Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 13:36, курсовая работа
Объектом исследования данной работы будут являться работы и научно-экономические разработки Ульяма Пети, Адама Смита, Давида Рикардо, Карла Маркса, Бем-Баверка и др. Предметом исследования будет являться теории трудовой стоимости и предельной полезности. Основная задача – рассмотреть эти теории и произвести сравнительную характеристику.
Введение
Начиная с последней четверти XIX века и на протяжении почти всего XX века, кроме последних 90-х годов, все экономисты подразделялись на две основные группы, противоречивых друг другу. Первая – отечественные и зарубежные ученые, признававшие в основном марксистскую политическую экономию, в основе которой лежит теория трудовой стоимости. Вторая – ученые-рыночники, развивающие экономическую теорию предельной полезности.
А. Смит и Д. Рикардо были сторонниками теории трудовой стоимости, но только с точки зрения стоимости. Использование теории трудовой стоимости для обоснования стоимости продукта прибавочного труда и рыночных цен является неправомерным. Обоснование цен в условиях абсолютной монопольности производителя ведет к необоснованному увеличению затрат труда, снижению качества, снижению потребления и росту цен на данный товар.
Теория трудовой стоимости в условиях рыночной экономики может использоваться только для планирования общих издержек производства потребительских и инвестиционных благ. Также она может использоваться для разработки бизнес-планов предпринимательской деятельности. На рынке покупателя будет интересовать лишь качество и полезность блага, но ни как не затраты рабочего времени на производство товара, выраженного в денежной форме. А так как цена определяется еще спросом и предложением, то можно сделать вывод, что теория трудовой стоимости не пригодна для использования в рыночном ценообразовании.
Сторонники теории предельной полезности считают, что данная теория может претендовать не только на уровень микроэкономики, но и на уровень макроэкономики. Ведь эта теория успешно объясняет процесс становления равновесных цен под влиянием спроса и предложения на отдельные виды потребительских благ.
Но хоть теория предельной полезности
может объяснить процесс
Объектом исследования данной работы будут являться работы и научно-экономические разработки Ульяма Пети, Адама Смита, Давида Рикардо, Карла Маркса, Бем-Баверка и др. Предметом исследования будет являться теории трудовой стоимости и предельной полезности. Основная задача – рассмотреть эти теории и произвести сравнительную характеристику.
Трудовая теория стоимости существовала еще задолго до Маркса. Первым этот вопрос поднял Ульям Петти, затем продолжил разработку теории Адам Смит, потом Давид Рикардо, а Маркс окончательно оформил трудовую теорию стоимости.
У. Петти установил, что в основе пропорции обмена лежит равенство труда, рабочего времени, которое затрачено на сопоставляемые товары. Но под стоимостью Петти подразумевает только труд, затраченный на производство серебра.
А. Смит, углубляя идеи Петти, пришел к самому широкому обобщению: “Труд является единственным всеобщим, равно как и единственным точным мерилом стоимости, или единственной мерой, посредством которой мы можем сравнивать между собой стоимость различных товаров во все времена и во всех местах”. Но он считал, что эта теория справедлива лишь в простом товарном производстве. Другое его мнение в том, что стоимость, а значит и цена состоят из затрат труда, и прибавочной стоимости.
Д. Рикардо построил более логичную теорию, чем у Смита. Он считал, что в стоимости товара следует учитывать не только, затраты труда на его производство, но и затраты труда на производство средств производства с помощью которых производится данный товар, а также затраты труда на производство материалов.
К. Маркс закончил формирование трудовой теории стоимости. Он учел при рассмотрении стоимости двойственный характер труда. Разрешил все противоречья, четко разделил меновую и потребительную стоимости и превратил трудовую теорию стоимости в целостную систему.
Основное содержание трудовой теории стоимости можно кратко выразить в следующих положениях.
Первое положение. Разнородные продукты рыночного обмена имеют одинаковое внутреннее содержание – стоимость. Поэтому они могут приравниваться друг к другу в определенной меновой пропорции.
Второе положение. Стоимость всех товаров создается общественным трудом товаропроизводителей. Этот труд является общественным потому, что изготовитель рыночного продукта работает не на себя, а создает полезную вещь для других членов общества. Стало быть, стоимость – воплощенный в товаре общественный труд. А равенство продуктов по их стоимости означает, что в них заключено одинаковое количество труда.
Третье положение. Сам труд, образующий стоимость, различается по его сложности или качеству. Можно выделить простой (требующий наименьшей подготовки) и сложный (квалифицированный) труд. На последний предварительно затрачиваются время, усилия человека, чтобы приобрести нужные трудовые навыки и знания. Поэтому 1 ч сложного труда непосредственно не равен 1 ч простого труда.
Однако при рыночном обмене вещей
происходит так называемая редукция
труда: 1 ч сложного труда сводится
к нескольким часам простого труда.
Ведь на рынке изделия
К. Маркс
дал такое толкование редукции труда:
“Простой средний труд, хотя и носит
различный характер в различных
странах и в различные
Четвертое положение. Труд имеет внутреннее мерило – рабочее время. Если труд является одинаковым по качеству, то он количественно измеряется протяженностью во времени.
Очевидно, что рабочее время, приходящееся на единицу продукции, неодинаково по величине у разных производителей, выпускающих одни и те же конкретные блага. Как же в таком случае, – по какому экономическому закону – развивается товарное хозяйство?
Таким является закон стоимости. Он
выражает такую объективную потребность,
чтобы стоимость товара определялась
общественно необходимым
а) общественно нормальным (господствующем) состояние производства;
б) средней квалификации работников;
в) средней интенсивности труда.
Такое время обычно затрачивает при создании товара большинство производителей, те среднее время. Но при ограниченных природных факторах (например, в сельском хозяйстве или в добывающих отраслях промышленности) общественно нормальными могут быть и худшие условия хозяйствования.
(Методология, Теория предельной полезности, Таблица Менгера)
“Австрийская школа” возникла в 70-х годах 19-в., которые характеризовались дальнейшим ростом капитализма и обострением его противоречий. На основе растущей концентрации производства в 70-х годах начали возникать первые кап. монополии. Австрийская школа оспаривала учение Маркса, и в авангарде этого движения были австрийские и германские экономисты. Цель школы состояла в том, чтобы в борьбе против марксизма противопоставить ему теории, изображавшие капитализм вечным способом производства, отрицавшие противоречия между пролетариатом и буржуазией.
До 70-х годов в Австрии
большое распространение имели
взгляды немецкой исторической
школы, возникшей в 40-х годах
19-в. Однако экономисты ист.
Школы оказались не в
Венского университета, опубликовавший
в 1871 г. “ Основания политической
экономии”, а в 1887 г. – “Исследования
о методе социальных наук и
политической экономии в
“Происхождение и основные
законы хозяйственной ценности”
“естественная ценность”(1889)
“Естественная стоимость ”(
Теория предельной полезности непосредственно противопоставлялась марксистской трудовой стоимости, на которой базируется теория прибавочной стоимости. Е. Бем-Баверк, указывая на железную логику “Капитала” К. Маркса заявил, что для опровержения марксизма в целом достаточно показать несостоятельность его учения о стоимости.
МЕТОДОЛОГИЯ
Учение Австрийской школы характеризуется субъективно-психологическим подходом к объяснению экономических явлений. Основным определяющим признаком экономических явлений и процессов она считала психологию хозяйствующих субъектов, мотивы, которыми они руководствуются в своей деятельности, их субъективные оценки. Одним из методологических принципов теоретиков этой школы является маржинализм. Он предполагает метод потребления над производством. При этом само потребление рассматривается вне всякой связи со всей совокупностью производственных отношений. Все явления и категории, в том числе полезность блага, считаются измеримыми и исследуются в основном с количественной стороны. Экономисты австрийской школы главной задачей ПЭ объявили изучение отношения человека к вещи или, иными словами, изучение отношения между потребностями человека и средствами для их удовлетворения.
Законы общественной жизни Австрийская школа выводила из исследования отношения изолированного субъекта к окружающей его природе. Причем, “хозяйственного субъекта” Австрийская школа рассматривала не исторически, абстрагируясь от общественных отношений, независимо от характера общественного строя. Для Австрийской школы характерно использование робинзонад, т.е. рассмотрение “хозяйства” Робинзона. Визер, например, упрекает Маркса за то, что он считал отношения между Робинзоном и его вещами простыми и прозрачными. Визер утверждает, будто хозяйство
Робинзона требует глубокого
изучения, т.к. в нем скрыт ключ
к решению всех задач ПЭ. Он
пытается доказать, что изучение
хозяйства Робинзона дает
“хозяйственных атомов”.
ТЕОРИЯ ПРЕДЕЛЬНОЙ ПОЛЕЗНОСТИ
При разработке теории предельной полезности представители Австрийская школа использовали различные определения стоимости полезностью вещи (потребительной стоимостью), которые развивали еще Тюрго, Кондильяк, Германн, Сэй, и в особенности так называемые законы Госсена, сформулированные немецким профессором в середине
19-в. Согласно ним, в ходе
“постепенного насыщения
К. Менгер первым изложил теорию предельной полезности и предпринял попытку показать зависимость полезности от редкости предметов потребления.
Он утверждал, что истинным
исходным пунктом исследования
являются человеческие
Информация о работе Сравнительная характеристика теорий трудовой стоимости и предельной полезности