Стратегия привлечения иностранных инвестиций в отрасли ТЭК

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 17:49, реферат

Краткое описание

Основной проблемой ТЭК сегодня является нехватка инвестиций. Эта проблема — не только и не столько “внутриТЭКовская”, сколько макроэкономическая. Нельзя всерьез говорить о привлечении инвестиций в страну, когда отток капитала из нее достигает (по высшим оценкам) 20—25 млрд. долл. в год. Стратегические иностранные инвесторы начнут финансировать проекты в реальном секторе российской экономики тогда, когда это начнут делать инвесторы отечественные, т.е. когда отток капитала из страны сократится до разумных пределов.

Содержание

Введение
Теоретическая часть
Аналитическая часть
Направления дальнейшего развития
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

ФИДЗК.docx

— 252.48 Кб (Скачать файл)

Для осуществления  крупномасштабных инвестиций в освоение месторождений углеводородного  сырья, в первую очередь на Дальнем  Востоке, в северных районах Европейской  части страны. Восточной Сибири, шельфовых зонах, для реализации крупных инвестиционных программ, таких, как программа энергосбережения, потребуется эффективная государственная  поддержка. Одним из возможных механизмов ее осуществления может стать  формирование специализированного  государственного инвестиционного  фонда, функционирующего на принципах  и условиях Бюджета развития, но с учетом специфики инвестиционных проектов ТЭКа. Ресурсы этого фонда  могут выступать в качестве обеспечения (залога) под привлекаемые российскими  компаниями для финансирования проектов ТЭК заемные средства.

В качестве источника формирования фонда может  служить будущая государственная  доля прибыльной нефти в разрабатываемых  и подготовленных к разработке проектах (например, проектах СРП).

Контроль  государства за направлениями и  эффективностью инвестиционной деятельности естественных монополий ТЭК должен осуществляться посредством государственного формирования цен на продукцию и  услуги этих монополистов.

Непосредственное  участие государственного бюджета  в инвестиционной программе ТЭК  является необходимым в части  финансирования мероприятий по повышению  безопасности и развитию АЭС, ликвидации острого дефицита электроэнергетических  мощностей на Дольнем Востоке, а  также в реализации программы  реструктуризации угольной промышленности в инвестиционной ее части.

В первое десятилетия  прогнозируемого периода необходимы государственные меры по созданию особо  благоприятного климата для привлечения  в ТЭК иностранных инвестиций, поскольку в этот период будет  иметь место наиболее острый дефицит  собственных инвестиционных ресурсов отечественных структур ТЭК, и в  тоже время наиболее динамично будет  возрастать спрос на энергоресурсы  из-за инерционности энергосберегающей  перестройки экономики.

За счёт имеющихся  на сегодня запасов нефти в  Восточной Сибири может быть обеспечена годовая её добыча на уровне 30 млн. т  в период до 2030 года. Если же мы будем  добывать по 50 млн. т в год, то уже  к 2010—2012 году необходимо будет перевести  часть ресурсов в запасы и постепенно вовлекать их в освоение, а при  уровне добычи в 80 млн. т в год  надо будет подготовить к освоению принципиально новые нефтеносные  области. По нашему мнению, без привлечения  внешнего капитала Россия вряд ли сможет разрабатывать нефтяные месторождения  в Арктике, на Дальнем Востоке  и особенно на шельфах северных морей.

Чтобы обеспечить разработку новых нефтяных и газовых  провинций Восточной Сибири и  Дальнего Востока, морских шельфов, необходим прорыв в сервисных  технологиях, методах геологоразведки  и геофизических исследованиях, который реален лишь с участием иностранных  фирм.

Газпром планирует  осуществлять в восточных регионах России разработку крупных месторождений, из которых формируются четыре центра добычи газа: шельфовой зоны острова  Сахалин, Иркутский - на основе Ковыктинского месторождения, Якутский - на базе Чаяндинского и Красноярский - Собинско-Пайгинского и Юрубчено-Тахомского месторождений. Для экспорта газа из Восточной Сибири очень важно иметь межгосударственное соглашение с потенциальными потребителями. Газпром ведёт переговоры по экспорту газа с представителями КНР, Японии и Южной Кореи. По-видимому, Южная Корея будет готова принять российский газ до 2010 года, а Китай - в период с 2010 по 2015 год.

Ранее начала формироваться практика рассмотрения конкурсных заявок на выдачу лицензий или проектов - в том числе для  иностранных фирм - на неразведанные  перспективные участки под геологоразведочные работы. Подразумевались гарантии того, что если полезные ископаемые найдутся, то фирма получит права разработки согласно национальному законодательству. В этой связи непонятны намерения  правительства РФ ужесточить допуск к стратегическим месторождениям. Например, в новом законе "О недрах" предусмотрено проведение закрытых аукционов без участия иностранных компаний.

Даже если по государственным соображениям подобные ограничения оправданны, вряд ли найдётся альтернативный отечественный капитал  и технологии для столь сложных  и дорогостоящих проектов. Не случайно поэтому широко дебатируются вопросы об ограничении иностранных инвестиций в стратегические регионы.

В законе РФ «О недрах» следует установить жесткий перечень условий лицензионных соглашений по использованию природных ресурсов, в которых должны быть прописаны:

·  сроки  и объемы проведения работ по разведке и промышленной подготовке месторождений, по добыче, переработке и транспортировке  природных ресурсов;

·  механизмы  участия добывающих компаний в социально-экономическом  развитии соответствующих территорий и экологические требования;

·  порядок  проведения независимого аудита; отзыва и передачи лицензий; программы лицензирования должны с высокой степенью надежности обеспечивать выполнение намечаемых показателей  по добыче и переработке природных  ресурсов и контроля за выполнением этих условий;

·  принципы участия бюджетов разного уровня в финансировании проектов, жизненно важных для ресурсодобывающих регионов (в том числе, долевое участие, налоговые льготы, кредиты и «каникулы», государственные гарантии, погашение части ссудного процента).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Согласно  Стратегии 2030 решение задач в  сфере реализации внешней энергетической политики осуществляется с использованием дипломатической поддержки интересов  российских топливно-энергетических компаний за рубежом, а также следующих  мер и механизмов государственной  энергетической политики:

- активное  участие в международном переговорном  процессе по энергетическим вопросам, обеспечение баланса интересов  импортеров, экспортеров и транзитеров энергоресурсов в международных договорах и деятельности международных организаций;

- развитие  сотрудничества в области энергетики  со странами Содружества Независимых  Государств, Евразийского экономического  сообщества, Северо-Восточной Азии, Шанхайской организации сотрудничества, Европейского союза, с другими  международными организациями и  государствами;

- содействие  формированию единого европейско-российско-азиатского  энергетического пространства;

- содействие  обеспечению благоприятного и  недискриминационного режима деятельности  отечественных энергетических и  сервисных компаний (а также иностранных  компаний с долевым участием  российских лиц) на мировых  рынках, включая их доступ к  зарубежным рынкам энергоресурсов  и рынкам конечного энергопотребления; 

- содействие  привлечению на взаимовыгодных  условиях зарубежных инвестиций, в первую очередь в технически  сложные и рисковые проекты;

- обеспечение  доступа российских энергетических  компаний к использованию ресурсов  мировых финансовых рынков, передовых  энергетических технологий;

- стимулирование  развития и экспорта российских  технологий, а также услуг российских  компаний в сфере топливно-энергетического  комплекса;

- стимулирование  строительства транспортной инфраструктуры  для диверсификации рынков сбыта  и направлений экспорта российских  энергоресурсов на востоке, юге,  северо-западе и севере страны;

- стимулирование  роста доли энергоресурсов высокой степени переработки в общей структуре экспорта российских топливно-энергетических ресурсов;

- развитие  новых форм международного (в  том числе технологического) сотрудничества  в энергетике;

- обеспечение  транспарентности энергетической политики Российской Федерации и координация ее энергетической стратегии с перспективными планами и энергетическими стратегиями других участников рынка;

- активное  участие России в международном  сотрудничестве по развитию энергетики  будущего (водородной энергетики, термоядерной  энергетики, использования энергии  морских приливов и др.).

 

 

Список использованной литературы

  1. Министерство экономического развития Российской Федерации // URL: http://www.economy.gov.ru/minec/main
  2. Оптимистический вариант Энергетической стратегии России на период до 2020 года // URL: http://www.wood-pellets.com/cgi-bin/cms/index.cgi?ext=content&lang=1&pid=1361
  3. Любвина В.С. Теоретические основы необходимости перехода топливно-энергетического комплекса России на инновационный путь // Научный вестник Московского государственного горного университета. 2011. № 1. С. 48-52.
  4. Курысь Н.В. «Иностранные инвестиции. Российская история»
  5. Зубченко Л.А. «Иностранные инвестиции»
  6. Халевинская Е.Д. «Предприятия с иностранным капиталом в России»
  7. Ю.Е. Власьевич, С.А. Бартенев «Экономика России: эффекты и парадоксы»
  8. Садардинов И. В. Топливно-энергетический комплекс Дальнего Востока в системе ТЭК России. – М.: Издательство МГГУ, 2006.

Информация о работе Стратегия привлечения иностранных инвестиций в отрасли ТЭК