Стратегический потенциал предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Августа 2013 в 22:11, доклад

Краткое описание

Под стратегическим потенциалом предприятия (СПП) понимают совокупность имеющихся ресурсов и возможностей (способностей) для разработки и реализации стратегии предприятия [1]. В данном случае акцент делается на ресурсах, которые используются для разработки и реализации стратегии предприятия. По мнению Марочной В.Д., Кузнецовой С.А., основное содержание СПП состоит в интегральном отображении (оценке) текущих и будущих возможностей экономической системы по трансформации исходных ресурсов в экономические блага, максимально удовлетворяя при этом корпоративные и общественные интересы [2].

Вложенные файлы: 1 файл

теория.docx

— 280.51 Кб (Скачать файл)

Стратегический потенциал предприятия

Под стратегическим потенциалом  предприятия (СПП) понимают совокупность имеющихся ресурсов и возможностей (способностей) для разработки и  реализации стратегии предприятия [1]. В данном случае акцент делается на ресурсах, которые используются для разработки и реализации стратегии  предприятия. По мнению Марочной В.Д., Кузнецовой С.А., основное содержание СПП состоит в интегральном отображении (оценке) текущих и будущих возможностей экономической системы по трансформации исходных ресурсов в экономические блага, максимально удовлетворяя при этом корпоративные и общественные интересы [2].

Но стратегический потенциал  формируют не только имеющиеся ресурсы, но и те ресурсы, которые предприятие  может приобрести  или поменять в результате реализации стратегических решений. Например, промышленное предприятие в процессе реализации стратегии имеет возможность привлечь дополнительные кредитные ресурсы по льготным процентным ставкам; провести переподготовку и повышение квалификации персонала; усовершенствовать организационную структуру управления; перейти на использование информационных технологий в управлении. Поэтому в состав ресурсов, формирующих потенциал предприятия, следует включать как имеющиеся, так и потенциальные ресурсы  (рис. 1).

Анализ и прогнозирование  оценки стратегического потенциала является составной частью и информационной базой стратегического контроллинга и нуждается в надлежащей организации и порядке выполнения. В практике хозяйствования выделяются разные методы оценки стратегического потенциала предприятия, которые необходимо рассмотреть с помощью сравнительной характеристики по отдельным параметрам (табл. 1).

Не останавливаясь на детальной  характеристике предложенных методик, следует отметить, что исследователи  стратегического управления и контроллинга чаще всего предлагают осуществлять диагностику стратегического потенциала по функциональным сферам: производство, маркетинг, финансы, научно-технический потенциал, управление персоналом, организация управления. А. Томпсон и А. Стрикленд предлагают анализировать состояние компании по следующим направлениям: эффективность действующей стратегии; сильные и слабые стороны компании, возможности и угрозы; конкурентоспособность компании; конкурентная позиция предприятия и его стратегические проблемы, позволяющие оценить стратегическую позицию организации [7].

Анализ сущности СПП показывает, что эта категория имеет довольно сложную структуру, и соответственно ее оценка требует  контроля за большим количеством показателей. В свою очередь, пользование результатами такой оценки возможно при условиях существования единой шкалы, которая будет идентифицировать значение одного коэффициента (индекса). Исходя из вышеизложенного, автором разработана методика анализа стратегического потенциала промышленного предприятия в системе стратегического контроллинга, состоящая из следующих этапов:

1 этап – ввод исходных  данных бухгалтерского и управленческого  учёта, статистической отчётности.

2 этап – аналитическая  обработка и проверка достоверности  вводимой информации, при необходимости  проведение корректировки данных.

3 этап – формирование  системы показателей для определения  уровня СПП, расчет фактических  показателей по составляющим (блокам) стратегического потенциала

Применяемые в настоящее  время методы оценки состояния предприятий, направлены, главным образом, на углублённый финансовый анализ деятельности организации. Однако, этого явно недостаточно для понимания реального потенциала предприятия. Используемые методы и теоретические основы оценок состояний предприятий не дают представления о промышленном предприятии как о целом и едином организме. Поэтому в настоящей статье предлагается иной подход к решению этой задачи, своеобразие которого заключается в попытке расширить область финансового анализа, не отделяя друг от друга финансовые, экономические, производственные, технологические, организационные и административные показатели. За основу предполагается взять сущность самой деятельности промышленного предприятия, тех задач, которые оно выполняет в процессе своего функционирования.

Все составляющие потенциала предприятия обычно разделяют на два компонента:

  1. объективный – это совокупность трудовых, нематериальных, материальных и природных ресурсов, привлеченных в производство, и таких, что не привлечены по каким-либо причинам в производство, однако могут быть использованы;
  2. субъективный – способность работников и коллективов к использованию ресурсов и создание максимального объёма материальных благ и услуг, а также способность управленческого аппарата предприятия к организации оптимального использования имеющихся ресурсов.

При более детальном рассмотрении потенциала предприятия, его оценке и управлении выделяют отдельные  его составляющие. Проведенное автором  исследование показало, что существуют довольно противоречивые взгляды относительно структуры потенциала предприятия. Чаще всего потенциал группируют по следующим совокупностям его  составляющих:

  1. кадровая, производственная, интеллектуальная, финансовая, предпринимательская;
  2. производственно-распределительная, финансовая, маркетинговая, организационно-управленческая;
  3. производственно-технологическая, научно-техническая, кадровая, финансово-экономическая и инновационная;
  4. конкурентная, производственная, кадровая, финансовая.

Существуют методики оценки отдельных составляющих потенциала предприятия (например, трудовой, кадровой, экономической, производственной и  др.). Однако для разработки адекватной стратегии развития потенциала предприятия  следует иметь представления  о состоянии и возможности  развития всей совокупности его составляющих.

По мнению автора, для  разработки адекватной стратегии развития потенциала предприятия достаточно иметь представления о состоянии  и возможностях трех составляющих стратегического  потенциала организации:

-         производственно-технологический потенциал;

-         финансово-экономический потенциал;

-         организационно-управленческий потенциал.

Таким образом, перечень потенциальных  возможностей промышленного предприятия  можно представить в виде следующей  зависимости:

СПП = f {[ПТП]; [ФЭП]; [ОУП]},         (1)

где СПП – стратегический потенциал промышленного предприятия;

ПТП – производственно-технологический  потенциал,

ФЭП – финансово-экономический  потенциал;

ОУП – организационно-управленческий потенциал.

Рассмотрим подробно показатели каждого блока стратегического  потенциала предприятия.

1 блок (производственно-технологический  потенциал предприятия).

Основной целью производственно-технологической  деятельности промышленного предприятия  является обработка факторов производства и изготовление соответствующей продукции (выполнение работ, оказание услуг). В этой деятельности можно выделить такие важнейшие подфункции как:  

 ПТП = f´{[МТО], [ИТ], [ПС], [МС]},             (2)

где МТО – составляющая материально-технического обеспечения,

ИТ – технологическая составляющая,

ПС – производственная составляющая,

МС – маркетинг и  сбыт.

Функция материально-технического обеспечения включает показатели: объем  запасов сырья и материалов (VЗС),  объем незавершенного производства (VНЕЗ), материальные затраты (М), материалоемкость (КМАТ),  коэффициент накопления (КНАК).

Технологическая функция  включает следующие показатели: фондовооруженность (ФВ), фондоотдача (ФОТД), коэффициент износа основных средств (КИЗН), стоимость имущества (СИ).

Производственная функция  характеризуется показателями: коэффициент  обеспеченности орудиями труда (КОР), коэффициент использования трудовых ресурсов (КТР), степень автоматизации (А), загрузка производственных мощностей (КМОЩ ).

Функция маркетинга объединяет следующие показатели: оборачиваемость  запасов (ОЗ), оборачиваемость дебиторской задолженности (ОД), оборачиваемость оборотных активов (ООБ.АК), общий коэффициент оборачиваемости (ООБЩ), доля работников маркетинга (ДР), затраты на сбыт продукции.(С).

2 блок (финансово-экономический  потенциал предприятия).

Финансовое состояние  представляет собой совокупность показателей, отражающих наличие, размещение и использование финансовых ресурсов промышленного предприятия.

Рассчитав финансовое состояние  предприятия в краткосрочный период (коэффициенты ликвидности) и в долгосрочный период (коэффициенты устойчивости), а также показатели эффективности хозяйственной деятельности, можно определить финансово-экономический потенциал организации в целом.

ФЭП = f´{[ФУП], [ЛПП], [ХДП]},                  (3)

где ФУП – финансовая устойчивость предприятия,

ЛПП – ликвидность и  платежеспособность,

ХДП – эффективность хозяйственной  деятельности. 

Показатели ликвидности  и платежеспособности: коэффициент  текущей ликвидности (КТЛ), коэффициент абсолютной ликвидности (КАЛ), коэффициент срочной ликвидности (КСЛ).

Показатели финансовой устойчивости включают: коэффициент автономии (КАВ), коэффициент маневренности (КМАН), соотношение собственных и заемных средств (КСЗ), коэффициент обеспеченности собственными средствами (КСС), коэффициент обеспеченности запасов собственными оборотными средствами (КЗСОС).

Эффективность хозяйственной  деятельности характеризуется 4 показателями рентабельность собственного капитала (РСК), рентабельность продаж (РП ), средняя прибыль на одну акцию (ПАК), чистая прибыль (ЧП).

3 блок (организационно-управленческий  потенциал).

Основной целью организационно-управленческой деятельности является собственно управление промышленным предприятием. Организационно-управленческий потенциал, как определитель качества управления трудовыми ресурсами, характеризуется четырьмя показателями: производительностью (ПТ), уровнем заработной платы (ЗП), численностью персонала (П) и коэффициентом соотношения темпов прироста производительности труда и  заработной платы (КПТ. ЗП.).

Таким образом, всего для  оценки стратегического потенциала промышленного предприятия использовано 35 показателей. Следует отметить, что  предложенный автором перечень не является исчерпывающим, а отражает лишь основные показатели стратегического потенциала предприятия, набор которых для  каждой организации является уникальным и определяется спецификой ее деятельности.

Приведенные три блока  параметров, характеризующие стратегический потенциал промышленного предприятия  в экономической среде, позволяют  установить  индикаторы (коэффициенты) по каждой составляющей потенциала, а также определить общую интегральную оценку стратегического потенциала предприятия в целом.

4 этап – расчет коэффициента  стратегического потенциала (КСПП) по частным составляющим стратегического потенциала промышленного предприятия

Для того, чтобы иметь более обобщающее значение потенциала, по которому можно делать заключения и давать рекомендации относительно развития предприятия, предлагается использовать показатель – коэффициент стратегического потенциала промышленного предприятия (КСПП).

Учитывая, что КСПП является комплексным показателем, то его оценка должна базироваться на следующих  принципиальных положениях:

  • быть дифференцированной по этапам жизненного цикла конкурентных преимуществ промышленного предприятия;
  • учитывать многофакторную модель исследования конкурентных преимуществ по иерархическому принципу;
  • учитывать структуру конкурентных преимуществ промышленного предприятия и важность обеспечения его деятельности необходимыми видами ресурсов.

В основу расчета показателя КСПП положен метод Харрингтона [8], согласно которому предлагается:

1) произвести калибровку  – предварительное функциональное  преобразование всех размерных  показателей yв безразмерные частные показатели качества Y(функции желательности), которые изменяются от нуля (очень плохое качество) до единицы (отличное качество): 

 

Таблица 2. Показатели желательности

Желательность

Оценки

Очень хорошо

1,00-0,80

Хорошо

0,80-0,63

Удовлетворительно

0,63-0,37

Плохо

0,37-0,20

Очень плохо

0,20-0,00


 

 

2) рассчитать сводный  показатель как среднее геометрическое (а не просто в виде произведения):     

,                         (4)

где m – количество признаков.

Информация о работе Стратегический потенциал предприятия