Стратегия развития торговли в Российской Федерации на 2010 – 2015 годы и период до 2020 года

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2013 в 22:55, реферат

Краткое описание

Стратегия направлена, прежде всего, на создание эффективной товаропроводящей системы, соответствующей требованиям инновационного сценария развития экономики и способствует модернизации экономики России. Основная цель - создание товаропроводящей системы обеспечивающей эффективную дистрибуцию для производителей (широкий географический охват, большая пропускная способность, низкие удельные издержки системы) и эффективное удовлетворение потребностей населения (физическая доступность товаров, ценовая доступность товаров, высокое качество товаров и услуг).

Вложенные файлы: 1 файл

Стратегия развития торговли в РФ на 2010-2015 годы.doc

— 2.12 Мб (Скачать файл)
    • преимущественно позитивное регулирование отношений в области торговли (принятие программ, концепций, пр., нормативных правовых актов, предусматривающих льготный порядок приобретения и реализации хозяйствующими в сфере торговли субъектами гражданских прав, пр.);
    • введение ограничений и запретов для хозяйствующих в сфере торговли субъектов исключительно в тех случаях, когда негативные явления в сфере торговли не могут быть устранены иными способами;
    • осуществление постоянного мониторинга среды в отрасли с целью определения необходимости вмешательства государства в отдельные процессы или напротив, ослабления государственного регулирования в случае достижения определенных целей.

Предпосылками формирования целостной и сбалансированной государственной политики в сфере  торговли являются:

    • закрепление функций по мониторингу отношений, возникающих при организации и осуществлении торговли, в том числе отдельными группами товаров, за единым федеральным органом исполнительной власти, формирование аналогичных структур в субъектах Российской Федерации и передача части полномочий на региональный уровень с целью своевременного выявления возможных проблем и формирования рекомендаций для всех вовлеченных в процесс регулирования сектора торговли органов исполнительной власти;
    • инвентаризация действующей нормативно-правовой базы, регулирующей отношения, возникающие при организации и осуществлении торговли, с целью ее обновления с учетом современного состояния торговли, а также с целью консолидации норм, регулирующих отношения в сфере торговли;
    • использование комплексного подхода к решению проблем в отрасли, основанного на анализе всей совокупности факторов, характеризующих отношения в сфере торговли, прогноза последствий принимаемых решений не только для торговли, но и других отраслей и экономики Российской Федерации в целом.

При этом баланс мер необходимо искать с учетом специфики  российской экономики, уровня развития страны и ее культурных особенностей. Перечень мер не должен оставаться постоянным, а должен пересматриваться в соответствии с меняющейся внешней ситуацией, соответственно, результаты применения тех или иных инструментов необходимо постоянно анализировать, и корректировать по результатам анализа направление государственной политики.

Задачами в  рамках разработки Стратегии будет  оптимальный выбор мер и инструментов, в наибольшей степени способствующих решению проблем сектора торговли и достижению целей государства в сложившихся экономических условиях.

 

  1. Анализ состояния и развития торговой отрасли в мире и в Российской Федерации

 

    1. Анализ состояния и развития торговой отрасли в мире

 

Анализ международного опыта развития розничной торговли демонстрирует схожие  тенденции во многих, как развитых, так и развивающихся странах. С общим экономическим ростом наблюдаются высокие темпы роста мирового розничного оборота и, в первую очередь, за счет опережающих темпов роста развивающихся стран. В связи с новыми технологическими разработками и инновациями в процессах повышается производительность розничной торговли. В ответ на усиливающуюся конкуренцию и глобализацию повышается уровень консолидации сектора. В ответ на потребительские предпочтения и растущие требования к ассортименту, качеству и доступности предоставляемой продукции увеличивается доля современных форм торговли. Растет значимость розничной торговли как фактора экономического развития государства и повышения его конкурентоспособности и источника массовой занятости.

 

Сектор торговли оказывает существенный вклад в ВВП и занятость  многих стран

Сектор торговли признан во многих странах выполняющим  важную экономическую и социальную роль. Основным вкладом розничной  торговли в повышение качества жизни населения является поддержание социальной стабильности и удовлетворение потребностей населения в товарах. Вклад торговли в мировой ВВП составляет около 10%, а в общую занятость – до 13%1.

Рис.  1. Доля торговли в ВВП и занятости стран

 

 

Торговля является основой для  развития малого бизнеса

Торговля стимулирует  экономическое развитие государства  и  рост занятости, развитие малого бизнеса и национальных производителей, стимулирует приток иностранных  инвестиций и повышение эффективности  и производительности. В различных странах малый бизнес обеспечивает значимую долю оборота сектора торговли.

                                          

 

Рис.  2. Доля малого бизнеса в обороте продовольственной розничной торговли

 

 

Торговля решает важные социальные задачи

Основной социальной целью развития торговли является предоставление потребителям широкого ассортимента качественной, доступной продукции. Вследствие глобализации и интернационализации экономики, а также роста доходов населения повышаются требования потребителей к качеству предоставляемых услуг,  ассортименту и качеству предоставляемой продукции.  Доля расходов населения на потребительские товары согласно международному опыту может достигать почти 70%.

Рис.  3. Доля расходов населения в розничных каналах торговли от общих расходов

 

 

Торговля является быстро растущим сектором экономики

Общемировой оборот сектора розничной торговли рос  с 2005 года со средним темпом в 8,3% (с  учетом инфляции). В 2008 году оборот мировой розничной торговли достиг 14,5 трлн. долларов США2.

Рис.  4. Темпы роста оборота розничной торговли

 

 

По уровню развития розничной торговли страны значительно различаются  между собой

Розничная торговля в своем развитии проходит через несколько этапов, каждый из которых имеет свои особенности и факторы успеха, характеризуется различными темпами роста, характером и степенью конкуренции, качеством и ассортиментом предоставляемых услуг. Так, например, доля современных форматов торговли в общем розничном обороте широко варьируется от страны к стране. В наиболее развитых странах она уже превосходит 70%.

Рис.  5. Доля современных форматов в обороте розничной торговли

 

В мировой розничной  торговле возрастает роль продаж через Интернет, но уровень проникновения Интернет-торговли еще не очень велик и также существенно различается между странами. В наиболее технологически развитых странах, характеризующихся небольшой площадью территории и высокой плотностью населения, доля Интернет-торговли уже достигает 5%.

Рис.  6. Доля Интренет - продаж от оборота розничной торговли

 

В целом, розничную  торговлю в развитых странах можно  охарактеризовать высокой степенью консолидации, высокой долей современных форматов в общем обороте, растущей долей удаленных каналов продаж. Розничная торговля выполняет важные экономические и социальные функции, поддерживая высокий уровень жизни населения, занятости, развитие малого бизнеса и экономическое развитие государств.

 

 

    1. Анализ состояния и развития торговой отрасли в Российской Федерации

 

Внутренняя  торговля Российской Федерации представлена двумя крупными секторами: сектором оптовой и сектором розничной  торговли. Сектор оптовой торговли выполняет посреднические функции между производителями и организациями розничной торговли, и розничная торговля является определяющей по отношению к оптовой торговле. Характеристики розничного сектора определяют такие характеристики сектора оптовой торговли как объем товарооборота, ассортимент продукции, цены на продукцию (частично), географическую локализацию бизнеса предприятий оптовой торговли.

Уровень развития самого сектора  торговли определяется рядом факторов, среди которых наиболее значительны  следующие:

  • уровень благосостояния населения
  • численность населения
  • плотность населения
  • доступность и стоимость финансовых ресурсов
  • развитие базовой инфраструктуры и инфраструктурных услуг (логистических, строительных и др.)

Именно эти  факторы определяют объем платежеспособного спроса и уровень издержек по формированию предложения в сфере розничной торговли, которые обуславливают инвестиционную привлекательность сектора и, следовательно,  скорость его развития.

Кроме указанных пяти факторов, также важными являются: определенность структуры потребительских предпочтений, положительные ожидания населения относительно экономической ситуации в стране, стабильность экономической ситуации в стране. Последние факторы определяют объем потребительских расходов, структуру потребительских расходов и уровень рисков инвестиционных планов.

Оборот всей торговли в  РФ в 2008 году составил 46 трлн. рублей. Из них оборот оптовой торговли составил 32 трлн. рублей, в которых на организации  оптовой торговли приходится 78%. Оборот розничной торговли достиг в 2008 году 14 трлн. рублей, из которых 13% пришлось на долю неформального сектора.

 

      1. Исторические аспекты развития торговли в РФ

 

Розничная торговля

Сектор розничной  торговли проходит следующие этапы  развития (Рис.  7):

    • Стадия формирования. В России формирование розничного сектора началось с принятием Указа Президента РФ от 29 января 1992 года № 65 "О свободе торговли". Для этого этапа характерно:
      • наличие большого количества мелких независимых игроков, преобладание небольших магазинов, «павильонов», «киосков», «рынков»
      • высокая степень ассиметрии информации в отношениях розничный продавец/поставщик и розничный продавец/покупатель
      • низкое качество розничного предложения (под розничным предложением понимается набор потребительских характеристик магазина: цена, широта ассортимента, качество продуктов, уровень сервиса, планировка магазина, местоположение магазина, наличие специализированных прилавков, уровень чистоты, наличие парковки, часы работы магазина и пр.)
      • низкая эффективность процессов розничного сектора и смежных отраслей
    • Стадия быстрого роста. В России этот этап начался с 2000-х гг., когда начали работу первые сетевые розничные компании, и в настоящее время розничный сектор находится на этом этапе развития. Для этого этапа характерно:
      • экстенсивное развитие компаний, развитие компаний за счет территориального распространения, открытия новых магазинов
      • консолидация отрасли, появление сетевых игроков
      • диффере<span class="dash041e_0431_0

Информация о работе Стратегия развития торговли в Российской Федерации на 2010 – 2015 годы и период до 2020 года