Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2014 в 07:21, контрольная работа
В условиях ограниченности экономических ресурсов, а, следовательно, и производственных возможностей, безграничности потребностей обществу необходимо выбирать и решать, что производить, от чего отказаться, куда, в какие производства направлять экономические ресурсы, сколько и как производить, как распределять также количественно ограниченные произведенные товары. Общество должно выработать какой-то порядок решения этих вопросов. Только при наличии механизма согласования, координации хозяйственной деятельности отдельных людей, предприятий, организаций может достигаться плодотворное экономическое сотрудничество между членами общества.
Введение
Сущность и структура экономической системы
Трансформация структуры экономической системы
Заключение
Список использованной литературы
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего профессионального
образования
«Российский государственный профессионально-педагогический университет»
Институт экономики и управления
Кафедра экономической теории
Контрольная работа по дисциплине
«Теоретический анализ экономических систем»
Тема «Структура экономической системы и ее трансформация»
Екатеринбург
2014 г.
Содержание
Введение
Заключение
Список использованной литературы
Введение
В условиях ограниченности экономических ресурсов, а, следовательно, и производственных возможностей, безграничности потребностей обществу необходимо выбирать и решать, что производить, от чего отказаться, куда, в какие производства направлять экономические ресурсы, сколько и как производить, как распределять также количественно ограниченные произведенные товары. Общество должно выработать какой-то порядок решения этих вопросов. Только при наличии механизма согласования, координации хозяйственной деятельности отдельных людей, предприятий, организаций может достигаться плодотворное экономическое сотрудничество между членами общества.
Таким образом, экономическую систему можно определить как совокупность упорядоченных элементов экономики, которые находятся в тесной взаимосвязи и образуют экономическую структуру общества.
Каждой системе присуща национальная модель организации хозяйства. Этот факт обуславливается различными уровнями экономического развития, социальными и национальными условиями, существующими в странах.
1.Сущность и структура экономической системы
Экономическая система - это чрезвычайно сложная категория, масс разветвлённую структуру, систему законов ее функционирования и развития. Речь идет не о простом наборе различных элементов, а об их построение, где есть основные системообразующие элементы, определяющие природу экономических систем, сочетание общеэкономических и специфических законов.
Источником развития экономических систем, перехода от одной экономической системы в более высокую, глубина и острота которых определяет, может ли система быть усовершенствована благодаря реформам, перейти на высшую ступень развития, как мы это видим на примере эволюции экономической системы капитализма, или она настолько неэффективна, настолько изжила себя, что только революционные методы, т.е. ликвидация ее, замена новой системой обеспечат социально-экономический прогресс, как мы это видим на примере нашей страны, когда речь идет о переходе от административно-командной системы к рыночной экономике.
Основные структурные элементы экономической системы. Основу экономической системы составляет общественное разделение труда. Это определяется тем, что специализация предприятий на производстве отдельных продуктов и тем более их частей, деталей порождает экономические связи, превращает народное хозяйство в единое целое.
Современные производительные силы, которые основываются на развитом общественном разделении труда, является сложной структурой взаимосвязанных отраслей и производств. И если считать, что каждому этапу развития общества присущи и своеобразная техника, и технология производства, то есть технологический способ производства, и своеобразное соотношение между сферами и отраслями народного хозяйства, то вполне понятно, что все это находит обобщенное выражение в специфической структуре общественного производства.
Одновременно способ производства охватывает производственные отношения как общественную форму производительных сил. Поэтому общественное разделение труда означает распределение не только средств производства, но и рабочей силы. Для удовлетворения разнообразных потребностей общества требуется различные и количественно-определенные массы общественного совокупного труда, т.е. распределение общественного труда в соответствующих пропорциях. Следовательно, общественная организация труда - это не хаотичное движение рабочей силы, а ее распределение и функционирование в строгом соответствии с потребностями общества. Пропорциональность общественного производства является объективной необходимостью его успешного развития.
Экономическая система имеет сложную структуру, но при этом все ее составные элементы соподчиняются целому.
С практической точки зрения, целесообразно выделение отдельных подсистем (например, финансовая система, промышленность, аграрный сектор и т.п.), которые имеют определенное собственное содержание, но в единстве образуют новое качество экономической системы (целое нетождественно простой сумме свойств отдельных элементов). Между подсистемами существует система связей, определяющих характер их субординации (соподчинения).
В целом экономическая система отражает особую структуру общества, возникающую из практики хозяйствования в конкретных условиях. В ней представлены хозяйственные навыки, традиции, духовное состояние народа, господствующие у него ценности и своеобразие понимания им мира. На первый взгляд, это не предполагает наличия одинаковых систем (они всегда конкретны, идентичны культуре, которую отражают), тем не менее, можно попытаться выделить некоторые общие признаки, черты и свойства, построить классификацию экономических систем.
Развитие общественного производства, открытость экономических систем для постоянного обмена с внешней средой способствуют обогащению оригинала новым материалом, что вызывает потребность во внутрисистемных изменениях. Результатом их может стать обновленная модель экономики. В экономической науке используется понятие «экономическая модель» – слепок с реальной действительности, результат познания, в той или иной степени соответствующий оригиналу.
В ходе исторического развития человеческого общества сложились несколько типов (моделей) экономических систем, различающихся, прежде всего, путями и способами решения главных экономических проблем (что, как и для кого производить). Более конкретными отличительными признаками, по которым их можно сопоставлять, сравнивать, являются:
- преобладающие формы и виды собственности,
- экономическая власть и
- формы хозяйствования,
- место и роль рынка и рыночных отношений,
- характер государственного
Трансформация предполагает изменение компонентов, параметров, пропорций, связей экономической системы, которые, накапливаясь, обусловливают переход ее в новое качественное состояние. Трансформация – это не просто самораскрытие системы, актуализация заложенных в ней потенций, изменение состояний, форм функционирования. Благодаря трансформации система выходит на иной уровень функционирования, прежде недоступный и невозможный для нее, меняя при этом свою организацию. Трансформация представляет собой объективно-субъективный процесс, с одной стороны, происходящий в соответствии с объективными законами, а с другой – инициируемый и регулируемый субъектами с целью его ускорения и придания ему определенной направленности.
Выделяются такие пути трансформации как эволюционный, реформационный (модернизационный), революционный.
Эволюционная трансформация – непрерывный процесс саморазвития, источник которого находится в самой системе, охватывающий всю систему и предполагающий постепенное становление системной целостности на основе разрешения объективно возникающих противоречий путем действия экономических сил; это постепенный, плавный процесс, не предполагающий резких скачков, бифуркаций.
Реформационная (модернизационная) трансформация, осуществляемая «сверху» посредством реформ, предполагает преобразование значительной части параметров системы в рамках сохраняющихся ее базовых свойств по инициативе реформаторских сил. При реформе экономических систем происходит лишь корректировка отдельных их элементов с целью улучшения эффективности старой системы без изменения ее основ. Следовательно, реформу можно рассматривать как скрытый этап трансформации. Имея разную степень глубины, реформы создают условия для последующего качественного перерождения системы, именно поэтому имеет смысл говорить о реформационной трансформации, которая, вписываясь в логику эволюционных процессов, существенно ускоряет их.
Революционная трансформация предполагает «снятие» старой системы и становление новой в ускоренном, революционном режиме. Революционная трансформация связана с разрушением прежних экономических и социальных структур и созданием новых при активном участии политических и властных сил.
Трансформация экономической системы начинается с трансформации форм собственности. Поэтому форма собственности - центральный элемент экономической системы. В соответствии с законом неравномерного экономического развития именно тип собственности определяет интенсивность трансформации экономической системы.
В большинстве развитых стран авангардом в экономической системе с точки зрения повышения конкурентоспособности экономики за счет инноваций, совершенствования технологий и производств выступает государственный сектор экономики.
Наибольшее распространение государственный сектор получил в Австрии. Во многих отраслях экономики этой страны, прежде всего в топливно-энергетическом комплексе, электроэнергетике, в сфере транспорта, доля государственной собственности превышает 78 %. Далее по удельному весу государственной собственности в экономической системе следуют Франция, Великобритания, Германия, Нидерланды, Италия, Швеция. В США государственные расходы составляют более 1,5 трлн дол., или 35 % совокупного производства.
В настоящее время выделяются три модели государственной собственности: западноевропейская (Португалия, Франция и ряд других стран), североамериканская (США и Канада) и азиатская (Япония и Южная Корея). В России за основу принята североамериканская модель, далеко не самая подходящая для нашей страны. Размеры российского государственного сектора незначительны, его финансирование урезано до предела, а результаты его функционирования крайне неудовлетворительные. При этом переплетение интересов чиновников и представителей бизнеса лишает российский государственный сектор необходимой степени прозрачности и эффективности.
Формально государственная собственность по-прежнему остается доминирующей в топливно-энергетическом и оборонном комплексах, медицинской и микробиологической промышленности, в сфере транспорта и связи. Наименьшее распространение частная форма собственности получила в отраслях естественных монополий - электроэнергетике и железнодорожном транспорте. Однако в последние годы позиции государственной собственности явно ослабевают. Истинные различия в «архитектуре» государственной собственности просматриваются при более детализированном сравнении отраслевых структур. Наиболее «болезненным» сегментом отечественного государственного сектора с полным основанием можно считать его промышленную часть.
Масштабы государственного сектора в России настолько сжаты, что, по сути, российское правительство лишило себя основного рычага управления и модернизации национальной промышленности. Приватизация привела к тому, что в электроэнергетике доля государственного сектора оказалась более чем в 10 раз ниже, чем во Франции, где эта отрасль почти полностью обобществлена. Примечательно, что в Австрии, Великобритании, Австралии, Швейцарии и Канаде в середине 1980-х гг. более трех четвертей всех активов электроэнергетики также находилось в руках государства.
Но, несмотря на столь «впечатляющий» результат принято решение о дальнейшей приватизации данной отрасли. Если представить, что в России будут функционировать даже несколько частных компаний, то все равно они станут монополистами для данной территории. Регулирование тарифов в этих условиях проблематично. Предположим, что для населения тарифы регулирует государство. Однако компании будут устанавливать свои тарифы для предприятий, которые вынуждены, будут платить, ибо энергия им нужна. Удорожание энергии повлечет за собой увеличение стоимости промышленной продукции, снизит ее конкурентоспособность, вызовет виток подорожания всех видов продукции.
В нашей стране имеется негативный пример распада некогда общесоюзной государственной компании «Аэрофлот» на ряд компаний, в результате чего каждая из них не может заказать достаточное количество современных самолетов из-за нехватки средств, что ведет к упадку всей отрасли. В других странах стремятся к слиянию компаний для получения большей устойчивости в рыночных условиях. В России часто бывает наоборот, а ситуация может становиться просто абсурдной.
Ненамного лучше положение дел в топливной промышленности: доля государственного сектора в данной сфере во Франции, например, не опускалась ниже 40 %, а в России она не достигает и 4 %. В цветной металлургии российский государственный сектор имеет меньшую долю, чем французский в 1982 г. Если учесть, что после 1982 г. французский сектор расширил свое присутствие в отрасли в 3,7 раза, то становится ясно, что Россия движется в направлении, обратном общемировой тенденции.
Информация о работе Структура экономической системы и ее трансформация