Спрос,предложение и рыночное равновесие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 17:27, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы - рассмотрение спроса, предложения и рыночного равновесия с позиций экономической теории и в их взаимодействии.
В соответствии с целью в работе поставлены следующие задачи:
- рассмотреть понятия спроса и предложения;
- раскрыть основные влияющие факторы и законы спроса и предложения;
- проанализировать основы взаимодействия спроса и предложения на рынке;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..............3
1. Спрос………………………………………………………………...............................5
1.1 Понятие спроса, закон спроса………………………………………………….....5
1.2 Эластичность спроса………………………………………………………………8
1.3 Неценовые факторы изменения спроса, виды спроса…………………..……...11
2. Предложение………………………………………………………………................15
2.1 Понятие предложения, закон предложения……………………………………..15
2.2 Факторы изменения предложения…………………………………………….…17
2.3 Эластичность предложения………………………………………………….…...20
3. Рыночное равновесие……………...……………………………...…..........................23
3.1 Взаимодействие спроса и предложения. Равновесная цена…………………....23
3.2 Факторы рыночного ценообразования…………………………………………..25
3.3Механизм формирования рыночной цены в концепции Альфреда Маршалла……………………………………………………………………………...27
Заключение…………………………………………………………………………….....31
Список использованной литературы ……………………………..................................33

Вложенные файлы: 1 файл

Микроэкономика к.р..doc

— 158.00 Кб (Скачать файл)

В условиях краткосрочного равновесия вдруг может измениться спрос, кривая спроса возрастает. Объем выпуска может увеличиться за счет более интенсивного использования оборудования. В течение короткого периода другие фирмы не могут войти в эту отрасль. С другой стороны, спрос может и снизиться, что приведет к сокращению объема выпуска товаров и предложения. В коротком периоде фирма может понести убытки, но она может продолжать работать.

Различия между  предложением в долго- и краткосрочном  периодах состоят в том, что в  долгосрочном периоде каждая фирма  может расширить свое производство, и новые фирмы могут войти в эту отрасль.

Такие процессы происходят в условиях роста цен, если цены обеспечивают сверхнормальную  прибыль. Сверхнормальная прибыль  несовместима с равновесием в  открытой индустрии. Как только общее  предложение возрастет, цены упадут. Новые фирмы будут продолжать входить в эту отрасль до тех пор, пока цена не вернется в свое нормальное состояние, и фирма не будет иметь нормальную прибыль. Этот процесс формирования цены в длинном периоде представлен на рис. Цена может колебаться в пределах короткого периода, но в долгосрочном периоде она постоянна.

Существенное  воздействие на предложение товаров  оказывает изменяющийся во времени  уровень цены и прибыли. Если цена, например, клубники высока в этом году, то в следующем году предложение  клубники может резко возрасти. Вследствие значительного роста предложения клубники рыночная цена может снизиться, и производители потеряют доход. Поэтому часть производителей уходит из отрасли, что приводит в следующем году к сокращению предложения клубники и повышению уровня рыночной цены. Это стимулирует увеличение производства в следующем году и т.д. из этого вытекают три возможных варианта изменения рыночной цены:

В первом случае рыночная цена в успешных периодах отклоняется все дальше от цены равновесия.

Во втором рыночная цена неопределенно варьирует вокруг цены равновесия в известных пределах.

В третьем случае рыночная цена постепенно достигает  равновесия, так как вариация постоянно  уменьшается.

В государственной  экономике нет жесткой связи  между ценой, спросом и предложением товаров. Расширение производства, как правило, осуществляется без учета цен и перспектив спроса. Оно является прерогативой государственных органов, которые централизованно решают, где, как и в каком объеме увеличить предложение. Спрос в условиях централизованно управляемой экономики теряет свои имманентные функции. Он в своей производственной части определен сверху, вне взаимодействия продавцов и покупателей.

Потребительский спрос более свободен по сравнению  с производственным спросом, но и  он фиксируется государством посредством политики в области заработной платы. Функции рынка берет на себя государство.

В плановой экономике, как и в рыночной, уменьшение цены товара приводит к увеличению спроса. Но совсем по-другому ведет себя предложение. Его объем в условиях плановой экономики определяется не рынком, а центральными органами. Он остается неизменным независимо от цены. Разница между плановой и рыночной экономикой заключается в кривой предложения. При плановой экономике кривая предложения является вертикальной, а при рыночной она выглядит отлогой, и степень кривизны зависит от цены и эластичности предложения.

При государственной  системе распределения, ограничении  роли рыночных сил не может быть и речи о равновесии спроса и предложения. Централизованная система управления оказалась неспособной, как показал опыт нашей страны, своевременно реагировать на изменение спроса и предложения.

В результате характерными были то избыток продукции, то ее дефицит. Расточительство, не имеющее исторических аналогов, стало неотъемлемым свойством централизованно управляемой экономики.

Эти и другие недостатки административно-командной  системы обусловлены недооценкой  роли рынка, игнорированием такой мощной рыночной силы, побуждающей всех производителей соперничать между собой и совершенствовать производство, как конкуренция.

 

Заключение

 

В условиях свободной  рыночной экономики цены определяются взаимодействием спроса и предложения. Совершенной конкуренцией называется такая ситуация, при которой на рынке действует много покупателей и продавцов, хорошо осведомленных об условиях рынка и продающих одинаковые товары. Любой рынок состоит из покупателей, желающих приобрести товары, и поставщиков, желающих товары продать. Каждая из этих сторон стремится максимально полно удовлетворить собственные потребности при любой установленной на товар цене, однако каждая из них находится во власти своего сдерживающего фактора: покупатели сдерживаются ограниченностью своего бюджета, а поставщики - ограниченностью своих технологических возможностей. Наличие этих сдерживающих факторов приводит к тому, что при неизменности всех прочих условий, но изменении цены на товар, спрос и предложение будут изменяться. Результатом взаимодействия спроса и предложения выступает рыночная цена, которая также называется равновесной ценой. Она характеризует состояние рынка, при котором величина спроса равна предложению. Для измерения величины изменения спроса и предложения используется понятие эластичности как меры реагирования одной переменной на изменение другой. Рассмотрение законов спроса и предложения, а также принципа формирования равновесной цены позволяет сделать следующие выводы:

1. В рыночной  экономике существует механизм, обеспечивающий согласование интересов  продавцов и покупателей на  рынках: фирмы могут расширять и сужать производство в зависимости от изменения спроса, иными словами, они свободны в выборе объема и структуры выпуска; цены гибкие, изменяются под воздействием спроса и предложения; наличие конкуренции, без которой рыночный механизм спроса и предложения действовать не будет.

2. Если на  рынке произойдет какое-то событие,  которое нарушит сложившееся  равновесие (например, изменение вкусов  потребителей и соответствующее  изменение спроса), то фирмы-производители  обязательно среагируют на изменение рыночных условий (например, увеличение спроса приведет к росту цены данной продукции, поскольку спрос покажет производителям, куда следует направить свои усилия); начнется процесс приспособления производителей и потребителей к новым условиям, в результате сформируются новая рыночная цена и новый объем производства, соответствующие изменившимся условиям. Спрос и предложение подчинены действию определенных законов. Согласно закону спроса потребители готовы приобрести по низкой цене большее количество товара, чем по высокой; между ценой и величиной спроса существует обратная зависимость. Закон предложения в условиях рынка предусматривает прямую зависимость между ценой и объемом предлагаемого к продаже товара: по более высокой цене производитель готов выпускать и продавать большее количество товара, чем по низкой. Рынок сводит продавцов и покупателей; равновесная цена и объем продаж устанавливаются в точке, где намерения продавцов и покупателей совпадают. Изменения в спросе или предложении, вызванные действием неценовых факторов (изменением потребительских предпочтений, ростом денежных доходов, введением дополнительных налогов и проч.), приводят в действие рыночные силы, благодаря которым равновесие на рынке устанавливается в новой точке.

Рыночную экономику  следует понимать как экономику спроса в отличие от директивной плановой экономики, представляющей собой экономику предложения (к тому же, во многом принудительного). Именно в этом заключается кардинальная причина неэффективности плановой экономики. Потребитель был в ней всегда неполноценным субъектом, а удовлетворение потребностей зачастую носило суррогатный характер.

 

Список использованной литературы

 

  1. Бродская Т.Г., Видяпин В.И., Громыко В.В. и др. Экономическая теория: Учебное пособие, 2008 г.
  2. Курс экономической теории: учебник / Под.ред. Чепурина М.Н., Киселевой Е.А.- 6-е изд. – Киров,2007 г.
  3. Станковская И.К., Стрелец И.А. Экономическая теория: учебник. - М.: Эксмо, 2008 г.
  4. Экономическая теория: учебник под редакцией И.П.Николаевой. - 2-е издание - М.: изд-во Проспект. – 2007 г.
  5. Экономическая теория: учебное пособие, модуль 2 «Микроэкономика» В.Н. Абрамов, 2005 г.
  6. Экономика / Под ред. А.С. Булатова. – М.: Юристъ, 2002.
  7. Экономическая теория. Под ред. В.Д. Камаева. – М.: ВЛАДОС, 2001.
  8. Бункина М.К. Макроэкономика: учебник. - М.: МГУ им. Ломоносова «ДИС», 2001.
  9. Макроэкономика: учеб. пособие для вузов/под ред. проф. И.П.Николаевой. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.
  10. Основы экономической теории: учеб. пособие для вузов/под ред. проф. И.П.Николаевой. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.
  11. Экономическая теория/под ред. А.И.Добрынина. - СПб.: Питер, 2000.
  12. Экономическая теория: учебник для вузов/под ред. Н.В.Сумцовой. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.
  13. Бункина М.К. Семенов В.А Макроэкономика. Учебное пособие. - М.: Издательство “Эльф К - пресс”. - 2004.
  14. Плотницкий М.И., Лобкович Э.И., Муталимов М.Г. Курс экономической теории. - Мн.: «Интерпрессервис»; «Мисанта», 2003.

 




Информация о работе Спрос,предложение и рыночное равновесие