Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 14:24, контрольная работа
Рынок - косвенная, опосредованная взаимосвязь между производителями и потребителями продукции в форме купли-продажи товаров, сфера реализации и товарно-денежных отношений, а также вся совокупность средств, методов, инструментов, организационно-правовых норм, структур и т.д., обеспечивающих функционирование таких отношений. Рынок - это единственная система отношений купли-продажи, структурными элементами которой являются рынки товаров, капиталов, рабочей силы, ценных бумаг, идей, информации и т.д. Рынок - основа рыночной экономики.
1. Введение.............................................................................................................3
2. Понятие спроса..................................................................................................6
3. Закон спроса.......................................................................................................6
4. Кривая спроса.....................................................................................................9
5. Понятие предложения......................................................................................12
6. Закон предложения...........................................................................................12
7. Кривая предложения.........................................................................................14
8. Рыночное равновесие........................................................................................16
9. Заключение.........................................................................................................23
10. Список литературы..........................................................................................25
Каковы важнейшие неценовые детерминанты рыночного спроса? Основные из них следующие: 1) вкусы, или предпочтения, потребителей; 2) число потребителей на рынке; 3) денежные доходы потребителей; 4) цены на сопряженные товары и 5) потребительские ожидания относительно будущих цен и доходов.
Понятие предложения
Предложение — отражает то количество товара, которое производители согласны представить на рынок по данной цене.
Закон предложения — при прочих равных условиях, повышение цены приводит к росту величины предложения; снижение цены — к снижению величины предложения.
Закон предложения
Объем предлагаемого к продаже товара при прочих равных условиях будет тем меньше, чем выше цена на товар, то есть между предложением и ценой существует прямая зависимость. Эта зависимость называется законом предложения. Как и в случае спроса существует индивидуальное и рыночное предложение. Объем предложения можно записать как сумму объема предложения i – того продавца: QS = ∑ QSi
Факторы формирования предложения
1. Цена товара с определенными
свойствами и технологией
2. Величина затрат, необходимых для производства товара.
Закон предложения – состоит в том, что повышение цен обычно ведет к росту величины предложения, и наоборот (на поведение покупателей влияют прежде всего полезность блага и бюджет, на поведение изготовителя – затраты на изготовление и уровень прибыли).
Аргументация достоверности закона предложения.
1. Когда цена на товар
растет, производители,
2. Рост объема предложения
связан с ростом цены товара
еще и потому, что производство
каждой дополнительной единицы
товара требует дополнительных
затрат. Следовательно, дополнительная
продукция будет производиться,
Кривая предложения
Как и в отношении спроса, полезно представить понятие предложения в графическом изображении. Оси на рисунке 2 такие же, как и на рисунке 1, здесь лишь место величины спроса заняла величина предложения. Техника построения графика такая же, как и описанная выше, но, разумеется, количественные данные и возникающие между ними связи иные. Данные о рыночном предложении, изображенные на рисунке 2 в виде кривой, приведены в таблице 2.
Таблица 2 - Шкала предложения.
Цена 1 тетради, руб. |
Продавцы готовы продать, шт. |
20 |
25 |
15 |
15 |
13 |
9 |
10 |
6 |
8 |
4 |
5 |
2 |
Шкала предложений показывает, сколько товаров продавцы готовы предложить по разным ценам. Приводимые цифры раскрывают взаимосвязь цены и предложения. Эту зависимость характеризует закон предложения.
Рисунок 2 - Кривая предложения
Детерминанты предложения
При построении кривой
предложения экономист исходит
из допущения, что цена
К основным неценовым
детерминантам предложения
Рыночное равновесие
1. Механизм достижения рыночного равновесия.
Свободное движение цены в соответствии с изменением спроса и предложения, приводит к тому, что товары, проданные на рынке, распределяются в соответствии со способностью покупателей оплатить цену, предлагаемую производителем. Если спрос превышает предложение, то цена будет расти до тех пор, пока спрос не перестанет превышать предложение. Если предложение больше, чем спрос, то на рынке совершенной конкуренции цена будет снижаться до тех пор, пока все предлагаемые товары не найдут своих покупателей.
Равновесие спроса и предложения достигается при пересечении кривых спроса и предложения. В точке пересечения объем предложения будет равен объему спроса и устанавливается цена равновесия, одинаково удовлетворяющая как продавцов, так и покупателей. При любой более низкой цене излишек спроса будет толкать цену вверх, а при цене выше равновесной предложение превысит спрос, и цена снизится до уровня равновесия.
2. Виды рыночного равновесия
Равновесие бывает устойчивым и неустойчивым. Если после нарушения равновесия рынок приходит в состояние равновесия и устанавливаются прежние равновесные цена и объем, то равновесие называют устойчивым. Если после нарушения равновесия устанавливается новое равновесие и изменяется уровень цен и объем спроса и предложения, то равновесие называют неустойчивым.
Различают три вида рыночного равновесия: мгновенное, краткосрочное и долгосрочное, через которые последовательно проходит предложение в процессе увеличения его эластичности в ответ на возрастание спроса.
3. Устойчивость равновесия
Равновесие механической
системы устойчиво, если при малом
возмущении (смещении, толчке) точки
системы во всё последующее время
мало отклоняются от равновесных
положений; в противном случае равновесие
неустойчиво. Обычно при малых возмущениях
точки системы, находящейся в
положении устойчивого
Виды устойчивости
4. Модели равновесия по Л.Вальрасу и по А.Маршаллу
Существует два подхода к исследованию установления равновесной цены: Л.Вальраса и А.Маршалла.
Главным в подходе Л.Вальраса является разница в объемах спроса и предложения. Если рыночная цена P1> PE, то величина предложения больше величины спроса QS1>QD1, на рынке – избыток предложения (при цене P1), избыток равняется QS1 - QD1. В результате конкуренции продавцов происходит понижение цены PE и избыток исчезает. Если рыночная цена P2> PE, то величина спроса больше величины предложения QD2> QS2, на рынке избыток спроса (при цене P2), то есть дефицит равен QD2 - QS2. в результате конкуренции покупателей происходит повышение цены до PE и дефицит исчезает.
Рисунок 3 - Рыночное равновесие по Л.Вальрасу.
Главным в подходе А.Маршалла
является разность цен P1 и P2. А.Маршалл
исходит из того, что продавцы, прежде
всего, реагируют на разность цены спроса
и цены предложения. Чем больше этот
разрыв, тем больше стимулов для
роста (или сокращения) предложения.
Увеличение (или сокращение) объема
предложения уменьшает эту
Если объем предложения Qs меньше равновесного Qc (Qs <Qe), цена спроса Р2 окажется выше цены предложения Р1 (Р2 >P1,). Это побуждает продавцов увеличить объем предложения товаров на рынке. Напротив, при превышении равновесного объема предложения (Q¢s >Qe) цена спроса Р1 будет меньше цены предложения Р2 (Р1<Р2), что заставит продавцов уменьшить предложение товаров до объема, при котором он уравновешивается с объемом спроса и будет равен Qe. При равновесном объеме цена спроса совпадает с ценой предложения Р1=Р2= Рe.
Рисунок 4 - Рыночное равновесие по А.Маршаллу
Цена равновесия обычно ниже
максимально предполагаемой потребителями
цены, на величину излишка потребителя,
который составляет излишек, прежде
всего для состоятельных
Излишек потребителя –
это часть общественного
5. Паутинообразная модель
Паутинообразная модель – модель, изображающая траекторию движения к состоянию равновесия, когда реакция предложения или спроса запаздывает. Она описывает динамический процесс: траекторию корректировки цен и объема производства при движении от одного состояния равновесия к другому; используется для описания колебаний цен на рынках сельскохозяйственной продукции; на биржевом рынке, где предложение реагирует на изменение цен с некоторым запозданием.
Равновесие в паутинообразной модели зависит от углов наклона кривой спроса и предложения. Равновесие устойчиво, если угол наклона предложения S круче кривой спроса D. Движение к общему равновесию проходит ряд циклов. Избыток предложения (AB) толкает цены вниз (BC), и в результате возникает избыток спроса (CF), который поднимает цены вверх (FG). Это приводит к новому избытку предложения (GH) и так далее до тех пор, пока не устанавливается равновесие в точке E. Колебания носят затухающий характер. Движение может, однако, приобрести иное направление, если угол наклона кривой D круче угла наклона кривой предложения S. В этом случае колебания носят взрывной характер, и равновесие не наступает.
Рисунок 5 - Устойчивое (а) и неустойчивое (в) равновесие в паутинообразной модели и регулярные колебания (б) вокруг него.
а)
Возможен и такой вариант, когда цена совершает регулярные колебательные движения вокруг положения равновесия. Это возможно в том случае, если углы наклона кривых спроса и предложения равны.
Паутинообразная модель наводит
на мысль о том, что углы наклона
кривых спроса и предложения имеют
существенное значение для понимания
механизма рыночного
Применение модели рыночного равновесия
Равновесные модели применяются
при изучении взаимоотношений между
экономическими агентами. Эти модели
выступают частным случаем
Информация о работе Спрос, предложение и рыночное равновесие