Страны с переходной экономикой

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2014 в 00:19, реферат

Краткое описание

Необходимость реформирования экономики бывших социалистических стран
назревала давно. Она была обусловлена нарастающей из года в год
неспособностью административно-командной экономики обеспечивать устойчивые темпы экономического развития. Положение осложнялось по мере исчерпания экстенсивных и предпринимаемых попыток использования интенсивных факторов роста.

Вложенные файлы: 1 файл

Белянцева.doc

— 79.50 Кб (Скачать файл)

 

 

Воронежский ГАСУ

 

 

 

Кафедра экономики и основ предпринимательства

 

 

Отчёт

о самостоятельной работе по курсу «Основы ВЭД»

на тему: «Страны с переходной экономикой»

 

 

 

 

Выполнил: студ. гр.842 Михалева В.В.

Проверил: доц. О.М. Белянцева

 

 

 

 

 

 

Воронеж 2014

 

Необходимость реформирования экономики бывших  социалистических  стран

назревала  давно.  Она  была  обусловлена  нарастающей   из   года   в   год

неспособностью административно-командной экономики  обеспечивать  устойчивые темпы экономического развития.  Положение  осложнялось  по  мере  исчерпания экстенсивных и предпринимаемых попыток  использования  интенсивных  факторов роста.

Неэффективность  функционирования  административно-командной   системы

обусловлена по крайней мере двумя  существенными  предпосылками.  Во-первых, негибкостью,   неспособностью   этой   системы   быстро   адаптироваться   к экономическим   переменам.  

  Формальное    существование    товарно-денежных отношений    подрывало    здоровую     конкуренцию     производителей,     а

централизованное,   директивное   планирование    подавляло    хозяйственную

инициативу.

Во-вторых,    для    командной     экономики     характерна     низкая производительность   труда.     Плановый   характер   управления   экономикой,

показавший  свои  позитивные  черты  в  первые  годы  советской  власти,   в

дальнейшем, по мере усложнения  экономики,  начал  давать  сбои  и  в  итоге

оказался неспособным эффективно реализовать  достижения  НТР.  В  результате страны с плановой экономикой резко отстали  от  стран  с  развитой  рыночной экономикой в техническом и технологическом отношениях. Все это и  обусловило необходимость   реформирования   административно-командной   экономики,   ее преобразования в рыночную.

Становление современной рыночной экономики -  дело  довольно  сложное,

поскольку  предстоит  коренным  образом  трансформировать   сложившуюся   на протяжении десятилетий административно-командную систему.  Рыночная  система функционирует на принципиально иных механизмах экономического развития,  чем административно-командная,  поэтому   сформировать   ее   в   сжатые сроки невозможно.

Нельзя  быстро  изменить  сложившуюся   социально-экономическую

структуру  общества  и  преобразовать   отношения   собственности,   создать

рыночную   структуру   и    соответствующую    нормативно-правовую    базу,

сформировать, наконец, новое мировоззрение у субъектов хозяйствования.

Следовательно, переход  от  одной  социально-экономической  системы  к

другой — весьма сложный процесс реформирования, трансформации и развития.  С одной  стороны,  это  процесс  постепенного  "подрыва"  коренных  социально- экономических отношений прежней системы и зарождения и развития в ее  недрах новых, противоречиво соединяющихся с первыми. С другой  стороны,  постепенно в экономике будет происходить развитие  и  усиление  отношений  и  элементов современного  рыночного  хозяйства  и  ослабление  отношений   и   элементов административно-командной системы.

Таким образом,  процесс  становления  современной  рыночной  экономики

требует довольно продолжительного периода времени, в течение которого  будет существовать так называемая переходная экономическая система или  переходная экономика,  представляющая  собой  некую   смесь   отношений   и   элементов административно-командной  и   современной   рыночной   систем.   Переходная экономика характеризует как бы  "промежуточное"  состояние  общества,  когда прежняя система социально-экономических отношений и  институтов  разрушается и реформируется, а  новая  только  формируется.  Изменения,  происходящие  в переходной экономике, являются преимущественно изменениями  развития,  а  не функционирования, как это характерно для сложившейся системы.

 

 

 

 

 

1.Страны с переходной  экономикой. Основные черты переходной  экономики.

2. Особенности функционирования, закономерности и тенденции развития переходной экономики.

1. Страны с переходной экономикой. Основные черты переходной экономики.

Страны с переходной экономикой (СПЭ) или страны с формирующимися рынками (СФР) — это государства, которые осуществляют переход от административно-командной экономики к рыночной. Страны с переходной экономикой возникли в конце 80-х начале 90-х гг. в результате распада социалистической системы.

К странам с переходной экономикой относятся:

  • Бывшие социалистические страны Центральной и Восточной Европы: Албания, Болгария, Венгрия, Польша, Румыния, Словакия, Чешская Республика, преемники Социалистической Федеративной Республики Югославии — Босния и Герцеговина, Республика Македония, Словения, Хорватия, Сербия и Черногория;
  • Бывшие советские республики — ныне страны СНГ: Азербайджан, Армения, Белоруссия, Грузия, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Российская Федерация, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украина;
  • Бывшие прибалтийские республики: Латвия, Литва, Эстония.

При этом надо учитывать, что часть указанных стран в 2004 г. и 2007 г. вошла в состав ЕС и де-юре эти страны стали относить к развитым странам, хотя де-факто они являются странами с формирующимися рынками.

Особую сложность представляет классификация Китайской Народной Республики, поскольку строительство капитализма, а значит, рыночных отношений, в КНР происходит под руководством Коммунистической партии Китая (КПК). Экономика Китая представляет симбиоз плановой социалистической экономики и свободного предпринимательства. Международный валютный фонд (МВФ) относит Китай, как и Индию, к развивающимся азиатским странам.

Для стран Центральной и Восточной Европы, стран Балтии и некоторых Балканских стран, характерен изначально более высокий уровень социально-экономического развития; радикальное и успешное проведение реформ (“бархатные революции”); выраженное стремление войти в состав ЕС. Аутсайдерами в этой группе являются Албания, Болгария и Румыния. Лидеры — Чехия и Словения.

Бывшие советские республики, за исключением стран Балтии, с 1993 г. объединены в Содружество Независимых Государств (СНГ). Развал СССР привел к разрыву складывающихся десятилетиями хозяйственных связей между предприятиями бывших республик. Единовременная отмена государственного ценообразования (в условиях дефицита товаров и услуг), стихийная приватизация крупнейших экспортно-ориентированных государственных предприятий, введение параллельной валюты (доллара США) и либерализация внешнеторговой деятельности привели к резкому падению производства. ВВП в России снизилось почти в 2 раза. Гиперинфляция достигала 2000% и более в год. Наблюдалось резкое падение курса национальной валюты, дефицит государственного бюджета резкое расслоение населения при абсолютном обнищании основной его массы. Произошло формирование олигархического варианта капитализма без создания среднего класса. Кредиты МВФ и других международных организаций направлялись на “латание дыр” в государственном бюджете и бесконтрольно разворовывались. Проведение финансовой стабилизации за счет бюджетных ограничений и политики рестрикции или сжатия денежной массы (рост процентных ставок) постепенно снизили инфляцию, но имели серьезные социальные потери (безработицу, рост смертности населения, беспризорные дети и др.). Опыт “шоковой терапии” показал, что само по себе введение частной собственности и рыночных отношений не является гарантом создания эффективной экономики.

 Основные черты переходной  экономики.

      Во-первых,   для   переходной   экономики   характерны   изменчивость,

нестабильность, носящие "безвозвратный" характер.  Они  не  просто  временно

нарушают устойчивость системы,  чтобы  затем  она  вернулась  в  равновесное

состояние,  а  ослабляют  ее,   она   постепенно   уступает   место   другой

экономической  системе.   Эта   неустойчивость,   нестабильность   состояния

переходной экономики обусловливает, с  одной  стороны,  особый  динамизм  ее развития    и    соответствующий    характер    изменений    —необратимость,

неповторяемость,  а  с  другой  —  рост  неопределенности  итогов   развития

переходной экономики, вариантов формирования новой системы.

 Во-вторых, для переходной  экономики, представляющей собой  некую  смесь

старого и нового, характерно существование особых  переходных  экономических

форм.

      В-третьих, переходной экономике присущ особый  характер  противоречий.

Это противоречия нового и старого, противоречия различных, стоящих  за  теми

или другими субъектами отношений, слоев общества. Изменения, происходящие  в переходной экономике, ведут в конечном итоге к смене экономической  системы, а в  социально-политическом  плане  переходные  эпохи  часто  сопровождаются резким  обострением  противоречий, приводящих   к   социально-политическим потрясениям.

      В-четвертых,  характерной  чертой  переходной  экономики  является  ее

историчность,  что   обусловлено   особенностями   экономического   развития

отдельных  стран.  Проблемы,  с  которыми  столкнулись   восточноевропейские

страны и новые независимые государства,  входившие  ранее  в  СССР,  сложнее

чем,  например,   проблемы   латиноамериканских   стран,   где   уже   ранее

существовали  некоторые  рыночные   институты,   и   число   государственных

предприятий, подлежащих приватизации, исчислялось сотнями, а не тысячами.  К тому же конкретные уровни развития  каждой  страны  обусловливают  специфику протекания   переходных   процессов.   Общие   для   переходной    экономики закономерности получают разные формы проявления в  различных  условиях.  Все это   необходимо   учитывать   при   разработке   программ    реформирования экономической системы в переходный период.

2. Особенности функционирования, закономерности и тенденции развития переходной экономики.

Первая  особенность  связана   с   преемственностью   (инерционностью)воспроизводственного  процесса,  исключающего  возможность  быстрой   заменысуществующих экономических форм  другими,  желательными.  Подобные  действия неизбежно внесли бы хаос в производственный  процесс.  Именно  инерционность воспроизводства предполагает такую особенность  функционирования  переходной экономики, как сохранение в течение достаточно  длительного  периода  старых экономических форм и отношений.

    Другой особенностью  функционирования  переходной  экономики  является

интенсивное развитие всех новых форм и  отношений.  Понимание  необратимости эволюционного процесса, а также его основных  тенденций  позволяет  ускорить его путем осуществления той или  иной  программы  реформ.  Резко  возрастает роль  субъективного  фактора,  от  которого зависит  правильность   выбора направлений  и  путей  развития,  и  его  практическая   реализация.   Успех ускорения переходных процессов  обеспечивается,  если  реформы  намечены  не произвольно, а  на  основе  познания  закономерностей  эволюции,  построения системы действий в соответствующих направлениях.

      Среди многочисленных  изменений,  происходящих  в  переходный  период,

некоторые  носят  необходимый,   неизбежный   характер   и   поэтому   могут

рассматриваться как закономерности. Их три:

      — утрата  государством функций единоличного  распоряжения экономическими

ресурсами;

     — бюджетный  кризис;

      — трансформационный  спад.

      Как видим, эти закономерности носят в  основном отрицательный  характер

и находят выражение в кризисах. Это связано с тем, что в  переходный  период

экономика переживает чрезвычайно болезненные перемены. Но  только  осознание неизбежности  этих  кризисов  и  их  быстрое  преодоление  дает  возможность создать рыночную экономику.

      Главная  закономерность  переходного  периода  -  утрата  государством

функций  единоличного  распоряжения  ресурсами.  Как  известно,   в   период

командно-административной    системы    государство    было     единственным

собственником  и  всесильным  распорядителем  всех   материальных   богатств

общества.  Теперь  значительная  часть   имущества   переходит   в   частную

собственность,  и  государство  теряет  монопольную   власть   на   принятие

экономических решений.

      Это  ведет  к  принципиальным  изменениям  положения   государства   в

экономике. Оно имеет три основных аспекта.

      Первый  аспект состоит в следующем.  Трансформация  должна  привести  к

такому положению, при котором государство, будучи источником  экономического законодательства,  действует  согласно  установленным  им  же  законам.  Это значит,  что  после  принятия  закона  все  государственные  органы   должны руководствоваться законом и  в  случае  нарушения  подвергаться  санкциям  - подобно частным компаниям и гражданам. Если иное не оговорено в  законе,  то государственные органы и государственные предприятия должны  действовать  по тем же правилам, что и остальные субъекты  рынка.  Например,  при  нарушении условий  поставки  товара  потребителю  государственные  предприятия  должны нести такие же санкции, как и частные компании.

Информация о работе Страны с переходной экономикой