Спрос и предложение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 19:13, курсовая работа

Краткое описание

В курсовой работе рассматривается эластичность спроса по ценам, доходам, перекрестная эластичность, что позволяет оценить влияние перечисленных показателей на спрос, а также теория потребительского выбора, которая объясняет, каким образом покупатели предпочитают тратить получаемые ими доходы в целях максимального удовлетворения своих потребностей.

Вложенные файлы: 1 файл

экономика.реферат.doc

— 529.50 Кб (Скачать файл)

Для многих товаров спрос  более эластичен  от цены для длительного, а не для короткого. Это обусловлено  тем, что изменение потребительских привычек требует времени, а также тем, что спрос на один товар может быть связан с запасом другого товара у потребителей, который изменяется медленнее.

Для других товаров спрос  более эластичен  для краткосрочного, а не долгосрочного периода. Это товары длительного пользования, поэтому суммарный запас каждого товара, принадлежащего потребителям велик по сравнению с ежегодным объемом их производства. В результате небольшое изменение в суммарном запасе, которым хотят обладать потребители, может привести к большому в процентном выражении изменению объема покупок.

Эластичность  спроса от дохода, также  различна для долгосрочного  и краткосрочного периодов. Для большинства  товаров и услуг  эластичность спроса от дохода больше в  долгосрочном периоде, т.к. люди могут позволить себе увеличение потребления лишь постепенно. Для товаров длительного пользования - обратная картина. Даже незначительное увеличение дохода приводит к резкому увеличению объема текущих покупок. Из-за того, что спрос на товары длительного пользования колеблется очень резко в ответ на краткосрочные изменения дохода, отрасли, производящие эти товары, очень чувствительны к изменению макроэкономических условий. Это касается деловой активности - спадов и бумов. Недаром эти отрасли называют «цикличными» - их сбыт имеет тенденцию увеличивать циклические изменения в ВНП и национальном доходе.

ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ЭЛАСТИЧНОСТИ СПРОСА

Концепция эластичности спроса имеет огромное практическое значение. Несколько  примеров продемонстрируют этот факт со всей очевидностью:

1. Переговоры об  уровне заработной  платы. Объединенный  союз рабочих-автомобилестроителей (ОСРА) однажды пришел  к выводу, что руководству  автомобильной промышленности  следует повысить  заработную плату  рабочим и одновременно снизить цены на автомобили. Аргументируя это тем, что эластичность спроса на автомобили примерно равна 4, ОСРА заключил, что снижение цен поможет затормозить инфляцию, увеличить суммарную выручку от продаж и сохранить или даже повысить прибыли производителей. Однако представитель компании «Форд» утверждал, что, согласно существующим исследованиям, эластичность спроса на автомобили варьируется в пределах от 0,5 до 1,5. Он доказывал, что снижение цен, поэтому привело бы к сокращению прибылей, или к убыткам производителей. В приведенном случае эластичность спроса на автомобили была центральным вопросом в отношениях между рабочими и управляющими и в переговорах об уровне заработной платы.

2. Небывалый урожай. Исследования показывают, что спрос на  большую часть  сельскохозяйственной  продукции крайне  неэластичен, порядка  0,2 или 0,25. В силу  чего увеличение  производства сельскохозяйственной  продукции благодаря  хорошим погодным  условиям или росту эффективности производства одновременно снижает как цены сельскохозяйственной продукции, так и суммарную выручку (доходы) фермеров. Для фермеров как социальной группы неэластичный характер спроса на их продукцию означает, что сбор очень большого урожая может быть нежелательным. Для политиков это означает, что повышение доходов фермеров зависит от ограничения фермерского производства.

3. Автоматизация. Характер  воздействия автоматизации,  то есть быстрого  технологического  прогресса, на  уровень занятости частично зависит от эластичности спроса на производимый продукт. Предположим, что фирма устанавливает новое трудосберегающее оборудование, и это приводит к технологической безработице, скажем, 500 рабочих. Предположим также, что часть экономии на издержках, полученной благодаря технологическому прогрессу, передается потребителям путем снижения цен. Теперь воздействие снижения цен на объем продаж фирмы, следовательно, и на количество необходимых ей рабочих будет зависеть, от эластичности спроса на продукт. Эластичный спрос мог бы обеспечить такое расширение продаж, что некоторые (все или даже более чем 500) из вытесненных рабочих были бы вновь наняты фирмой. Неэластичность спроса будет означать, что лишь немногие (либо вообще никто) из уволенных рабочих могут быть опять приняты на работу, так как прирост объема продаж и производства фирмы будет невелик.

4. Дерегулирование  воздушного транспорта. Первым следствием  дерегулирования  воздушного транспорта  в конце 70-х  годов было увеличение  прибыльности многих  авиакомпаний. Объяснялось это тем, что устранение государственных регулирующих мер усилило конкуренцию между авиакомпаниями, снизив, таким образом, плату за поле. Пониженная плата в сочетании с эластичным спросом на воздушные путешествия привела к росту доходов. Поскольку дополнительные издержки, связанные с перелетом целиком заполненного самолета в отличие от частично заполненного, минимальны, постольку рост доходов опережал рост издержек, и прибыли увеличивались. К несчастью для авиакомпании, эта высокая прибыльность продержалась недолго. Причины были троякого рода. Конкурентная борьба за новые маршруты привела к резкому сокращению прибылей, рост цен на топливо повысил эксплуатационные затраты, длительная "война тарифов" сказалась на прибылях.

5. Акцизный налог. Выбирая, какие из товаров и услуг обложить акцизом, правительство принимает во внимание эластичность спроса на них. Предположим, что на какой-то продукт установлен налог в 1 доллар, а объем продаж составляет 10 000 единиц. Доход от налогообложения, очевидно, равен 10 000 долларов. Теперь, если налог будет повышен, скажем, до 1,5 долларов, и соответственно более высокая цена приведет к сокращению продаж до 5000 единиц в силу эластичности спроса, доход от налогообложения упадет до 7500 долларов. Повышение налога на продукт, спрос на который является эластичным, повлечет за собой сокращение дохода от налогообложения. Это заставляет законодателей, устанавливая акцизные налоги, искать такие продукты, спрос на которые неэластичен, например, алкогольные напитки и сигареты.

6. Героин и уличная  преступность. Тот  факт, что спрос  наркоманов на  героин крайне  неэластичен, создает  своеобразные проблемы  для борьбы за  соблюдением законности. Обычный метод,  применяемый для  сокращения потребления  героина, заключается  в ограничении его поставок в страну. Чтобы сделать наркотик менее доступным, создаются препятствия на пути его транспортировки. Однако что произойдет, если такая политика окажется успешной? При крайне неэластичном спросе уличная цена наркотиков резко повысится, тогда, как количество покупаемого героина сократится лишь незначительно. С точки зрения продавцов наркотиков, это будет означать рост доходов и прибылей. С точки зрения наркоманов - увеличение суммарных расходов на героин. Поскольку существенная часть денег, затрачиваемых наркоманами, извлекается из преступной деятельности - магазинных краж, ограблений, проституции, карточной игры, количество такого рода преступлений увеличится по мере роста суммы расходов наркоманов на героин. Таким образом, стремление правоохранительных органов поставить под контроль распространение наркомании может привести к росту количества преступлений, совершаемых наркоманами. Эти примеры можно было бы продолжить, но основная идея уже ясна. Эластичность спроса жизненно важна для бизнесменов, фермеров, наемных рабочих, а также дня разработчиков государственной экономической политики.

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Кэмпбэлл Р. Макконнелл, Стэнли Л. Брю.  «Экономикс: принципы, проблемы, политика».- Москва, изд. "Республика", 1993 г.

2. Курс экономической  теории: Учебное пособие./Под  ред. А. Н. Тур,  М. И. Плотницкий. - Мн.: ”Мисанте”1998.

3. Курс экономики:  Учебник / Под ред.  Б.А. Райзберга. - ИНФРА-М, 1997. - 720с.

4. Современная экономика.  Общедоступный учебный  курс. Ростов - на  - Дону, издательство “Феникс”, 1997 - 608с.

5. Экономика: Учебник  под ред. А. Ю.  Булатова. Гл. 2. М., 1994.

6. Курс экономической  теории: Учеб. Пособие. - М., 1993.

7. Самуэльсон П.  Экономика: Вводный  курс. - М.: Алфавит, 1995.

8. Фишер С., Дорнбуш  Р., Шмалензи Р. Экономика. - М.: Дело, 1993.

1.  
Спрос - желание и возможность потребителя приобрести определенное количество товара по определенной цене в определенный период времени.

2. Предложение - готовность производства продать определенное количество товара по определенной цене в определенное время.

3. Закон спроса - экономический закон наличия обратной зависимости между ценой и величиной спроса на товар или услугу в течение определенного периода. Причина обратной зависимости состоит в том, что по мере потребления каждой последующей дополнительной единицы товара или услуги ее дополнительная полезность для потребителя будет снижаться.
4. Закон предложения - экономический закон наличия прямой зависимости между ценой и величиной предложения товара или услуги в течение определенного периода.
5. Рыночное равновесие - состояние рынка при равенстве спроса и предложения. Рыночное равновесие: - устанавливается в результате взаимодействия решений домохозяйств о покупке продукта и решений производителей о его продаже; и - выражается в равновесной цене продукта и в его количестве, реально продаваемом на рынке. Различают три вида рыночного равновесия: мгновенное, краткосрочное и долгосрочное, через которые последовательно проходит предложение в процессе увеличения его эластичности в ответ на возрастание спроса.
Равновесная цена - цена на конкурентном рынке, при которой количество товаров и услуг, которые желают купить потребители, абсолютно соответствует количеству товаров и услуг, которые производители желают предложить. При равновесной цене: - цена, при которой спрос и предложение равны; - цена, при которой нет ни дефицита, ни избытка товаров и услуг; - цена, которая не обнаруживает тенденцию к росту или снижению. На графике спроса и предложения равновесная цена определяется точкой пересечения кривых спроса и предложения.
6. Избыток - превышение предложения над спросом.
7. Дефицит - превышение спроса над предложением. Дефицит свидетельствует о несовпадении спроса и предложения и отсутствии уравновешивающей цены. Обычно дефицит свидетельствует о низком предложении, вызванном низкой ценой.
8. Себестоимость продукции - совокупность прямых издержек, связанных с производством изделия; все виды затрат, понесенных при производстве и реализации определенного вида продукции.
Себестоимость включает в себя: - затраты на материалы; - прямые затраты на рабочую силу; - переменные издержки: материальные затраты, амортизация основных средств, заработная плата основного и вспомогательного персонала, накладные расходы, непосредственно связанные с производством и реализацией.
Различают производственную и  полную себестоимости.
Факторы спроса
- Вкусы потребителей;
- Количество потребителей;
- Денежные доходы  потребителей (нормальное  качество, низкое  качество);
- Цены на взаимозаменяемые  товары (взаимозаменяемые, взаимодополняемые);
- Потребительские  ожидания относительно  будущих цен и  доходов

Изменение одного или нескольких факторов ведет к  изменению кривой. И она сдвигается вправо, если спрос увеличивается, и  сдвигается вниз, если спрос падает.

- «Изменение  величины спроса» - речь идет  о передвижении от одной точки  к другой на кривую спроса.

- «изменение  спроса» - речь идет о смещении  кривой, т.е. об изменении объема  спроса в одну или другую  сторону.

Фактор  предложения

- цена на ресурсы

- технология производства

- налоги и дотации

- цены на другие  товары

- количество производителей  на рынке

Снижение  предложения вызовет  смещение кривой предложения  вверх, а увеличение предложения вызовет  смещение кривой вниз.

«величина предложения» - количество данного товара (услуги), которое продавец предлагает к продаже при определенной цене.

«предложение» - все количество товара (и его стоимость), находящееся на рынке  или которое желают реализовать производители  при данном уровне цены.

Эластичность  спроса

1. Эластичность - степень изменения зависимой переменной в ответ на изменение другой, независимой переменной.
<

Информация о работе Спрос и предложение