Специфика российской ситуации применения стабилизационных программ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 20:04, контрольная работа

Краткое описание

Актуальность темы контрольной работы - специфики российской ситуации применения стабилизационных программ объясняется тем, что в связи с мировым финансовым кризисом и резким падением цен на нефтепродукты (что является основной доходностью бюджета нашей страны и средством пополнения Стабилизационного фонда), произошло резкое сокращение доходов в казну государства и в результате основную роль в укреплении экономики и удержании курса рубля должен и играет Стабилизационный фонд РФ, а точнее сформированный Резервный фонд РФ. Российский стабилизационный фонд способствует стабильности экономического развития страны, является одним из основных инструментов связывания излишней ликвидности, уменьшает инфляционное давление, снижает зависимость национальной экономики от неблагоприятных колебаний поступлений от экспорта сырьевых товаров.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...…3
Теоретическая часть…………………………………………………………………..
1Экономическое развитие России в условиях современного рынка………….....5
1.1 Обобщенная характеристика социально-экономического развития РФ за период 2007-2012 гг…………………………………………………………………5
1.2 Стабилизация экономики и состояние внешнего государственного долга России……………………………………………………………………………….14
1.3 Российская экономика и кризис евро……………………………..…………..15
2 Стабилизационные программы современной России…………………….........19
2.1 Специфика использования стабилизационных программ в России ………..19
2.2 Стабилизационный Фонд: содержание понятия, значение, цели, задачи…..24
2.3 Система управления средствами Стабилизационного Фонда Российской Федерации……………………………………………………..……………………27
Заключение………………………………………………………………………….33
Список использованной литературы и источников……………………………...

Вложенные файлы: 1 файл

Экономика 2..docx

— 202.40 Кб (Скачать файл)

Таким образом, внутренние и  внешние факторы благоприятствуют переходу российской экономики от спада  к оживлению, однако, из-за слабости инвестиционного и потребительского спроса, накопленных финансовых дисбалансов  и высокого уровня безработицы, он не набрал необходимой устойчивости.

Факторы и условия  социально-экономического развития РФ в 2010-2012 годах

Последние данные о динамике ВВП крупнейших стран Европы, существенное замедление спада американской экономики  и постепенное формирование тенденции  восстановления промышленности ведущих  стран значительно повысили оптимизм экспертов и международных организаций  по поводу перспектив выхода мировой  экономики из самой глубокой после  Второй мировой войны рецессии.

Все заметнее начал проявляться  эффект от стимулирующих фискальных и монетарных мер, направленных на оживление  спроса и поддержку реального  сектора, в том числе за счет поддержки  автомобильной, авиастроительной и  судостроительной промышленности. Масштабная государственная помощь финансовому  сектору, вплоть до национализации крупнейших банков, позволила приостановить обвальное сокращение кредитования промышленности. На американском рынке жилья произошел разворот, во многих странах появляются первые признаки восстановления уровня потребления. Фондовые и сырьевые рынки значительно выросли с начала года.

Однако глубина спада  и масштабы диспропорций создают  вероятность реализации сценария второй волны кризиса или существенного  замедления темпов восстановления.

В 2010 году темпы роста  инфляции по-прежнему будут сдерживаться низким уровнем потребительского спроса. Доходы населения в 2010 году в реальном выражении сохранятся на уровне прошлого года, в связи с чем потребительский  спрос будет расти очень медленно (табл. 2). Сдерживающее влияние на инфляцию также окажет прогнозируемое снижение мировых цен на зерно урожая 2009 года и ряд других продовольственных  товаров. В связи с этим прогнозируется, что в 2010 году рост потребительских  цен снизится не менее чем до 9-10 процентов.

 

Таблица 2 - Структура роста  потребительских цен

 

 

Прирост цен за период, %

2008 г.

2009 г.

2010 г.

2011 г.

2012 г.

Продовольственные товары

16,6

8,9-9,2

11,1-11,5

8,4-8,6

6,5-6,6

из них,

без учета плодоовощной продукции

17,5

8,8-9,1

11,4-11,8

8,5-8,7

6,6-6,8

Непродовольственные товары

8

10,6-10,8

7,3-7,6

5,8

5,8

Платные услуги населению

15,7

13,5-13,8

11,4-11,7

10,6

9,8

услуги организаций ЖКХ

16,2

20-21

13-14

11-12

9-10

прочие услуги

15,5

10,5-11

9,5-10

9,5-10

9,5-10


 

К 2012 году ожидается снижение инфляции до 5-7 процентов. В условиях сохранения умеренного роста цен  на сырье на мировых рынках, снижению инфляции будет способствовать значительное замедление роста денежной массы и потребительских расходов по сравнению с докризисным ростом. Также ожидается возобновление тренда на снижение скорости обращения денежной массы по мере повышения доверия к рублю и склонности населения к сбережению (в том числе в форме банковских депозитов).

Для сдерживания роста  издержек и цен тарифная политика в отношении естественных монополий  в 2010 - 2012 годах будет ужесточена по сравнению с намеченной в докризисный  период. Продолжится работа по развитию конкурентной среды и инфраструктуры торговли, особенно на локальных монополизированных рынках, и повышению эффективности  производителей товаров и услуг, особенно в сельском хозяйстве, в  соответствии с намеченными ранее  антиинфляционными мерами.

Особенности таможенно-тарифной политики в предстоящий период предполагают два качественно различных этапа  ее реализации.

Первый этап – до конца 2010 года, характеризующийся постепенным  переходом острой фазы кризиса к  стадии смягчения кризисных явлений  и появлением признаков оздоровления экономики.

На этом этапе таможенно-тарифная политика реализуется как неотъемлемая часть антикризисной экономической  политики, и инструменты таможенно-тарифного  регулирования должны сбалансированно  защищать интересы отечественных производителей и потребителей.

В целях поддержки ключевых, системообразующих отраслей российской экономики (металлургия, автомобилестроение, сельскохозяйственное машиностроение, транспорт, аграрный и лесной секторы) предусматривается принятие следующих  мер: оперативное применение инструментов таможенно-тарифной политики за счет повышения  уровня ставок ввозных таможенных пошлин на наиболее чувствительные готовые  товары с целью защиты наиболее уязвимых товарных рынков и отечественных  производителей; поддержка производства за счет снижения ввозных таможенных пошлин на комплектующие и сырье, не имеющие отечественных аналогов; применение ставок таможенных пошлин с фискальной целью, максимально учитывая при этом интересы производителей и потребителей; гибкое реагирование на потребности производителей и потребителей, ценовую ситуацию на внутренних рынках путем временного снижения или повышения ставок ввозных таможенных пошлин, предоставления тарифных льгот и отсрочек по уплате таможенных платежей; применение специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер; мониторинг внешнеторговой деятельности и проведение оценки принимаемых мер оперативного реагирования на изменения конъюнктуры и цен в целях обеспечения эффективного функционирования внутреннего рынка; использование специальных инструментов для регулирования импорта в аграрном секторе (сезонные пошлины и тарифные квоты); совершенствование мер по комплексной системе поддержки экспорта, в том числе использование таможенно-тарифных инструментов в целях повышения конкурентоспособности отечественного производства как части комплексной поддержки экспорта в увязке с мерами внутренней политики по поддержке отечественных производителей; создание полномасштабной автоматизированной системы внешнеторгового и рыночного мониторинга (мониторинг торговых барьеров, антикризисных мер, применяемых другими государствами, реализация которых может затронуть экономические интересы российских компаний и, возможно, потребует введения ответных мер).

Вместе с тем принимаемые  меры не должны противоречить долгосрочным задачам в сфере таможенно-тарифного  регулирования, направленным на содействие диверсификации российской экономики  и переходу ее на инновационный путь развития, формирование новой, посткризисной  внешнеэкономической специализации, обеспечение доступа отечественных  компаний к передовым технологиям  и высокотехнологичному оборудованию. Их последовательная реализация будет  расширяться по мере завершения активной фазы кризиса и преодоления его  негативных последствий [11, с.15].

Второй этап – 2011 - 2012 годы.

Основные задачи этого  этапа состоят в восстановлении равновесия между протекционистской  и регулятивной функцией таможенно-тарифной политики, формировании потенциала устойчивого  экономического развития и переходе к полномасштабной, последовательной реализации приоритетных направлений.

С 2010 года таможенно-тарифное регулирование будет осуществляться в новых условиях таможенного  союза России, Белоруссии и Казахстана. Это означает передачу функций применения инструментов регулирования внешней  торговли от национальных органов государств-участников органам управления таможенного  союза.

Таможенно-тарифная политика в 2010 - 2012 годах будет определяться ситуацией в мировой и российской экономике в этот период, задачами хозяйственного развития, реализацией  планов по формированию таможенного  союза, статусом России в ВТО, международными обязательствами России во внешнеэкономической  сфере.

Реализация намеченных приоритетов  таможенно-тарифной политики в среднесрочной  перспективе будет содействовать  решению стратегических задач социально-экономической  политики государства по переходу российской экономики на инновационный путь развития и обеспечит благоприятные  условия для укрепления конкурентных позиций российского бизнеса  в глобальной экономике.

 

 

 

 

 

 

 

    1. Стабилизация экономики и состояние внешнего государственного долга России

В пятницу, 7 сентября 2012, на саммите АТЭС Владимир Путин рассказал  о том, как изменится госдолг  в России. По словам Президента, внешний  госдолг может быть немного увеличен. В настоящее время внешний  долг составляет около 2,5%, а это самый  низкий уровень среди всех мировых  экономик. Все долговые обязательства  страны, по словам Владимира Путина, составляют 10%. Владимир Путин допустил увеличение внешнего госдолга в России - Российский внешний долг может  быть незначительно увеличен, - заявил Владимир Путин. Кроме того, Президент  в сегодняшнем выступлении говорил  о перспективном развитии экономики  страны. Инфляция в 2012 году должна остаться на уровне прошлого года. Кроме того, должна продолжится программа по консолидации банков. Также Владимир Путин рассказал, сколько зерна  планирует экспортировать Россия в  ближайшие годы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Российская экономика и кризис евро

Мировой финансовый кризис

Существует много мнений по поводу причин мирового кризиса. Экономисты активно высказывают своё мнение по этому вопросу. По мнению директора  Института новой экономики Государственного университета управления, академика  РАН Сергея Глазьева основными причинами  глобального кризиса являются:

1) саморазрушение финансовой  пирамиды долговых обязательств  США;

2) виртуализация финансовых  операций (деривативы), повлекшая недооценку  финансовых рисков и отрыв  финансового рынка от реального  сектора экономики;

3) обесценение значительной  части капитала в условиях  исчерпания возможностей экономического  роста на основе доминирующего  технологического уклада и связанного  с этим структурного кризиса  экономики ведущих стран1.

Е. Гайдар считает, что экономика  имеет цикличный характер, что "за тучными годами всегда следуют тощие", а благоприятная конъюнктура  сменяется неблагоприятной. Кроме  того, резкое ускорение роста ВВП  на душу населения, начавшееся два века назад, повлекло за собой изменения  жизни людей - сократилось число  занятых в сельскохозяйственном секторе, выросли продолжительность  жизни и уровень доходов. Сейчас мы наблюдаем замедление мирового экономического роста на фоне сильнейшего со времен Великой депрессии кризиса. Нынешняя ситуация, спровоцирована проблемами в секторе субстандартного ипотечного кредитования в США2.

Многие экономисты единодушны во мнении, что современный финансовый кризис - это прямое следствие кризиса  ипотечного кредитования в США (доля данного сектора в экономике  страны составляет 1.4%). Частные американские банки выдавали ипотечные кредиты  в больших количествах. В категорию  собственников ипотечного жилья  вошли и те американцы, которые  были просто не в состоянии регулярно  выплачивать проценты по кредитам. В итоге жилье чуть ли не в массовом порядке переходило в собственность  банков, а достаточного количества людей, которые бы хотели покупать это  жилье, не находилось. Исход подобного  положения дел вполне предсказуем - банкротство банков. Данная ситуация возникла из-за того, что фондовый рынок  оккупировали игроки-спекулянты, которые  занимались куплей-продажей высокодоходных, но при этом высокорискованных инструментов, создавая финансовые пирамиды. В итоге  финансовая система США дала сбой - миллиарды и триллионы долларов, которые были задействованы в  финансовых операциях повышенного  риска, оказались неликвидны. Инвестиционные компании и банки терпят убытки и  банкротятся, ухудшая ситуацию и  на мировом финансовом рынке. Ведь американская экономика имеет огромное влияние  на экономику многих стран мира - филиалы американских корпораций открыты  почти во всех странах, американский доллар, ценные бумаги США традиционно  выступают в качестве финансового  гаранта для других стран, которые  с их помощью защищаются от различного рода рисков.

 Финансовый кризис в России

Финансовый кризис и рецессия 2008-2009 годов в России как часть  мирового финансового кризиса стали  возможными из-за произошедшей интеграции российской экономики в мировую  экономику, когда любое событие  за рубежом оказывает влияние  на стоимость российских облигаций  и акций, на ликвидность, доходы граждан  и рост экономики. Мировой финансовый кризис, который набрал обороты в  начале осени, впритык приблизился  к России. Правительственные доклады  и сюжеты центральных телеканалов  страны преисполнены оптимизма и пренебрежительной риторики только относительно "небрежной американской финансовой системы". Оценки независимых экономических экспертов более реалистичны. Они предупреждают: до конца 2009 финансовое состояние Россиян может значительно ухудшиться.

По оценкам министра финансов РФ Алексея Кудрина, бороться с последствиями  кризиса Россия будет как минимум  два года. Из-за кризиса на американском рынке ипотечного кредитования российский рынок продолжил падение: индекс РТС опускался почти на 2,02%, но вскоре падение замедлилось. Индекс ММВБ падал несколько медленнее, в диапазоне 1,6-1%. Кризис уже начинает влиять на заработные платы граждан  по всей России. 3. Алексей Кудрин заявил следующее: "Можно не бояться за вклады населения. Можно не бояться за устойчивость всех ведущих банков. Это абсолютно под контролем. Но то, что мировой фондовый рынок еще будет тянуть нас вниз, к этому надо быть готовым. Поэтому мы вошли в долгую полосу. Наши меры должны несколько смягчать вот эти движения..."

Из-за недостатка свободных  денег проблемы есть у всех предприятий. С другой стороны, на рынке кадров существует дефицит, следовательно, вероятное  сокращение зарплат не затронет квалифицированных  специалистов на наиболее востребованных направлениях. Но остальные вполне могут столкнуться с непродолжительными задержками по выплатам заработной платы  либо незначительным сокращением окладов.

Планируется массовое сокращение работников. Эксперты подсчитали: каждый второй работодатель планирует уволить  в среднем по 10% персонала. А в  некоторых банках и в розничных  сетях потеряет работу каждый третий-четвертый. Компании увольняют людей, чтобы  улучшить финансовое положение, пошатнувшееся  из-за кризиса. Под ударом в первую очередь окажутся офисные работники. Они ничего не производят, то есть не формируют прибыли, а зарплаты их, как правило, выше, чем у "производителей". "Евросеть" объявила о сокращении персонала на несколько процентов. Это коснется офиса. Сейчас в компании на четыре продавца приходится один офисный работник, а сокращения приведут к тому, что это соотношение будет один к десяти. Пострадают те отделы, где на сотрудников можно переложить часть обязанностей их коллег. "Рекорд" по количеству сокращенных сотрудников удерживает Магнитогорский металлургический комбинат: здесь собираются оставить без работы 3000 человек. За ним следует ритейловая компания "Патэрсон" - здесь без работы могут остаться 1600 человек. Более двухсот сотрудников потеряют работу на Байкальском целлюлозно-бумажном комбинате, Банке Москвы и в МГТС. Еще столько же покинет штаты медиакомпаний "Амедиа" и РБК.

Информация о работе Специфика российской ситуации применения стабилизационных программ