Становление торговли национальной экономики в переходный период

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 11:58, научная работа

Краткое описание

Цель диссертационного исследования – теоретическая оценка современного состояния торговли и разработка научно-методических основ концепции развития оптово-посреднических услуг на продовольственном рынке.
Для реализации цели в процессе исследования поставлены и решены следующие задачи:
-изучить теоретические основы сущности, функций и структуры торговли национальной экономики;
-исследовать роль торговли в формировании экспортно-ориентированной и импортозамещающей национальной экономики на пути перехода к рынку;
-проанализировать значение создания эффективной инфраструктуры в развитии торговли;
-изучить и обобщить опыт функционирования торговых предприятий в странах с развитой рыночной экономикой и возможность его применения на рынке республики;
-подвергнуть рассмотрению уровень развития оптовой сферы продовольственного рынка региона республики;
-определить критерии и показатели эффективности функционирования оптово-посреднических предприятий;
-обосновать целесообразность создания межрегионального маркетингового центра в национальной экономике;
-осуществить прогнозный расчет основных показателей хозяйственно-финансовой деятельности оптовых предприятий на примере Согдийского облпотребсоюза;
-определить основные направления укрепления и повышения конкуренто-способности оптового сектора национальной экономики.

Вложенные файлы: 1 файл

Автореферат Ишонова 280412.doc

— 256.00 Кб (Скачать файл)

Рассматривать инфраструктуру торговли необходимо в рамках всей рыночной инфраструктуры. Согласно институционально-эволюционного  подхода, система определяет свойства входящих в неё элементов, а они, в свою очередь, вбирают в себя характеристики образующих её элементов. Это позволяет установить какие свойства инфраструктуры рынка определяют характеристики торгового сектора экономики.

Элементы инфраструктуры рынка, сходные по основным задачам, объединены в комплексы. Среди них, в первую очередь можно выделить: организационный, материальный, информационный, финансово-кредитный, кадровый, нормативно-правовой (рис.1).

 

Рис.1. Комплексы инфраструктуры торгового сектора экономики.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Уровень развития торговли находится в прямой зависимости от степени развития инфраструктурных звеньев экономики. Так, качественное ухудшение обслуживания клиентов на транспорте непосредственно влияет на замедление оборачиваемости продукции и вложенных в нее оборотных средств предпри-ятий, рост потребности в банковских кредитах под товары в пути, конкурентоспособность отечественных товаров и соответствующий рост сложностей в работе торговых организаций и кредитно-расчетных учреждений, а также предприятий связи. Система транспортно-экспедиционных услуг формировалась в период перехода к рынку стихийно, когда шел интенсивный процесс дезинтеграции, в то время как в развитых странах происходит интеграция складского бизнеса в крупные компании и товарораспределительные центры, а это, как известно, позволяет рационализировать грузопоток, обеспечить экономию на общесистемных затратах и получать экономический эффект.

Важная проблема функционирования товарных рынков - формирование системы соответствующего информационного обеспечения. Пока этот процесс происходит стихийно, не удается учитывать создаваемые базы данных о состоянии развитии товарных рынков, не координируется деятельность производителей информации и не обеспечивается их взаимовыгодное сотрудничество. В результате фирмы не имеют надежную и полную инфор-мацию, всесторонне характеризующую состояние товарных рынков и инфраструктуру (спрос, товарное предложение, цены, условия продажи, формы обслуживания и др).

Переходной период в  Таджикистане в качестве одной из специфических своих характеристик имеет неудовлетворенное положение в области форми-рования кадровой базы рыночной инфраструктуры. Недостаточная квалифи-кация работников становится тормозом для нормального функционирования предприятий.

При переходе к рынку  качество нормативно-правового комплекса определяет негативные процессы, имеющие место, прежде всего при проведении приватизации, что вызвало массовое возникновение спекулятивных организаций в сфере обращения и в банковской сфере. Эта предопределило недоверие ко многим элементам рыночной инфраструктуры и замедлила их эффективное развитие.

Во второй главе – «Оценка уровня развития оптовой торговли продовольственными товарами в транзитивной экономике» анализируется степень развития экономики региона и его оптовой сферы, определяются эффективность торговой деятельности потребительской кооперации региона с учетом мирового опыт развития оптовой торговли.

Важными факторами, оказывающими влияние на развитие оптового рынка продовольственных товаров являются: низкий уровень развития производительных сил в аграрном секторе экономики, неэффективность сельскохозяйственного производства, недостаточная обеспеченность финан-совыми ресурсами и средствами производства, доходы населения, производство продовольственных товаров, импорт и другие факторы внешней среды. 

            

         

Таблица 1

Валовая продукция  сельского хозяйства Республики Таджикистан

(млн. сомони  в ценах 2010г)19                                    

Показатели

2002г

2005г

2006г

2007г

2008г

2009г

2010г

Среднегодовой темп роста

Валовая продукция

5562,3

6855,9

7246,7

7500,4

7957,9

8793,5

9391,4

 

темпы роста %

100,0

123,3

105,7

103,5

106,1

110,5

106,8

106,8

в том, числе:

               

-продукция растениеводства

3980,3

4724,9

5032,0

5147,7

5523,5

6219,5

6617,5

105,6

темпы роста %

100,0

118,7

106,5

102,3

107,3

112,6

106,4

_

-продукция животноводства

1558,4

2134,1

2208,8

2356,8

2429,8

2573,2

2773,9

106,7

темпы роста %

100,0

136,9

103,5

106,7

103,1

105,9

107,8

 

 

 

Так среднегодовые темпы роста валовой продукции сельского хозяйства составили за период с 2002 по 2010гг. – 106,8%, в том числе: по продукции растениеводства –105,6%, по продукции животноводства – 106,7%. В сопоставимых ценах показатели значительно ниже вышеуказанных 2005г, наиболее высокие темпы роста отмечаются в 2009годах.

Как свидетельствуют данные таблицы 1 за последние годы наблюдается тенденция увеличения объемов производства сельскохозяйственной продукции, что способствует реализации одной из стратегических целей государства, связанную с обеспечением продовольственной безопасности, улучшением экономического положения народа, снабжении торговых предприятий товарными ресурсами.

         Вместе с тем, продовольственная проблема на данный момент продолжает оставаться острой. В ходе реформирования аграрного сектора был осуществлен переход к мелким дехканским хозяйствам, в результате чего преимущества крупного производства были утеряны, а эффективность новых форм организации не достигнута. Производительные силы республики в нынешней ситуации не в состоянии производить достаточного объема продуктов питания в соответствии с физиологическими нормами потребления, составленными ВОЗ. За исключением картофеля и овощей отечественное производство не отвечает критериям продовольственной безопасности.

На формирование потребительского рынка существенное влияние оказывает спрос населения, объем и структуру которого определяют денежные доходы населения. В условиях экономической стабильности с ростом денежных доходов увеличивается доля расходов на покупку непродовольственных товаров, что следует из закона Энгеля. Рост денежных доходов населения приводит к существенным изменениям внутри продовольственной и непродовольственной группы товаров. Так, с ростом денежных доходов в расчете на одного члена семьи увеличивается доля расходов на покупку мяса и мясопродуктов, яиц, кондитерских изделий, фруктов, при этом уменьшается доля расходов на покупку картофеля, хлеба и хлебобулочных изделий.

  Таблица 2

Среднедушевые денежные доходы населения Республики Таджикистан20

 

годы

2010г в %

2002

2005

2008

2009

2010

2002г

2005г

2008г

2009

В целом по Республике

в сомони

29,7

55,5

153,2

155,7

190,2

640,4

342,7

124,1

122,2

в долл. США

9,9

17,8

44,6

44,7

43,4

438,4

243,8

97,3

97,1

в том числе:

Согдийская область

в сомони

34,03

75,2

174,5

 

202,5

277,9

816,6

369,5

159,2

137,3

в долл. США

7,6

16,8

39

48,9

63,4

834,2

377,4

162.6

129,6


 

Среднедушевые денежные доходы населения республики возросли в 2010г. по сравнению с 2002г на 160,5 сомони по Согдийской области на 243,87 сомони.

В ходе статистического анализа покупательского спроса выявляется ряд общих и специфических условий, определяющих процесс его формирования и развития. К общим условиям относятся: экономические, социальные и демографические. Среди экономических условий наибольшее значение имеют развитие производства, уровень цен и денежные доходы населения.

От степени развития производства зависит, с одной стороны, размер денежных доходов населения, с другой стороны, именно в нем  создаются материальные возможности  снижения затрат на выпуск товаров, а значит, и снижения цен на эти товары. Среднемесячное значение покупательной способности денежных доходов населения на основные продукты питания на члена домохозяйства отражены в таблице 3. Как свидетельствуют данные таблицы в структуре потребительских расходов основное место, занимают хлеб, хлебобулочные изделия и картофель.

Таблица 3

Структура потребительских  расходов домашних хозяйств21

Продовольственные

Товары

Республика Таджикистан

Согдийская область

2002

2005

2008

2009

2010

2002

2005

2008

2009

2010

Мясо, кг

1,60

4,26

9,61

10,68

11,73

2,14

5,21

11,78

13,72

15,40

Хлеб, хлебобулочные изделия, кг.

9,27

13,03

26,51

28,45

27,47

6,99

11,3

29,31

30,68

31,01

Молоко, литр

1,39

2,49

2,46

2,71

2,93

1,64

2,33

6,24

7.79

8,97

Яйца куриные тыс. шт.

0,35

0,60

0,83

1,25

1,41

0,38

0,86

1,75

1.87

2,10

Картофель, кг.

1,41

1,96

2,41

2,89

3,22

0,97

2,01

3,4

3,92

5,13

Рыба, кг.

0,03

0,03

0,23

0,11

0,11

0,01

0,03

0,05

0.04

0,05


 

Качественное и количественное состояние материально – технической  базы розничной торговли существенно  влияют на структуру и функцио-нирование оптовой торговли. В зависимости от типа предприятия, его объема товарооборота, размера торговой площади, технической оснащенности определяется объем закупаемых товаров и структура торгового ассортимента. Как свидетельствуют данные таблицы, в последние годы наблюдается рост числа предприятий розничной сети и рынков. Вместе с тем число предприятий общественного питания особенно в сельской местности имеет тенденцию к сокращению.

В переходной экономике  Таджикистана становление оптового рынка происходит на базе разрушение государственной системы оптовой торговли и снижения роли потребительской кооперации в этой сфере. Деконцентрация экономики и формирования большого количества фермерских и личных подсобных хозяйств привело к преобладанию мелкого товарного производства и натурального хозяйств в области производства и торговли продовольственными товарами. В розничной торговле неорганизованный рынок стал занимать преобладающее место (93%). На этой основе стали развиваться различные формы оптовой торговли. В самом общем виде их можно классифицировать в следующем виде.

1. Оптовая торговля  на неорганизованном и стихийном рынке. Специфика оптовой торговли продовольственными товарами на этом рынке заключается в: а) диком характере рынка, в основном связанная с восточным базаром, где формирования цены происходит на основе свободного соотношения спроса и предложения; б) одном лице сочетаются производитель, оптовик и продавец в розницу; в) лице одного продавца сочетается оптовик и розничная сеть; г) условиях импорта продовольственных товаров, оптовик отделяется от производителя и розничной сети, самостоятельно он продает свои товары в сети розничной торговли. Особого внимания заслуживает импорт хлеба и хлебобулочных изделий. В оптовой и розничной торговле мукой значительное место занимает неорганизованный, базарный и дикий рынок. Оптовики, этот вид важного для национальной экономики продукта, привозят из Казахстана или покупают у отечественных производителей. Импорт муки осуществляется крупными партиями частниками. Но, их издержки более высокие, чем производство на внутреннем рынке. В Согдийской области уровень удовлетворения населения в хлебе и хлебобулочных изделиях составил более 60% в 2010г. По уровню самообеспеченности на основе рациональных норм питания мы производим картофеля и овощей больше необходимого объема, а по другим видам продовольственных товаров степень обеспеченности очень низкая: мясо и мясопродукты - 6,1%, яйца - 1,4%, молоко и молочные продукты - 0, 09%, сахар и кондитерские изделия - 2, 9%, фрукты свежие - 43, 2% и растительное масло - 16, 7%. Республика, являясь аграрной страной, по многим видам продовольственных товаров импортирует их. Это закономерно снижает уровень продовольственной безопасности экономики республики. В этом случае, внешние шоки очень сильно влияют на экономику Таджикистана. Так, в 2011г. рост цен на продукты питания в странах Евросоюза был в пределах 2%, в России – 6%, а в Таджикистане вслед за республикой Беларусь на уровне и в среднем – 30%. Кроме этого структурная инфляция или рост цен на ГСМ также подстегивало подорожание продовольственных продуктов.

Информация о работе Становление торговли национальной экономики в переходный период