Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2013 в 22:33, курсовая работа
В условиях рыночной экономики существенно возрос интерес участников экономического процесса к объективной и достоверной информации о финансовом состоянии, рентабельности и деловой активности предприятия. Все субъекты рыночных отношений: собственники, акционеры, инвесторы, банки, биржи, поставщики, покупатели, заказчики, страховые компании, рекламные агентства и т.д. заинтересованы в о
Коэффициент абсолютной ликвидности (платежеспособности) является наиболее жестким критерием ликвидности предприятия и показывает, какая часть краткосрочных заемных обязательств может быть при необходимости погашена немедленно. Он определяется отношением денежных средств и краткосрочных финансовых вложений ко всей сумме краткосрочных долгов предприятия. Рекомендуемая нижняя граница показателя, приводимая в западной литературе, - 0,2. Поскольку разработка отраслевых нормативов этих коэффициентов - дело будущего, на практике желательно проводить анализ динамики данных показателей, дополняя его сравнительным анализом доступных данных по предприятиям, имеющим аналогичную ориентацию своей хозяйственной деятельности.
Устойчивость финансового состояния может быть повышена путем:
а) ускорения оборачиваемости капитала в текущих активах, в результате чего произойдет относительное его сокращение на рубль оборота;
б) обоснованного уменьшения запасов и затрат (до норматива);
в) пополнения собственного оборотного капитала за счет внутренних и внешних источников.
Поэтому при внутреннем анализе осуществляется углубленное изучение причин изменения запасов и затрат, оборачиваемости оборотных активов, изменения суммы собственного оборотного капитала.
1.5 Оценка деловой активности предприятия
Оценка деловой активности направлена на анализ результатов и эффективность текущей основной производственной деятельности.
Оценка деловой активности на качественном уровне может быть получена в результате сравнения деятельности данного предприятия и родственных по сфере приложения капитала предприятий. Такими качественными критериями являются:
Количественная оценка делается по двум направлениям:
При анализе оборачиваемости
оборотных средств особое внимание
должно уделяться производственным
запасам и дебиторской
Оборачиваемость оценивают, сопоставляя показатели средних остатков оборотных активов и их оборотов за анализируемый период. Оборотами при оценке и анализе оборачиваемости являются:
- для производственных запасов – затраты на производство реализованной продукции;
- для дебиторской задолженности – реализация продукции по безналичному расчету (поскольку этот показатель не отражается в отчетности и может быть выявлен по данным бухгалтерского учета, на практике его нередко заменяют показателем выручки от реализации).
Дадим экономическую интерпретацию показателей оборачиваемости:
Обобщенной характеристикой продолжительности омертвления финансовых ресурсов в текущих активах является показатель продолжительности операционного цикла, т.е. того, сколько дней в среднем проходит с момента вложения денежных средств в текущую производственную деятельность до момента возврата их в виде выручки на расчетный счет. Этот показатель в значительной степени зависит от характера производственной деятельности; его снижение - одна из основных внутрихозяйственных задач предприятия.
1.6 Показатели рентабельности
Рентабельность продаж – коэффициент рентабельности, который показывает долю прибыли в каждом заработанном рубле. Обычно рассчитывается как отношение чистой прибыли (прибыли после налогообложения) за определённый период к выраженному в денежных средствах объёму продаж за тот же период.
Rпр = ЧП / В, (4)
где ЧП – чистая прибыль предприятия за отчетный период,
В – выручка предприятия за тот же период.
Рентабельность продаж является индикатором ценовой политики компании и её способности контролировать издержки. Различия в конкурентных стратегиях и продуктовых линейках вызывают значительное разнообразие значений рентабельности продаж в различных компаниях. Часто используется для оценки операционной эффективности компаний. Однако следует учитывать, что при равных значениях показателей выручки, операционных затрат и прибыли до налогообложения у двух разных фирм рентабельность продаж может сильно различаться, вследствие влияния объемов процентных выплат на величину чистой прибыли.
Рентабельность активов – относительный показатель эффективности деятельности, частное от деления чистой прибыли, полученной за период, на общую величину активов организации за период. Один из финансовых коэффициентов, входит в группу коэффициентов рентабельности. Показывает способность активов компании порождать прибыль.
Рентабельность активов – индикатор доходности и эффективности деятельности компании, очищенный от влияния объема заемных средств. Применяется для сравнения предприятий одной отрасли и вычисляется по формуле:
Ra = П / A, (5)
где П – прибыль за отчетный период,
A – средняя величина активов за тот же период.
Рентабельность производства рассчитывается как отношение прибыли от реализации к сумме затрат на производство и реализацию продукции. Коэффициент показывает, сколько предприятие имеет прибыли с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции. Этот показатель может рассчитываться как в целом по предприятию, так и по его отдельным подразделениям или видам продукции.
Рентабельность собственного капитала – относительный показатель эффективности деятельности, частное от деления чистой прибыли, полученной за период, на собственный капитал организации. Один из финансовых коэффициентов, входит в группу коэффициентов рентабельности. Показывает отдачу на инвестиции акционеров с точки зрения учетной прибыли.
Rск= ЧП/АК, (6)
где АК – среднегодовая стоимость акционерного капитала.
2. АНАЛИЗ ФИНАНСОВО-
2.1. Характеристика ОАО «Татнефть»
Открытое акционерное
общество «Татнефть» - одна из крупнейших
отечественных нефтяных компаний, осуществляющая
свою деятельность в статусе вертикально-интегрир
Компании в настоящее время предоставлены лицензии на разработку 77 месторождений, основное из которых - Ромашкинское - является одним из крупнейших в мире. Добыча нефти осуществляется преимущественно на территории Республики Татарстан. Одновременно ОАО «Татнефть» реализует бизнес-проекты за рубежом. По объёму добычи нефти компания занимает 6-е место среди российских нефтяных компаний и 32-е место в мире, а по объёму подтверждённых запасов – 21-е место в мире.
Ежегодный объем добычи нефти компанией составляет более 25 миллионов тонн, газа – более 700 миллионов м3. При существующих темпах разработки месторождений компания обеспечена запасами более чем на три десятилетия.
Торговая марка «Татнефть» входит в список самых известных в мире отраслевых брендов. Деятельность компании ежегодно высоко оценивается на государственном и общественном уровнях престижными наградами и номинациями.
Миссия компании - укрепление и повышение статуса международно-признанной, финансово-устойчивой компании, как одного из крупнейших российских вертикально-интегрированных отечественных производителей нефти и газа, продуктов нефтепереработки и нефтехимии, с обеспечением высокого уровня корпоративной социальной ответственности.
2.2. Анализ технико-экономических показателей и финансового состояния ОАО «Татнефть»
Основные показатели деятельности компании по итогам 2009, 2010 гг. приведены в таблице 1. Показатели деятельности ОАО «Татнефть» в 2010 г. имеют положительную динамику по отношению к 2009 г.
На 1 января 2010 года доказанные запасы нефти по оценке «Miller & Lents» составляли 5 911,7 млн. баррелей или 829,9 млн. тонн. По состоянию на 1 января 2008 года по оценке «Miller & Lents» доказанные запасы нефти и конденсата «Татнефти» составили 6 139,7 млн. баррелей (или 861,9 млн. тонн), что на 228 млн. баррелей больше, чем по состоянию на 1 января 2010 года. Прирост запасов связан с успешным использованием современных технологий при добыче нефти и газа, расширением географии деятельности компании, а также с освоением месторождений сверхвязкой нефти на территории Республики Татарстан.
В настоящее время ОАО «Татнефть» осуществляет разработку 75 нефтяных месторождений в Республике Татарстан и за ее пределами. В 2010 году достигнут максимальный уровень добычи нефти за последние 14 лет — 25,741 млн. тонн (183,4 млн. баррелей). По сравнению с 2009 годом добыча нефти по ОАО «Татнефть» увеличилась на 1,18%. Основная доля текущей добычи нефти (77,8%) приходится на шесть крупных месторождений: Ромашкинское, Бавлинское, Сабанчинское, Ново-Елховское, Первомайское, Бондюжское. При этом 59% добычи в 2010 году обеспечивало Ромашкинское нефтяное месторождение.
Средний дебит нефти по скважинам ОАО «Татнефть» за 2010 год составил 4,3 т/сут (в 2009 году составлял 4,1 т/сут). Средний дебит новых скважин из бурения и освоения достиг 8,9 т/сут., что на 27,14% выше показателя 2009 года.
Общая численность персонала группы «Татнефть» на конец 2010 года составила 74 тысячи человек. Основная доля персонала занята в основном производстве — нефтегазодобыче и нефтяном сервисе. Среднесписочная
Таблица 1 – Основные показатели деятельности ОАО «Татнефть» за 2009, 2010 гг.
Показатель |
Год |
Абсолютное изменение |
Относительное изменение, % | |
2009 |
2010 | |||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Нефтегазодобывающий комплекс | ||||
1. Объем доказанных запасов нефти (по оценке Miller&Lents), млн. т. |
829,9 |
861,9 |
32 |
3,86 |
2. Объем добычи нефти, млн. т. |
25,4 |
25,7 |
0,3 |
1,18 |
3. Среднесуточная добыча, т. |
68198 |
68652 |
454 |
0,67 |
4. Средний дебит нефти действующих добывающих скважин, т/сут. |
4,1 |
4,3 |
0,2 |
4,88 |
5.Среднесуточный дебит новых скважин, т/сут. |
7 |
8,9 |
1,9 |
27,14 |
6.Объем попутного нефтяного газа, млн. м3 |
738,5 |
738,5 |
0 |
0 |
7. Эксплуатационный фонд добывающих скважин, скв. |
21424 |
21560 |
136 |
0,63 |
8. Объем бурения для ОАО «Татнефть», тыс. м |
521,4 |
565,7 |
44,3 |
8,5 |
Нефтехимический комплекс | ||||
9. Объем производства технического углерода, млн. руб. |
1662,5 |
1960 |
297,5 |
17,89 |
10.Объем произведенной
товарной нефтехимической проду |
21,3 |
24,6 |
3,3 |
15,49 |
Инфраструктурный комплекс | ||||
11.Общая протяженность трубопроводов системы нефтесбора, км |
19229 |
19223 |
-6 |
-0,03 |
12.Общая протяженность промысловых газопроводов, км |
2039 |
2039 |
0 |
0 |
13. Общее количество АЗС, ед., в т.ч. |
557 |
561 |
4 |
0,72 |
13.1.АЗС в России, ед. |
411 |
420 |
9 |
2,19 |
13.2. АЗС на Украине, ед. |
146 |
141 |
-5 |
-3,42 |
ПОКАЗАТЕЛИ ПО ПЕРСОНАЛУ | ||||
14.Среднесписочная |
42,9 |
39,8 |
-3,1 |
-7,23 |
15.Количество работников по группе «Татнефть», тыс. чел. |
110 |
74 |
-36 |
-32,73 |
ПОКАЗАТЕЛИ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | ||||
16.Поставки нефти на экспорт (дальнее зарубежье), тыс. т |
10336,9 |
11616 |
1279,1 |
12,37 |
17.Поставки нефти на экспорт (ближнее зарубежье), тыс. т |
5767,4 |
5211 |
-556,4 |
-9,65 |
18.Поставки на внутренний рынок, тыс. т |
9437,5 |
8410 |
-1027,5 |
-10,89 |
19.Поставка газопродуктов, тыс. т |
964,4 |
208,9 |
-755,5 |
-78,34 |
20.Общий объем реализации нефтепродуктов на рынке РФ и Украины, тыс. т |
1960 |
1879 |
-81 |
-4,13 |
21.Объем реализации газопродуктов через розничную сеть АГЗС «Татнефть», тыс. т |
22,4 |
29,9 |
7,5 |
33,48 |
Продолжение таблицы 1
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
ПОКАЗАТЕЛИ ФИНАНСОВО- | ||||
22.Выручка от реализации всего, млн. руб. в т.ч. |
174082,5 |
197471 |
23388,5 |
13,44 |
22.1.Выручка от реализации нефти, млн. руб. |
153422,6 |
175664 |
22241,4 |
14,5 |
22.2.Выручка от реализации нефтепродуктов, млн. руб. |
1765,9 |
3653 |
1887,1 |
106,86 |
22.3.Выручка от реализации газопродуктов, млн. руб. |
4816,2 |
5433 |
616,8 |
12,81 |
22.4.Выручка от реализации прочей продукции, млн. руб. |
14077,8 |
12721 |
-1356,8 |
-9,64 |
23.Налоги всего, млн. руб., в т.ч. |
87938 |
175111 |
87173 |
99,13 |
23.1.НДПИ, млн. руб. |
57592 |
57765 |
173 |
0,3 |
23.2.Налог на прибыль, млн. руб. |
12885 |
17392 |
4507 |
34,98 |
ПОКАЗАТЕЛИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | ||||
24.Общий объем инвестиций по Группе «Татнефть», млн. руб. |
25371,8 |
41 927 |
16555,2 |
65,25 |
24.1.Объем инвестиций по ОАО «Татнефть», млн. руб., в т.ч. |
15646,8 |
18341 |
2694,2 |
17,22 |
24.1.1.Инвестиции в добычу нефти на территории РТ, млн. руб. |
14854,5 |
16761 |
1906,5 |
12,83 |
24.2. Объем инвестиций по дочерним и зависимым обществам ОАО «Татнефть», млн. руб., в т.ч. |
9725 |
23586 |
13861 |
142,53 |
24.2.1.Инвестиции в добычу нефти за пределами РТ, млн. руб. |
2616,2 |
3864 |
1247,8 |
47,7 |
24.2.2.Инвестиции предприятий нефтехимического комплекса, млн. руб. |
902,8 |
3045 |
2142,2 |
237,28 |
24.2.3. Инвестиции добывающих предприятий, млн. руб. |
249 |
304 |
55 |
22,09 |
24.2.4.Инвестиции сервисных и прочих предприятий, млн. руб. |
1245,2 |
320 |
-952,2 |
-74,3 |
24.2.5.Инвестиции в |
4711,8 |
15751 |
11039,2 |
234,29 |
ПОКАЗАТЕЛИ АКЦИОНЕРНОЙ СТОИМОСТИ КОМПАНИИ | ||||
25.Капитализация, млрд. руб. |
263,3 |
321,6 |
58,3 |
22,14 |
26.Стоимость обыкновенной акции, руб. |
121,12 |
147,3 |
26,18 |
21,61 |
27.Дивиденды по итогам работы в предшествующем году, млрд. руб. |
2,3 |
10,7 |
8,4 |
365,22 |
28.Количество акций всего, в т.ч. |
2326199200 |
|||
обыкновенных |
2178690700 |
|||
привилегированных |
147508500 |
|||
29.Количество депозитарных расписок, выпущенных на акции ОАО «Татнефть» (1 ДР:20 акций) |
21343681 |
30301317 |
8957636 |
41,97 |
30.Стоимость корпоративного бренда (по оценке Interbrand Zintzmeyer & Lux AG), млрд. руб. |
17,6 |
16,5 |
-1,1 |
-6,25 |