Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 11:58, научная работа
Цель диссертационного исследования – теоретическая оценка современного состояния торговли и разработка научно-методических основ концепции развития оптово-посреднических услуг на продовольственном рынке.
Для реализации цели в процессе исследования поставлены и решены следующие задачи:
-изучить теоретические основы сущности, функций и структуры торговли национальной экономики;
-исследовать роль торговли в формировании экспортно-ориентированной и импортозамещающей национальной экономики на пути перехода к рынку;
-проанализировать значение создания эффективной инфраструктуры в развитии торговли;
-изучить и обобщить опыт функционирования торговых предприятий в странах с развитой рыночной экономикой и возможность его применения на рынке республики;
-подвергнуть рассмотрению уровень развития оптовой сферы продовольственного рынка региона республики;
-определить критерии и показатели эффективности функционирования оптово-посреднических предприятий;
-обосновать целесообразность создания межрегионального маркетингового центра в национальной экономике;
-осуществить прогнозный расчет основных показателей хозяйственно-финансовой деятельности оптовых предприятий на примере Согдийского облпотребсоюза;
-определить основные направления укрепления и повышения конкуренто-способности оптового сектора национальной экономики.
Рассматривать инфраструктуру
торговли необходимо в рамках всей
рыночной инфраструктуры. Согласно институционально-
Элементы инфраструктуры рынка, сходные по основным задачам, объединены в комплексы. Среди них, в первую очередь можно выделить: организационный, материальный, информационный, финансово-кредитный, кадровый, нормативно-правовой (рис.1).
Рис.1. Комплексы инфраструктуры торгового сектора экономики.
Уровень развития торговли находится в прямой зависимости от степени развития инфраструктурных звеньев экономики. Так, качественное ухудшение обслуживания клиентов на транспорте непосредственно влияет на замедление оборачиваемости продукции и вложенных в нее оборотных средств предпри-ятий, рост потребности в банковских кредитах под товары в пути, конкурентоспособность отечественных товаров и соответствующий рост сложностей в работе торговых организаций и кредитно-расчетных учреждений, а также предприятий связи. Система транспортно-экспедиционных услуг формировалась в период перехода к рынку стихийно, когда шел интенсивный процесс дезинтеграции, в то время как в развитых странах происходит интеграция складского бизнеса в крупные компании и товарораспределительные центры, а это, как известно, позволяет рационализировать грузопоток, обеспечить экономию на общесистемных затратах и получать экономический эффект.
Важная проблема функционирования товарных рынков - формирование системы соответствующего информационного обеспечения. Пока этот процесс происходит стихийно, не удается учитывать создаваемые базы данных о состоянии развитии товарных рынков, не координируется деятельность производителей информации и не обеспечивается их взаимовыгодное сотрудничество. В результате фирмы не имеют надежную и полную инфор-мацию, всесторонне характеризующую состояние товарных рынков и инфраструктуру (спрос, товарное предложение, цены, условия продажи, формы обслуживания и др).
Переходной период в Таджикистане в качестве одной из специфических своих характеристик имеет неудовлетворенное положение в области форми-рования кадровой базы рыночной инфраструктуры. Недостаточная квалифи-кация работников становится тормозом для нормального функционирования предприятий.
При переходе к рынку качество нормативно-правового комплекса определяет негативные процессы, имеющие место, прежде всего при проведении приватизации, что вызвало массовое возникновение спекулятивных организаций в сфере обращения и в банковской сфере. Эта предопределило недоверие ко многим элементам рыночной инфраструктуры и замедлила их эффективное развитие.
Во второй главе – «Оценка уровня развития оптовой торговли продовольственными товарами в транзитивной экономике» анализируется степень развития экономики региона и его оптовой сферы, определяются эффективность торговой деятельности потребительской кооперации региона с учетом мирового опыт развития оптовой торговли.
Важными факторами, оказывающими влияние на развитие оптового рынка продовольственных товаров являются: низкий уровень развития производительных сил в аграрном секторе экономики, неэффективность сельскохозяйственного производства, недостаточная обеспеченность финан-совыми ресурсами и средствами производства, доходы населения, производство продовольственных товаров, импорт и другие факторы внешней среды.
Таблица 1
Валовая продукция сельского хозяйства Республики Таджикистан
(млн. сомони
в ценах 2010г)19
Показатели |
2002г |
2005г |
2006г |
2007г |
2008г |
2009г |
2010г |
Среднегодовой темп роста |
Валовая продукция |
5562,3 |
6855,9 |
7246,7 |
7500,4 |
7957,9 |
8793,5 |
9391,4 |
|
темпы роста % |
100,0 |
123,3 |
105,7 |
103,5 |
106,1 |
110,5 |
106,8 |
106,8 |
в том, числе: |
||||||||
-продукция растениеводства |
3980,3 |
4724,9 |
5032,0 |
5147,7 |
5523,5 |
6219,5 |
6617,5 |
105,6 |
темпы роста % |
100,0 |
118,7 |
106,5 |
102,3 |
107,3 |
112,6 |
106,4 |
_ |
-продукция животноводства |
1558,4 |
2134,1 |
2208,8 |
2356,8 |
2429,8 |
2573,2 |
2773,9 |
106,7 |
темпы роста % |
100,0 |
136,9 |
103,5 |
106,7 |
103,1 |
105,9 |
107,8 |
Так среднегодовые темпы роста валовой продукции сельского хозяйства составили за период с 2002 по 2010гг. – 106,8%, в том числе: по продукции растениеводства –105,6%, по продукции животноводства – 106,7%. В сопоставимых ценах показатели значительно ниже вышеуказанных 2005г, наиболее высокие темпы роста отмечаются в 2009годах.
Как свидетельствуют данные таблицы 1 за последние годы наблюдается тенденция увеличения объемов производства сельскохозяйственной продукции, что способствует реализации одной из стратегических целей государства, связанную с обеспечением продовольственной безопасности, улучшением экономического положения народа, снабжении торговых предприятий товарными ресурсами.
Вместе с тем, продовольственная проблема на данный момент продолжает оставаться острой. В ходе реформирования аграрного сектора был осуществлен переход к мелким дехканским хозяйствам, в результате чего преимущества крупного производства были утеряны, а эффективность новых форм организации не достигнута. Производительные силы республики в нынешней ситуации не в состоянии производить достаточного объема продуктов питания в соответствии с физиологическими нормами потребления, составленными ВОЗ. За исключением картофеля и овощей отечественное производство не отвечает критериям продовольственной безопасности.
На формирование потребительского рынка существенное влияние оказывает спрос населения, объем и структуру которого определяют денежные доходы населения. В условиях экономической стабильности с ростом денежных доходов увеличивается доля расходов на покупку непродовольственных товаров, что следует из закона Энгеля. Рост денежных доходов населения приводит к существенным изменениям внутри продовольственной и непродовольственной группы товаров. Так, с ростом денежных доходов в расчете на одного члена семьи увеличивается доля расходов на покупку мяса и мясопродуктов, яиц, кондитерских изделий, фруктов, при этом уменьшается доля расходов на покупку картофеля, хлеба и хлебобулочных изделий.
Таблица 2
Среднедушевые денежные доходы населения Республики Таджикистан20
годы |
2010г в % | ||||||||
2002 |
2005 |
2008 |
2009 |
2010 |
2002г |
2005г |
2008г |
2009 | |
В целом по Республике в сомони |
29,7 |
55,5 |
153,2 |
155,7 |
190,2 |
640,4 |
342,7 |
124,1 |
122,2 |
в долл. США |
9,9 |
17,8 |
44,6 |
44,7 |
43,4 |
438,4 |
243,8 |
97,3 |
97,1 |
в том числе: Согдийская область в сомони |
34,03 |
75,2 |
174,5 |
202,5 |
277,9 |
816,6 |
369,5 |
159,2 |
137,3 |
в долл. США |
7,6 |
16,8 |
39 |
48,9 |
63,4 |
834,2 |
377,4 |
162.6 |
129,6 |
Среднедушевые денежные доходы населения республики возросли в 2010г. по сравнению с 2002г на 160,5 сомони по Согдийской области на 243,87 сомони.
В ходе статистического анализа покупательского спроса выявляется ряд общих и специфических условий, определяющих процесс его формирования и развития. К общим условиям относятся: экономические, социальные и демографические. Среди экономических условий наибольшее значение имеют развитие производства, уровень цен и денежные доходы населения.
От степени развития производства зависит, с одной стороны, размер денежных доходов населения, с другой стороны, именно в нем создаются материальные возможности снижения затрат на выпуск товаров, а значит, и снижения цен на эти товары. Среднемесячное значение покупательной способности денежных доходов населения на основные продукты питания на члена домохозяйства отражены в таблице 3. Как свидетельствуют данные таблицы в структуре потребительских расходов основное место, занимают хлеб, хлебобулочные изделия и картофель.
Таблица 3
Структура потребительских расходов домашних хозяйств21
Продовольственные Товары |
Республика Таджикистан |
Согдийская область | ||||||||
2002 |
2005 |
2008 |
2009 |
2010 |
2002 |
2005 |
2008 |
2009 |
2010 | |
Мясо, кг |
1,60 |
4,26 |
9,61 |
10,68 |
11,73 |
2,14 |
5,21 |
11,78 |
13,72 |
15,40 |
Хлеб, хлебобулочные изделия, кг. |
9,27 |
13,03 |
26,51 |
28,45 |
27,47 |
6,99 |
11,3 |
29,31 |
30,68 |
31,01 |
Молоко, литр |
1,39 |
2,49 |
2,46 |
2,71 |
2,93 |
1,64 |
2,33 |
6,24 |
7.79 |
8,97 |
Яйца куриные тыс. шт. |
0,35 |
0,60 |
0,83 |
1,25 |
1,41 |
0,38 |
0,86 |
1,75 |
1.87 |
2,10 |
Картофель, кг. |
1,41 |
1,96 |
2,41 |
2,89 |
3,22 |
0,97 |
2,01 |
3,4 |
3,92 |
5,13 |
Рыба, кг. |
0,03 |
0,03 |
0,23 |
0,11 |
0,11 |
0,01 |
0,03 |
0,05 |
0.04 |
0,05 |
Качественное и количественное
состояние материально –
В переходной экономике Таджикистана становление оптового рынка происходит на базе разрушение государственной системы оптовой торговли и снижения роли потребительской кооперации в этой сфере. Деконцентрация экономики и формирования большого количества фермерских и личных подсобных хозяйств привело к преобладанию мелкого товарного производства и натурального хозяйств в области производства и торговли продовольственными товарами. В розничной торговле неорганизованный рынок стал занимать преобладающее место (93%). На этой основе стали развиваться различные формы оптовой торговли. В самом общем виде их можно классифицировать в следующем виде.
1. Оптовая торговля на неорганизованном и стихийном рынке. Специфика оптовой торговли продовольственными товарами на этом рынке заключается в: а) диком характере рынка, в основном связанная с восточным базаром, где формирования цены происходит на основе свободного соотношения спроса и предложения; б) одном лице сочетаются производитель, оптовик и продавец в розницу; в) лице одного продавца сочетается оптовик и розничная сеть; г) условиях импорта продовольственных товаров, оптовик отделяется от производителя и розничной сети, самостоятельно он продает свои товары в сети розничной торговли. Особого внимания заслуживает импорт хлеба и хлебобулочных изделий. В оптовой и розничной торговле мукой значительное место занимает неорганизованный, базарный и дикий рынок. Оптовики, этот вид важного для национальной экономики продукта, привозят из Казахстана или покупают у отечественных производителей. Импорт муки осуществляется крупными партиями частниками. Но, их издержки более высокие, чем производство на внутреннем рынке. В Согдийской области уровень удовлетворения населения в хлебе и хлебобулочных изделиях составил более 60% в 2010г. По уровню самообеспеченности на основе рациональных норм питания мы производим картофеля и овощей больше необходимого объема, а по другим видам продовольственных товаров степень обеспеченности очень низкая: мясо и мясопродукты - 6,1%, яйца - 1,4%, молоко и молочные продукты - 0, 09%, сахар и кондитерские изделия - 2, 9%, фрукты свежие - 43, 2% и растительное масло - 16, 7%. Республика, являясь аграрной страной, по многим видам продовольственных товаров импортирует их. Это закономерно снижает уровень продовольственной безопасности экономики республики. В этом случае, внешние шоки очень сильно влияют на экономику Таджикистана. Так, в 2011г. рост цен на продукты питания в странах Евросоюза был в пределах 2%, в России – 6%, а в Таджикистане вслед за республикой Беларусь на уровне и в среднем – 30%. Кроме этого структурная инфляция или рост цен на ГСМ также подстегивало подорожание продовольственных продуктов.
Информация о работе Становление торговли национальной экономики в переходный период