Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 14:11, курсовая работа
Целью исследования является характеристика и анализ структурного кризиса в России на этапе перехода к рынку.
Для достижения указанной цели решались следующие задачи:
1.дать понятие, выделить и раскрыть сущностные признаки структурных кризисов;
2. рассмотреть опыт регулирования структурных кризисов;
3. проанализировать структурный кризис в России на этапе перехода к рынку;
4. охарактеризовать особенности российской экономики в начале ХХI века.
Введение
Глава 1. Общая характеристика структурных кризисов
1.1 Структурные кризисы: понятие и сущность
1.2 Опыт регулирования структурных кризисов
Глава 2. Проблемы перехода России от плановой к рыночной экономике
2.1 Структурный кризис в России на этапе перехода к рынку
2.2 Особенности российской экономики в начале ХХI века
Заключение
Список использованных источников и литературы
• В частности, для преодоления сырьевых кризисов во многих странах проводится довольно многоплановая политика создания и широкого использования заменителей, например, энергетических источников;
• переоборудования на основе достижений НТР технической базы — сырьевых источников и их инструментария;
• резервирования, в случае целесообразности, при низких мировых ценах на сырье, собственных сырьевых источников и пр[5].
Модернизация производств, как правило, сопровождается выталкиванием на улицу работников отживших производств. При массовости этого явления возникает кризис занятости, требующий собственных механизмов и собственной политики регулирования.
Наряду с перечисленными деформациями, обусловливающими структурные кризисы, которые полагаем возможным назвать деформациями «экономического роста», в условиях постиндустриального развития возникают два новых вида деформаций:
1)деформации
2)деформации, связанные с
взаимодействием стран в
Они обусловливают новые формы структурных кризисов, отсутствующие в период индустриального развития.
В частности, одной из важнейших
проблем сегодняшнего дня являются
финансовые кризисы, отражающие, с одной
стороны, деформации между «внутристрановым»
денежными и товарными
На уровне глобальной экономики периодически возникает специфический сырьевой нефтяной кризис, который также отражает деформации между товарными и денежными (ценовыми) потоками на межнациональном уровне.
Таким образом, особенностью
современного этапа развития является
доминирование структурных
Россия, длительное время являвшаяся лидером противоборствующих стран, в условиях формирования индустриального и военного потенциала и отсутствия рыночных механизмов значительно дольше сохраняла промышленную и военную ориентацию.
Усилившийся в связи с этим разрыв между промышленными, военными и гражданскими структурами обусловил актуальность, остроту и сложность решения этих проблем сегодня.
В результате длительной ориентации
страны на преимущественное развитие
средств производства и ВПК произошли,
глубокая деформация структуры национальной
экономики получили необычайно мощное
развитие ВПК и обслуживавшие
его отрасли I подразделения и
недостаточное — отрасли
За счет ВПК и развитого I подразделения страна превратилась в великую мировую державу, способную к военному противостоянию противнику.
За счет концентрации усилий
страны к 80-м гг. удалось достичь
определенных успехов. Официальная
статистика констатировала опережение
Советским Союзом Соединенных Штатов
Америки по производству ряда важнейших
стратегически средств
Вместе с тем, экономика приобрела однобокий характер, с одной стороны — мощный ВПК и базовые отрасли I подразделения; с другой — не получившие достаточного развития противоречиво развивающиеся «нестратегические» отрасли экономики, представляющие ее деформированную структуру в конце ХХ в.:
• крайне слабо развитые гражданские отрасли, не имеющие современной технической базы, соответствующей достижениям научно-технического прогресса;
• неразвитая система услуг;
• значительный спад производства в топливной и сырьевых отраслях;
• застойное состояние сельского хозяйства;
• замедленный рост производства предметов потребления и т. д[6].
Следствием явился глубокий и затяжной экономический кризис, развернувшийся в стране с начала 80-х годов.
1.2 Опыт регулирования
В настоящее время в
интерпретации кризиса и
Применительно к экономическим кризисам российским исследователем А.А. Богдановым[7] в начале 1920-х годов впервые было доказано, что кризисы являются органической частью процесса экономического развития, его фазой; кризисы имеют как «дизъюнктивный» (дестабилизирующий, расщепляющий), так и «конъюнктивный» (интегрирующий) характер. Позднее, в 1939 г., в своем классическом исследовании «Деловые циклы» выдающийся экономист Й. Шумпетер подчеркивал бесперспективность усилий подавить или уничтожить кризис.
Такое понимание кризиса
максимально приближает его к
универсальной
Поэтому «бороться» с кризисом
все равно, что бороться с плохой
погодой или опасным природным
явлением (землетрясением, наводнением).
Речь должна идти не о борьбе, а об
управлении кризисом или его регулировании.
Оно включает: (а) достоверную оценку
рисков и прогнозирование последствий
принимаемых решений в
В предлагаемом концептуальном
подходе политика в отношении
кризиса не исчерпывается антикризисными
мерами, она представляет собой процесс,
который, помимо собственно реагирования
на кризисную ситуацию, включает также
фазы предкризисного и посткризисного
регулирования, перечисленные выше
в пунктах (а) - (в). Эти фазы управления
должны быть интегрированы в концепцию
и стратегию долгосрочного
Упомянутая выше концепция
управления кризисом означает, что
во главу угла ставится способность
экономики и общества в целом,
его политических лидеров обеспечить
устойчивое развитие (как с точки
зрения снижения уязвимости, так и
посткризисного выхода на новый, более
устойчивый уровень), а не только эффективное
реагирование на спад: последнее необходимо,
но недостаточно. Эти цели достигаются
благодаря двум сопряженным направлениям
экономической политики: во-первых,
диверсификации экономики, во-вторых,
антикризисному регулированию экономического
развития (в широком смысле, включая
управление рисками), обеспечивающим устойчивость
развития и снижение уязвимости к
факторам кризиса. Прогресс в области
диверсификации экономики, по крайней
мере, в России, является важным критерием
оценки успешности и времени выхода
ее из кризиса. Представляется, что
отмеченная выше особая болезненность
последствий текущего экономического
кризиса в России обусловлена
совокупностью проблем, относящихся
к обоим направлениям; тогда как
высокая уязвимость к кризису
развитых стран связана, главным
образом, с проблемами второго из
указанных направлений
Для России из вышесказанного
следует необходимость
Для реализации этих задач
требуется, во-первых, отказаться от упрощенного,
одностороннего понимания диверсификации
и самого инновационного развития,
зачастую отождествляемого исключительно
с высокотехнологичными производствами,
особенно информационной сферой. По сути,
дело не в сфере генерации и
применения новых знаний и технологий,
а в степени их использования,
глубине «проникновения» в
О том, что эти страны действуют
именно в указанном направлении,
свидетельствуют их антикризисные
программы совокупной стоимостью более
2,8 трлн. долл., масштаб действия которых
нередко сравнивают с «новым курсом»
Ф. Рузвельта в 1930-е годы, направленный
на выход из Великой Депрессии. Однако
в отличие от него современные
антикризисные программы
Указанная политика предусматривает
оказание активной помощи развитию энергоэффективных
и энергосберегающих технологий
и производств, возобновляемой энергетики,
а также энергетической и транспортной
инфраструктуры. Им выделяется значительная,
а в ряде случаев преобладающая
часть средств, поскольку именно
эти сегменты экономики отличаются
повышенным инновационным потенциалом
и мультипликатором создания рабочих
мест и производства добавленной
стоимости. Инвестиции ведущих стран
мира на эти направления развития
оцениваются в 430 млрд. долл., что
составляет около 15% совокупных расходов
на антикризисные программы. Однако
эта цифра вуалирует
В результате, в Китае, в стимулирующем пакете которого общим объемом 585 млрд. долл. особое место отведено энергетическим и транспортным инфраструктурным объектам, по итогам I полугодия 2009 г. рост ВВП составил 7,5%, промышленного производства - 10,7%[12].
Что касается Ю. Кореи, то реализуемая ею государственная пятилетняя программа развития экологически чистых производств (2009-2013 гг.) предусматривает создание точек и зон будущего экономического роста и новых рабочих мест (от 1,56 до 1,81 млн.). Стоимость программы - 107 млрд. корейских вон, или 85 млрд. долл., что составляет около 2% ВВП. Осуществление этой программы, прежде всего с помощью налоговых и кредитных стимулов для компаний, занимающихся разработками в области возобновляемой энергетики, включая солнечную и ветровую энергетику, производством биотоплив и автомобилей с гибридными двигателями, торговлей квотами на выбросы парниковых газов, призвано к 2020 г. обеспечить достижение амбициозной цели - выхода страны на седьмое место в мире по показателю энергоэффективности экономики и ее способности адаптироваться к изменению климата[13].
В российской антикризисной
программе есть упоминание о перечисленных
выше задачах, но не более. Доля затрат
на модернизацию энергетической и транспортной
инфраструктуры, развитие альтернативной
энергетики и связанных с этим
НИОКР в отечественном
Учитывая сказанное, скорректированные антикризисные программы для России и ее регионов должны быть ориентированы на нововведения (что, конечно, не означает их наполнения исключительно инновационными мерами), и отражать стратегический подход к регулированию кризиса, выход из которого, судя по всем признакам, примет затяжной характер[15]. Таким образом, фактор времени для модернизации экономики, повышения ее конкурентоспособности становится поистине определяющим. При этом модернизация производства одновременно должна выполнять функции смягчения последствий кризиса, т. е. обеспечивать занятость и получение доходов. Структурный кризис не только не должен превратиться в тормоз на пути научно-технических и институциональных нововведений, но напротив, развитие инноваций призвано стать тем поистине «золотым ключиком» к решению порожденных этим кризисом проблем и к выходу из него на «столбовую дорогу» экономики знаний[16].
Глава 2. Проблемы перехода России от плановой к рыночной экономике
2.1 Структурный кризис в России на этапе перехода к рынку
За исторически короткий
период существования СССР были испробованы
различные формы организации
государственной экономики и
даже предпринимались попытки
Информация о работе Структурные кризисы, их сущность и последствия