Структура мирового рынка инжиниринговых услуг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 15:29, курсовая работа

Краткое описание

МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА, МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ, МИРОВОЙ РЫНОК УСЛУГ, ИНЖИНИРИНГОВЫЕ УСЛУ-ГИ
Основной целью данной курсовой работы является рассмотрение структуры мирового рынка инжиниринговых услуг. Для достижения этой цели поставлены следующие задачи исследования:
- исследовать современную структуру инжиниринговых услуг;
- изучить исторические тенденции развития международной торговли дан-ными услугами;
- проанализировать современную динамику рынка данной отрасли;
- выявить пути и механизмы повышения эффективности функционирования инжиниринговых компаний в условиях усиления глобализации мировой экономики.

Вложенные файлы: 1 файл

Введение.docx

— 83.98 Кб (Скачать файл)

В подрядных торгах могут принимать участия любые российские и зарубежные предприятия и организации, независимо от формы собствен-ности, а если эта деятельность подлежит лицензированию – имеющие лицен-зию на право её осуществления.

Запрещается участие в  данных торгах предприятий и фирм, имеющих непосредственную организационно-правовую или финансовую зависимость друг от друга, выраженную в форме актов  учредительства, финансового участия, холдинга и др. [4,204-207]

1.2 История инжиниринговых услуг

Стремительный рост международных  операций по торговле инженерно-техническими услугами выделил их в самостоятельный  вид международных коммерческих операций, что привело к образованию  и развитию междуна-родного рынка  инжиниринговых услуг.

Первоначально инжиниринг возник в Англии в гражданском строитель-стве и ограничивался консультационной деятельностью в области сооруже-ния дорог, мостов, портов, аэродромов, систем водо- и энергоснабжения, работ по мелиорации и др. Позднее инженерно-консультационные услуги стали предоставляться также в области промышленности. Инжиниринг в США начал развиваться также с предоставления консультационных услуг и обслуживал исключительно внутренний рынок. Толчком для распростра-нения американского инжиниринга за пределами США послужила Вторая мировая война, во время которой осуществлялись в широких масштабах работы по строительству аэродромов, дорог, портов, военных объектов в других странах. Эти работы выполнялись как частными американскими инженерными фирмами по правительственным заказам, так и специальными отделами американской армии, укомплектованными специалистами по инжи-нирингу.

Впервые послевоенные годы инжиниринг получил развитие и в других промышленно развитых странах. Этому в значительной степени способ-ствовала деятельность различных международных организаций, в том числе Международного банка реконструкции и развития, направленная на оказание технического содействия развивающимся странам.

Со второй половины 50-х  годов начался новый этап в  развитии инжиниринга и выделение  его в самостоятельную область  международной коммерческой деятельности. Если на предыдущем этапе инжиниринг ограничивался в основном только предоставлением технических консуль-таций, а все строительные работы выполняли  строительные фирмы-подряд-чики, то для  последующего этапа характерно опережающее  развитие инже-нерно-строительных услуг, непосредственно связанных со строительством промышленных объектов преимущественно с поставкой «под ключ». Конт-ракты «под ключ» предполагают поручение фирме-исполнителю (подряд-чику) научно-технических разработок, поставок необходимого оборудования и строительства промышленного или иного объекта от стадии проектиро-вания до поставок и монтажа оборудования.

Развитие инжиниринга  непосредственно связано также  с внешнеэконо-мической экспансией крупнейших, в первую очередь американских, ТНК в развивающихся странах. Осуществление прямых частных инвестиций в этих странах путем создания собственных дочерних предприятий или участия в капитале национальных компаний стимулировало предоставление им раз-личных консультаций по строительству новых мощностей, совершенство-ванию производственных процессов и др. [4, 443-444]

Рынок инжиниринговых услуг  получил свое развитие в конце 60-х  гг. и развивался крайне неравномерно. В 60—70 гг. отмечался рост экспорта ин-женерно-консультационных услуг из европейских стран, что было обуслов-лено реализацией международных программ помощи развивающимся стра-нам. Спад в мировой экономике в 70—80 гг. снизил спрос на этот вид услуг. Однако во второй половине 80-х гг. вновь наблюдался рост объема услуг, особенно в Центральной и Восточной Европе. С 1987 г. стали расширяться национальные рынки инженерно-консультационных услуг, а впоследствии и рынки инженерно-строительных услуг. В развитии этих рынков определен-ную роль сыграло увеличение частных инвестиций. В 1997 г. на рынке был отмечен дальнейший подъём, чему способствовали устойчивые темпы обще-го экономического роста. Начавшийся валютно-финансовый кризис (в июле 1997 г.) не смог переломить этой тенденции. До начала 2000-х годов характерная тенденция для рынка - наличие небольших узкоспециализиро-ванных компаний при почти полном отсутствии инжиниринговых организа-ций, способных оказывать комплексные услуги. [7]

 

  1. Экономический анализ развития инжиниринговых услуг

 

2.1 Анализ состояния рынка инжиниринговых услуг в мире

На сегодняшний день официальных  статистических данных о числе ин-женерно-консультационных фирм и их деятельности не имеется. По данным ФИДИК количество людей, занятых в инженерно-консультационной дея-тельности, составляет около 3 млн., 20-25% из которых представлены в ФИДИК. Объекты, нуждающиеся в услугах отрасли, в среднем оцениваются на уровне 5090 млрд. долл. Спрос на услуги по строительству в среднем составляет 3400 млрд. долл. в год, сфера инженерно-консультационных услуг обеспечивает ее на 5,3%, то есть 180 млрд. долл. Тем не менее некоторые специалисты считают эти данные не отвечающими действительности и оценивают спрос на услуги инжиниринговых компаний равным 240 млрд. долл., а объем предоставляемых работ – 200 млрд. долл. [6]

Данные приложения Б позволяют сделать вывод о том, что доля фирм, входящих в международные организации, такие как ФИДИК, достаточно нез-начительна. Например, в Канаде оперируют 8400 фирм, и только 522 из них входят в ФИДИК (6,2%). В то же время, следует отметить, что на эти 6,2% фирм приходится 3867,7 млн. долл. оборота из 6543,1 млн. долл., что состав-ляет 60%. Наиболее крупные инженерно-консультационные фирмы являются членами национальных отраслевых ассоциаций, входящих либо в ФИДИК, либо в КЕБИ [cм. приложение А]. Поэтому можно полагать, что львиная доля внешнеторговых операций в отрасли, совершается именно этими компании-ями.

В приложении Б представлены страны, рынки инжиниринговых услуг которых наиболее развиты. Данные показывают, что самые высокие показа-тели инвестиций в основной капитал в целом и в строительство, а также объ-ема внутреннего рынка инжиниринговых услуг, общего оборота и занятых в отрасли, приходятся на США, хотя Китай превосходит остальные страны по доле инвестиций в строительство. Несмотря на бурное развитие экономик стран БРИК, Бразильская отраслевая ассоциация не входит в состав ФИДИК, а показатели трех других стран уступают развитым странам с традиционно высокими передовыми технологиями в отрасли. БРИК уступают как во вну-триотраслевом торговом обороте, так и в уровне занятости в отрасли и уровне оплаты инженерно-консультационных услуг. Так, индекс заработной платы специалистов в Индии составляет 3,8, а в России и Китае немногим превышает 10, в то время как в США и Великобритании он равен около 70. И хотя китайский инжиниринговый рынок насчитывает до 328 000 работников, а США – 812 000, оборот Китая составляет 1323,7 млн. долл. против 69759,7 млн. долл. Таким образом, видно, что рынок США значительно эффективнее китайского. При этом нельзя не обратить внимание на статистику, предос-тавленную китайской стороной. Хотя сегодня показатели Китая невысокие, объем инвестирования и уровень занятости в отрасли предполагает интен-сивное развитие в будущем.

Статистика по внешнеторговым операциям показывает, что страны, в целом, активно участвуют в  обмене инженерно-консультационными  услу-гами. Кроме того, основные участники такого обмена имеют положительное сальдо по торговым операциям в отрасли [см. приложение В].

Все регионы мира вовлечены  в международную торговлю инжини-ринговыми услугами [см. приложение В]. Наиболее активными ее участни-ками являются страны Европы, Азии и Северной Америки. Тем не менее все эти страны уступают США в объемах торговли, кроме того страна отли-чается от других еще одной особенностью, она импортирует больше услуг по строительству и инжинирингу, чем экспортирует. В то же время промыш-ленный инжиниринг выравнивает этот дисбаланс по торговым операциям, превращая США в успешного игрока на этом рынке.

Несмотря на то что в 2008 году разразился кризис на рынке недви-жимости и мировой финансовый кризис, общий объем финансовых средств, получаемых от экспорта инжиниринговых услуг и услуг по строительству, увеличился по сравнению с 2007 годом на 1166 млн. долл., а расходы на импорт услуг, связанных с промышленным инжинирингом, сократились на 136 млрд. долл. Такая ситуация может объясняться тем, что рынок еще не успел отреагировать на формировавшуюся в то время панику. Кроме того, негативные показатели конца периода могли быть скорректированы за счет позитивных тенденций в его начале. Наиболее остро кризис проявил себя в Канаде, что отразилось на статистике: значительно снизились поступления от предоставления услуг (на 12%) и уменьшился объем приобретаемых про-мышленных инжиниринговых услуг (на 37,7%). Похожая ситуация сложи-лась в Европе, где изменения составляли 10,9% и 4,3% соответственно. В Азии незначительному сокращению подверглась лишь часть отрасли, вовле-ченная в экспорт услуг промышленного инжиниринга, она снизилась на 2,8% по сравнению с предыдущим периодом.

Диаграмма  2.1 - Темпы роста экспорта инжиниринговых и проектных

                                     услуг (%, Q-квартал)

Источник: [3]

Из диаграммы 2.1 видно, что в первые три квартала 2008 года, дейст-вительно, происходил рост экспорта инжиниринговых услуг, но уже в чет-вертом квартале 2008 года и первом квартале 2009 года тенденция сменилась, и экспорт стал снижаться быстрыми темпами 15% и 10% соответственно.

 

Таблица 2.2 - Международная торговля инжиниринговыми и проектны-ми услугами по регионам в 2000-2008 гг. (млрд. долл. и %)

 

Объем

Доля

Ежегодные изменения доли

2008

2000

2008

2000-08

2006

2007

2008

Экспорт

Мир

1935

100,0

100,0

14

17

22

11

Северная Америка

336

23,4

17,4

10

17

17

6

Южная и Центральная Америка

41

2,0

2,1

15

20

27

20

Европа

1043

50,3

53,9

15

15

24

10

ЕС

958

45,0

49,5

16

15

24

10

СНГ

32

0,6

1,6

29

31

36

34

Африка

22

1,4

1,1

 

9

25

25

Ближний Восток

44

2,0

2,3

16

24

12

21

Азия

417

20,3

21,5

15

21

22

13

Импорт

Мир

1595

100,0

100,0

13

14

20

12

Северная Америка

230

17,5

14,4

10

18

13

1

Южная и Центральная Америка

45

3,2

2,8

11

14

17

20

Европа

801

48,3

50,2

13

11

21

10

ЕС

758

46,0

47,6

13

12

21

10

СНГ

56

1,5

3,5

26

19

36

29

Африка

47

2,6

2,9

 

14

34

15

Ближний Восток

53

2,5

3,3

17

24

34

18

Азия

363

24,4

22,8

12

16

19

14


Источник: [3]

По данным ВТО, Европа является самым  крупным регионом – экспор-тером (53,9%) и импортером (50,2%) инжиниринговых услуг [табл. 2.2]. Кроме того со временем ее доля растет, за восемь лет экспорт увеличился на 3,6% (37,5 млрд. долл.), а импорт вырос на 1,9% (15 млрд. долл.). Другими важными центрами международной торговли услугами типа инжиниринг являются Северная Америка и Азия.

Данные таблицы наглядно демонстрируют  спад в международной тор-говле в отрасли, произошедший в 2008 г. В связи с кризисом в этот период темпы роста значительно снизились, хотя в предыдущие годы преимущест-венно наблюдались повышательные тенденции на рынке.

Таблица 2.3 - Основные экспортеры и импортеры инжиниринговых и проектных услуг в 2000-2008 гг. (млрд. долл. и %).

 

Объем

Доля

Ежегодные изменения доли

2008

2000

2008

2000-08

2006

2007

2008

Экспортеры

ЕС

958,1

45,0

49,5

16

15

24

10

США

295,6

19,6

15,3

11

18

18

7

Япония

88,8

6,0

4,6

11

16

10

17

Индия

79,7

 

4,1

 

40

24

18

Китай

67,2

1,6

3,5

27

25

46

27

Швейцария

54,3

2,8

2,8

15

13

23

15

Гонк Конг, Китай

48,7

3,3

2,5

11

17

17

7

Сингапур

43,5

1,7

2,2

18

22

27

1

Канада

37,6

3,2

1,9

8

9

10

2

РФ

23,7

0,4

1,2

32

35

34

34

Республика Корея

21,5

1,4

1,2

11

20

31

-3

Тайбей, Китай

213

1,8

1,1

7

19

9

12

Норвегия

19,3

0,9

1,0

16

34

27

13

Бразилия

17,6

0,9

0,9

15

30

33

30

Израиль

14,8

1,3

0,8

7

17

6

10

15 вышеперечисленных

1790

91,4

92,6

       

Импортеры

ЕС

756,2

46,0

47,6

13

12

21

10

США

177,8

12,4

11,2

11

22

14

8

Япония

85,6

8,0

5,4

7

17

14

17

Китай

71,5

2,0

4,5

25

26

35

27

Канада

39,0

3,6

2,4

8

8

10

1

Информация о работе Структура мирового рынка инжиниринговых услуг