Сравнительный анализ экономических прогнозов влияния на агропромышленный комплекс Российской Федерации во Всемирной торговой организа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 11:53, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы: исследование обоснованности и подтверженности экспертных оценок и сделать вывод о том какие прогнозы являются достоверными.
Задачи:
1. Раскрыть особенности функционирования рынка сельского хозяйства;
2. Изучить условия присоединения России к ВТО;
3. Проанализировать опыт стран СНГ присоединения к ВТО;
4. Изучить текущее состояние сельского хозяйства в Росии;
5. Проанализировать отрицательные экспертные оценки;
6. Проанализировать положительные экспертные оценки.

Содержание

Введение 3
Глава.1 Теоретические аспекты 6
1.1 Особенности функционирования рынка сельского хозяйства 6
1.2 Условия присоединения для агропромышленного комплекса Российской Федерации ко Всемирной торговой организации 9
1.3 Опыт стран СНГ вступивших в ВТО 16
Глава 2. Практические аспекты 22
2.1 Текущее состояние агропромышленного комплекса в Российской Федерации 22
2.2 Отрицательные экономические прогнозы влияния на агропромышленный комплекс Российской Федерации во Всемирной торговой организации 28
2.3 Положительные экономические прогнозы влияния на агропромышленный комплекс Российской Федерации во Всемирной торговой организации 40
Заключение 44
Список литературы 48

Вложенные файлы: 1 файл

kursovaya_VED.docx

— 81.56 Кб (Скачать файл)

По-прежнему в России 90% производственных мощностей хлебозаводов сосредоточено на 990 предприятиях, в то время как на 260 предприятий приходится всего 10% мощностей. Кроме них на рынке хлебопекарной продукции производственную деятельность ведут порядка десяти тысяч мини-пекарен и мелких предприятий, объемы производства хлебобулочной продукции которых статистикой не учитываются.

Основной целью  модернизации предприятия является повышение рентабельности. Рост стоимости  энергоносителей привёл к необходимости  инвестировать в современные  технологии производства.

Рассмотрев ключевые отрасли агропродовольственного комплекса  российской экономики, можно говорить о том, что несмотря на наличие  серьезных проблем, сказывающихся на конкурентоспособности этих отраслей на внешнем и внутренних рынках, данные сегменты пищевой промышленности на сегодняшний день являются наиболее перспективными с точки зрения инвестиционной привлекательности и инновационного развития.

 

 

 

 

2.2 Отрицательные экономические прогнозы влияния на агропромышленный комплекс Российской Федерации во Всемирной торговой организации

Мнение отраслевых аграрных союзов.

Условия присоединения России к ВТО оказались неожиданными ля отраслевых аграрных союзов.

Неожиданность параметров присоединения  России к ВТО председатель правления  Национального союза производителей молока (СОЮЗМОЛОКО) Андрей Даниленко  объясняет конфиденциальностью  переговоров. «Очень большой пакет  документов по присоединению России к ВТО подписан в 2004-2006гг. Изменить их уже нельзя. Они были под грифом «секретно» и исключительно для  служебного пользования. Никто из отраслевых союзов не был в курсе. Нами обсуждались  различные слухи и проекты» - поясняет специалист. А.Даниленко обращает внимание, что в момент подписания тех соглашений «экономические условия были совсем  другие», например, не было нацпроекта «Развитие АПК».

Для молочной отрасли условия  тоже оказались хуже, чем предполагалось.»  Мы знали, что будет снижение пошлин на ключевую молочную продукцию –  сухое молоко, сыр и масло. После  знакомства с деталями мы не в восторге», - говорит А.Даниленко. Но отношение  молочников к ВТО будет зависеть от готовности государства компенсировать отрасли потери из-за неравной конкуренции  с теми, кто имеет большую государственную  поддержку. «Её оказывают все  государства мира», - утверждает эксперт. По самым предварительным расчетам СОЮЗМОЛОКО, отрасли требуется удвоение поддержки по сравнению с теми 27 млрд руб., которые она имеет  сейчас.

Президент Российского зернового  союза( РЗС) Аркадий Злочевский сообщил: «Декларировать, что средний уровень  пошлин на агропромышленные товары  в течение имплементационного периода( времени, когда российские правила  постепенно меняются в направлении  действующих в ВТО.) снизится с 21 до 18,6 %. Сейчас речь идет о снижении с 14 до11%. «Прямые потери России от вступления в  ВТО составляет более 1,5 трлн руб. ежегодно», - заявил президент Ассоциации производителей сельхозтехники «Росагромаш» Константин Бабкин на заседании глав отраслевых ассоциаций производственного  бизнеса и экспертов. Участники  рынка утверждают, что для сельского  хозяйства цена вступления России в  ВТО составляет порядка 300 млрд руб. потерь в год. По итогам заседания  было принято обращение к правительству  с призывом отказаться от ратификации  соглашений о присоединении к  организации.

Особенно трагической  представляется участь сельхозмашиностроения, «Сельхозмашин сейчас в России производится примерно на 1 млрд долларов в год. Цена вступления в ВТО – этой отрасли  не будет, 50 тыс.человек окажутся на улице», - утверждает К.Бабкин. По его  словам, на продукцию сельхозмашиностроения  все барьеры снимаются сразу  после ратификации соглашений о  присоединении к ВТО, адаптации  на закупку сельхозтехники распространяются на иностранную технику, « в том  числе бывший в употреблении хлам». Машиностроитель требуют отказаться от вступления в ВТО и «начать  переговоры».5

Вступление в ВТО сулит  проблемы для сельского хозяйства. Во-первых, в соответствии с условиями  вступления, таможенные пошлины на импортируемую  сельскохозяйственную продукцию снизятся примерно на 5%-ных  пунктов. Это потянет вниз цены и  цены отечественных сельхоз производителей.  На первый взгляд, это немного. Но поскольку  рентабельность сельского хозяйства  у нас невелика, и составляет последние  годы 9 - 11%, то это снижение означает потерю примерно 50% прибыли. То есть рентабельность сельского хозяйства в целом  только за счет этого фактора снизится до 5 - 6%. А ведь для устойчивого  расширенного воспроизводства для  хозяйств, производящих растениеводческую  и животноводческую продукцию, необходимо иметь рентабельность не менее 30%.

Но рентабельность зависит не только от цен на сельхозпродукцию, а и  от цен на используемые ресурсы и  средства производства. Как известно, наше сельское хозяйство уже два  десятилетия выживает в драконовских условиях диспаритета цен: рост стоимости  средств производства в динамике значительно опережает рост цен  на сельхозпродукцию.

Формально у России перед другими  членами ВТО нет обязательств по поддержанию или подтягиванию цен на газ, нефть, бензин, дизельное  топливо, электричество до уровня мировых. Но они должны будут всем потребителям продаваться с прибылью. Это –  требование ВТО. А это уже означает рост цен. И правительство поднимает  их с опережением, на 15 - 25% ежегодно. Этот рост приторможен до 6,5% на период выборов, но на 2013-2014 годы снова запланирован их рост как минимум 10 - 11%.

А цены на базовые энергетические ресурсы тянут за собой практически  все остальные цены. И особенно сильно при этом растут цены на промышленные средства производства для сельхозтоваропроизводителей, являющихся в большинстве некрупными предприятиями с биологической, скоропортящейся продукцией. Этот фактор будет теперь действовать в условиях сокращения производства вследствие усиления конкуренции с импортом. А это  означает, что рентабельность сельского  хозяйства в силу уже названных  факторов быстро опустится до нуля, плюс минус пару процентов.

До вступления в ВТО государство  могло прямыми субсидиями частично компенсировать селу эти ежегодные  потери. Отчасти потери также компенсировались ростом цен на сельхозпродукцию.

Поскольку ВТО требует снижения объемов прямой господдержки, компенсации  потерь на средства производства ждать  уже не придется. Формально наша страна может поднять прямую поддержку  в 2012 году до $9 млрд, но далее должна опустить ее до $4,4 млрд, то есть до 130 - 140 млрд руб. к 2018 году. Но в 2012 году на господдержку выделено как раз 130 млрд. руб. и пока увеличивать эту сумму не собираются.

Для подъема рентабельности сельхозпроизводства  и его инвестиционных возможностей государство могло бы повысить суммы  субсидий, тем более, что пока они  несопоставимо низки по сравнению  с нашими западными конкурентами. В ЕС поддержка на гектар в 20 раз  выше, чем в России, а в расчете  на один евро (или рубль) выручки  эта поддержка составляет примерно 20% против 3% - 4% в России. Но увеличение прямой поддержки, то есть, так называемой желтой, или янтарной, корзины субсидий после вступления в ВТО будет  невозможно.

Мы можем увеличивать поддержку  за счет мер, не влияющих прямо на цены продукции и ресурсов, например, путем предоставления субсидий на гектар посевов или на голову скота, зафиксировав их объем. Но такие субсидии эффективны лишь в условиях сокращения производства. Можно без ограничений увеличивать  поддержку науки, образования, консультационного  обслуживания, страхования в пределах 70% стоимости, поддержку развития инфраструктуры, строительство дорог и т.д. Это  важно и нужно, особенно в условиях бедствования нашей науки, вымирания  сел и т.д., но это не решает проблемы повышения рентабельности сельхозпродукции

Поэтому, на наш взгляд, рентабельность нашего сельского хозяйства будет  после вступления в ВТО снижаться, даже с учетом субсидий, практически  до нуля. Что потребует от Правительства  принятия дополнительных мер.

Шансы на стабильное развитие сохранятся лишь у тех отраслей, где создан хороший задел, и которые при  вступлении в ВТО защищены пошлинами  и квотами, то есть ограничениями  на объем ввоза по импорту. Одна из таких отраслей – промышленное птицеводство. Благодаря квотам на импорт мяса птицы  и инвестициям, наши производители  куриного мяса вытесняют с рынка  зарубежных конкурентов и отрасль  успешно развивается. Сегодня это, пожалуй, единственная отрасль сельского  хозяйства, которая может существовать в условиях ВТО, обеспечивая продукцией не только внутренней рынок, но и продвигаясь  на внешний.

Казалось бы, похожая ситуация с  производством свинины: отрасль  на подъеме и квоты сохранились. Наш Минсельхоз даже утверждает, что  в ближайшие два года Россия выполнит показатели, заданные Доктриной продовольственной  безопасности не только по мясу птицы, но и по производству свинины. И предполагает рост экспорта продукции.

Стоит, однако, напомнить, что отечественное  птицеводство перешло на промышленную основу еще в семидесятые годы прошлого века, а вторично начало развиваться  с 1999 года. За это время практически  все крупные птицефабрики провели  масштабные реконструкции, освоили  новейшие технологии. А в свиноводство первые крупные инвестиции начались позже, пять – шесть лет назад, с запуском приоритетного национального  проекта «Развитие АПК». За минувшую пятилетку появились новые свинокомплексы, тоже работающие по современным западным технологиям.

По большому счету, отрасль только учится использовать свои преимущества. Она не может стать конкурентоспособной  в один миг. Сегодня около одного миллиона тонн свинины производится в личных подсобных хозяйствах. Еще  примерно 600 тыс. тонн – на малоэффективных  фермах. А мы, вступая в ВТО, обязались  снизить пошлины на живых свиней с 40% до 5%, причем квоты на этот импорт не распространяются. А на ввоз свинины  в рамках квоты пошлина упадет с существующих 15% до нуля. Не исключено, что благодаря такому «подарку», в ближайшей перспективе эти  формы хозяйствования в свиноводческой отрасли перестанут существовать. Трудно будет конкурировать и крупным  производителям с импортом при такой  «форе», подаренной ему нашим правительством. Уже сейчас остановлено строительство  ряда крупных свинокомплексов.

Так что, вряд ли через два года Россия способна будет вывозить свою свинину на международный рынок  в значительных количествах.

Можно поставить вопрос: почему наши переговорщики согласились на такие  кабальные условия по свинине? Надо напомнить, что отечественные свиноводы  уже в 2008 – 2009 годах выступили  против пошлин в 5%, и они были повышены до 15%. Судя по всему, к 2008 году вопрос о  пошлинах на живых свиней был уже  согласован переговаривающимися сторонами, исходя из факта пошлины в 5%. И  наша сторона опасалась, что возврат  к этому вопросу потянет за собой новые встречные требования к нам. Так что, этот негатив –  прямой результат чрезмерной секретности  переговоров, закрытости от экспертного  сообщества.

А по говядине дела тоже не очень хороши. Производство в убойном весе составляло в 2010 году около 1700 тыс. тонн и оно  систематически падает. Импорт по квоте  составляет 560 тыс. тонн, и существенное количество ввозится вне квоты. В  целом, по говядине Россия зависит от импорта на 43-45%.

Развитие специализированной отрасли  мясного скотоводства в нашей  стране, как известно, в зачаточном состоянии. Доля «чисто» мясного  скота в общем объеме поголовья  не превышает двух процентов. Основным поставщиком отечественной говядины на внутренний рынок остаются молочно-товарные фермы и комплексы. Система по откорму молочных бычков крупного рогатого скота была разрушена еще в 1990-х. Взамен не создано почти ничего. Бычков не откармливают, а реализуют  с колоссальным убытком.

Также, как выяснилось сравнительно недавно, согласно международным договоренностям  по ВТО, прежде всего с Австралией, Канадой, США и Аргентиной, Россия обязуется обеспечить доступ на рынок  так называемой высококачественной говядины с ввозной таможенной пошлиной 15%, но без количественных ограничений. Изучив документы по вступлению в  ВТО, эксперты и участники мясного  рынка обратили внимание на то, что  формулировка соглашений, подписанных  Россией, позволяет импортерам трактовать ее в свою пользу и завозить обычные  отруба в обход квот. По оценке президента агрохолдинга «Мираторг» В. Линника, завоз  сверх квоты на этой основе может  достигать 35-45% от ее величины. Это означает, что производство мясной говядины мы можем потерять, так и не начав  его развивать, а, главное, отечественные  сельхозпроизводители получат снижение объемов рынка, то есть, доходов и  числа рабочих мест.

К тому же, ввозные пошлины на мясопродукцию  снижаются с 25 до 15%, что создает  условия для мощного нового давления на нашу мясоперерабатывающую промышленность и сельское хозяйство, а также  для ввоза и продаж населению  некачественной продукции.

Все это ударит и по животноводству, и по зерновому производству, так  как зерно – основа кормопроизводства. Спрос на зерно начнет заметно  сокращаться, а это ведет к  снижению объемов и цен.

Информация о работе Сравнительный анализ экономических прогнозов влияния на агропромышленный комплекс Российской Федерации во Всемирной торговой организа