Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 11:58, научная работа
Цель диссертационного исследования – теоретическая оценка современного состояния торговли и разработка научно-методических основ концепции развития оптово-посреднических услуг на продовольственном рынке.
Для реализации цели в процессе исследования поставлены и решены следующие задачи:
-изучить теоретические основы сущности, функций и структуры торговли национальной экономики;
-исследовать роль торговли в формировании экспортно-ориентированной и импортозамещающей национальной экономики на пути перехода к рынку;
-проанализировать значение создания эффективной инфраструктуры в развитии торговли;
-изучить и обобщить опыт функционирования торговых предприятий в странах с развитой рыночной экономикой и возможность его применения на рынке республики;
-подвергнуть рассмотрению уровень развития оптовой сферы продовольственного рынка региона республики;
-определить критерии и показатели эффективности функционирования оптово-посреднических предприятий;
-обосновать целесообразность создания межрегионального маркетингового центра в национальной экономике;
-осуществить прогнозный расчет основных показателей хозяйственно-финансовой деятельности оптовых предприятий на примере Согдийского облпотребсоюза;
-определить основные направления укрепления и повышения конкуренто-способности оптового сектора национальной экономики.
Система функций МЦМ интегрирует три основных элемента:
- торговые операции (снабжение
и сбыт продукции, создание
интегрированных сетей
- финансовые операции (инвестиционная деятельность, факторинг, лизинг, клиринг и др.);
-информационная деятельность (инжиринг,
информационно-консультационно-
Рисунок 2. Структура МЦМ.
Благоприятные условия бизнеса в регионе, которые можно создать, при участии МЦМ важны для развития реального сектора экономики. Создание кооперационных сетей в промышленности, в оптовом секторе, инжиринговые услуги при освоении и запуске новых технологий, лизинг оборудования, открытие новых предприятий, инвестирование проектов, получение информации о состоянии и перспективах рынка – всё это аспекты, направленные на формирование эффективного института и рыночных отношений (Примерная) структура МЦМ отражена на рисунке 2.
Основной функцией предприятий оптовой торговли является продажа товаров в розничную сеть. Высокая степень удовлетворения потребностей ведет к увеличению объема продаж, поэтому важно правильно формировать ассортимент. Его формирование происходит с учетом оборачиваемости товаров, товарных запасов, динамики оборота предприятия, оборота за соответствующий период прошлого года и прибыли.
В большинстве случаев при
Для субъектов оптово-посреднического сектора экономики, на наш взгляд, конкурентоспособность представляется нам как комплекс черт, свойств и факторов, обеспечивающих преимущества в обеспечение эффективного использования ресурсов оптово-посреднических структур на потребительском рынке.
Конкурентоспособность на продовольственном рынке национальной экономики Таджикистана в решающей мере предопределяется уровнем и степенью развития конкуренции на оптовом продовольственном рынке. Конкуренция определяет и оценивает конкурентоспособность отдельного товара, группы товаров и всего рынка оптовой торговли продовольственных товаров. Основным критерием оценки является свободное ценообразование на основе соотношения спроса и предложения. Степень неконкурентности рынка продовольственных товаров определяется факторами ограничивающими конкуренцию. В рыночной экономике кроме конкуренции существует другие регулирующие силы цены. Дж. Стюарт Милль пишет об этом следующие слова: « Но предполагать, будто бы конкуренция на самом деле имеет столь неограниченную силу, значило бы придерживаться совершенно превратного представления о действительном ходе человеческих дел»26. Далее он пишет о том, что «… конкуренция не встречает никаких помех ни в сущности дела, ни в искусственных препятствиях…»27. Здесь имеет место два момента: во – первых, существуют силы или факторы, которые формируют цену, кроме свободной конкуренции и, во – вторых, есть факторы – помехи, ограничивающие действие конкуренции. Например, к такому роду помех относятся методы нечестной конкуренции. Говоря о других факторах регулирующих цены пишется: «Я не говорю об естественных или искусственных монополиях или о каком – либо вмешательстве власти в свободный ход производства или обмена»28. Думается, что имеется ввиду два момента. 1. Есть три силы регулирующие образования цены и объема производства: естественные или искусственные монополии и вмешательство государства. 2. Этот процесс происходит в производстве или обмене.
Свободное соотношение между спросом и предложением формирует цены и объем производства по продовольственным продуктам. Количество производителей и торгующих большое и ни один из них не определяет цену производства и обмена товаров. Вход и выход из отрасли свободный и в отрасли производится стандартизированный продукт. Но, несмотря на эти признаки свободной конкуренции, не наблюдается борьбы за прогрессирующий выпуск продукции и улучшение качественных показателей субъектов экономики. Можно поставить вопрос: по каким причинам это происходит? 1. Производство и оптовая торговля продовольственными товарами даны тем субъектам, которые не обладали опытом хозяйствования в условиях рыночной экономики. Они не имеют нужной квалификации и образования, которые необходимы в условиях рынка. 2. Адекватной государственной и инфраструктурной поддержки производства и обмена продовольственных товаров не существует. Поэтому имеет место вялая и пассивная конкуренция. Синоним этого термина использован в классической литературе: «…что в условиях свободной и активной конкуренции не может продолжаться долго»29. Эта характеристика рынка производства и торговли соответствует низкоконкурентспособному рынку продовольственных товаров. Характерными чертами этого рынка являются:
- Слабая логистика и маркетинг оптового рынка. Серьезно и по научному рынок не изучается. Личные подсобные хозяйства и фермерские хозяйства не имеют даже отделов сбыта. Идентичные условия в пищевой промышленности республики.
- Отсутствует инвестиционная, налоговая, финансовая, бюджетная, кредитная, валютная и экспортная поддержка, как производителей, так и оптовиков.
- С появлением новых форм оптовой торговли в лице частников соответствующие инфраструктуры не появляются. Речь идет о формировании складского, тарного, транспортного и других хозяйств в этой сфере торговли.
- На неорганизованном рынке в качестве оптовиков основную роль играют посредники и спекулянты, покупающие продукты питания по низкой цене и продающие их по высокой цене.
Развитие крупных оптовых предприятий базируется на росте масштабов производства и продажи товаров с появлением проблем сбыта продукции. Но у производителей сильных стимулов к росту производства нет ввиду того, что накоплений у них нет и с другой стороны денежные доходы населения ограничены. Уровень технической оснащенности сельского хозяйства низкий, а кредиты банков дорогие. Практика показывает, что даже если цену кредита снизить, производители не будут проявлять особой активности в их использовании. По этим причинам мелкотоварное фермерское хозяйство у нас, не обеспечивает достаточной, устойчивой и нормальной прибыли. Отсюда большая роль личных подсобных хозяйств в производстве продуктов питания. В этом случае, процветание оптовой торговли носит проблемный характер. Сущность вялости развития и низкоконкурентоспособности оптовой торговли республики заключаются именно в этом.
Выполненное исследование по теме диссертации позволяет сформули-ровать следующие основные выводы.
1.Общественное воспроизводство состоит из четырех фаз: производство, распределение, обмен и потребление. Определяющим элементом является производство, а распределение и обмен находятся между производством и потреблением. Предопределяющее место производства в процессе обществен-ного воспроизводства связаны с тем, что материальные блага в обществе производятся в сфере производства, и без них нет распределения, обмена и потребления и в этой сфере разворачиваются основные отношения, которые определяют всю дальнейшую структуру фаз воспроизводства.
2.Обмен как фаза
3.Если сопоставить выигрыш и проигрыш нашей экономики между производством товаров путем вовлечения дополнительной рабочей силы и её импортом, то можно прийти к выводу о том, что наличие безработицы наносит экономике больший вред, чем их ввоз. Богатством считается не природа, которая имеется в наличии на территории страны, а степень его умножения путем созидательного труда. Приведение в действие новых мощностей, замещая импорт, может развивать экспортную ориентацию экономики. Это вовлечение в оборот новых средств производства и рабочей силы, рост налоговых поступлений и зарплат и т.д.
4.В переходной экономике стали развиваться различные формы оптовой торговли. В самом общем виде их можно классифицировать в следующем виде: оптовая торговля на неорганизованном рынке, оптовая коммерческая торговля, кооперативная оптовая торговля, государственная оптовая торговля и оптовая внешняя торговля.
5.Положение на оптовом продовольственном рынке республики можно охарактеризовать следующим образом: доминирующей конкурентоспособ-ностью импортных товаров; усиливающейся дифференциацией доходов населения; обнищанием мелких неконкурентоспособных предприятий; ростом спроса на пищевые продукты отечественного производства; низким уровнем технического оснащения и применения прогрессивных методов оптовой торговли. Становление продовольственного рынка происходит стихийно. Сохраняется тенденция увеличения собственной реализации продуктов сельскими производителями. При этом предприятия несут огромные затраты, связанные с продажей продукции через собственные каналы сбыта, что оказывает большое влияние на розничную цену товара. Рост потребительских цен на конечную продукцию агропромышленного комплекса происходит в сфере переработки, а не при производстве. Значительная доля прибыли, созданная усилиями сельскохозяйственных предприятий, перераспределяется в другие сферы.
6.Результаты проведенного анализа кооперативной оптовой торговли свидетельствуют о том, что её материально-техническая база используется неэффективно. Коэффициент использования складских площадей, овощехрани-лищ, емкостей холодильников составляет от 0,15 до 0,30%. Указанные объекты сдаются в основном в аренду в связи с сокращением объемов производственной и заготовительной деятельности. Вместе с тем в последние годы наблюдается относительно незначительный рост коэффициента использования хозяйствую-щих субъектов оптового звена.
7.В сложившейся ситуации появляются другие оптово-посреднические маркетинговые организации, которые адекватно соответствуют условиям внешней экономической среды, активно участвуют в рыночном процессе и являются своего рода созидателями нового хозяйственного механизма и товарообмена. Создание межрегионального маркетингового центра (МЦМ) подтверждается востребованностью внешней среды. Его главными целями явля-ются: насыщение региональных рынков товарами и услугами; увеличение притока инвестиций в регионы; создание дополнительных рабочих мест. По идее автора, задачами создания МЦМ являются: консолидация усилий по интеграции; создание системы, способствующей реализации произведенной продукции на рынках разных регионов, обеспечивающей приток необходимых товаров в регионы; формирование товаропотоков и привлечение инвестиций.
8. В производстве и в оптовой торговле продуктами питания имеет место вялая и пассивная конкуренция. Эта характеристика рынка производства и торговли соответствует низкоконкурентспособному рынку продовольственных товаров.
Основные
положения диссертационного
Статьи в изданиях, рекомендованных ВАК РФ:
Прочие публикации по теме диссертационного исследования:
Подписано к печати «28» апреля 2012 г. бумага офсетная.
Печать офсетная. Формат 60х84 1/14. Заказ №16
Гарнитура Тип Таймс Роман Тираж 100 экз.
Издательство «Файз» 735700, г. Худжанд,
ул. Сулаймони № 4
1 Смит А. Исследование о природе и причинах богатствах народов. – М.: Эксмо, 2007. – С. 65.
2 См. Милль Дж. С. Основы политической экономии с некоторыми приложениями к социальной философии.-М.: Эксмо, 2007. – С. 269 -479.
3 См. Милль Дж. С. Основы политической экономии с некоторыми приложениями к социальной философии.-М.: Эксмо, 2007. – С. 495 -706.
4. Милль Дж. С. Основы политической экономии с некоторыми приложениями к социальной философии. – М.: Эксмо, 2007. – С. 706.
5 Милль Дж. С. Основы политической экономии с некоторыми приложениями к социальной философии. – М.: Эксмо, 2007. – С. 707.
6 Милль Дж. С. Основы политической экономии с некоторыми приложениями к социальной философии. – М.: Эксмо, 2007. – С. 709.
7 Смит А. Исследование о природе и причинах богатствах народов. – М.: Эксмо, 2007. – С. 69.
8Регулирование товарного обращения в условиях переходной экономики. Дисс. на соискание ученой степени кандидата эконом. наук. – М.: 1998. – С. 18.
9 Плотников И. С. Меркантилизм. – Ленинград.: СОЦЭКГИЗ, 1953.- С.277.
10 Рикардо Д. Начала политической экономии и налогового обложения. – М.: Политиздат, 1955. – С. 219.
11 Рикардо Д. Начала политической экономии и налогового обложения. – М.: Политиздат, 1955. – С. 219.
12 Рикардо Д. Начала политической экономии и налогового обложения. – М.: Политиздат, 1955. – С. 224.
13 Милль Дж. С. Основы политической экономии с некоторыми приложениями к социальной философии. – М.: Эксмо, 2007. – С. 495.
14 Милль Дж. С. Основы политической экономии с некоторыми приложениями к социальной философии. – М.: Эксмо, 2007. – С. 497.
15 Милль Дж. С. Основы политической экономии с некоторыми приложениями к социальной философии. – М.: Эксмо, 2007. – С. 497.
16 Киреев А.П. Международная экономика. В 2-х ч. – Ч. 1. – М.: Международные отношения, 1999. – С. 84.
17 См. Киреев А.П. Международная экономика. В 2-х ч. – Ч. 1. – М.: Международные отношения, 1999. – С. 98.
18 См. Киреев А.П. Международная экономика. В 2-х ч. – Ч. 1. – М.: Международные отношения, 1999. – С. 98.
Информация о работе Становление торговли национальной экономики в переходный период