Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2013 в 17:58, курсовая работа
В прошлом внешнеэкономической деятельностью той или иной страны занимались преимущественно те национальные формы, для которых рынок их стран оставался главным. В последние десятилетия многие из них превратились в транснациональные корпорации (ТНК), для которых полем деятельности (торговой, промышленной, финансовой) является весь мир. В результате ТНК стали важной частью механизма мирового хозяйства. Причем их интересы не всегда совпадают с интересами национальных экономик, включая страны и их происхождение.
Все больше сращиваясь, экономики многих соседних стран образуют региональные интеграционные объединения. Они существуют в разных частях света. Подобные образования стали заметной частью механизма мирового хозяйства, а некоторые интеграционные объединения вообще выступают во внешнем мире от лица входящих в них стран.
Введение………………………………………………………………………………………….2
1. Понятие мирового хозяйства…………………………………………………………………3
2. Субъекты мирового хозяйства………………………………………………………………..6
2.1. Субъекты мирового хозяйства на микроэкономическом уровне………………………...7
2.2. Государства как субъекты мирового хозяйства. Основные черты и особенности……12
Заключение……………………………………………………………………………………...20
Список использованной литературы………………………………………………………….23
В условиях плановой
экономики основная цель
Под этот план предприятию
доводились необходимые ресурсы
и конкретные поставщики, а также
указывались и потребители
Типология фирм может основываться на разных критериях - размере, особенностях организации, форме собственности, типе рыночного поведения. Исходя из целей нашего анализа, определим типы фирм в зависимости от рыночного поведения.
Предпринимательская фирма представляет собою образование, которое принадлежит одному владельцу. Обычным для нее является объединение функций управления и собственности и нацеленность на максимизацию прибыли. Чаще всего такие фирмы представлены небольшими по размерам и специализированными по характеру деятельности хозяйственными субъектами, рыночное поведение которых в наибольшей степени соответствует конкурентным признакам.
Капиталистическая фирма - это
принадлежащее многим владельцам капитала
образование, имеющее сложную
Самоуправляющаяся фирма
представляет собою образование, принадлежащее
коллективу работников. Как само это
явление, так и рыночное поведение
самоуправляющихся фирм пока мало исследованы.
Теоретически, принимая в качестве
такой цели такой фирмы максимизацию
трудового дохода, можно предположить,
что кривая предложения самоуправляющейся
фирмы будет иметь
Государственная фирма обычно
трактуется как фирма, принадлежащая
государству. Более точно ее можно
определить как фирму, в которой
определяющие решения в отношении
ее деятельности принимаются государством
или его органами. Обычно государственные
фирмы рассматривают в качестве
некоммерческих, финансируемых за счет
общества и действующих вне
Директорская фирма
Современный мир представляет
собой многообразную, сложную и
противоречивую в экономическом
и политическом отношении систему,
включает множество государств, зависимых
территорий и международных экономических
организаций. Все эти государства
связаны между собой
Государство представляет собой
форму политической и экономической
организации общества, отражающую интересы
господствующего класса, группы населения.
Господствующий класс превращает собственные
интересы в цели государства. На этой
основе происходит взаимодействие государственной
и хозяйственной деятельности. Это
предполагает приведение экономических
субъектов к определенному
Развитие государства тесно связано с национальным хозяйством. Национальная экономика обычно представляет собой разветвленный, сбалансированный комплекс, поэтому государство должно защищать пропорциональность хозяйства, сохранять или вновь создавать структурообразующие производства, обеспечивать их защиту от разрушающего внешнего воздействия, способствовать улучшению структуры экономики и повышению ее эффективности.
Экономику государства упрощенно можно рассматривать, как совокупность всевозможных предприятий, находящихся в тесной производственной, кооперированной, коммерческой и другой взаимосвязи между собой и государством.
Среди значительного количества государств с разнообразными показателями экономического развития принято выделять следующие группы стран: экономически развитые страны, страны с переходной экономикой (бывшие страны социалистического лагеря) и развивающиеся страны.
Промышленно развитые капиталистические
страны занимают господствующее положение
в мировом хозяйстве. К ним
относятся 24 государства, входящих в
ОЭСР. Все они, за исключением Японии,
являются европейскими или производными
от Западной Европы. Их отличает единый
в социально-экономическом
Промышленно развитые страны играют ведущую роль в мировом хозяйстве, так как капитал не может функционировать, не расширяя границ своих внутренних рынков.
В последнее время наблюдаются следующие тенденции развития промышленно развитых стран: возросла интеграция хозяйства промышленно развитых стран; резко увеличился положительный эффект внешнеэкономических связей; все обмены в основном происходят внутри самой подсистемы промышленно развитых стран, она воспроизводит сама себя, использует другие подсистемы для сохранения своего лидирующего положения.
С окончанием социалистической
эпохи в Восточной Европе открылась
возможность трансформации
Экономическая ситуация стран Восточной Европы в настоящее время лучше, чем когда-либо после 1991 г. Рост экономики государств Восточной Европы, ускоряется. Лидерами региона являются Венгрия и Польша. Основным источником экономического оживления в рассматриваемых государствах выступила промышленность.
В мировом хозяйстве страны группы переходного периода играют не очень заметную роль. В мировой торговле они либо участвуют либо топливно-сырьевым экспортом, либо промышленными товарами ограниченного ассортимента и низкого качества.
Большинство государств группы развивающихся стран образовались в результате национально-освободительной войны, распада колониальной системы в 50—60-е гг. прошлого века. Их особенность состоит в том, что наряду с индустриальными существуют доиндустриальные типы производственных сил — многоукладность социально-экономической структуры. Слаборазвитость и отсталость стран обуславливает низкий уровень развития производительных сил. Существует внешнеэкономическая ориентация на промышленно развитые страны — аграрно-сырьевая специализация производительных сил.
Развивающиеся страны обладают богатейшими природными и людскими ресурсами, однако ресурсы распределены неравномерно: 45 стран обладают преобладающей частью ресурсов всех развивающихся стран. В 2/3 развивающихся стран вообще нет значительных запасов минерального и энергетического сырья4.
Около пятой части совокупного
ВВП развивающихся стран
Центральное место во внешнеэкономических отношениях развивающихся стран принадлежит внешней торговле. Развитие ее происходит неравномерно, так в 1980-х гг. темпы прироста экспорта были ниже в сравнении с промышленно развитыми странами, однако со второй половины 1980-х гг. произошло увеличение вывоза товаров из развивающихся стран, что свидетельствует об углублении процесса индустриализации (прежде всего в НИС — новых индустриальных странах). Произошли изменения в ассортименте экспорта и импорта: с развитием отраслей обрабатывающей промышленности экспорт готовых изделий из развивающихся стран в 60—70-е гг. приобрел существенные масштабы. Темпы вывоза обрабатываемых изделий обгоняли товарный экспорт, с 1988 г. продукция обрабатывающей промышленности заняла основное место в экспорте развивающихся стран.
Для современного мирового
хозяйства очень актуальны
В результате даже возникло
мнение о том, что к середине нашего
столетия такие государства, как
Германия, Италия, Соединенные Штаты,
Япония, не будут более цельными
социоэкономическими и
Сужая сферу деятельности
национальных правительств, глобальный
рынок подтачивает основы государственного
суверенитета. Благодаря прогрессирующему
размыванию границ между национальными
экономиками проблемы, ранее считавшиеся
исключительно
Так, например, государства — члены Европейского Союза передают часть своих суверенных прав наднациональным органам управления. Раньше это касалось экономических вопросов, теперь — валютно-финансовых (как пример можно привести ввод евро в странах «еврозоны»), в перспективе — вопросов внешней политики и обороны.
Роль государства в экономике проявляется, прежде всего, в создании гарантированных рынков для компаний внутри страны и за рубежом, его участии в накоплении капитала, регулировании внутренних и внешних экономических связей в общенациональных интересах, непосредственно в производстве ВВП. Это достигается в основном перераспределением национального дохода через государственные финансы.