несовершенство организации работы с пайщиками и др.) численность пайщиков по Центросоюзу России за 1991-2000 гг. сократилась более чем в 2 раза и на начало 2000 г. составила всего 11,361 млн. чел.
Негативная тенденция сохранялась и в 2000-е гг. Официальные данные свидетельствуют: по состоянию на начало 2012 г. численность пайщиков потребительской кооперации (3,718 млн. чел.) сократилась в 6,6 раз по сравнению с уровнем 1990 г.
Динамика численности пайщиков потребительской кооперации системы Центросоюза РФ в 1990-2011 гг. представлена на рис. 7.
Рис. 7. Динамика изменения численности пайщиков системы Центросоюза РФ (на 1 января 2012 года)
Источник: Основные показатели социально-экономической деятельности потребительской кооперации Российской Федерации. – М.: Центральный союз потребительских обществ РФ, 2000-е гг.
В последние годы потребительская кооперация России испытывает спад в своей хозяйственной деятельности, обусловленный глобальным финансово-экономическим кризисом (табл. 1).
Несмотря на сложности
переходного периода конца 1990-х
– 2000-х гг., под воздействием которых
потребительская кооперация утратила
многие политические и экономические
позиции, усилиями пайщиков и работников
потребительских обществ и
Таблица 1 – Основные показатели хозяйственной деятельности по системе Центросоюза Российской Федерации (2008-2011 гг.)
Показатели |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
2011г. в % к 2008 г. |
2011г. в % к 2010 г. | |
в действующих ценах |
в сопоставимых ценах | ||||||
Совокупный объем деятельности |
101,3 |
104,3 | |||||
млрд. руб. |
168,601 |
201,704 |
205,806 |
228,003 |
|||
в % к предшествующему году |
114,5 |
119,6 |
102,0 |
110,8 |
|||
I. Оборот розничной
торговли и общественного |
|||||||
млрд. руб. |
126,392 |
151,758 |
154,996 |
172,384 |
|||
в % к предшествующему году |
117,2 |
120,0 |
102,1 |
111,2 |
|||
в том числе, | |||||||
1.1. Оборот розничной торговли |
102,6 |
104,7 | |||||
млрд. руб. |
116,050 |
139,585 |
142,739 |
158,948 |
|||
в % к предшествующему году |
117,3 |
120,3 |
102,3 |
111,4 |
|||
1.2. Оборот общественного питания |
91,7 |
102,1 | |||||
млрд. руб. |
10,342 |
12,173 |
12,257 |
13,436 |
|||
в % к предшествующему году |
117,0 |
117,7 |
100,,7 |
109,6 |
|||
II. Оборот оптовой торговли |
99,7 |
104,8 | |||||
млрд. руб. |
7,974 |
9,977 |
9,526 |
10,619 |
|||
в % к предшествующему году |
105,2 |
125,1 |
95,5 |
111,5 |
|||
доля оптового оборота по отношению к розничному обороту, % |
7,1 |
6,8 |
6,9 |
6,7 |
|
| |
III. Объем закупок
сельскохозяйственной |
107,7 |
109,9 | |||||
млрд. руб. |
14,216 |
16,692 |
17,479 |
20,439 |
|||
в % к предшествующему году |
116,7 |
117,4 |
104,7 |
116,9 |
|||
IV. Объем продукции
(работ, услуг) промышленных |
90,3 |
97,4 | |||||
млрд. руб. |
16,068 |
18,994 |
19,345 |
19,883 |
|||
в % к предшествующему году |
105,7 |
118,2 |
101,8 |
102,8 |
|||
V. Объем платных услуг населению |
87,2 |
98,9 | |||||
млрд. руб. |
3,952 |
4,282 |
4,461 |
4,680 |
|||
в % к предшествующему году |
82,6 |
137,0 |
104,2 |
104,9 |
|||
Прибыль, |
|||||||
млрд. руб. |
3,125 |
4,503 |
4,954 |
4,669 |
|||
Рентабельность, |
|||||||
% |
1,85 |
2,33 |
2,19 |
2,05 |
Источник: Основные показатели социально-экономической деятельности потребительской кооперации Российской Федерации. – М.: Центральный союз потребительских обществ РФ, 2000-е гг.
В феврале 2008 г. была
принята «Концепция развития потребительской
кооперации Российской Федерации до
2015 г.», сформировавшая основные направления
расширения и интенсификации деятельности
организаций потребительской
Одной из форм кооперативно-частного
партнерства выступают
Предпринимательский кластер потребительской кооперации, таким образом, представляет производственно-хозяйственную структуру, в которой организации потребительской кооперации на принципах партнерства сотрудничают с кооперативами др. видов, малыми и средними предприятиями смежных и поддерживающих производств, инфраструктурными и кредитно-финансовыми учреждениями, а также с местными органами власти. В связи с этим, предпринимательский кластер потребительской кооперации должен:
решать внутрикластерные задачи, обеспечивая усиление конкурентных преимуществ его участников, повышение общей эффективности хозяйственной деятельности, создание новых возможностей для укрепления кооперативного сектора, повышение социальной роли кооперативного движения и др. (синергетический эффект);
Информация о работе Социально ориентированная потребительская кооперация