Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 17:27, курсовая работа
Цель данной курсовой работы - рассмотрение спроса, предложения и рыночного равновесия с позиций экономической теории и в их взаимодействии.
В соответствии с целью в работе поставлены следующие задачи:
- рассмотреть понятия спроса и предложения;
- раскрыть основные влияющие факторы и законы спроса и предложения;
- проанализировать основы взаимодействия спроса и предложения на рынке;
Введение…………………………………………………………………………..............3
1. Спрос………………………………………………………………...............................5
1.1 Понятие спроса, закон спроса………………………………………………….....5
1.2 Эластичность спроса………………………………………………………………8
1.3 Неценовые факторы изменения спроса, виды спроса…………………..……...11
2. Предложение………………………………………………………………................15
2.1 Понятие предложения, закон предложения……………………………………..15
2.2 Факторы изменения предложения…………………………………………….…17
2.3 Эластичность предложения………………………………………………….…...20
3. Рыночное равновесие……………...……………………………...…..........................23
3.1 Взаимодействие спроса и предложения. Равновесная цена…………………....23
3.2 Факторы рыночного ценообразования…………………………………………..25
3.3Механизм формирования рыночной цены в концепции Альфреда Маршалла……………………………………………………………………………...27
Заключение…………………………………………………………………………….....31
Список использованной литературы ……………………………..................................33
2. Неэластичный спрос (Ed<1). Если спрос неэластичен, уменьшение цены приведет к уменьшению общей выручки. Расширение продаж оказывается недостаточным для компенсации снижения выручки, получаемой с единицы продукции, и в результате общая выручка уменьшается. Обратное утверждение тоже верно,
Если спрос неэластичен, уменьшение цены вызывает изменение общей выручки в том же направлении.
3. Единичная эластичность (Ed=1). Увеличение или уменьшение цены оставит общую выручку неизменной.
1.3 Неценовые факторы изменения спроса, виды спроса
Наряду с ценами на величину спроса воздействуют и другие, неценовые факторы, (детерминанты спроса), приводящие к изменению в спросе при данных ценах.
Неценовые факторы спроса:
1. Предпочтения потребителей (вкус и мода). Как правило, если товар становится модным, то спрос на него растет. Проявляется так называемый "эффект присоединения к большинству", и наоборот, если товар выходит из моды - спрос на него падает.
2. Доход покупателя.
Изменение дохода может
3. Цены других
товаров. Если товары
Если товары взаимодополняющие, то связь между изменением цены одного товара и спросом на другой - обратная. Рост цен на автомобили приведет к снижению спроса на бензин.
4. Количество
и состав покупателей на рынке.
5. Ожидания покупателей
в отношении изменения цен
товаров. Если покупатели
Таким образом, на спрос на данный товар влияют изменения цен самого товара и неценовые факторы. При этом, если изменение цены товара ведет к движению вдоль кривой спроса, то под действием неценовых факторов происходит смещение кривой спроса.
Различают следующие виды спроса:
1. Отрицательный спрос. Рынок находится в состоянии отрицательного спроса, если большая его часть недолюбливает товар и согласна даже на определенные издержки, лишь бы избежать его. У людей негативный спрос на прививки, стоматологические процедуры, операции. У работодателей ощущается отрицательный спрос на наем бывших заключенных и алкоголиков.
2. Отсутствие
спроса. Целевые потребители могут
быть не заинтересованными в
товаре или безразличными к
нему. Так, фермеры могут не
заинтересоваться новым
3. Скрытый спрос.
Многие потребители могут
4. Падающий спрос.
Рано или поздно любая
5. Нерегулярный
спрос. У многих организаций
сбыт колеблется на сезонной,
ежедневной и даже почасовой
основе, что вызывает проблемы
недогрузки и перегрузки. Большая
часть общественного
6. Полноценный
спрос. О полноценном спросе
говорят, когда организация
7. Чрезмерный
спрос. У ряда организаций
8. Нерациональный
спрос. Противодействие спросу
на товары, вредные для здоровья,
требует целеустремленных
9. Сбалансированный спрос. Этот вид спроса возникает тогда, когда между спросом и предложением возникает устойчивый равновесный режим обмена товарами и услугами.
Разновидности спроса:
1) Потенциальный спрос - формируется путем учета тех потребителей, которые в состоянии купить товар, но пока этого не делают.
2) Реальный спрос
- дает возможность оценить
2. Предложение
2.1 Понятие предложения, закон предложения
Предложение - количество товара, которое производители желают и могут продать по определенной цене при определенных условиях. Точно так же, как цене влияет на спрос, она влияет и на него предложение. Любой продавец руководствуется своими «корыстными» целями, т.е. он хочет продать свой товар подороже. Это и понятно, ведь чем выше цена, тем больше выручка и прибыль продавца, а значит - и стимул для него наращивать производство. Объем индивидуального предложения зависит от многих факторов: цены данного товара; величины затрат, которых требует от производителя производство данного товара; затратности производства других товаров, на которые может «переключиться» производитель, и их цен; налогов и дотации; прочих условий. Объем рыночного предложения есть количество товаров, которое желают и способны продать все продавцы вместе в единицу времени при данной цене. Эта величина равна сумме объемов индивидуального предложения всех продавцов при данной цене. Обычно объем рыночного предложения называют для краткости просто объемом предложения. Цена предложение - это минимальная цена, по которой продавцы согласны предложить на рынок данное количество товара. Предложение, как и спрос, изображается графиком (рис. 7), однако развернутым в другую сторону (имеет наклон справа налево).
Отложим величину предложения по оси абсцисс, а цену - по оси ординат. Линия предложения имеет положительный наклон, т.е. цена и величина предложения находятся в прямо пропорциональной зависимости: когда цена растет, растет и предложение. Второй способ - табличный, зависимость величины предложения от цены товара представлена в таблице (рис. 8).
P S
Q
Рис. 7. Кривая предложения.
Цена (руб. за шт.) |
Продавцы готовы продать (шт.) |
2000 |
25 |
1500 |
15 |
1300 |
9 |
1000 |
6 |
800 |
4 |
500 |
2 |
Рис. 8. Зависимость величины предложения от цены товара.
Из таблицы видно, что при самой низкой цене никто не хочет ничего продавать, но по мере возрастания цены величина предложения увеличивается.
Закон предложения. Легко заметить, что таблица показывает положительную, или прямую, зависимость между ценой и количеством предлагаемого продукта. С повышением цен соответственно возрастает и величина предложения; со снижением цен сокращается также и предложение. Эта специфическая связь называется законом предложения. Закон предложения:
чем выше цена, тем больше величина предложения, и наоборот, чем меньше цена, тем ниже величина предложения при прочих равных условиях.
Закон показывает,
что производители хотят
2.2 Факторы изменения предложения
Изменение предложения означает сдвиг кривой предложения вправо - вверх при увеличении данного показателя и влево - вниз при его уменьшении. При построении кривой предложения экономист исходит из допущения, что цена выступает самой значительной детерминантой величины предложения любого продукта. А если одна из неценовых детерминант предложения в действительности претерпевает изменения, положение кривой предложения также будет меняться. К основным неценовым факторам предложения относятся:
1) цены на ресурсы;
2)технология производства;
3)налоги и дотации;
4)цены на другие товары;
5) ожидания изменения цен;
6) число продавцов на рынке.
1) Цены на ресурсы. Кривая
предложения фирмы
2) Технология производства.
Совершенствование технологий
3) Налоги и дотации.
Предприятия рассматривают
4) Цены на другие товары.
Изменения цен на другие
5) Ожидания. Если производители ожидают, что цены на их товар в ближайшее время поднимутся, то они будут придерживать товар, продавая его меньше при нынешней цене. В результате кривая предложения сдвигается влево. В случае ожиданий противоположного характера все будет наоборот. Например, ожидание существенного снижения цен на нефть заставляет нефтяные компании увеличивать текущее предложение.
6) Число продавцов. При
данном объеме производства
Важное значение имеет фактор времени. Различают: краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный периоды. В условиях краткосрочного рыночного периода повышение (понижение) спроса приводит к повышению(понижению) цен, но не отражается на величине предложения. В условиях среднесрочного периода повышение спроса обуславливает не только рост цен, но и увеличение объема производства, так как фирмы успевают изменить некоторые факторы производства в соответствии со спросом. В условиях долгосрочного периода увеличение спроса приводит к значительному росту предложения при постоянных ценах или несущественном повышении цен.