Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2012 в 03:43, курсовая работа
Уровень жизни - многогранное явление, которое зависит от множества разнообразных причин, начиная от территории, где проживает население, то есть географических факторов, и заканчивая общей социально-экономической и экологической ситуацией, а также состоянием политических дел в стране. На уровень жизни в той или иной степени может влиять и демографическая ситуация, и жилищно-бытовые и производственные условия, объем и качество потребительских товаров, но все наиболее значимые факторы можно объединить в следующие группы: политические факторы; экономические факторы; социальные факторы; научно-технический прогресс, экологические факторы и др
1. Статистика уровня жизни населения………………………………………………4-5
2. Общая оценка уровня жизни населения……………………………………………..6
3. Виды уровня жизни. Доходы населения…………………………………………..6-8
4. Потребление населением материальных благ и услуг…………………………..9-10
5. Качество жизни населения, динамика уровня жизни………………………….11-12
6. Программа повышения уровня жизни населения России……………………..13-14
6.1 Основные мероприятия повышения уровня жизни населения…………...15-21
6.2 Экономическая эффективность мероприятий повышения
уровня жизни населения………………………………………………………..22
Заключение………………………………………………………………………….23-24
Приложение…………………………………………………………………………25-27
Список использованной литературы…………………………………………………28
Итак, рассмотрев все вышеуказанные вопросы можно сказать, что уровень жизни населения России постоянно изменяется. Но если смотреть тенденции этого изменения, то видно явное снижение уровня жизни населения России в последние годы.
На основании изложенного материала сделаем ряд выводов:
Во-первых, несмотря на то, что и доходы, и расходы населения с каждым годом растут, разница между доходами и расходами снижается. Это далеко не положительно влияет на благосостояние населения России.
Во-вторых, экономико-статистический анализ уровня жизни населения России имеет несколько отраслей, важнейшей из которых является статистика домашних хозяйств населения. Показатели, изучаемые в данной отрасли, используются в изучении мероприятий по социальной защите населения России.
В-третьих, с помощью экономико-статистического анализа можно изучать обеспеченность населения социальными благами, то есть, достаточно ли в том или ином регионе России работников здравоохранения, лечебных учреждений, а также существует ли необходимое число учреждений отдыха, театров, музеев необходимых для поддержания высокого культурного уровня населения России.
В-четвёртых, экономико-статистический анализ уровня жизни населения России проводится для того, чтобы улучшать те или иные условия жизни населения. Но, в настоящее время, в нынешней нестабильной экономической ситуации делать это становится все сложнее.
Обеспечение сельскохозяйственных предприятий трудовыми ресурсами и их рациональное использование, рост производительности труда и, на этой основе, повышение оплаты труда - важнейшее условие успешного развития сельского хозяйства и превращение его в высокоэффективную и высокопроизводительную отрасль.
Уровень жизни и социальная защита населения являются важной функцией государства. Рынок сам по себе не может регулировать эту сферу, поэтому обязанность регулирования в этой сфере возлагается на государство. Непродуманная политика государства в этой области может привести к росту социальной напряженности.
Анализ изменений в уровне жизни населения России в последние годы показал, что сохранение низкого жизненного уровня большинства населения блокирует ее экономическое развитие, усугубляет ее социально-политическую нестабильность. Социальная политика в России остается пассивной и не адекватной сложившейся напряженной ситуации. Все большее число граждан, общественно-политических сил выступают за смену курса социально-экономических преобразований в стране.
Финансирование данной сферы явно недостаточно. Для решения этой проблемы необходим перевод теневой экономики в легальное положение, в том числе и за счет снижения налогов. Необходимо оздоровление экономики, повышение уровня реальной заработной платы, которая должна явиться стимулом роста производительности труда, экономической активности населения. Это с одной стороны приведет к росту налоговых отчислений и следовательно увеличению доходной части бюджета. А с другой стороны к снижению доли граждан, реально нуждающихся в помощи государства.
При нынешней скудности финансовых ресурсов необходимо перейти от принципа социальной помощи всем гражданам к адресной помощи тем, кто в ней действительно нуждается. Должен быть усилен контроль над использованием средств внебюджетных целевых фондов, усилена ответственность за нарушение законодательства. Следует надеяться, что политика в области социальной защиты населения будет более грамотной, что приведет к повышению уровня жизни граждан, обеспечению достойной жизни пенсионеров, сирот, инвалидов и других социально незащищенных слоев населения.
В этих целях первоочередное значение приобретает поэтапное доведение минимальных и других фиксированных доходов населения до величины прожиточного минимума. Именно такой подход, заложен в Федеральном законе «О прожиточном минимуме в Российской Федерации», принятом Государственной Думой в апреле 1997 года (отклонён Советом Федерации). Необходимо также принять экстренные правовые, экономические и административные меры по ликвидации имеющейся задолженности по заработной плате, введению механизма возмещения материального ущерба при задержках с выплатой заработной платы.
Приложение.
Основные
социально-экономические
1995 | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | ||
Среднедушевые денежные доходы населения (в месяц), руб. | 515,9 | 2281,1 | 3062,0 | 3947,2 | 5170,4 | 6410,3 | 8111,9 | 10182,6 | |
Реальные располагаемые денежные доходы населения, в % к пред. году | 85,0 | 112,0 | 108,7 | 111,1 | 115,0 | 110,4 | 112,4 | 113,3 | |
Среднемесячная номинальная начисленная з/п, работающих в экономике, руб. | 472,4 | 2223,4 | 3240,4 | 4360,3 | 5498,5 | 6739,5 | 8554,9 | 10633,9 | |
Реальная начисленная з/п в % к пред. году | 72,0 | 120,9 | 119,9 | 116,2 | 110,9 | 110,6 | 112,6 | 113,3 | |
Средний размер начисленных месячных пенсий (с учетом компенсации), руб. | 188,1 | 694,3 | 1023,5 | 1378,5 | 1637,0 | 1914,5 | 2364,0 | 2726,1 | |
Величина прожиточного минимума (в среднем ан душу населения), руб. | 264,1 | 1210 | 1500 | 1808 | 2112 | 2376 | 3018 | 3422 | |
Соотношение с величиной прожиточного минимума (соотв. Соц.-демограф. Группы) | |||||||||
Среднедушевых ден. дох. | 195 | 189 | 204 | 218 | 245 | 270 | 269 | 298 | |
Среднемесячной номинальной начисленной з/п | 159 | 168 | 199 | 222 | 239 | 259 | 263 | 288 | |
Среднего размера начисленных месячных пенсий | 101 | 76 | 90 | 100 | 102 | 106 | 98 | 100 | |
Коэффициент фондов, в разах | 13,5 | 13,9 | 13,9 | 14,0 | 14,5 | 15,2 | 14,9 | 15,3 | |
Динамика денежных доходов и расходов населения России (в % к предыдущему году)
Фонды | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | |
Денежные доходы, всего в том числе: | 100,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 | |
Оплата труда | 62,8 | 64,6 | 65,8 | 63,9 | 65,0 | 63,6 | 64,9 | |
Социальные трансферты | 13,8 | 15,2 | 15,2 | 14,1 | 12,8 | 12,7 | 12,0 | |
Доходы от собственности | 6,8 | 5,7 | 5,2 | 7,8 | 8,3 | 10,3 | 10,0 | |
Доходы
от предпринимательской |
15,4 | 12,6 | 11,9 | 12,0 | 11,7 | 11,4 | 11,1 | |
Другие доходы | 1,2 | 1,9 | 1,9 | 2,2 | 2,2 | 2,0 | 2,0 | |
Денежные расходы, всего в том числе | 100,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 | |
Покупка товаров и оплата услуг | 75,5 | 74,6 | 73,2 | 69,1 | 69,9 | 69,6 | 69,0 | |
Обязательные платежи и разнообразные взносы | 7,8 | 8,9 | 8,6 | 8,3 | 9,1 | 10,1 | 10,5 | |
Прирост, уменьшение (-) денег на руках у населения | 2,8 | 2,0 | 1,8 | 2,7 | 1,8 | 1,5 | 3,4 | |
Распределение населения России по размеру среднедушевых денежных доходов (в %)
2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | ||||||||||
Все население в том числе со среднедушевыми ден. дох, руб. | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | |||||||||
До 1000,0 | 20,4 | 12,5 | 6,8 | 3,3 | 1,9 | 0,8 | 0,4 | |||||||||
1000,1 - 1500,0 | 19,9 | 15,0 | 10,6 | 6,5 | 4,3 | 2,3 | 1,3 | |||||||||
1500,1 - 2000,0 | 16,4 | 14,4 | 11,8 | 8,5 | 6,1 | 3,9 | 2,4 | |||||||||
2000,1 - 3000,0 | 20,7 | 21,7 | 21,0 | 17,7 | 14,3 | 10,5 | 7,4 | |||||||||
3000,1 - 4000,0 | 10,4 | 13,4 | 15,2 | 15,1 | 13,7 | 11,6 | 9,1 | |||||||||
4000,1 - 5000,0 | 5,3 | 8,2 | 10,4 | 11,7 | 11,7 | 10,9 | 9,3 | |||||||||
5000,1 - 7000,0 | 4,4 | 8,2 | 11,9 | 15,4 | 17,0 | 17,7 | 16,8 | |||||||||
7000,1 - 12000,0 | 2,5 | 6,6 | 12,3 | 15,2 | 19,6 | 24,2 | 26,8 | |||||||||
Свыше 12000,0 | 6,6 | 11,4 | 18,1 | 26,5 | ||||||||||||
|
Распределение общего объема денежных доходов населения России (по 20-% группам)
2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | ||
Денежные доходы всего | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | |
Первая (с наименьшими доходами) | 5,9 | 5,7 | 5,7 | 5,5 | 5,4 | 5,4 | 5,4 | |
вторая | 10,4 | 10,4 | 10,4 | 10,3 | 10,1 | 10,2 | 10,1 | |
третья | 15,1 | 15,4 | 15,4 | 15,3 | 15,1 | 15,2 | 15,1 | |
четвертая | 21,9 | 22,8 | 22,7 | 22,7 | 22,7 | 22,7 | 22,6 | |
Пятая (с наибольшими доходами) | 46,7 | 45,7 | 45,8 | 46,2 | 46,7 | 46,5 | 46,8 | |
Динамика прожиточного минимума в России
год | Все население | трудоспособное | пенсионеры | Дети | |
2000 | 1210 | 1320 | 909 | 1208 | |
2001 | 1500 | 1629 | 1144 | 1499 | |
2002 | 1808 | 1968 | 1379 | 1799 | |
2003 | 2112 | 2304 | 1605 | 2090 | |
2004 | 2376 | 2602 | 1801 | 2326 | |
2005 | 3018 | 3255 | 2418 | 2896 | |
2006 | 3422 | 3695 | 2731 | 3279 | |
Информация о работе Статистический анализ уровня жизни населения РФ