Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2014 в 12:09, дипломная работа
Данная работа посвящена сравнительному анализу функционирования особых экономических зон в Соединенных Штатах Америки и Российской Федерации в начале XXI века.
Актуальность данной темы можно аргументировать рядом факторов.
Во-первых, в условиях растущей конкуренции в мировой экономике и соответствующего поиска новых инструментов развития создание особых экономических зон различных видов способствует формированию полюсов роста экономики не только в экспорте и импорте продукции, но и в создании промышленно-производственных комплексов и инновационных секторов развития.
Введение 3
Глава 1. Роль и функции особых экономических зон в современной мировой экономике 7
1.1. Определение термина «особые экономические зоны» 7
1.2. Классификация особых экономических зон 9
1.3. Цели создания особых экономических зон 15
Глава 2. Особенности функционирования особых экономических зон в России и США 20
2.1. Проблемы особых экономических зон в России 20
2.2. Проблемы особых экономических зон в США 28
2.3. Сравнительный анализ проблем особых экономических зон в России и США 31
Глава 3. Влияние особых экономических зон на социально-экономическое положение регионов России и США 33
3.1. Влияние ОЭЗ на регионы России 33
3.2. Влияние особых экономических зон в США на социально-экономическое состояние штатов 44
Глава 4. Перспективы особых экономических зон в России и Соединенных Штатах Америки 54
4.1. Перспективы ОЭЗ в России 54
4.2. Перспективы ОЭЗ в США 64
4.3. Сравнение перспектив особых экономических зон в Соединенных Штатах Америки и России 69
Заключение 73
Список литературы 77
На сегодняшний день,
согласно законодательству
Система зон внешней торговли охватывает практически всю территорию страны, чему способствует в первую очередь льготный налоговый и таможенный режим для национальных и иностранных компаниях.
Для того, чтобы привести пример влияния зон свободной торговли в США, приведем пример систему зон свободной торговли в штате Калифорния. В этом штате функционируют 18 зон свободной торговли.40 За 2011 год этот штат занял четвертое место по уровню занятости, 2 место по количеству предприятий, функционирующих под юрисдикцией зон свободной торговли (291 компания). 41 Стоит также отметить, что каждый год эти показатели растут.
Благодаря эффективному функционированию зон свободной торговли, штат Калифорния занимает 3 место по объему ввезённых на его территорию товаров. 42
Общий объем экспорта зон свободной торговли штата Калифорния составляет 1,86 млрд долларов США.43
Как и во многих зонах свободной торговли наибольшую долю товаров, которые проходят через них составляют нефть и нефтепродукты (78 %).44 (Приложение 4)
За всю историю существования предпринимательских зон в Соединенных Штатах Америки было принято всего несколько федеральных законодательных актов. В 1987 году была принята федеральная программа предпринимательских зон в США. Это программа оказалось достаточно неэффективной и в начале 1990-х годов Конгресс принял ряд федеральных законов, для поддержания развития предпринимательских зон. Согласно этой программе и законодательной деятельности Конгресса (он утвердил Многоаспектный согласованный акт о бюджете н в 1993 году – “Omnibus Budget Reconciliation Act”)45 по юридическому статусу предпринимательские зоны в Америке подразделяются на федеральные, штатные и местные.
Наиболее ярким примером эффективности программы предпринимательских зон, которая нацелена на улучшение благосостояние регионов, является Калифорнийская ассоциация предпринимательских зон. Знаменательно то, что программа этой ассоциации была утверждена на уровне штата еще в 1984 году, т.е. до вступления в силу федерального законодательства.
В рамках этой программы на территории штата Калифорния успешно функционируют 42 предпринимательские зоны. Их главной целью является стимулирование развитие малого и среднего бизнеса и создание как можно большего количества рабочих мест в наиболее неблагоприятных регионах «золотого штата». Основным инструментарием руководства Калифорнийской ассоциации предпринимательских зон в попытках достичь своей цели являются не только льготное налогообложение, но и упрощенная система кредитования.46
Законодательной базой Калифорнийской ассоциацией предпринимательских зон являются несколько законопроектов, которые регулярно пересматриваются, для их более эффективного воздействия. Законопроект называется A.B. № 231. Последние поправки к нему были приняты 6 июля 2011 года.
Существуют несколько основных целей, которые преследует эта организация. Во-первых, это содействие взаимообмену идеями и технологиями в рамках предпринимательских зон, это продвижение науки и искусства в рамках экономического роста, подготовка законодательной базы для деятельности предприятий на территории ПЗ. Ежегодно более 100000 компаний пользуются услугами предпринимательских зон, более 20 462 рабочих мест было создано в 2010 году, а также по данным с официального сайта Ассоциации более 18 000 человек перешли работать в компании и пользуются выгодами предпринимательских зон.47
Для того, чтобы проанализировать эффективность введения этой программы, нужно рассмотреть динамику основных экономических показателей в этом штате с 1980 года по 2007 год
Рисунок 8. Уровень безработицы в штате Калифорния
Как видно из графика, уровень безработицы в Калифорнии начал существенно снижаться с 1982 года (то есть после принятия программы предпринимательских зон в этом регионе). Затем, с 1990 года этот показатель начал увеличиваться. Это можно объяснить тем, что первые последствия этого типа особых экономических зон уже проявились и к началу 1990-х годов становилось понятно, какие проблемы стоят перед этим проектом. Также в 1993 году в США наблюдался экономический кризис. После этого уровень безработицы стал потихоньку снижаться и к 1998 году достиг уровня 1990 года (докризисный уровень). После 1998 года уровень безработицы снова стал повышаться, но уже не наблюдались сильные скачки этого показателя.
В 2008 году с началом мирового финансового кризиса уровень безработицы достиг своего потолка. По данным Национального Агентства по статистике занятости США уровень безработицы на тот период был критично высоким. И только к 2010 году этот показатель начал снижаться.
На данный момент ситуация на рынке труда оставляет желать лучшего. Уровень безработицы так и не достиг своего докризисного значения.
Согласно установленным
приоритетам программы
Самым эффективным инструментом по поддержанию занятости в регионе – это получение льготных кредитов. За первые три года существования программы предпринимательских зон в Калифорнии было выделено около 7 миллионов долларов на программу льготных кредитов для найма рабочей силы.49
Тем не менее, несмотря на все усилия по поддержке уровня занятости, у программы предпринимательских зон в Калифорнии есть «обратная сторона медали».
Программа может не дать никаких результатов, если предприятия, которые базируются на территории предпринимательских зон, нуждаются в кадрах, имеющих навыки, которых нет у местного населения.
Также программа не будет иметь каких либо преимуществ в том случае, если бизнес сообщество не будет реагировать на социальную деятельность программы.50
За последние 10-15 лет было проведено множество исследований в этой сфере. Одни экономисты утверждали, что предпринимательские зоны не имеют значительного влияния на уровень занятости в регионе, другие утверждают, что был зафиксирован значительный прирост за первые 6 лет существования предпринимательских зон в Калифорнии.
Рисунок 9. ВВП в штате Калифорния51
Этот показатель может с наибольшей достоверностью показать реальную социально-экономическую ситуацию в штате. Как видно, что к 1984 году (когда была развернута программа) уровень валового внутреннего продукта в Калифорнии достиг своего максимума за последние двадцать лет. Этот подъем связан не только с обширным распространением программы предпринимательских зон, и с приходом к власти Президента Рональда Рейгана, чья экономическая программа была нацелена на сокращение налогов, сокращение вмешательства государства в экономику, замедление роста правительственных расходов и снижение инфляции (с помощью сокращения денежной массы в экономике страны).52 К концу президентства Рональда Рейгана можно наблюдать значительный спад ВВП в Калифорнии. Это может быть связано с тем, что несмотря на позитивные сдвиги в уровне безработицы, снижение налоговых поступлений и сокращение вмешательства государства в экономику привели к увеличению государственного долга США и соответственно к сокращению многих социальных программ. Это могло напрямую сказаться на финансирование социально ориентированной программы предпринимательских зон в Калифорнии.
На начало 1990-х годов приходится один из самых серьезных провалов в уровне валового внутреннего продукта штата Калифорния. Это связано с падением фондового рынка, которое началось в конце 1980-х годов, причиной которому стали серьезные противоречия между правительством США и финансовыми властями. Результатом этого краха, который сказался не только на Соединенных Штатах Америки, но и на Японии, Европе и России, стало быстрое падение цены доллара и отток капиталов из финансовой системы США.
Также в 2000-х годах наблюдался сильный спад роста ВВП в США – результат кризиса «Дот Ком», когда в марте 2002 года началось обвальное падение индекса NASDAQ, обанкротилось более сотни IT компаний, большинство их которых располагались на территории «Кремниевой долины» в Калифорнии.
После этого, с началом стремительного роста цен на нефть, правительству США удалось более чем в 6 раз увеличить прирост ВВП в стране. Период роста продолжался вплоть до 2008 года – до всемирного финансового кризиса и краха экономики.
Рис. 10. Индекс промышленного производства в штате Калифорния53
Этот показатель подсчитывается каждый месяц советом управляющих Федеральной резервной системой в США. Он подсчитывает выпуск от перерабатывающей, и добывающей промышленности. За последние 20 лет особенно ясно прослеживается циклическая динамика этого индикатора американской экономики. В рамках анализа общепромышленного индекса, при построении обобщенных данных, сотрудники ФРС рассматривают несколько групп товаров: сырье и материалы, машины и оборудования, потребительские товары краткосрочного и долгосрочного пользования. Было установлено, что все спады индекса промышленного производства совпадают в целом со спадами в экономике США.54
Трудно определить степень влияния колебаний индекса промышленного производства на деятельность предпринимательских зон в США. Скорее именно сами зоны могут стать причиной изменений этого индикатора. Индекс отражает колебания экономики США (то есть отражая изменения в производственном секторе отражаются колебания ВВП), соответственно особые экономические зоны этого типа сами оказывают влияние на этот показатель.
Так как основной целью предпринимательских зон в США, и в том числе Калифорнийской ассоциации, - это улучшение благосостояния в регионе и его экономического состояния, потребительский спрос может наглядно показать, как влияет на штат программа предпринимательских зон.
После кризиса 2008 года власти штата стали задумываться об эффективности и рентабельности проекта. Основной причиной недовольства властей состояло в том, что несмотря на действие программы, за 2008-2009 год не наблюдалось ощутимого снижения безработицы. Для того, чтобы спасти ассоциацию экономисты подготовили доказательства благоприятного влияния предпринимательских зон на экономику Калифорнии. Во-первых, было выяснено, что только благодаря эффективной деятельности программы Калифорнийской ассоциации множество маленьких предприятий смогли «удержаться на плаву» в 2008-2009 году. И даже больше – в посткризисное время, когда большинство компаний только пытаются догнать докризисные показатели, участники программы смогли начать расширяться, путем реинвестирования средств, высвобожденных в результате льгот системы предпринимательских зон.
Помимо этого, программа смогла привлечь новых резидентов на этот рынок, что не могло не сказаться весьма положительно на социально-экономическом положении штата в целом.55
Нужно отметить, что деятельность предпринимательских зон нацелено основном на малый бизнес. И эта форма сотрудничества (малого предпринимательства и ПЗ) считается очень эффективной. Доказательством этого могут служить исследования, которые были проведены в 1980-х годах.
Первое исследование – изучение трех предпринимательских зон Мэриленда. Программа предпринимательских зон в Мэриленде была введена в 1982 году. Второе – исследование Мерилин Рубин и Регины Армстронг, которые рассматривали деятельность предпринимательской зоны в Нью-Джерси.
Оба исследования привели к абсолютно разным результатам, но тем не менее это были первые наиболее успешные попытки как-то оценить уровень эффективности предпринимательских зон. Тем не менее, результаты их работы показали, что провести эту оценку достаточно сложно. Они даже подвергались критике, т.к. некоторые экономисты считали, что исследователи всего лишь приписывали положительную динамику предпринимательским зонам.56
Сложность этого процесса можно было объяснить некоторыми факторами. Во-первых, это «сравнительно юный возраст» предпринимательских зон – к этому моменту опыт создания и работы в этой отрасли был еще достаточно мал. Предпринимательские зоны еще долго не пользовались широкой поддержкой и у властей и у предпринимателей.
Во-вторых, еще один фактор – это так называемый «черный бизнес». В данном случае под черным бизнесом понимаются те предприятия, которым владело афро-американское население. На заре развития предпринимательских зон влияние на безработицу и экономическое состояние региона этого сектора населения не учитывалось. Тем не менее, именно здесь дела обстояли хуже всего. Дискриминация, достаточно низкий уровень образования – все это создавало барьеры для афро-американского населения по выходу на рынок труда квалифицированной рабочей силы. Предпринимательские зоны в наибольшей степени способствовали тому, чтобы эти барьеры снимались.57
Не стоит забывать и о влиянии технопарков на экономику Соединенных Штатов Америки.
Технопарки в США – один из наиболее развитых типов стихийно создавшихся особых экономических зон. В Калифорнии функционирует крупнейший не только в стране, но и в мире технопарк «Кремниевая долина», или как его в России называют «Силиконовая долина». Успеху этого крупнейшего в мире объединение научной базы и бизнеса немало поспособствовали университеты, которые располагаются на территории технопарка. Еще один фактор, который имеет огромное значение – это новая на тот момент система финансирования высокотехнологичных проектов – венчурное финансирование. В 1950-х годах система вкладывание денег в высокорисковые проекты была не так развита как сегодня.
Информация о работе Сравнительный анализ особых экономических зон в США и России в XXI веке