Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2014 в 13:48, курсовая работа
Основная цель работы состоит в изучении характеристик рыночных структур и особенностей их развития в переходной экономике России, а так же рассмотреть основные структуры рыночной власти. Задачи данного исследования заключаются: Дать определение типам рыночных структур.
Охарактеризовать каждую из структур рынка.
Охарактеризовать каждую из структур рыночной власти.
Введение…………………………………………………………….……………..3
1. Теоретические основы рынка и рыночной инфраструктуры..…. …………..5
Определение рынка и рыночной экономики…….….…………..........5
Характеристика рыночных структур…………………………..…….16
2. Рыночная власть и ее источники.……………………………………………30
2.1 Условия возникновения монопольной власти………………………30
2.2 Рыночная власть монопсонии……………………….…………….…35
2.3 Власть монопсонии, сочетающаяся с монопольной властью..…….36
Заключение……………………………………………………………………….38
Список использованной литературы…………………………………………...40
Министерство образования и науки Российской Федерации
ФГБОУ ВПО «Московский государственный открытый университет имени В.С. Черномырдина»
Чебоксарский политехнический институт (филиал)
Кафедра электроснабжение промышленных предприятий
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине Экономика энергетического производства
на тему: Структура рынка и рыночная власть
Выполнил:
студент 5 курса
специальности 140211
Алямкин Михаил Иванович
учебный шифр 108036
Проверила: Ивукова Ирина Дмитриевна
Чебоксары 2012
СОДЕРЖАНИЕ
Содержание……………………………………………………
1. Теоретические основы рынка и рыночной инфраструктуры..…. …………..5
2. Рыночная власть и ее источники.……………………………………………30
2.1 Условия возникновения монопольной власти………………………30
2.2 Рыночная власть монопсонии……………………….…………….…35
2.3 Власть монопсонии, сочетающаяся с монопольной властью..…….36
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………………...
ВВЕДЕНИЕ
Рыночная структура – сложное понятие, имеющее множество аспектов. Она может определяться характером объектов рыночных сделок. Существуют рынки факторов производств (земля, труд, капитал), рынки продуктов и услуг, рынки товаров длительного (более года) и не длительного (до года) пользования и т. д. Знание структуры рынка необходимо для того, чтобы определить возможные объемы продаж при различных уровнях цен, и как поведут себя фирмы-конкуренты под воздействием предпринимаемых шагов.
Можно сказать, что структура
рынка определяет степень его
конкурентности между субъектами рынка.
В настоящее время по данному
критерию выделяют следующие типы
рынков: совершенной конкуренции, чистой
монополии, монополистической конкуренции
и олигополии. За исключением
чистой или совершенной конкуренции,
все другие структуры характеризуют
рынок несовершенной
В настоящее время Российское
государство переживает период структурной
перестройки всех сфер общественной
жизни. Предпринимается попытка
построить правовое демократическое
общество. Естественным элементом этого
процесса является переход от плановой,
административно-командной
Монополия
- это ситуация на рынке, которая характеризуется
множеством покупателей и лишь одним продавцом.
В целом предложение у монополиста будет
меньше, чем предложение в условиях свободной
конкуренции, а цена больше, чем конкурентная
цена (и больше, чем предельные издержки).
Это связано с определенными издержками
для общества, так как меньше потребителей
покупают продукт, а те, кто покупают, платят
за него больше. Именно поэтому антитрестовские
законы запрещают фирмам монополизацию
большинства рынков. Когда положительный
эффект масштаба делает монополию желательной,
государство может максимизировать общественное
благосостояние регулированием монопольных
цен.
Симметрично рыночную
власть на рынке факторов производства
называют монопсонистской. В предельном
случае, если вся эта власть сконцентрирована
у одного предприятия, рынок фактора приобретает
характер монопсонии. В определенном смысле
монопсония является зеркальным отражением
монополии. Если монополист не имеет функции
предложения своей продукции на рынке
благ, то монопсонист не имеет функции
спроса на потребляемые им факторы производства.
Эти особенности сказываются на параметрах
оптимального положения монопсониста.
Основная цель работы состоит в изучении характеристик рыночных структур и особенностей их развития в переходной экономике России, а так же рассмотреть основные структуры рыночной власти.
Задачи данного исследования заключаются:
1. Теоретические
основы рынка и рыночной
1.1 Определение рынка и рыночной экономики
Понятие «рынок» и «рыночная
экономика» - взаимосвязаны, но не тождественны.
Рынок возникает и развивается
вместе с разделением труда в
обществе задолго до формирования рыночной
экономики. Рыночная экономика –
результат длительного
В современной экономической литературе понятия «рынок» и «рыночная экономика» употребляются в одном и том же значении: для характеристики рыночной экономики, одновременно понимаемой и как рынок.
Рыночная экономика – сложная социально-экономическая система, состоящая из множества структурно организованных, взаимосвязанных и взаимодействующих элементов.
Рынок - это одна из важнейших категорий товарного хозяйства, выражающая его наиболее существенные связи и отношения, связанные с обменом. Вводного определения рынка не существует. Отчасти из-за сложности и емкости этого понятия, его исключительной многогранности. Рынок – это механизм, сводящий вместе покупателей и продавцов отдельных товаров и услуг. Более конкретно рынок представляет сферу обмена (обращения), в которой осуществляется связь между агентами общественного производства в форме купли-продажи, т. е. связь производителей и потребителей, производства и потребления.
Субъектами рынка являются продавцы и покупатели. В качестве продавцов и покупателей выступают домохозяйства (в составе одного или нескольких лиц), фирмы (предприятия), государство. Большинство субъектов рынка действуют одновременно и как покупатели, и как продавцы. Все хозяйственные субъекты тесно взаимодействуют на рынке, образуя взаимосвязанный "поток" купли-продажи.
Объектами рынка являются товары и деньги. В качестве товаров выступает не только произведенная продукция, но и факторы производства (земля, труд, капитал), услуги. В качестве денег - все финансовые средства, важнейшими из которых являются сами деньги.
Рынок - это:
1. совокупность экономических отношений по поводу купли-продажи товаров;
2. один из центральных элементов в системе товарно-денежных отношений;
3. базовый элемент хозяйственного механизма;
4. регулятор функционирования рыночной экономики.
Таким образом, рынок является
сложным механизмом, на котором совершаются
сделки между покупателями и продавцами
экономических благ. Расходы на совершение
рыночных сделок называются трансакционными
Предпосылками возникновения рынка являются:
1. общественное разделение труда;
2. частная собственность на средства и продукты производства.
Основными элементами рынка выступают спрос, предложение, конкуренция, цена.
Отличительными чертами рынка являются: гибкость, эффективность, стремление к равновесию.
Оптимальное функционирование рынка предполагает наличие следующих условий:
1. частная собственность;
2. конкуренция;
3. ограниченная роль государства;
4. вход на рынок и выход с рынка должны быть свободными;
5. наличие свободных ресурсов и свободное их использование;
6. свободный доступ к рыночной информации;
7. отсутствие монополизма в производстве и ценообразовании;
10. умение производителей и управленцев организованно и психологически верно встраиваться в рыночные отношения.
С позиций ценообразования и характера конкуренции различаются следующие модели рынка:
Развитой рынок предполагает развитую рыночную инфраструктуру, основными элементами которой являются:
1. банковская система;
2. страховая система;
3. информационная система.
Роль рынка неоднозначна и противоречива.
Позитивные стороны:
Вместе с тем рынок - не идеальный механизм экономической деятельности общества. В силу своих внутренних качеств и закономерностей рынок не в состоянии обеспечить решение многих важнейших проблем жизнедеятельности людей.
Рынок имеет следующие отрицательные стороны:
7. не имеет экономического механизма защиты окружающей среды;
8. не может регулировать использование ресурсов, принадлежащих всему человечеству, например рыбных богатств океана;
9. не способен формировать оптимальные макроэкономические параметры;
10. не содержит действенной мотивации в реализации крупных научно-технических программ, фундаментальных исследований, в подготовки научных кадров;
11. вызывает огромные затраты на рекламу, что ведёт к удорожанию продукции;
12. не гарантирует право на труд;
13. не гарантирует право на доход;
Основные элементы рынка
Если рассматривать рынок как форму связи производства и потребления через обмен, то в качестве его элементов можно назвать следующие: