Сравнительный анализ систем таможенно –тарифного регулирования Таможенного Союза и промышленно - развитых стран

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 14:50, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – провести исследование систем таможенно – тарифного регулирования Таможенного Союза и промышленно - развитых стран.
Предмет работы - системы таможенно – тарифного регулирования Таможенного Союза и промышленно - развитых стран.Задача работы – анализ системы таможенно – тарифного регулирования Таможенного Союза и промышленно - развитых стран. Объект работы - Государственное регулирование Внешнеэкономической деятельности , Система таможенно-тарифного регулирования ТС на современном этапе , Совершенствование таможно-тарифного регулирования , Таможенно-тарифное регулирование в промышленно-развитых странах.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3

Глава 1. Государственное регулирование Внешнеэкономической........4 деятельности
1.1 Государственное регулирование ВЭД……………………………………4
1.2 Таможенно-тарифное регулирование в России…………………………11
1.3 Мировая практика таможенно-тарифного регулирования в 2009-2010 гг……………………………………………………………………18

Глава 2. Система таможенно-тарифного регулирования ТС на современном этапе…………………………………………………………...20
2.1 Нормативно-правовая основа таможенно-тарифного регулирования…20
2.2 Сравнительный анализ таможенно-тарифного регулирования в России до вступления в Таможенный союз……………………………………………...24
2.3 Основные направления таможенно-тарифной политики России на 2011-2013 года………………………………………………………………………..27
Глава 3. Таможенно-тарифное регулирование в промышленно-развитых странах…………………………………………………………………………29

Глава 4. Совершенствование таможно-тарифного регулирования……32
4.1 Совершенствование таможенно-тарифных мер регулирования ВЭД…..32
4.2 Значение таможенно-тарифного регулирования для развития современной
международной торговли………………………………………………………35

Заключение……………………………………………………………………..37

Список используемой литературы…………………………………………..40
Приложение…………………………………………………………………………………..43

Вложенные файлы: 1 файл

реферат по экономике.docx

— 88.07 Кб (Скачать файл)

В интересах защиты национальной обрабатывающей промышленности в развитых странах используется метод построения тарифов на основе эскалации пошлин, т. е. повышение их ставок в зависимости от степени обработки товаров, представляющих звенья одной технологической цепочки (например, каучук - вулканизированная резина -резинотехнические изделия). Импорт промышленного сырья, как правило, осуществляется беспошлинно или облагается крайне низкими пошлинами, в то время как на полуфабрикаты и особенно на готовые изделия ставки пошлин существенно возрастают. 

Характерной особенностью таможенных тарифов стран Запада является то, что все они основываются на Гармонизированной системе описания и кодирования товаров (ГС), которая была разработана Советом таможенного сотрудничества (СТС) и стала широко использоваться в таможенном деле  с  января 1988 г. /4/.

Появление ГС обусловлено  тем, что развитие международного разделения труда, сравнительно быстрые темпы роста международной торговли, появление многих новых товаров и другие факторы вызвали необходимость разработки более детализированного и унифицированного внешнеторгового классификатора для того, чтобы облегчить сбор, сопоставимость и анализ статистических данных международной торговли, способствовать унификации коммерческих документов, снижению расходов, связанных с переводом статистических данных из одной классификационной системы в другую, достижению более тесной увязки между внешнеторговой, промышленной и транспортной национальной статистикой.

Глава 4. Совершенствование таможно-тарифного регулирования

4.1 Совершенствование таможенно-тарифных мер регулирования ВЭД

Эволюция российского  таможенного тарифа на протяжении последних  лет состоит в снижении среднего уровня ставок. Если в 2001 г. среднее  значение российского тарифа составляло 14,1%, то в 2002 г. это значение уменьшилось  до 12%, а в 2008 г. оно составляло 10,96%. Однако снижение среднего уровня тарифа еще не дает правильного представления  о том, действительно ли произошло  уменьшение реальной протекционистской  защиты внутреннего рынка страны. Для этого необходимо выяснить, в  какой мере произошло снижение пошлин в российском таможенном тарифе, активно  воздействующих на торговлю, насколько  это снижение затронуло систему  тарифного протекционизма страны и  не происходило ли это снижение за счет сокращения таких ставок, которые  потеряли свое значение.

В Российской Федерации в 2001 г. ставки таможенного тарифа свыше 10% составляли более 46% от общего количества ставок. В 2008 г. их количество уменьшилось  до 38,9%. Основной ставкой российского  таможенного тарифа в 2008 г. была ставка 5%, которая составляла 41,3% от общего количества ставок. Вторая по частоте  встречаемости (23,4%) - ставка тарифа 15% и  третья - ставка тарифа 10%, которая встречается  в 19,5% случаев. Сравнение тарифов 2001 г. и 2008 г. показывает, что происходит их «стягивание» в зону 5-15% за счет уменьшения ставок 20-30%. Горчак М.О. Некоторые направления  развития таможенного тарифа РФ // Сборник  статей. V Международной научно-практичекой  конференции «Право. Бизнес. Население». - Пенза: Пензенский государственный  педагогический университет, 2008.

Проведенные мной исследования показали, что основное различие современного российского тарифа и тарифа стран  ЕС заключается в том, что в  тарифе стран ЕС смешанные ставки занимают 15%, а в России только 0,1%; в тарифе стран ЕС отсутствуют  комбинированные ставки, а в российском тарифе их доля составляет 12,2%; в тарифе стран ЕС специфические ставки составляют 5%, а в российском тарифе - 2,9%; в товарных группах тарифа ЕС могут встречаться как смешанные, так и специфические ставки по отдельным позициям.

Присоединение России к ВТО  влечет за собой определенные обязательства  в области таможенно-тарифного  регулирования, которые связаны  в том числе со снижением средней  ставки импортного таможенного тарифа.

Если обязательства по переговорам механически отнести  к моменту вступления России в  ВТО, то через несколько лет средняя  ставка российского таможенного  тарифа должна снизиться до 6-8%, что  нежелательно для России, для которой  очень важной остается фискальная направленность таможенно-тарифного регулирования. Фалина М.С. Таможенно-тарифное регулирование  на продовольственном рынке России при вступлении России в ВТО // АПК: экономика, управление, 2008, № 8.

В настоящее время Правительством РФ принято решение о вступлении России в ВТО в составе таможенного  союза России, Казахстана и Белоруссии. Завершается разработка ЕТТ и  правовых документов в сфере нетарифного  и технического регулирования. Утвержден  базовый перечень ЕТТ более чем  из 4 тыс. позиций. Сформирован проект ЕТТ, включающий более 11 тыс. десятизначных  подсубпозиций.

Конкретные предложения  по совершенствованию национального  таможенно-тарифного регулирования, которое в настоящее время  выполняет преимущественно фискальные функции, а таможенный тариф выступает, по сути, дополнительным налогом на потребителей и промышленность, заключаются  в следующем.

1. Подчинить структуру  и ставки таможенного тарифа  РФ целям и задачам разработанной  Концепции социально-экономического  развития страны до 2020 г. и формируемой на ее основе национальной промышленной политики. Речь, прежде всего, идет о более тщательном учете состояния и специфики отдельных отраслей и производств, по отношению к которым таможенно-тарифное регулирование может в различной степени и комбинации выполнять протекционистские, структурные, стимулирующие или фискальные функции. Положение конкретных отраслей и производств на внутреннем рынке страны определяется, главным образом, уровнем их конкурентоспособности. С точки зрения критерия конкурентоспособности на внутреннем рынке различные виды выпускаемой в России продукции сведены в диссертации в пять основных групп, требующих соответствующей расстановки акцентов в таможенно-тарифном регулировании импорта.

2. Сделать акцент на  использовании импортного таможенного  тарифа как инструмента разумной  защиты уязвимых для импорта  сегментов внутреннего рынка,  повышения конкурентоспособности  российских товаропроизводителей, в том числе придать большую  гибкость и адресность таможенному  тарифу путем выделения новых  товарных подпозиций на уровне  национальных знаков товарной  номенклатуры для идентификации  наиболее чувствительных к импорту  товаров, дифференциации уровней  ставок пошлин вплоть до их  дробления в зависимости от  экономической целесообразности, широкого  применения сезонных и временных  пошлин, тарифных квот, иных специальных  тарифных мер.

3. С целью стимулирования  производственно-технологической кооперации  российских и иностранных компаний  и переноса обрабатывающих производств  на территорию РФ ("импорт производств  вместо импорта товаров") более  последовательно проводить в  жизнь принцип эскалации таможенного  тарифа, снизив уровень обложения  импортных материалов, комплектующих  изделий и компонентов, используемых  для выпуска готовых изделий  в РФ (хотя здесь возможны и  исключения, требующие, например, сохранения  высокого уровня пошлин на  материалы и комплектующие для  создания благоприятных условий для развития соответствующих отечественных производств), а также более активно применять специальные таможенные режимы (переработки на таможенной территории, переработки для внутреннего потребления).

4. Упорядочить действующие  системы тарифных преференций  и тарифных льгот для повышения  эффективности регулирующей функции  таможенного тарифа, в том числе  пересмотреть существующие преференции  в пользу развивающихся стран,  соотнеся круг получателей преференций  и их размер с уровнем экономического  развития этих государств, а также  проводимой политикой в отношении  нашей страны.

5. Улучшить качество таможенного  администрирования, прежде всего,  за счет осуществления более  полного таможенного контроля  ввозимых товаров, упрощения технологии  таможенного оформления, приведения  процедур пропуска грузов через  границу в соответствие с унифицированными  международными нормами. Исключительно  важным моментом является ускорение  перехода на электронное декларирование  и электронный документооборот  при таможенном оформлении, что  позволит снизить издержки этого  процесса и сократить время  прохождения товаров, особенно  транзитных, через таможни.

4.2 Значение таможенно-тарифного регулирования для развития современной международной торговли

Если проанализировать изменения  таможенной политики за несколько столетий, то можно сделать следующие выводы о ее связи с другими политиками. В различные периоды истории  нашего государства различными государственными деятелями перед таможней ставились  различные, часто противоположные  задачи: фискальные, протекционистские  и др. Шишаев А.И. Регулирование международной  торговли товарами. М., Центр экономики и маркетинга, 1998.При этом значимость таможенной политики для внешней торговли также изменялась. В некоторые периоды военные, внешнеполитические и другие интересы государства отодвигали таможенные методы на второй план, и таможня становилась подспорьем в решении внешнеполитических и военных проблем. В другие периоды, наоборот, внешнеэкономические задачи становились главными, таможня превращалась в основной инструмент их решения и таможенные методы либо стимулировали развитие общественного производства, либо способствовали увеличению доходов государства. Факторами и условиями, определяющими различные цели таможенной политики, были внешние и внутренние политические, военные, экономические, социальные и другие условия жизни государства. До сих пор не выявлены такие законы, закономерности и тенденции изменения таможенной политики, которые позволяли бы надежно прогнозировать ее роль и значение в будущем.

Все страны в той  или иной форме используют инструменты  таможенно-тарифной политики, с помощью  которых они решают многие приоритетные социально-экономические проблемы, выходящие за рамки экспортно-импортной  деятельности, в частности, реформирование и модернизация хозяйства, поддержание  определенного уровня внутренних цен, стимулирование роста перспективных  отраслей производства, пополнение доходной части бюджета и т.д.

За истекшее десятилетие  Россия сделала важные шаги по созданию системы таможенно-тарифного регулирования, отвечающей международным нормам и  правилам. Но сегодня перед нашей  страной стоят сложные задачи по переходу на инновационную модель развития, диверсификации экономики  и экспорта, укреплению национальной конкурентоспособности. Реализация этого  экономического курса требует адекватных мер и в области государственного таможенно-тарифного регулирования, что повышает актуальность темы данного исследования.

Несмотря на либерализацию  мировой торговли и упрощение  таможенных процедур таможенно-тарифная политика продолжает оказывать большое  влияние на динамику и структуру  товарооборота, поскольку таможенные тарифы применяют почти все страны, импортные пошлины охватывают преобладающую  часть товарной номенклатуры и являются наиболее транспарентным видом торговых ограничений.

Изменение ставок таможенных пошлин позволяет регулировать поступление  в страну иностранных товаров  в зависимости от уровня конкурентоспособности  соответствующих отечественных  товаров, соображений экономической  безопасности и социальной стабильности, состояния бюджета и платежного баланса и иных обстоятельств. Тем  самым страны с разными социально-экономическими условиями могут взаимодействовать  через торговлю.

Таможенно-тарифное регулирование  эффективно выполняет свои функции  только при качественной организации  таможенного дела: достоверного статистического  учета и их строгого контроля, нацеленного  на обеспечение уплаты причитающихся  платежей, борьбу с контрабандой и  ввозом некачественной и фальсифицированной продукции. Громоздкая и запутанная система таможенного администрирования  создает простор для принятия субъективных решений и коррупции  в таможенных органах, формирует  благоприятную почву для злоупотреблений  и обременяет потребителей дополнительными  расходами. Козлов Е.Ю. Основы таможенно-тарифного  регулирования по праву ЕС / Проблемы современного зарубежного законодательства. Сборник научных трудов кафедры  административного и таможенного  права МГИМО. Выпуск 1. М. 1994.

Таможенно-тарифное регулирование  различных групп стран имеет  специфику, что отражает объективно существующие различия в национальных интересах. В отличие от невысокого уровня таможенного обложения в  развитых странах (по данным экспертов  ВТО, в странах ЕС - 5,4%, США - 3,5%, Японии - 5,6%) большинство развивающихся  государств применяет среднеарифметическую ставку пошлин в диапазоне 10-20%. Высокий  уровень таможенного обложения  позволяет правительствам диверсифицировать  структуру экономики, создавать  собственную промышленность, а также  значительно пополнять доходную часть бюджета. Многие развивающиеся  государства при вступлении в  ВТО "связали" ставки пошлин на очень  высоком уровне, но фактически применяют  более низкие ставки, сохранив возможность  существенного повышения импортных  пошлин.

Проведенные исследования показывают, что средняя адвалорная ставка ЕТТ  таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана составляет 6,54%, что  меньше чем средняя адвалорная ставка российского тарифа на 4,4%. Несмотря на незначительное уменьшение средней  ставки тарифа, бюджетные последствия  такого изменения тарифа весьма существенны. Расчеты показывают, что вклад  ставок таможенного тарифа в платежи  составляет всего 44% от платежей 2008 г. В  финансовых поступлениях бюджет России может потерять до 9 млрд. долл. США (по сравнению с доходами от импортных  таможенных пошлин, полученных в 2008 г.). Такая ситуация возникает в первую очередь из-за значительного снижения средней величины адвалорных ставок разд. XVI - от 6,9% до 0,94% и разд. XVII - от 10,86% до 2,3%. Между тем, если оставить средние  ставки разд. XVI и XVII прежними, как в  российском тарифе, то собираемость платежей составит около 90%.

Информация о работе Сравнительный анализ систем таможенно –тарифного регулирования Таможенного Союза и промышленно - развитых стран