Сравнительный анализ особых экономических зон в США и России в XXI веке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2014 в 12:09, дипломная работа

Краткое описание

Данная работа посвящена сравнительному анализу функционирования особых экономических зон в Соединенных Штатах Америки и Российской Федерации в начале XXI века.
Актуальность данной темы можно аргументировать рядом факторов.
Во-первых, в условиях растущей конкуренции в мировой экономике и соответствующего поиска новых инструментов развития создание особых экономических зон различных видов способствует формированию полюсов роста экономики не только в экспорте и импорте продукции, но и в создании промышленно-производственных комплексов и инновационных секторов развития.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Роль и функции особых экономических зон в современной мировой экономике 7
1.1. Определение термина «особые экономические зоны» 7
1.2. Классификация особых экономических зон 9
1.3. Цели создания особых экономических зон 15
Глава 2. Особенности функционирования особых экономических зон в России и США 20
2.1. Проблемы особых экономических зон в России 20
2.2. Проблемы особых экономических зон в США 28
2.3. Сравнительный анализ проблем особых экономических зон в России и США 31
Глава 3. Влияние особых экономических зон на социально-экономическое положение регионов России и США 33
3.1. Влияние ОЭЗ на регионы России 33
3.2. Влияние особых экономических зон в США на социально-экономическое состояние штатов 44
Глава 4. Перспективы особых экономических зон в России и Соединенных Штатах Америки 54
4.1. Перспективы ОЭЗ в России 54
4.2. Перспективы ОЭЗ в США 64
4.3. Сравнение перспектив особых экономических зон в Соединенных Штатах Америки и России 69
Заключение 73
Список литературы 77

Вложенные файлы: 1 файл

выпускная работа.doc

— 1.17 Мб (Скачать файл)

Таким образом, наиболее приоритетным вектором развития особых экономических зон, и в частности инновационного сектора станет создание комплексной технико-внедренческой и промышленно-производственной системы развития всех инновационно-научных объектов, которые смогут сопровождать и способствовать развитию высокотехнологичного сектора от момента зарождения научной идеи до ее коммерциализации и промышленного производства. Ведь проект можно считать эффективным и успешным не тогда, когда промышленный образец или патент «пылиться на полке» или используется только в высокотехнологичных отраслях оборонной промышленности или космической отрасли, а когда его промышленное производство имеет определенную долю и само устройство или технология имеет определённый вес на рынке.

Технико-внедренческие зоны занимают одно из самых главных мест в стратегии перехода российской экономики от ресурсно-сырьевой к инновационной модели развития.76

Для наиболее успешного развития не нужно ограничивать отдельной территорией технико-внедренческие зоны общероссийского уровня. Только в Московской области есть более 20 городов, имеющих хорошую научную базу (то есть исследовательские университеты и научные центры, способные выполнять возложенные на них задачи и проводить исследовательские работы).  Наиболее удачной перспективой развития технопарков – это создание комплексных, производственных технико-внедренческих зон, которые способные решить поставленные перед ними задачи, сформированные по принципу технологической совместимости.77

На сегодняшний день, очень хорошей перспективой для экономики России стало бы развитие проектов по созданию комплексных приграничных международных особых экономических зон.

В России уже предпринимались попытки создания международной особой экономической зоны. Это был проект развития района бассейна реки Туманная (Туманганский проект) на границах России, Китая и КНДР в 1992 году. Планировалось, что особую экономическую зону будут развивать в течение 20 лет, при общей стоимости проекта около 30 миллиардов долларов США. К 1996 году Российской Федерацией, Китаем и КНДР в проект было вложено около 500 миллионов долларов США.78 Однако, к 1997 году возникли споры вокруг «территориальной проблемы» между государствами-участниками. Многие из них до сих пор не решены.79 Россия и КНДР не поддерживали позицию Китая по правовому и институциональному оформлению программы развития этой международной особой экономической зоны. К тому же наблюдалось крайне негативное отношение к этому проекту со стороны властей Приморского края, которые видели в нем угрозу транспортно-транзитным функциям региона и перспективам развития специальной экономической зоны находка.80 Таким образом, попытка создания международной особой экономической зоны не увенчалась успехом.

Сегодня, можно говорить о том, что существуют перспективы создания международной особой экономической зоны на территории Курильских островов. Эта территория давно считается спорной. На них предъявляют права Россия и Япония. И именно создание на южных Курильских островах особой экономической зоны с привлечением инвестиций не только из федерального бюджета Российской Федерации, но и со стороны Японии могло бы поспособствовать улучшению отношений между двумя государствами. Япония таким образом получила бы доступ в регион и к  его ресурсам, а Россия получила бы возможность создавать совместно с Японскими производителями высокотехнологичное производство. Помимо этого, на территории островов можно было бы создать туристско-рекреационную особую экономическую зону. Такое соглашение пошло бы на пользу этому дальневосточному региону России, который зачастую страдает от нехватки инвестиций и финансирования.81

4.2. Перспективы  особых экономических зон в  США

Соединенные Штаты Америки имеют огромный (как положительный, так и отрицательный) опыт в организации, продвижении и поддержки деятельности особых экономических зон. Выше уже говорилось, что в США функционируют три типа особых экономических зон: зоны свободной торговли, предпринимательские зоны и технопарки.

Первые зоны свободной торговли в США стали появляться после 1934 года. За эти годы их значимость и влияние на экономику штатов сильно увеличилось. Помимо этого, можно наблюдать постоянное увеличение количества особых экономических зон этого типа. Так с 1973 года их количество выросло с 18 зон общего назначения до 250. Помимо этого, насчитывается более 450 специализированных зон свободной торговли.82

До сих пор, основным видом деятельности и объектом торговли на территории зон свободной торговли являлась переработка и продажа нефти. Однако с 2008 года начинает просматриваться тенденция к производству и торговли электроникой, медицинской продукции и так далее.

Все больше и больше компаний стремятся попасть под юрисдикцию зон свободной торговли. И выгоды от такого таможенного и налогового режима для маленьких предприятий и крупных компаний естественно различаются. Однако, конкуренция на рынке с каждым годом становится жестче. В таком случае даже самая маленькая экономия, которую фирмы получают от режима особых экономических зон, может повлиять на жизнеспособность предприятия и его способность предоставлять конкурентоспособные товары или услуги на рынке.

Конгресс США рассматривает возможность принятия дополнительных мер, которые могут простимулировать активность на территории зон свободной торговли, которые помогут более эффективно привлекать иностранные инвестиции.

Эта инициатива заключается в том, что определенная доля иностранных производителей на территории США получит возможность пользоваться схемой налогообложения и уплаты таможенных тарифов наравне с компаниями-резидентами зон свободной торговли (речь в данном случае идет о компаниях, занимающихся импортом продукции на территорию США). Эта инициатива естественно приведет к некому «перекосу». Все больше компаний будут стремиться получить возможности пользоваться облегченной схемой налогообложения, что может повлиять на конкурентоспособность резидентов особых экономических зон и национальных производителей. Поэтому, не все члены Конгресса Соединенных Штатов Америки стремятся одобрить эту инициативу.83

Также важно отметить, что сегодня делаются определенные шаги на пути к упрощению процесса получения статуса резидента зоны свободной торговли. Так, 28 февраля 2012 года был пересмотрен этот аспект впервые с 1991 года. Изменения в первую очередь касаются процедуры вступления в особую экономическую зону. С вступлением в силу новых правил, срок получение статуса резидента сократился с 5 месяцев до 30 дней. Также изменился список документов и исследований, необходимых при подаче заявки.84

Предпринимательские зоны очень важны для экономики Соединенных Штатов Америки. Они в отличие от зон свободной торговли, которые нацелены на улучшение торгового процесса на территории США, направлены на поддержание социально-экономического положение в штатах и его улучшение в наиболее депрессивных регионах. Предпринимательские зоны – это не только довольно эффективная программа улучшения макроэкономических показателей того или иного штата, но и возможность улучшить инфраструктуру региона, систему образования, а также заполнить те ниши на рынке труда, которые часто остаются пустыми. К тому же, программа предпринимательских зон в первую очередь нацелена на развитие малого бизнеса.

Правительство приняло программу, нацеленную на дальнейшее развитие предпринимательских зон. Во-первых, необходимо постараться усилить тот положительный эффект, который оказывает подобный преференциальный режим на регионы. Правительство пытается достичь сбалансированного роста, где будут развиваться не только материальные активы, но и человеческий потенциал.

Содействие наибольшей стратегической гибкости может поспособствовать тому, что предпринимательские зоны нового поколения будут иметь не только общую сферу влияния, но и будут подстраиваться к конкретным нуждам каждого региона.

Еще одной целью этой программы является обеспечение здоровой конкуренции между самими предпринимательскими зонами. Это позволит обеспечить наиболее выгодные условия как и для предпринимателей, так и для инвесторов. А также поспособствует более рациональному решению проблем, с которыми сталкиваются резиденты предпринимательских зон.85

Еще одной ни мало важной целью является оптимизация количества предпринимательских зон в рамках одной программы. Это также поможет убедить правительство взять на себя некоторую часть издержек от предпринимательских зон. Правительство также пытается узко ограничить территориальную сферу деятельности предпринимательских зон – они необходимы только там, где положительный эффект от них максимален (то есть, там где социально-экономическое положение наиболее сложное, или где имеются конкретные цели, которые нужно достигнуть посредством этого инструмента экономической политики.

Также планируется внести изменения в систему льготного кредитования найма сотрудников в Калифорнийской ассоциации предпринимательских зон. Одним из самых главных целей этой реформы является снятие множества ограничений на получение подобного кредита. В частности, нужно будет собирать меньшее количество документов для его получения. Этой реформой власти стремятся снизить текучесть кадров и оптимизировать рынок труда на территории предпринимательской зоны.

Реформа также предполагает установление более жесткого контроля за наймом, осуществленном на средства кредитов. Необходимо будет следить, за тем что работник, нанятый в рамках этой системы отработал положенное количество времени на территории предпринимательской зоны. Представители властей должны будут более жестко отслеживать способность нового сотрудника проработать на той или иной должности.

Все это делается для того, чтобы оправдать средства, вложенные в систему льготного кредитования. В условиях дефицита государственного бюджета и общего экономического спада, государство должно быть уверено в эффективности принимаемых мер.

Правительство планирует сократить количество предпринимательских зон в рамках одной ассоциации, так как на данный момент размеры Калифорнийской ассоциации предпринимательских зон слишком велики, чтобы ее программа могла эффективно действовать и привносить позитивные сдвиги в экономику региона. Для этого планируется каждый раз проводить примерную переоценку предпринимательских зон и закрывать те зоны, территория которых больше не считается территорией с низким уровнем социально-экономического развития.

В дальнейшем будет создана система более эффективной оценки экономического потенциала. Именно такие регионы должны стать приоритетом для получения статуса предпринимательской зоны. Дальнейшее расширение особых экономических зон этого типа только на близлежащие территории, которые действительно находятся в затруднительном экономическом положении.

Далее, стоит упомянуть технико-внедренческие зоны (или технопарки), которые функционируют на территории Соединенных Штатов Америки.

Американские особые экономические зоны технико-внедренческого типа считаются наиболее развитыми во всем мире. Они считаются эталоном особых экономических зон этого типа для многих развитых и развивающихся стран.

За более чем 50-летний опыт создания и функционирования был пройден путь от небольших научных лабораторий при университетах до крупнейших в мире технопарков, имеющих серьезную научно-фундаментальную базу и системы коммерциализации и дальнейшего промышленного производства научных образцов, продвижения идей.

Цели функционирования технопарков в США можно разделить на два направления. Во-первых, это технопарки, где ведутся исследования в области компьютерных технологий (Кремниевая Долина). Во-вторых, это технопарки, ориентированные на научные исследования в области электроники, медицины, техники (Бостонская дорога 128). Как правило именно второй тип технопарков бывает часто связана с оборонными заказами правительства США.

Именно технопарк «Бостонская дорога 128» наиболее близок к смыванию границ между инновационным сектором и промышленным производством. Там функционируют более 400 промышленных фирм, более 1000 научно-исследовательских лабораторий и различных бизнес-инкубаторов, куда приходят выпускники Гарварда и Массачусетского технологического института.

Сейчас, иногда в прессе можно услышать, что «Кремниевая долина» оставила Бостонский технопарк далеко позади себя. Однако не стоит забывать, что у этих двух технико-внедренческих зон разная направленность действий. Они специализируются на разных отраслях науки.

Сегодня можно сказать, что американские технопарки находятся на пике своего развития. Однако, это не значит, что в дальнейшем последует спад. Скорее всего, можно будет наблюдать своего рода длительный период постоянного эффективного развития.

 

4.3. Перспективы  особых экономических зон в  США и России. Сравнение.

Выше в этой главе были описаны возможные сценарии развития функционирования особых экономических зон в США и Российской Федерации. Если представить себе путь развития ОЭЗ как прямую с началом координат, то естественно российские особые экономические зоны (а в особенности технопарки), стоят далеко позади американских. Но в отличие от США, в России этот инструмент экономической политики еще недостаточно изучен. И соответственно, возможностей для дальнейшего развития и совершенствования у Российских особых экономических зон больше.

Если говорить о портовых зонах, или зонах свободной торговли, то в первую очередь нужно отметить тот факт, что сегодня в России этому типу особых экономических зон не уделяют столько внимания, как например развитию технопарков или промышленно-производственных зон.

Информация о работе Сравнительный анализ особых экономических зон в США и России в XXI веке