Статистический анализ уровня жизни населения РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2012 в 03:43, курсовая работа

Краткое описание

Уровень жизни - многогранное явление, которое зависит от множества разнообразных причин, начиная от территории, где проживает население, то есть географических факторов, и заканчивая общей социально-экономической и экологической ситуацией, а также состоянием политических дел в стране. На уровень жизни в той или иной степени может влиять и демографическая ситуация, и жилищно-бытовые и производственные условия, объем и качество потребительских товаров, но все наиболее значимые факторы можно объединить в следующие группы: политические факторы; экономические факторы; социальные факторы; научно-технический прогресс, экологические факторы и др

Содержание

1. Статистика уровня жизни населения………………………………………………4-5

2. Общая оценка уровня жизни населения……………………………………………..6

3. Виды уровня жизни. Доходы населения…………………………………………..6-8

4. Потребление населением материальных благ и услуг…………………………..9-10

5. Качество жизни населения, динамика уровня жизни………………………….11-12

6. Программа повышения уровня жизни населения России……………………..13-14

6.1 Основные мероприятия повышения уровня жизни населения…………...15-21

6.2 Экономическая эффективность мероприятий повышения

уровня жизни населения………………………………………………………..22

Заключение………………………………………………………………………….23-24

Приложение…………………………………………………………………………25-27

Список использованной литературы…………………………………………………28

Вложенные файлы: 1 файл

Статистический анализ уровня жизни населения РФ.doc

— 171.50 Кб (Скачать файл)

        Номинальные показатели доходов - показатели, рассчитанные в ценах текущего периода (оплата труда, соц. трансферты, доходы от собственности и др.). Они не определяют реального содержания доходов, не показывают, какое количество материальных благ и услуг доступно населению при сложившемся уровне доходов.

       Среднедушевые денежные доходы населения (или средние по домашним хозяйствам) исчисляют делением общей суммы денежного дохода за год на среднегодовую численность населения (или число домашних хозяйств). Таблицу среднедушевых доходов населения смотри в приложении.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

4. Потребление населением материальных благ и услуг.

           Важными характеристиками уровня жизни населения являются уровень и структура потребления материальных благ и услуг, где объектами статистического наблюдения являются потребительские единицы (условная единица). Они дают возможность сопоставить между собой по уровню потребления домашние хозяйства с различными по возрасту и полу потребительскими единицами (по шкале коэффициентов приведения за условную потребительскую единицу принимается, например, мужчина в возрасте 18-59 лет). Используя потребительскую единицу, можно рассчитать показатель среднедушевого потребления как отношение количества потребленного продукта питания к числу условных потребителей.

       Важнейшей реальной величиной конечного потребления является объем фактического потребления домашних хозяйств, которое обеспечивается не только за счет реального дохода, но и за счет социальных трансфертов.

      Объем фактического потребления включает потребление товаров и услуг. Все товары, потребляемые населением, имеют следующую структуру:

· товары первой необходимости (продукты питания, повседневная одежда, жилье и т.д.); товары отложенной необходимости (книги, бытовая техника, теле- и радиоаппаратура, машины и т.д.); предметы роскоши (дорогая  одежда, дорогая мебель, ювелирные изделия, деликатесные продукты питания и т.д.).

В объеме услуг принято выделять:

· услуги производственные (ремонт бытовой техники, ремонт предметов повседневного  потребления и т.п.); услуги хозяйственного назначения (внутренний ремонт жилья, наружный ремонт жилья и т.п.);

Все услуги могут быть предоставлены либо на бесплатной основе, либо на платной (рыночные услуги).

       Часть денежных затрат на покупку потребительских товаров и личных услуг текущего потребления есть потребительские расходы населения. Почти половину всех расходов в бюджете домашних хозяйств составляют затраты на питание (см. приложение). Чем выше абсолютная величина затрат на питание в среднем на одного члена домохозяйства, тем ниже уровень жизни данного домохозяйства, и наоборот.

        Широко используемым статистическим показателем потребления является уровень личного потребления (индивидуального потребления). Он исчисляется как отношение объема товаров и услуг, потребленных населением за год, к среднегодовой численности населения, как в целом, так и по групповым показателям. Статистические данные личного потребления характеризуют не только благосостояние населения, но и важны для определения многих макроэкономических показателей.В статистике потребления используются различные коэффициенты и индексы.

Динамика  общего потребления изучается с  помощью агрегатного индекса  объема потребления Iоп, который рассчитывается следующим образом:

где Iоп - агрегатный индекс объема потребления;

a1, a- количество потребленных товаров в отчетном и базисном периодах;

b1, b- количество потребленных услуг в отчетном и базисном периодах;

p0, r- цена товара и тариф за определенную услугу в базисном периоде.

При статистическом исследовании зависимости объема потребления  от дохода используется коэффициент эластичности Кэ, который характеризует величину возрастания или снижения потребления товаров и услуг при росте дохода на 1% (в теории статистики это формула А. Маршалла):

где Кэ - коэффициент эластичности;

х, у - начальные доход и потребление;

x, y - их  приращения за некоторый период (или при переходе от одной  группы к другой).

Если  Кэ > 1, то потребление растет быстрее, чем доходы.

Если  Кэ = 1, то между доходом и потреблением имеет место пропорциональная зависимость.

Если  Кэ < 1, то доход растет быстрее, чем потребление.

5. Качество жизни  населения. Динамика уровня жизни.

       Начало века характеризуется подъёмом экономики страны: увеличение ВВП, объёма промышленной продукции, продукции сельского хозяйства и как следствие улучшения макроэкономической ситуации, - значительное уменьшение задолженности по заработной плате, уменьшение количества безработных, увеличение реальной заработной платы, увеличение реальных денежных доходов. Однако сохраняется низкий жизненный уровень большинства населения России, сохраняется значительные региональные различия в уровне жизни населения.

     Применительно к российской экономике предпосылок для повышения уровня жизни в ближайшей перспективе пока не создано. Аргументировать сложившуюся ситуацию можно следующими соображениями:

     Во-первых, в России на современном этапе развития отсутствует механизм управления мотивацией трудовой деятельности, а, следовательно, и повышением уровня жизни работников.

      Во-вторых, одним из показателей качества трудовой жизни является уровень заработной платы работников и ее дифференциация по отраслям. Однако обвальное разрушение действующего ранее механизма оплаты труда и отказ от государственного регулирования зарплаты не привел к положительным результатам. Более того, привел к снижению уровня жизни работающего населения. Произошла резкая дифференциация в уровнях оплаты труда руководителей и рядовых работников. Разрыв между заработной платой рядовых работников и руководителей составляет от 4 до 20 и более раз.

      В-третьих, на уровень жизни в немалой степени влияют условия и среда, в которых осуществляется процесс труда. Главная задача в этом плане состоит в адаптации (приспособлении) функционирующей на предприятии или рабочем месте работника, ведущей к обогащению процесса трудовой деятельности и сокращению монотонности. К сожалению, приходится констатировать: эти факторы в трудовой деятельности на предприятиях России практически не учитываются.

      В-четвертых, за последние годы резко возрос уровень травматизма и профессиональных заболеваний, что явилось следствием сокращения соответствующих служб на предприятиях, которые осуществляли контроль над безопасностью трудовой деятельности, что привело к снижению уровня жизни.

      В-пятых, повышению уровня жизни способствует условия, создание которых содействует развитию личности работника, росту его квалификации, самовыражению и самостоятельности в принятии решений, профессиональной и должностной карьере.

      В-шестых, демократизация общества предполагает и демократизацию в управлении и организации труда работников, что предполагает развитие новых коллективных форм организации трудовой деятельности взамен индивидуальной организации труда. Мировой опыт с необходимостью показал, что развитие коллективных форм организации труда способствует развитию демократизации процесса управления, планированию, распределительным отношением и выборности менеджеров. 
      Высокого и достойного для человека уровня и качества жизни можно достигнуть при успешном и высокоэффективном использовании трудового потенциала России и каждого предприятия в отдельности. Именно рациональное высокоэффективное использование трудового потенциала на основе применения эффективных мотивационных моделей и систем можно не только реанимировать, но и создать эффективный механизм управления экономикой. А пока, если проанализировать индикаторы труда, которые являются определяющими в оценке уровня и качества жизни населения страны, то они свидетельствуют об удручающем положении в развитии экономики. Анализ изменений в уровне жизни населения России в последние годы показал, что сохранение низкого жизненного уровня большинства населения блокирует ее экономическое развитие, усугубляет ее социально-политическую нестабильность. Социальная политика в России остается пассивной и не адекватной сложившейся напряженной ситуации. Политика доходов тесно связана с благосостоянием нации, повышением её жизненного уровня. Этот показатель оценивает качество и уровень жизни населения и служит критерием при выборе направлений и приоритетов экономической и социальной политики государства.

 
 
 
 
 
 
 

6.  Программа повышения  уровня жизни населения  России.

 

      Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу, проект которой опубликован на официальном сайте Правительства РФ, направлена на обеспечение устойчивого повышения уровня жизни населения и высоких темпов экономического роста, снижение социального неравенства, дальнейшее утверждение экономической и политической роли страны в мировом сообществе.  
      Цели и задачи деятельности Министерства определены на исходя из посланий Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации и Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу,  утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения следующих целей Правительства Российской Федерации:

- повышение  материального уровня жизни населения;

- повышение  уровня здоровья населения;

- обеспечение потребностей в социальном обслуживании и социальной поддержке;

- обеспечение  продуктивной занятости и достойных  условий труда;

- воспроизводство  и развитие потенциала трудовых  ресурсов.

      Миссия Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации в свете реализации конституционных гарантий и прав граждан Российской Федерации на базе положений посланий Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации и Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу  заключается в содействии улучшению демографической ситуации, росту уровня и качества жизни через повышение доходов населения, улучшению здоровья, созданию условий для достойного труда и продуктивной занятости, усилению социальной защиты уязвимых групп населения.

     Исходя из системы целей Правительства Российской Федерации и функций, исполняемых Министерством, на 2007-2009 годы определены следующие цели Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации:

1. Улучшение  демографической ситуации и положения  семей с детьми, а также детей,  находящихся в трудной жизненной  ситуации.

2. Повышение  благосостояния населения, снижение  бедности и неравенства по  денежным доходам населения.

3. Повышение качества и доступности медицинской помощи, лекарственного обеспечения, особенно для малоимущих групп населения, обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия.

4. Повышение  эффективности системы социальной  защиты и социального обслуживания, в первую очередь пожилых граждан и инвалидов.

5. Содействие  продуктивной занятости населения,  обеспечение защиты прав граждан  в области труда.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

6.1. Основные мероприятия  повышения уровня  жизни населения.

      С учетом задач, поставленных в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, главными направлениями работы в социальной сфере в предстоящий период будут:

- решение  демографических проблем на основе  повышения рождаемости и сокращения  смертности;

- реализация  приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения в целях повышения доступности и качества медицинской помощи;

- поддержка  старшего поколения на основе  повышения уровня пенсионного  обеспечения и эффективности  предоставляемой социальной помощи.

       Мероприятия, проводимые по этим направлениям, наряду с другими мерами социальной направленности, прежде всего по повышению заработной платы и увеличению занятости населения, будут способствовать решению главной задачи - последовательного повышения уровня и качества жизни населения, сокращения бедности, обеспечения всеобщей доступности основных социальных услуг.

1. Цель - улучшение  демографической  ситуации и положения  семей с детьми, а также детей,  находящихся в  трудной жизненной  ситуации.

       Данная цель направлена на постепенную стабилизацию численности населения страны на основе создания условий, благоприятных для рождения детей, снижения смертности и упорядочения миграции населения на оказание помощи и поддержки семьям с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации; на защиту прав и интересов детей и подростков, оставшихся без попечения родителей.

      Для достижения цели потребуется повысить эффективность деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере регулирования демографических процессов, касающихся рождаемости, оказания поддержки семье, улучшения здоровья населения, увеличения ожидаемой продолжительности жизни, миграции населения и иных аспектов демографического развития.

Информация о работе Статистический анализ уровня жизни населения РФ