Стратегия привлечения иностранных инвестиций в отрасли ТЭК

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 17:49, реферат

Краткое описание

Основной проблемой ТЭК сегодня является нехватка инвестиций. Эта проблема — не только и не столько “внутриТЭКовская”, сколько макроэкономическая. Нельзя всерьез говорить о привлечении инвестиций в страну, когда отток капитала из нее достигает (по высшим оценкам) 20—25 млрд. долл. в год. Стратегические иностранные инвесторы начнут финансировать проекты в реальном секторе российской экономики тогда, когда это начнут делать инвесторы отечественные, т.е. когда отток капитала из страны сократится до разумных пределов.

Содержание

Введение
Теоретическая часть
Аналитическая часть
Направления дальнейшего развития
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

ФИДЗК.docx

— 252.48 Кб (Скачать файл)

Формирование  нефтегазового комплекса на территории Восточной Сибири и Дальнего Востока  представляет собой крупный интеграционный проект, который требует стратегического  управления со стороны государства, и, в первую очередь, координации  деятельности различных субъектов  РФ и нефтегазовых компаний, в том  числе российских и международных. Поэтому привлечение зарубежных инвестиций следует рассматривать  как важный ресурс в решении энергетических проблем макрорегиона.

Увеличение  масштабов природного газа, сырой  нефти, угля (а также электроэнергии) в региональном производстве энергетических ресурсов создает экспортный потенциал продукции ТЭК. Перспективное производство первичных ТЭР Дальнего Востока примерно на 70% связывается с их реализацией на рынках стран АТР. Осуществление капиталоемких проектов «Сахалин-1», «Сахалин-2» к 2010 г. резко усилит нефтяную составляющую экспорта Дальнего Востока в страны СВА, в частности, в Японию (до 60%), Республику Корея, Китай. Из всей номенклатуры ТЭР только сырая нефть не имеет заметных экспортных спросовых ограничений и барьеров, поскольку интересы стран-импортеров СВА, растущая зависимость от энергоресурсов напрямую влияют на вопросы энергетической безопасности последних. В отношении сектора готовых нефтепродуктов, природного газа, угля, электроэнергии проработка механизмов и условий энергетического сотрудничества Дальнего Востока и СВА требуют специальных согласований.

Перспективы повышения потребления экспорта продукции ТЭК в условиях развития на территории Дальнего Востока энергоемких  и перерабатывающих энергетическое сырье производств требуют сбалансированного удовлетворения внешних и внутренних потребностей. С точки зрения финансового вложения, выгоднее делать ставку на крупномасштабный экспорт электроэнергии из ОЭС Востока, чем проводить системную модернизацию энергообъединения, исходя из больших потребностей. При этом необходимо учитывать, что увеличение спроса на электроэнергию на внутреннем рынке снижает риски для региона при высокой зависимости от внешних ее потребителей.

Оценка развития экспорта электроэнергии из ОЭС Востока  в КНР показывает, что в регионе  не так много эффективных проектов по эксплуатации природных ТЭР. При  его значительном росте к 2025 г. будут  использованы гидроэнергетические  проекты юга Дальнего Востока. В  этой связи проекты ГЭС на юге  ДФО, по-видимому, целесообразно оставить в качестве стратегического резерва, а экспорт обеспечивать проектами  поставки угля и природного газа.

Крупномасштабное  развитие производств первичных  ТЭР позволяет отраслям ТЭК Дальнего Востока влиять на показатели регионального  экономического роста. В 2015 г. валовой  выпуск только в нефтегазовом секторе  Дальнего Востока оценивается в 20 млрд. долл. (ВРП Дальнего Востока  в 2005 г. – 821 млрд. руб.). Основная доля валовой  добавленной стоимости энергетического  сектора будет концентрироваться  на шельфе о-ва Сахалин, в Южной и  Западной Якутии.

На Дальнем  Востоке реализуется несколько  крупных инвестиционных проектов, которые  послужили отправной точкой появления  новой стратегической инициативы –  восточного направления энергетической политики России; имеются ввиду проекты: нефтепровод ВСТО; пакет соглашений о проработке условий о крупномасштабных поставок электроэнергии из России в КНР; «Программа создания в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке единой системы добычи, транспортировки газа и газоснабжения с учетом возможного экспорта газа на рынки Китая и других стран Азиатско-Тихоокеанского региона»; подготовка программных документов по изучению и лицензированию участков недр углеводородного сырья в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке; проект «Комплексное развитие Южной Якутии». Для их реализации потребуется диверсификация экономики путем привлечения государственных и иностранных инвесторов в создании обрабатывающих производств, а также развитие энергетического сектора для расширения масштабов добычи и переработки полезных ископаемых.

Механизм  использования иностранных инвестиций должен ориентироваться на схему: «углеводороды  в обмен на технологии». На взгляд автора, необходимо совместно с крупнейшими  мировыми фирмами проводить разработку месторождений углеводородного  сырья – месторождений угля (Эльгинское), нефти и газа – Сахалинские шельфовые, Камчатка 1 и 2, Магадан 1 и 2. При этом важно рационально и комплексно использовать природные ресурсы, более полно извлекать полезные компоненты за счет углубленной переработки исходного сырья, получения полуфабрикатов и конечных продуктов, широко применять природосберегающие технологии.

Таким образом, привлечение иностранных инвестиций приобретает народно-хозяйственное  значение и, следовательно, требует  соответствующего внимания со стороны  законодательной и исполнительной власти, а также региональных властей, формирующих региональную инвестиционную политику.

 

Направления дальнейшего развития

По расчетам Минэкономики России, общая сумма  инвестиций в ТЭК за 2000—2015 гг. может  составить 200—215 млрд. долл. Среднегодовой  их объем за это время может  увеличиться в 3 раза (таблица 1).

Основным  источником этих инвестиционных ресурсов будут оставаться собственные средства хозяйствующих субъектов. На их долю сегодня приходится около 90% общего объема инвестиций в основной капитал  ТЭК. Чрезвычайно высокая доля собственных  средств в структуре инвестиций свидетельствуете вынужденной нацеленности инвестиционных программ компаний ТЭК на решение текущих задач, а низкая доля иностранных заемных средств в общем объеме инвестиций свидетельствует о непривлекательности российского инвестиционного климата даже в таких традиционно и повсеместно пользующихся повышенным инвестиционным спросом отраслях, как отрасли ТЭК.

При указанной  структуре инвестиций важнейшим  сдерживающим их фактором являются неплатежи. В условиях действующей налоговой системы, при которой объем начисленных налогов зачастую превышает налогооблагаемую базу, с одной стороны, и низком платежеспособном спросе потребителей энергоресурсов, с другой стороны, неплатежи комплекса в бюджет превращаются в основной источник инвестиций, поскольку выплачивать полностью, и тем более на 100% живыми деньгами, все начисляемые налоги и одновременно осуществлять необходимую для расширенного или хотя бы для поддержания простого воспроизводства инвестиционную деятельность ТЭК не в состоянии.

Это означает, что для формирования необходимых  инвестиционных ресурсов за счет собственных  средств предприятий потребуется  пересмотр налоговой и ценовой  политики государства с фискально-конъюнктурной  на перспективно-ориентированную, несмотря на всю остроту стоящих перед  государством текущих бюджетных  проблем. Либерализация, повышение гибкости и адаптивности налогового режима и снижение рисков инвестиционной деятельности (в первую очередь — институциональных, т.е. зависящих от механизма и институтов принятия решений государством) есть необходимый элемент повышения инвестиционной привлекательности России и ее ТЭК.

В перспективе  до 25—30% от общего объема инвестиций в  отраслях ТЭК составит заемный и  акционерный капитал. Инвестиции в  новые крупные проекты будут  в основном осуществляться на условиях проектного финансирования, т.е. под  обеспечение финансовых потоков, генерируемых самим проектом. Формирование приемлемого  для целей проектного финансирования законодательства, относящегося к добывающим отраслям ТЭК, должно происходить в  направлении совершенствования  как лицензионной системы недропользования, ток и системы недропользования, построенной на применении режима соглашений о разделе продукции. Избыточные, дискриминационные барьеры на пути инвесторов по подготовке, финансированию проектов следует устранить, внеся, при необходимости, соответствующие  поправки в действующее недропользовательское, инвестиционное и налоговое законодательство.

В целях расширения возможностей привлечения инвестиций, в том числе и иностранных, для освоения месторождений ископаемого  топлива и удешевления стоимости привлечения заемных средств целесообразно законодательно разрешить залог прав пользования недрами. Такой шаг следует рассматривать в качестве частного случая формирования более общей системы обращения (оборота) прав пользования недрами. Целесообразно сформировать новый сегмент фондового рынка — рынок лицензий на право пользования недрами с приданием ему всех необходимых атрибутов рынка ценных бумаг. Учитывая специфику горных отношений, на этом сегменте рынка должно быть введено разумное ограничение оборотоспособности участков недр и прав пользования ими со стороны собственника недр — государства. Таким образом, переуступка прав пользования недрами будет осуществляться не через государство, а напрямую между субъектами предпринимательской деятельности под контролем государства, что резко повысит ликвидность лицензии на право пользования недрами как предмета залога (обеспечения) для привлечения заемных инвестиционных ресурсов.

Следует законодательно оформить возможность для инвесторов, не являющихся недропользователями, но осуществляющих совместную деятельность по добыче энергоресурсов с предприятиями-недропользователями, реализовывать причитающуюся им по договору часть добытого сырья как продукцию собственного производства. Это создаст дополнительные стимулы привлечения инвестиций и передовых технологий в добывающие отрасли ТЭК.

Для осуществления  крупномасштабных инвестиций в освоение месторождений углеводородного  сырья, в первую очередь на Дальнем  Востоке, в северных районах Европейской  части страны, Восточной Сибири, шельфовых зонах, для реализации крупных инвестиционных программ, таких, как программа энергосбережения, потребуется эффективная государственная  поддержка отечественных инвесторов. Одним из возможных механизмов ее осуществления может стать формирование специализированного государственного инвестиционного фонда, функционирующего на принципах и условиях Бюджета  развития, но с учетом специфики  инвестиционных проектов ТЭКа. Ресурсы  этого фонда могут выступать  в качестве обеспечения (залога) под  привлекаемые российскими компаниями для финансирования проектов ТЭК  заемные средства. В качестве источника  формирования фонда может служить  будущая государственная доля прибыльной нефти в разрабатываемых и  подготовленных к разработке проектах (например, проектах СРП).

Основными источниками  капиталовложений в электроэнергетике (включая атомную) будут оставаться амортизация и прибыль предприятий, предусматриваемая в тарифах  на электроэнергию с одновременной  государственной поддержкой и привлечением заемных средств.

Существует  объективно обоснованная необходимость  смещения приоритетов государственной  инвестиционной политики в сторону  направлений, обеспечивающих более  высокую отдачу на единицу вложенных  средств, в первую очередь в следующих  сферах:

- обеспечение  спроса на подведенную энергию; 

- воспроизводство  минерально-сырьевой базы ТЭК.

При сохранении низкой эффективности использования  энергоресурсов во всех звеньях “энергетической  цепочки”, при росте доли трудноизвлекаемых запасов в структуре сырьевой базы отраслей ТЭК инвестиции в энергопроизводство (в увеличение поставок первичной энергии) обеспечивают все меньшую отдачу по сравнению с инвестициями в повышение эффективности использования энергии (в уменьшение спроса на подведенную энергию). Поэтому необходимо стремиться в первую очередь повышать эффективность использования энергоресурсов на всех стадиях энергетической цепочки, создавая стимулы к вложению денег в энергоэкономию, уменьшая тем самым, при прочих равных условиях, спрос на первичную энергию и потребность в инвестициях в ее производство. Основная нерешенная проблема здесь — отсутствие работоспособных механизмов организации финансирования мероприятий по энергосбережению. Задача государства — создать условия для организации финансирования технического перевооружения отраслей обрабатывающей промышленности в интересах ТЭК. Возможно — в форме производственной кооперации машиностроительных и топливно-энергетических отраслей. В этом случае ликвидная продукция отраслей ТЭК или запасы энергоресурсов в недрах подготовленных к разработке месторождений могли бы выступать обеспечением под заемные средства, привлекаемые на модернизацию и реконструкцию конкретных машиностроительных производств в интересах конкретных отраслей или проектов ТЭК.

В отношении  инвестиционной стратегии в вопросах воспроизводства минерально-сырьевой базы добывающие отрасли ТЭК также  стоят перед дилеммой. Привлечение  инвестиций для широкомасштабного  наращивания геологоразведочных работ  в условиях, когда эффективность  таких работ продолжает снижаться, является все более трудноосуществимой задачей. Поэтому необходимо изменить стратегию воспроизводства минерально-сырьевой базы, сосредоточив имеющиеся средства на наиболее перспективных объектах ГРР, и мобилизовать при этом имеющиеся  в других звеньях “энергетического цикла” резервы, способные преодолеть или значительно смягчить действие фактора ухудшения качества сырьевой базы. Эти резервы кроются в  интенсификации инновационной деятельности, нацеленной на повышение коэффициентов  извлечения энергоресурсов из недр, в  широкомасштабном использовании достижений НТП, ибо только НТП может компенсировать неблагоприятное действие природного фактора.

В условиях падения эффективности геолого-разведочных работ и существующих инвестиционных ограничений, видимо, речь не должна идти о возврате к исторически сложившимся в условиях нерыночной экономики (завышенным) уровням обеспеченности добычи запасами промышленных категорий. Такой подход вызовет избыточный всплеск спроса на инвестиции в ГРР. Исходя из соображений энергетической безопасности, обязательно учитывая такой фактор, как “цена капитала”, необходимо определить “пороговый” уровень обеспеченности запасами на государственном уровне и создать добывающим компаниям условия, при которых они были бы заинтересованы выдерживать эти параметры.

Следует пересмотреть ключевой принцип определения порогового уровня обеспеченности запасами, от которого зависит уровень спроса на инвестиции в ГРР. Нужно ли продолжать стремиться к сохранению энергетической независимости  государства, при которой уровень  обеспеченности разведанными запасами в стране при прочих равных условиях должен быть выше, или в соответствии с закономерностями развития мирового рынка исповедовать принцип энергетической взаимозависимости государств, при  которой уровень такой обеспеченности (и соответственно спроса на инвестиции) может быть ниже?

Сегодня следование принципу энергетической независимости (которого СССР придерживался в течение  многих лет) может оказаться самым  дорогим способом обеспечения энергетической безопасности страны, если в основу положить такие критерии, как цена капитала, эффективность инвестиций в ГРР. Энергетические компании должны быть заинтересованы в поддержании  максимального прироста запасов  на единицу затрат. Поэтому действующую  законодательную базу в области  недропользования следует развивать, во-первых, в направлении создания стимулов для эффективного выполнения ГРР за счет собственных средств  недропользователя. Во-вторых, нормы и правила использования “отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы” следует развивать в направлении максимального расширения свободы их использования в целевых рамках увеличения ресурсного потенциала.

Информация о работе Стратегия привлечения иностранных инвестиций в отрасли ТЭК