Структура рынка и рыночная власть

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2014 в 13:48, курсовая работа

Краткое описание

Основная цель работы состоит в изучении характеристик рыночных структур и особенностей их развития в переходной экономике России, а так же рассмотреть основные структуры рыночной власти. Задачи данного исследования заключаются: Дать определение типам рыночных структур.
Охарактеризовать каждую из структур рынка.
Охарактеризовать каждую из структур рыночной власти.

Содержание

Введение…………………………………………………………….……………..3
1. Теоретические основы рынка и рыночной инфраструктуры..…. …………..5
Определение рынка и рыночной экономики…….….…………..........5
Характеристика рыночных структур…………………………..…….16
2. Рыночная власть и ее источники.……………………………………………30
2.1 Условия возникновения монопольной власти………………………30
2.2 Рыночная власть монопсонии……………………….…………….…35
2.3 Власть монопсонии, сочетающаяся с монопольной властью..…….36
Заключение……………………………………………………………………….38
Список использованной литературы…………………………………………...40

Вложенные файлы: 1 файл

moya_kursovaya_po_ekonomike.docx

— 156.95 Кб (Скачать файл)

Симметрично рыночную власть на рынке факторов производства называют монопсонистской. В предельном случае, если вся эта власть сконцентрирована у одного предприятия, рынок фактора  приобретает характер монопсонии, а  в случаях ее разделения между  несколькими предприятиями –  олигопсонии. Наиболее типичным примером монопсонии является населенный пункт  с единственным градообразующим  предприятием. Монопсонистская власть особенно велика, если в таких населенных пунктах действует режим прописки и/или междугородный пассажирский транспорт слабо развит или вовсе отсутствует. В определенном смысле монопсония является зеркальным отражением монополии. Если монополист не имеет функции предложения своей продукции на рынке благ, то монопсонист не имеет функции спроса на потребляемые им факторы производства. Если у монополиста кривая предельной выручки имеет отрицательный и более крутой наклон, чем кривая спроса, то у монопсониста кривая предельных факторных затрат имеет положительный и более крутой наклон, чем кривая предложения фактора. Эти особенности сказываются на параметрах оптимального  положения монопсониста.

На рынках ресурсов возможностей для появления монопсонии гораздо  больше. Достаточно, чтобы какой-то ресурс потреблялся только одной  отраслью и в этой отрасли по тем или иным причинам существовала всего одна фирма. Причиной существования одной фирмы в отрасли и, как следствие, монопсонии на некоторый ресурс может быть естественная монополия в этой отрасли. Например, единственная в хозяйстве железнодорожная компания будет монопсонистом на рынке локомотивов, железнодорожных вагонов, рельсов и шпал (при условии невозможности экспорта этих товаров в другие страны).

 Как видно, в вышеуказанном  случае, монопсония фирмы на рынке  ресурса сочетается с монопольным  положением этой фирмы на рынке  ее продукта. Подобная ситуация  может наблюдаться не всегда. Если фирма, конкурирующая с  множеством других фирм на  рынке своего продукта, приобретает  некоторую власть над своими  поставщиками, она будет являться  в некоторой степени монопсонистом. 

Монополист сам устанавливает  цену на свою продукцию, и у него нет конкурентов, которые могли  бы предложить этот же продукт по более  низкой цене. Монополист не может повышать цену сколь угодно высоко - покупатели уйдут с рынка. Но из всевозможных ее значений он выбирает такое, которое  при заданных функциях спроса и затрат принесет ему наибольшую прибыль.

Фирма, являющаяся монопсонистом, обладает точно такой же возможностью - она может предлагать продавцам  такую цену, какую захочет, и никто  не предложит им цену более высокую. Фирма-монопсонист тоже не может  снижать цену бесконечно, иначе продавцы ресурса откажутся его продавать. Но она может при заданной кривой рыночного предложения ресурса  выбрать на ней точку, обеспечивающую ей получение максимальной прибыли.

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Цель курсового исследования достигнута путём реализации поставленных задач. В результате проведённого исследования можно сделать ряд выводов. Многообразие рыночных структур охватывается тремя теоретическими моделями: совершенно конкурентный рынок, монополия, монополистическая конкуренция.

 1. Совершенная, или свободная, конкуренция - это такая модель рынка, при которой влияние каждого участника экономического процесса на ситуацию на рынке настолько мало, что им можно пренебречь.

Свободная конкуренция имеет  место там, где действует множество  независимых производителей однородных товаров и услуг (молока, стандартизированной  пшеницы) и доля каждого производителя  мала настолько, что он не может ощутимо  менять предложение продукции, а  значит, и сложившуюся цену. Из-за одинаковости товара ценовая конкуренция  здесь отсутствует. Однако на таком  рынке сотни и тысячи предприятий  не выживают, при этом свободный  доступ привлекает туда новых предпринимателей. Свободная конкуренция на практике встречается не часто.

2. Чистая монополия существует, когда одна фирма является  единственным производителем данного  продукта. Изменяя объемы предложения  своей продукции, монополист по  существу диктует потребителям  и свою цену. Экономическая мощь  и эффективность малозатратного  производства делают практически  невозможным проникновение в  эту отрасль других фирм.

3. Монополистическая конкуренция  предполагает сочетание монополии  и конкуренции и складывается  там, где много сравнительно  небольших производителей предлагают  похожую, но не одинаковую продукцию  (разные виды одежды, обуви, мебели).

Многочисленность таких  фирм не позволяет каждой из них  в отдельности влиять на рыночное предложение и цену и мешает тайному  сговору для овладения рынком. Поэтому между ними идет как ценовая, так и неценовая конкуренция. Монополистическая конкуренция  на практике встречается очень часто (рестораны, станции технического обслуживания, банки).

В процессе данной работы нам  удалось определить то, что:

  • Монополия возникает обычно там, где отсутствуют реальные альтернативы, нет близких заменителей, выпускаемый продукт в известной степени уникален, велики барьеры вступления в отрасль;
  • Главной целью монополиста является получение максимальной прибыли, для чего он чаще всего использует положительный эффект масштаба;
  • Главной целью всякой антимонопольной политики является пресечение монополистических злоупотреблений;
  • Основной путь борьбы с негативными сторонами естественных монополий состоит в государственном контроле над ценообразованием на естественно-монопольные товары и/или за объемом их производства;
  • Основанием для приведения в действие антимонопольной политики является наличие любого из двух основных признаков монополизации рынка, а именно: либо концентрации очень большой доли рынка в руках одной фирмы, либо переплетения ведущей фирмы с конкурентами;
  • Главным органом, осуществляющим антимонопольную политику в России, является Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Закон РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» N 948-1 от 22 марта 1991 года (в ред. Федерального закона от 07.03.2005 N 13-ФЗ).

2. Федеральный закон «О  естественных монополиях» N 147-ФЗ  от 17 августа 1995 года (в ред. Федерального  закона от 29.06.2004 N 58-ФЗ).

3. Белокрылова О. С.  Теория переходной экономики. - Ростов-на-Дону: «Фениикс», 2002.

4. Винокурова М.А., Демина  М.П. Экономическая теория. Ч1.- Иркутск:  Изд-во ИГЭА, 2003.

5. Герасимов В.Г., Соколинский  З.В. Экономическая теория в  структурно-логических схемах -- Белгород: Белаудит, 2000.

6. Журавлева Г. П. Экономика. - М.: Юристъ, 2004.

7. Курс экономической  теории: Учебник / Ред. коллегия: М.Н.  Чепурин, Е.А. Киселева. - 4-е изд., перераб. и доп. - Киров: Изд-во  «АСА», 2001.

8. Липсиц И.В. Экономика,  кн.2. М.: изд-во «Вита-Пресс», 2000.

9. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики. -- М.: Инфра-М, 2001.

10. Никифоров А.А. Концепция  антимонопольной политики и реформа  // Вестник Моск. ун-та. Сер.6., Экономика. - 2004. - №1.

11. Основы экономической  теории / Под ред. С. И. Иванова. -- М: Вита-Пресс, 2000.

12. Сажина М.А., Чибриков  Г.Г. Экономическая теория. -- М.: Норма,  Инфра-М, 2001.

13. Современная экономика.  Многоуровневое учебное пособие  - Ростов-на-Дону: Изд-во "Феникс", 2000.

14. Симкина Л. Г., Корнейчук  Б. В. Микроэкономика. - СПб.: Питер, 2002.

15. Шумпетер И. Капитализм, социализм и демократияю - М., 1995.

16. Базелер У., Сабов З., Хайнрих Й., Кох В.: «Основы экономической теории: принципы, проблемы, политика, германский опыт и российский путь» – СП б: Издательство «Питер», 2000г.

17. Булатов А.С.: «Экономика». Учебник. 3-е изд., перераб. и доп.– М.: Юристъ, 2001г.

18. Грязнова А.Г. и А.Ю. Юданов: «Микроэкономика. Теория и российская практика». Учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям и направлениям. 2 изд. – М.: ИТД «КноРус», «Издательство ГНОМ и Д», 2000г.

19. Корогодин: «Общая экономическая теория». Учебное пособие для студентов неэкономических факультетов вузов. – Воронеж: Издательство Воронежского государственного университета, 2000г.

  1. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики. Учебник для вузов. - М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА-М., 1999г.
  2. Райзенберга Б.А.: «Курс экономики». Учебник – ИНФРА-М, 1997г.
  3. Сумцова Н.В., Орлова Л.Г., Прапович В.В., и др.: «Экономическая теория». Учебник для вузов / Под ред. Сумцовой Н.В., Орловой Л.Г. – М.: Юнити-Дана, 2000г.
  4. http://d-66-2007.narod.ru/glava2/2_11.htm
  5. http://works.tarefer.ru/99/100640/index.html
  6. http://xreferat.ru/113/1229-1-struktura-rynka.html
  7. http://www.coolreferat.com
  8. http://freepapers.ru/110/rynochnaya-vlast-konkurenciya-i-monopoliya/1947.html

 


Информация о работе Структура рынка и рыночная власть