Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 16:30, реферат
В настоящее время актуально стоит вопрос о согласовании форматов образовательных программ различных стран в рамках Болонского процесса. Болонский процесс — процесс сближения и гармонизации систем высшего образования странЕвропы с целью создания единого европейского пространства высшего образования.
Введение………………………………………………………………………………………….…3
Система высшего образований в Великобритании………………………………………..…4
Структура обучения в Кембрижском университете и LSE……………………………….…4
Продолжительность обучения и «качество дипломов в зависимости от успеваимости»...5
Система оценивания знаний………………………………………………………………..…6
Итоговая аттестация. Кембридж-выбор возможностей…………………………….….…....6
Система высшего образования в России…………………………………………..……...….7
Структура обучения…………………………………………………………………….....…..7
Система оценивания..............................................................................................................….7
Сравнительный анализ и комментарии к таблице……………………………………..…....8
Комментарии к таблице…………………………………………………………………...11
Заключение……………………………………………………………………………………..….13
Список литературы………………………………………………………………………………..16
Приложение № 1. Сравнительный анализ зарубежных ВУЗов по параметрам, влияющим на международное сотрудничество……………………………………………………………...…..17
Министерство образования и науки РФ
ФИЛИАЛ ФГБОУ ВПО «КОСТРОМСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ ИМ. Н.А. НЕКРАСОВА»
В Г. КИРОВСКЕ
Реферат
По дисциплине «Экономика в образовании»
На тему «Сравнительный анализ Российской и Западной образоватнльной системы»
Выполнила студентка 5 курса
Кировск 2013
Содержание
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Приложение № 1. Сравнительный анализ
зарубежных ВУЗов по параметрам, влияющим
на международное сотрудничество……
В настоящее время актуально стоит вопрос о согласовании форматов образовательных программ различных стран в рамках Болонского процесса. Болонский процесс — процесс сближения и гармонизации систем высшего образования странЕвропы с целью создания единого европейского пространства высшего образования. Официальной датой начала процесса принято считать 19 июня 1999 года, когда была подписана Болонская декларация[1]. оссия присоединилась к Болонскому процессу в сентябре 2003 года на берлинской встрече министров образования европейских стран.
Целью создания БП является увеличение академической мобильности между странами, и в конечном итоге повышении конкурентоспособности каждого студента на рынке труда.
Россия постепенно реализует цели БП. Российские студенты стали чаще принимать участие в международных конференциях и семинарах, проводить часть своего обучения зарубежом (семестровое или годовое). Количество студентов и преподавателей, приезжающих в РФ, постепенно растет.
Увеличение степени включенности российских ВУЗов в глобальное образовательное пространство требует проведения сравнительного анализа образовательных систем различных стран, выявления факторов, влияющих на взаимодействия стран на межвузовском уровне.
Насколько образовательные системы (российская и западные образцы) различаются или схожи? В чем именно? Какие факторы влияют на международное сотрудничество? Что необходимо создать/изменить в существующей образовательной системе, чтобы академическая мобильность успешно реализовывалась?
Все это вопросы были поставлены как задачи в данной аналитической записке, основной целью которой является в конечном итоге создание эффективных рекомендаций для ВУЗов РФ по обеспечению международной мобильности.
Первое высшее образовательное учреждение в Англии известно с XII века. Выведение английской системы образования из-под гнета Рима во времена Генриха VIII оказало существенное влияние на ее развитие и сформировало всемирно известную и признанную модель Высшего образования. Процессы интеграции Европейского сообщества, начавшиеся в середине XX века, привели к тому, что интеграция затронула и сферу образования.
На данный момент почти во всех вузах страны существует разделение на бакалавриат и магистратуру, однако кредитная система используется далеко не во всех университетах.
Единственная система перезачета кредитов существует на национальном уровне только в Шотландии. Шотландская система кредитов и квалификаций (SCQF) объединяет все основные шотландские квалификации в единую унифицированную структуру.
Шотландская система накопления и перезачета кредитов действует с начала 1990-х годов. Вероятно, с разработкой новых критериев квалификаций все большее количество учебных заведений перейдут на аналогичную систему. Однако, даже между учебными заведениями, которые применяют систему кредитов, существуют значительные различия в способах ее применения. В Великобритании кредит рассматривается скорее как полезный инструмент для оценки объема и уровня образования, полученного студентом, чем как результат завершения такого образования.
Наряду с соответствующими европейским стандартам вузами Шотландии необходимо различать «старые вузы» Англии, имеющие устоявшиеся традиции и сложившуюся систему образования (Оксфорд, Кембридж), и более современные вузы с гибкой и адаптированной системой.
Несмотря на вступление Британии в Болонский процесс некоторые учебные заведения заявили, что они не хотели бы на данной стадии переходить к системе, основанной на кредитах из-за особенностей структуры и организации реализуемых образовательных программ. Система образования в таких учебных заведения устанавливалась в течение длительного периода и на данный момент считается для них оптимальной. Рассмотрим ее подробнее на примере университета Кембриджа и LSE (Лондонской школы экономики).
Большинство вузов Великобритании используют двухступенчатую образовательную модель: бакалавриат и магистратура.
В английских вузах, помимо обязательных предметов, установленных каждым факультетом в отдельности, студент, исходя из своих приоритетов, сам выбирает курсы дополнительного изучения из длинного списка дисциплин, предлагаемых университетом. Число обязательных курсов в английских университетах сведено к минимуму.
Так, например, для получения бакалаврского диплома на факультете философии в LSE необходимо прослушать следующие обязательные курсы:
Первый год
Второй год:
Третий Год:
Наибольший коэффициент на первом курсе бакалавриата у Истории зарубежной философии (7.5, 216 ч.), Логики (7.5, 216 ч). На втором курсе самые «весомые» предметы – Онтология и теория познания (8, 270 ч.), История зарубежной философии (8, 270 ч.).
При определении собственной образовательной стратегии, студенты составляют индивидуальные учебные планы. Также, учащиеся могут посещать различные лекции, выбирая из них наиболее понравившиеся. В процессе обучения не исключена возможность замены учебного курса. Кроме того, не запрещено включение в индивидуальный учебный план курсами сверх факультетской нормы, однако первостепенной задачей является успешная защита своего минимального "норматива", а уже потом – углубление в факультативы.
Во многих вузах Великобритании применяется междисциплинарный подход к обучению. Например, в Кембридже, на факультете социальных наук существуют комбинированные специализации, сочетающие в себе элементы нескольких наук (например, «Социология и политика», «Политика и Менеджмент»). На первом курсе каждого университета с одинаковой интенсивностью преподаются вводные теоретические курсы по различным наукам, которые будут предложены для углубленного изучения в качестве предметов по выбору на следующих годах обучения.
Продолжительность обучения в вузах Великобритании составляет в большинстве случаев 3 года на бакалавриате и 1 год в магистратуре (продолжительность зависит от специальности и интенсивности курса). В общей сложности за 3 года обучения на бакалавра студенты LSE получают знания по 14 курсам, 10 из которых – основные.
В итоге студент получает одну из академических степеней, то есть диплом различного качества в зависимости от успехов студента - Первой степени (First Class Honours), Второй Высшей Степени (Upper Second Class Honours), Второй низшей Степени (Lower Second Class Honours), Третьей степени (Third Class Honours), Простой диплом об окончании (Pass). Такая классификация дипломов существует, например, в LSE (Лондонской Школе Экономики).
Все оценки за экзаменационные, научные и другие творческие работы выставляются по 100 – балльной шкале. Причем процедура выведения оценки за первый год следующая: худшая из оценок отбрасывается, подсчитывается среднее арифметическое за три предмета, и в итоге получается одно число (на каждом курсе обязательными являются 4 предмета). То есть, за четыре модуля обучения ставится единая оценка. Но уже в течение следующих двух лет каждый учебный курс – это отдельный балл, который идет в диплом бакалавра. Важно отметить, что балл, с которого начинается «зачет», в каждом вузе различен. В основном, нужно набрать 50 баллов, чтобы курс был зачтен.
В LSE существует следующая система выставления оценок:
0–39 баллов - весьма неудовлетворительно;
40-49 баллов - неудовлетворительно;
50-59 баллов - зачтено;
60-69 баллов - хорошо;
70-100 баллов – отлично.
Для получения степени бакалавра, в LSE необходимо набрать более 50 баллов по каждому из предметов учебного плана. В Кембридже, человек может получить степень бакалавра, только в том случае, если он сдаст все предметы не ниже 35 баллов по 100-бальной шкале.
Критерии квалификации в этих вузах основаны на комплексных результатах, а не на кредитах. Квалификация присваивается в случае достижения успешных результатов обучения, а не за количество времени, потраченное на обучение и измеряемое количеством набранных кредитов.
Студенты отчитываются после каждого года обучения, однако, форма аттестации в каждом случае своя. Например, в Кембриджском университете за первый год обучения студенты должны сдать 4 письменных экзамена, каждый из которых длится 3 часа. На втором году часть курсов оценивается по результатам письменных экзаменов, но есть курсы, где студент волен выбирать более удобную лично для него форму оценивания знаний. Так, итоговая оценка, при формировании, может быть составлена на треть из письменных работ, сданных студентом (эссе, небольших исследовательских проектов) – оставшаяся часть формируется из оценки, полученной на экзамене. По завершению третьего года обучения студенты Кембриджского университета выбирают между сдачей обычного письменного экзамена и написанием диссертации (квалификационной работы бакалавра) объемом 10000 слов.
Можно сделать вывод, что Великобритания, хотя и является одним из первых участников Болонского процесса, проводит реформы чрезвычайно медленно. Вероятнее всего, причиной этого является консервативный настрой общественности и высших учебных заведений. Английские вузы являются самодостаточными системами, уже признанными на мировом уровне.
2. Система высшего образования России
Процесс включения России в общеевропейское образовательное пространство проходит не без сложностей. Это обусловлено многообразием устоявшихся национальных особенностей во всех сферах жизни, в особенности в образовании.
Российская модель образования отличается от европейской и особенно от американской модели образования акцентом на фундаментальную подготовку и ориентацию на получение широкого спектра знаний.
Приоритет, который отдавался техническому образованию, характерному для советского периода российской истории, привел к созданию сильных школ в области технического образования и значительному распространению технических ВУЗов. В настоящее время соотношение технических и гуманитарных высших учебных заведений изменилось, но сохранились национальные традиции в сфере технического образования. Традиционной для большинства ВУЗов технической направленности является одноступенчатая структура и до сих пор преобладает мнение, что именно эта структура является наиболее эффективной при подготовке технических специалистов. Эти и другие особенности обуславливают неравномерность включения российских ВУЗов в Болонский процесс.
Система подготовки специалистов высшей квалификации в российских ВУЗах может быть как одноступенчатая (специалист), так и двухступенчатая (бакалавриат и магистратура).
Информация о работе Сравнительный анализ Российской и Западной образоватнльной системы