Специфика российской ситуации применения стабилизационных программ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 20:04, контрольная работа

Краткое описание

Актуальность темы контрольной работы - специфики российской ситуации применения стабилизационных программ объясняется тем, что в связи с мировым финансовым кризисом и резким падением цен на нефтепродукты (что является основной доходностью бюджета нашей страны и средством пополнения Стабилизационного фонда), произошло резкое сокращение доходов в казну государства и в результате основную роль в укреплении экономики и удержании курса рубля должен и играет Стабилизационный фонд РФ, а точнее сформированный Резервный фонд РФ. Российский стабилизационный фонд способствует стабильности экономического развития страны, является одним из основных инструментов связывания излишней ликвидности, уменьшает инфляционное давление, снижает зависимость национальной экономики от неблагоприятных колебаний поступлений от экспорта сырьевых товаров.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...…3
Теоретическая часть…………………………………………………………………..
1Экономическое развитие России в условиях современного рынка………….....5
1.1 Обобщенная характеристика социально-экономического развития РФ за период 2007-2012 гг…………………………………………………………………5
1.2 Стабилизация экономики и состояние внешнего государственного долга России……………………………………………………………………………….14
1.3 Российская экономика и кризис евро……………………………..…………..15
2 Стабилизационные программы современной России…………………….........19
2.1 Специфика использования стабилизационных программ в России ………..19
2.2 Стабилизационный Фонд: содержание понятия, значение, цели, задачи…..24
2.3 Система управления средствами Стабилизационного Фонда Российской Федерации……………………………………………………..……………………27
Заключение………………………………………………………………………….33
Список использованной литературы и источников……………………………...

Вложенные файлы: 1 файл

Экономика 2..docx

— 202.40 Кб (Скачать файл)
  • путём приобретения за счёт средств Фонда иностранной валюты в долларах США, евро и фунтах стерлингов Соединённого королевства и её размещения на счетах по учёту средств Стабфонда в иностранной валюте в Банке России. За пользование средствами ЦБ уплачивает проценты, установленные договором банковского счёта;
  • путём приобретения за счёт средств Фонда долговых обязательств иностранных государств.

Перечень государств и  требования к их долговым обязательствам определяет Правительство, а Минфин разрабатывает нормативную валютную структуру средств Фонда, нормативы  минимального и максимального сроков до погашения выпусков долговых обязательств, порядок расчёта и зачисления процентов и порядок взаимодействия с Федеральным казначейством  при проведении операций. 24 июля 2006 начался процесс перевода всех средств Фонда в иностранную валюту и 16 октября 2006 этот процесс был завершён. С тех пор средства размещаются на валютных счетах ЦБ по мере их поступления. В настоящее время (актуальность — май 2007) средства Фонда размещаются согласно следующей валютной структуре: доллар и евро — по 45 %, фунт — 10 %. Срок до погашения долговых обязательств на день их приобретения (день формирования портфеля) находится в диапазоне, ограниченном следующими сроками (в годах): 0,25 — 3. ЦБ ежегодно уплачивает проценты, эквивалентные доходности портфелей, сформированных из долговых обязательств (к ним отнесены ценные бумаги правительств США, Великобритании и некоторых стран ЕС) [18, c.63].

Формирование и использование  средств Фонда

Фонд аккумулирует поступления  средств вывозной таможенной пошлины  на нефть и налога на добычу полезных ископаемых (нефть), при цене на нефть  сорта Юралс, превышающей базовую  цену.

Средства Фонда могут  быть использованы на покрытие дефицита федерального бюджета при снижении цены на нефть ниже базовой цены. Если накопленный объем средств  Фонда превышает 500 млрд. рублей, сумма  превышения может быть использована на иные цели. Объем использования  средств Фонда определяется федеральным  законом о федеральном бюджете  на соответствующий финансовый год.

В 2005 году средства Фонда  превысили уровень в 500 млрд. рублей, и их часть была направлена на выплату  внешнего долга Российской Федерации  и покрытие дефицита Пенсионного  фонда Российской Федерации в  следующих объемах:

  • 93,5 млрд. рублей (эквивалент 3,3 млрд. долларов США) было направлено на погашение долга перед Международным валютным фондом;
  • 430,1 млрд. рублей (эквивалент 15 млрд. долларов США) - на погашение долга перед странами-членами Парижского клуба;
  • 123,8 млрд. рублей (эквивалент 4,3 млрд. долларов США) - на погашение долга перед Внешэкономбанком по кредитам, предоставленным Министерству финансов Российской Федерации в 1998-1999 годах для погашения и обслуживания государственного внешнего долга Российской Федерации;
  • 30 млрд. рублей (эквивалент  1,04 млрд. долларов США) направлено на покрытие дефицита Пенсионного фонда Российской Федерации.

Управление средствами Фонда

Средствами Фонда управляет  Министерство финансов Российской Федерации. Порядок управление определяется Правительством Российской Федерации. Отдельные полномочия по управлению средствами Фонда могут  осуществляться Центральным банком Российской Федерации по договору с  Правительством Российской Федерации [18, c.64].

Согласно предназначению Фонда  - служить стратегическим финансовым резервом государства, его средства могут размещаться в долговые обязательства иностранных государств, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации  наделило Министерство финансов Российской Федерации полномочиями по распределению  активов Фонда в разрезе валют, весов и сроков и утвердило  порядок управления средствами Фонда.

В соответствии с утвержденным порядком управление средствами Фонда  может осуществляться следующими способами (как каждым по отдельности, так и  одновременно):

  • путем приобретения за счет средств Фонда долговых обязательств иностранных государств;
  • путем приобретения за счет средств Фонда иностранной валюты и ее размещения на счетах по учету средств Стабилизационного фонда в иностранной валюте в Банке России. За пользование денежными средствами на указанных счетах Банк России уплачивает проценты. Порядок расчета и зачисления указанных процентов утверждается Министерством финансов Российской Федерации.

В настоящее время Министерство финансов Российской Федерации управляет  средствами Фонда согласно второму  методу (путем размещения средств  на валютных счетах в Банке России). При этом согласно утвержденному  Министерством финансов Российской Федерации порядку расчета и  зачисления процентов, начисляемых  на счета по учету средств Стабилизационного  фонда в иностранной валюте, Банк России уплачивает на остатки на указанных  счетах проценты, эквивалентные доходности портфелей, сформированных из долговых обязательств иностранных государств, требования к которым утверждены Правительством Российской Федерации.

Правила инвестирования средств  Фонда

Правительство Российской Федерации  определило, что к долговым обязательствам иностранных государств, в которые  могут размещаться средства Фонда, относятся:

  • долговые обязательства в форме ценных бумаг правительств Австрии, Бельгии, Финляндии, Франции, Германии, Греции, Ирландии, Италии, Люксембурга, Нидерландов, Португалии, Испании, Великобритании и США, номинированные в долларах США, евро и английских фунтах стерлингов;
  • долговые обязательства, страны-эмитенты которых имеют рейтинг долгосрочной кредитоспособности не ниже уровня «ААА» по классификации рейтинговых агентств «Фитч Рейтинг» или «Стандарт энд Пурс» (Fitch-Ratings или Standard & Poor's) либо не ниже уровня «Ааа» по классификации рейтингового агентства «Мудис Инвесторс Сервис» (Moody's Investors Service);
  • долговые обязательства, срок погашения которых является фиксированным, условия выпуска и обращения не предусматривают права эмитента осуществить досрочно их выкуп (погашение) и права владельца долговых обязательств досрочно предъявить их к выкупу (погашению) эмитентом;
  • долговые обязательства, ставка купонного дохода (в случае купонных долговых обязательств) и номиналы которых являются фиксированными;
  • долговые обязательства, объем выпуска которых, находящийся в обращении, составляет не менее 1 млрд. долларов США для долговых обязательств, номинированных в долларах США, не менее 1 млрд. евро – для долговых обязательств, номинированных в евро, и не менее 0,5 млрд. фунтов стерлингов – для долговых обязательств, номинированных в фунтах стерлингов;
  • долговые обязательства, выпуски которых не являются выпусками, предназначенными для частного (непубличного) размещения [18, c.65].

Срок до погашения долговых обязательств иностранных государств на день их приобретения (день формирования портфеля) находится в диапазоне, ограниченном следующими сроками (в  годах):

Министерство финансов Российской Федерации утверждает валютную структуру  и указанный норматив срока до погашения, которые являются действительными  для обоих упомянутых выше методов  управления Фондом. 

Министерство финансов Российской Федерации ежемесячно опубликовывает сведения об остатках средств Фонда  на начало отчетного месяца, объеме поступлений средств и использовании  средств Фонда в отчетном месяце.

Министерство финансов Российской Федерации представляет в Правительство  Российской Федерации в составе  отчетности об исполнении федерального бюджета квартальные и годовые  отчеты о поступлении средств  в Фонд, их размещении и использовании.

 

Таблица 4 - Сведения о движении средств по счету Федерального казначейства в Банке России по учету средств Стабилизационного фонда Российской Федерации в фунтах стерлингов  Соединенного королевства за 2008 год 

 

Дата операции

Содержание операции

Основание

Сумма операции (фунтов стерлингов)

Остаток на счете

(фунтов стерлингов)

     

Зачислено

Списано

 
 

Остатки на 01.01.2008г.

     

7 703 362 185,17

30.01.08

Перевод средств Стабилизационного  фонда в Резервный фонд и Фонда  национального благосостояния

Приказ Минфина России от 29.01.2008 г. № 37

 

7 703 362 185,17

0,00


 

Правительство Российской Федерации  направляет ежеквартальные (нарастающим  итогом) и годовые отчеты в Государственную  Думу Федерального Собрания Российской Федерации и Совет Федерации  Федерального Собрания Российской Федерации  о поступлении средств в Фонд, их размещении и использовании в составе отчетности об исполнении федерального бюджета.

 

 

 

 

 

Заключение

Проведенное в теоретической  части контрольной работы  исследование позволяет сформулировать ряд обобщающих выводов:

Стабилизационный фонд — специальный государственный фонд Российской Федерации, создаваемый и используемый в целях стабилизации экономики.

Стабилизационный фонд выполняет  следующие функции:

  • является встроенным стабилизатором (наряду с такими общеизвестными и общеупотребительными, как прогрессивный налог и пособие по безработице);
  • обеспечивает дополнительную устойчивость государственным финансам;
  • может служить источником финансирования инвестиционных программ, обеспечивающих снижение бюджетных расходов будущих периодов.

Стабилизационные фонды (фонды будущих поколений) существуют в странах, где существенная часть  доходов бюджета формируется  за счет поступлений от экспорта природных  ресурсов (нефть медь, фосфаты) и  предназначены для сглаживания  колебаний доходов и расходов в годы неблагоприятной конъюнктуры.

Фонды подобные российскому  Стабилизационному фонду существуют во многих странах. По некоторым оценкам, в мире существует около 35 таких  фондов. Основные цели этих фондов в  целом совпадают.

Во-первых - это снижение зависимости бюджета и экономики  в целом от поступлений от экспорта сырьевых товаров (Чили, Норвегия, Казахстан, Азербайджан, Аляска, канадская провинция  Альберта и т.д.).

Во вторых - обеспечение  равномерного распределения доходов  от использования невозобновляемых природных ресурсов во времени, т.е. их сбережение (Норвегия, Чили, Казахстан, Азербайджан, Аляска, канадская провинция Альберта, Австралия). И в третьих- снижение инфляционного давления на экономику страны (во всех фондах).

Существование фондов способствует поддержке долгосрочной макроэкономической устойчивости стран, однако не полностью  решает задачу рационального использования  бюджетных средств. Для этого  должна проводиться разумная и эффективная  политика в области бюджетных  расходов.

Стабилизационные программы  направлены на смягчение циклических колебаний. Для этих целей государство разрабатывает и осуществляет стабилизационные программы, ускоряющие процесс выхода из кризиса. Экономическая теория рекомендует использовать различные стабилизационные программы. Среди них наиболее известны программы кейнсианского и монетаристского направлений. Кейнсианское направление исходит из того, что экономический кризис вызывается падением спроса. Восполнить этот недостаток спроса должно государство и таким образом способствовать выходу из кризиса. Поэтому государству рекомендуется делать закупки, увеличивать заказы на создание товаров, работ, услуг частному сектору. В результате этих мер в экономике начинает формироваться благоприятный инвестиционный климат.

С января 2008 года Стабилизационный фонд был разделен на Резервный фонд и Фонд национального благосостояния или Фонд будущих поколений. По сути Резервный фонд это тот же самый  Стабилизационный фонд, но в отличии  от последнего Резервный фонд аккумулирует денежные поступления от и продажи  газа, тогда как Стабилизационный фонд накапливал наценки с продажи  нефти.

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы и источников

 

  1. Бюджетный кодекс РФ от 31.07.1998 № 145-ФЗ (с изм. и доп. от 09.02.2009. №9-ФЗ) // Собр. Законодательства – 2009. - № 7. - Ст. 785
  2. Владимиров, Д. Стабилизационный фонд проверят / Рос. газета, 2007. - 13 мая.
  3. Владимиров, Д. Фонд будущих поколений / Рос. газета, 2012. - 19 апреля.
  4. Данилина, М.В. Изменения в стратегии формирования и использования Резервного фонда и Фонда национального благосостояния // Финансы и кредит – 2011. - №10 – С. 37-53.
  5. Дроздов, О.И. Разделение Стабфонда на Резервный фонд и Фонд национального благосостояния // Финансы и кредит - 2009. - № 12. – С. 10-15.
  6. Конищева, Т. Мимо экономики. [Минфин предложит инвестировать средства Резервного фонда в ценные бумаги иностранных государств] / Рос. газета, 2011. - 4 декабря.
  7. Кудрин, А. Стабилизационный фонд: зарубежный и российский опыт// Вопросы экономики. - 2007. - №2. – С. 39-50.
  8. Кукол, Е. Где хранить нефтяные деньги / Рос. газета, 2008. - 11 января.
  9. Кукол, Е. Резервный фронт. [Нефтегазовой копилки государству хватит до 2011 года, считают в минфине] // Рос. газета, 2011. - 4 февраля.
  10. Придачук, М.П., Бутенко, Е.А. Бюджетная реформа в Российской Федерации : достигнутые успехи и полученный опыт // Финансы и кредит – 2007. -  №13 – С. 12-16.
  11. Ремиханова, Д.А. Бюджетное право - 5-е изд., перераб. / Под ред. Поляка, Г.Б.– М. : 2009. - С. 113.
  12. Ремиханова, Д.А. Бюджетное право. - 5-е изд., перераб. // Под ред. Поляка, Г.Б. – М. : 2008.  - С. 111.
  13. Ремиханова, Д.А. Бюджетное право. – М. : Инфра-М, 2009. - С. 104.
  14. Ржевская, Т.Г. Финансовая система и пропорциональность российского бюджета. – М., 2008. - С. 83.
  15. Ржевская, Т.Г. Финансовая система и пропорциональность российского бюджета. – М., 2008. - С. 85.
  16. Ржевская, Т.Г. Финансовая система и пропорциональность российского бюджета. – М., 2008. - С

Информация о работе Специфика российской ситуации применения стабилизационных программ