Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2013 в 22:55, реферат
Стратегия направлена, прежде всего, на создание эффективной товаропроводящей системы, соответствующей требованиям инновационного сценария развития экономики и способствует модернизации экономики России. Основная цель - создание товаропроводящей системы обеспечивающей эффективную дистрибуцию для производителей (широкий географический охват, большая пропускная способность, низкие удельные издержки системы) и эффективное удовлетворение потребностей населения (физическая доступность товаров, ценовая доступность товаров, высокое качество товаров и услуг).
ПРОЕКТ
Министерство промышленности и торговли Российской Федерации
Стратегия развития
торговли в Российской Федерации на 2010
– 2015 годы
и период до 2020 года
Москва
Март, 2010 год
Содержание
ПАСПОРТ
Стратегии развития торговли в Российской Федерации на 2010 – 2015 годы и период до 2020 года
Наименование |
Стратегия развития торговли в Российской Федерации на 2010 – 2015 годы и период до 2020 года |
Основание для разработки |
|
Государственный заказчик |
Министерство промышленности и торговли Российской Федерации |
Основной разработчик |
Департамент государственного регулирования внутренней торговли |
Цель |
Создание эффективной товаропроводящей инфраструктуры, соответствующей требованиям инновационного сценария развития экономики Российской Федерации |
Задачи |
|
Сроки и этапы реализации |
1 этап. Создание институциональной базы. 1 января 2010 г. – 31 декабря 2011 г. 2 этап. Ускоренный рост. 1 января 2012 г. – 31 декабря 2013 г. 3 этап. Дальнейшее развитие. 1 января 2014 г. – 31 декабря 2020 г. |
Перечень основных мероприятий |
|
Исполнители |
Министерство промышленности и торговли Российской Федерации, Министерство регионального развития Российской Федерации, Министерство экономического развития Российской Федерации, Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральная антимонопольная служба, Федеральная служба государственной статистики |
Объемы и источники финансирования |
Мероприятия, реализация которых предусмотрена в рамках настоящей Стратегии, не требуют выделения дополнительного финансирования |
Ожидаемые конечные результаты реализации стратегии |
Основные социально-
|
Система организации контроля за исполнением |
Контроль за реализацией Стратегии осуществляет Министерство промышленности и торговли Российской Федерации |
Данный документ представляет собой Стратегию развития торговли в Российской Федерации на 2010 – 2015 годы и период до 2020 года, разработанную Министерством промышленности и торговли РФ.
Стратегия затрагивает сегменты оптовой и розничной торговли товарами массового потребления, включенные в сектор G Общероссийского классификатора видов экономической деятельности. Из спектра анализа оптовой торговли при этом исключена оптовая торговля несельскохозяйственными промежуточными продуктами, отходами и ломом (топливо, металлы и т.д.), а также оптовая торговля машинами и оборудованием. Из области анализа розничной торговли исключена торговля моторным топливом.
Разработанные
положения Стратегии основаны на
анализе существующих статистических
данных, интервью с представителями
сектора торговли, экспертным и бизнес-сообществом,
представителями органов
Стратегия направлена, прежде всего, на создание эффективной товаропроводящей системы, соответствующей требованиям инновационного сценария развития экономики и способствует модернизации экономики России. Основная цель - создание товаропроводящей системы обеспечивающей эффективную дистрибуцию для производителей (широкий географический охват, большая пропускная способность, низкие удельные издержки системы) и эффективное удовлетворение потребностей населения (физическая доступность товаров, ценовая доступность товаров, высокое качество товаров и услуг).
Для создания такой
товаропроводящей системы необходимо
значительно увеличить
В качестве основы для планирования бралось видение целевого состояния отрасли на 2020 и 2015 гг.
Торговля оказывает
Оборот сектора торговли в Российской Федерации в 2009 г. достиг уровня в 43,1 трлн. руб. При доле затрат населения на товары в рознице, превышающей 60% располагаемого дохода, торговля занимает лидирующие позиции по вкладу в российский ВВП – доля торговли в добавленной стоимости, созданной в экономике России в 2008 г., превысила 20%. Сектор торговли, как правило, является конечным звеном любой производственной цепочки, а соответственно именно от широты и разнообразия каналов, а также уровня их развития зависят эффективность, объемы и скорость, с которыми производимые в экономике и ввозимые на территорию страны товары достигают своего потребителя. Таким образом, стимулируя качественное развитие сектора, государство может способствовать созданию необходимых условий для продвижения товаров различных отраслей, что положительно скажется на экономике страны в целом.
Качественное развитие сектора торговли положительно влияет на конкурентоспособность экономики
Развиваясь
и желая увеличивать
Предпринимательская активность в торговле стимулирует инновации
В секторе торговли работает около половины малых предприятий РФ, на которых трудятся свыше 3 млн. человек. На сектор торговли приходится более 70% оборота малых предприятий РФ. Именно малые и средние торговые предприятия часто первыми начинают продажи новых товаров, производители которых еще не достигли необходимого масштаба для создания широкой дистрибуции и выхода в розничные сети. Таким образом, наличие достаточного количества малых и средних торговых предприятий и их высокое качество стимулируют инновационную активность в стране.
При этом следует особо отметить вклад торговли и в общее развитие предпринимательства в стране, так как зачастую именно торговля является «первым шагом» для многих предпринимателей перед переходом в другие сферы экономической деятельности.
Сектор торговли оказывает существенный вклад в занятость
По состоянию на 2008 г. в секторе торговли РФ действовало более 2 млн. хозяйствующих субъектов, 67% из которых – индивидуальные предприниматели. Сектор торговли – лидер среди всех секторов российской экономики по количеству созданных рабочих мест: общая численность занятых в секторе в 2008 г. составила около 12 млн. человек или 17,7% от всего занятого населения страны.
Сектор торговли играет значимую роль в обеспечении высокого уровня жизни
В первую очередь, уровень развития сектора торговли способен оказывать влияние на конечные цены для потребителей и потребительскую инфляцию. Реализуется данная функция, как правило, через два механизма: 1)влияние торговых организаций на поставщиков и производителей с целью повышения общей эффективности цепочки при наличии у первых достаточной рыночной власти 2) снижение удельных издержек в самой системе торговли с ростом масштаба деятельности и внедрением новых технологий. Безусловно, для снижения цен необходимы и соответствующие действия со стороны государства, которые обеспечат необходимый уровень конкуренции и приведут к тому, что выгоды от растущей эффективности организаций торговли и производителей будут транслироваться в более низкие цены для потребителей.
Наличие достаточного количества торговых площадей разнообразных форматов обеспечивает географическую доступность товаров для населения, т.е. возможность приобрести товар, затратив разумное время и другие ресурсы на получение доступа к нему. Уровень обеспеченности населения торговыми площадями сегодня входит в число индикаторов, отражающих качество жизни в том или ином регионе.
Развитая и высоко эффективная торговля, диктуя высокие стандарты качества поставщикам и производителям, фактически выступает участником сферы контроля за качеством продукции, попадающей к потребителям, и таким образом способна обеспечить положительный вклад в борьбе государства за безопасность здоровья и жизни населения.
Разнообразие каналов торговли также позволяет обеспечить и необходимое разнообразие ассортиментных позиций, предлагаемых потребителю. Учет интересов, потребностей и предпочтений максимально широкого перечня групп населения, включая представителей малых народностей и религиозных конфессий, также позволяет судить о качестве жизни в том или ином регионе.
Сектор розничной торговли может
выступать опережающим
Именно обороты розничной торговли используются в большинстве развитых стран, как индикаторы ожидаемого состояния экономики, так как снижение потребительской активности, неминуемо приводящее к падению темпов экономического роста, быстрее всего отражается на динамике розничного товарооборота.
Таким образом, состояние сектора торговли обладает критической значимостью для большинства аспектов жизни страны и ее граждан. Неэффективное развитие сектора может поставить под угрозу развитие экономики, качество жизни, безопасность и здоровье населения. Поэтому государство должно разработать продуманную и эффективную стратегию развития сектора, обеспечивающую его эффективное развитие, максимально полную реализацию возможностей и предотвращение угроз.
Как показывает вышеприведенный анализ, сектор торговли обладает критической значимостью для экономики страны, качества жизни населения, обеспечения безопасности и здоровья граждан. Эффективное (т.е. способствующее достижению целей государства) развитие сектора торговли может привести к целому ряду значимых положительных эффектов для государства, бизнеса и населения России. В то же время, неэффективное или недостаточно быстрое развитие сектора торговли может оказать негативное влияние на ключевые показатели развития страны.
Политика государства
по отношению к сектору может
варьироваться в широких
Стратегия должна, в том числе, обеспечивать формирование государственной политики, направленной на повышение инвестиционной привлекательности сектора торговли и совершенствование механизмов защиты прав и интересов хозяйствующих в сфере торговли интересов. Такая политика должна основываться на следующих принципах: